Годовой отчёт учителя-логопеда 2013-2014 учебный год
материал по логопедии (подготовительная группа) на тему

Орлова Антонина Сергеевна

Отчёт работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Областное государственное образовательное бюджетное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

«Областной детский дом №1»

Отчёт

о проделанной работе за 2013/2014 учебный год

учителя-логопеда

Орловой Антонины Сергеевны

г. Биробиджан

Коррекционно-логопедическая работа в подготовительной группе  проводилась с 10.09.13 по 19.05.14 года.

 На начало учебного года  было обследовано 15 детей в возрасте 6-7 лет. В течение года поступили в группу шестеро детей (Духовников Александр, Калманова Алина, Сандрюков Иван, Гоменюк Екатерина, Левченко Елизавета, Кидряшева Ярославна). Выбыли из группы четверо воспитанников данного возраста (Овчарова Юлия, Алексеева Алёна, Калашникова Полина, Калманова Алина). Количество детей к концу учебного года составило 17 человек.

Выявление уровня актуального речевого развития детей, зачисленных на логопедические занятия и обработка данных обследования для объективного логопедического заключения, позволяют обобщить следующие данные о дефектах речи обследованных  детей в течение года:

  • Фонетический дефект –  1 человек (Калманова А.);
  • Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – 0;
  • Лексико-грамматическое недоразвитие речи — 0;
  • Нерезко выраженное общее недоразвитие речи  - 3 (Васюк М., Салмашов А., Духовников А.);
  • Общее недоразвитие речи 3 уровень развития – 10;
  • Общее недоразвитие речи  2 уровень- 4 (Мурашкин В., Санин Ю., Бугров Т., Долматов Г.);

Коррекционная работа проводилась по программе Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В.. Данная программа направлена на преодоление ОНР путём использования поэтапной системы формирования речи. В основу коррекционной системы обучения и воспитания детей положены следующие принципы:

-раннее воздействие на речевую деятельность с целью предупреждения вторичных отклонений;

-развитие речи с опорой на онтогенез;

-взаимосвязанное формирование фонетико-фонематических и лексико-грамматических компонентов языка;

-дифференцированный подход в логопедической работе к детям с ОНР, имеющим различную структуру речевого нарушения;

-связь речи с другими сторонами психического развития.

        Все этапы обучения взаимосвязаны и взаимообусловлены: содержание обучения на каждом из предшествующих этапов подготавливает детей к прохождению нового, более сложного материала. Логопедические занятия являются основной формой коррекционного обучения.

В зависимости от структуры  дефекта и уровня подготовки все дети были разделены на 2 подгруппы.

В связи с этим была запланирована логопедическая работа по преодолению имеющихся у детей нарушений речи. Так в течение учебного года с детьми проводились фронтальные и индивидуальные занятия. Для устранения общего недоразвития речи на фронтальных занятиях реализовались цели по формированию грамматического строя, обогащению и активизации словаря, развитию и совершенствованию навыков словообразования, развитию связной речи. С вновь поступившими детьми основными направлениями в работе были: накопление пассивного и активного словаря, развитие артикуляционной, мелкой и общей моторики, формирование правильного дыхания,  голосоподачи и другие.

С детьми подготовительной группы проводились занятия по развитию лексико-грамматической стороны речи. На этих занятиях дети научились обобщать и классифицировать группы предметов, образовывать прилагательные от существительных, образовывать глаголы с приставками, подбирать однокоренные слова, подбирать признаки или действия к существительным. Также проводилась работа над антонимами, многозначностью слов, согласованием частей речи в предложениях, употреблением предложных конструкций и т.д.

Большое внимание в работе с детьми подготовительной группы уделялось развитию связной речи. На занятиях дети составляли различные по уровню сложности предложения, учились их распространять, опираясь на вопросы логопеда; составляли рассказы по сюжетной картине и по серии сюжетных картин (рассказы по образцу, по предложенному началу); учились пересказывать доступные речевым возможностям тексты.

С детьми подготовительной группы проводились и занятия по формированию фонетико-фонематических представлений и подготовке к обучению грамоте. С ними велась работа по знакомству со звуками, по умению определять наличие и место звука в слове, количество и последовательность звуков в слове, составление из ряда звуков нового слова, по дифференцировке звуков, сходных по артикуляторным и акустическим признакам. Все дети подготовительной группы овладевали навыками звукового, звукобуквенного и слогового анализа и синтеза, учились составлять звуковые и слоговые схемы.

К концу года все дети, прошедшие полный год обучения в подготовительной подгруппе (12 человек) научились читать слова и простые предложения. Эти дети могут объяснить прочитанное слово, ответить на вопросы по содержанию прочитанного. Магданов Роман, Долматов Глеб и Санин Юрий усвоили большинство букв, но сливают в слоги с помощью взрослого. У четверых детей (Сандрюков Иван, Гоменюк Екатерина, Левченко Елизавета, Кидряшёва Ярославна) этот навык затруднен: в силу позднего поступления, а у Ивана и Екатерины, ещё и  в силу особенностей памяти они с трудом запоминает буквы. Духовников Александр не смотря на поступление в середине учебного года и сложную адаптацию хорошо усвоил буквы и слияние их в слова.

Результаты обследований детей подготовительной группы на начало и конец года приведены в таблице 1.1.

Таблица 1.1.

Фамилия, имя

На начало года

На конец года

высокий

средний

низкий

высокий

средний

низкий

1.

Бугров Анатолий

46,5

82,5

2.

Бойко Яна

44,0

78,0

3.

Васюк Марина

45,0

82,0

4.

Гоменюк Екатерина

32,5

42,0

5.

Долматов Глеб

39,0

69,5

6.

Духовников Александр

58,0

82,5

7.

Шмырев Стас

56,0

67,5

8.

Лавров Кирилл

45,0

72,0

9.

Сандрюков Иван

27,0

49,5

10.

Лопатин Святослав

45,0

81,0

11.

Мурашкин Вадим

27,0

64,5

12.

Магданов Роман

33,0

77,5

13.

Райспер Руслан

41,0

78,5

14.

Салмашов Александр

69,5

85,5

15.

Санин Юрий

32,0

60,0

16.

Левченко Елизавета

47,0

62,0

17.

Кидряшева Ярославна

26,0

36,0

Итого:

0

3

14

8

6

3

На индивидуальных занятиях с детьми проводилась работа по развитию и совершенствованию артикуляционной моторики, формированию направленной воздушной струи, постановке дефектных звуков, их автоматизации и дифференциации (в случае смешивания и звуковой замены). Кроме того, у детей развивалось фонематическое восприятие (значительные улучшения отмечаются у Салмашова Александра, Лопатина Святослава, Райспера Руслана), формировались лексико-грамматические конструкции (значительные улучшения отмечаются у Лопатина Святослава, Бугрова Анатолия, Васюк Марины, Мурашкина Вадима, Бойко Яны), активизировались и развивались неречевые психические процессы, совершенствовалась мелкая моторика.

Динамика речевого развития детей подготовительной группы за 2013-2014 учебный год представлена в таблице 1.2.

Таблица 1.2.

 

На начало года (%)

На конец года (%)

Артикуляционная моторика

48,5

82,0

Звукопроизношение

42,0

84,5

Фонематическое восприятие

43,0

78,0

Звуко-слоговая структура слова

49,0

73,0

Грамматический строй речи

52,0

73,0

Словарь и словообразование

51,0

75,5

Связная речь

30,0

59,0

В результате проведенного в конце года обследования устной речи детей было выявлено, что уровень артикуляционной моторики вырос на 33, 5 %;

звукопроизношения – 42,5%;

фонематического восприятия - 35%;

звуко-слоговая структура слова - 24%;

грамматического строя - 21%;

словаря и словообразования – 24,5%;

связной речи - 29%.

В целом, уровень речевого развития детей подготовительной группы повысился на 20,0% (с 45,0% в начале года до 75,0% в конце года).

Из 17 выпускаемых в школу детей у 3 наблюдается чистая речь (Васюк Марина, Салмашов Александр, Духовников Александр), практически здоровая речь у (Райспер Руслан, Лопатин Святослав, Бугров Анатолий, Бойко Яна, Магданов Роман, Лавров Кирилл), у остальных отмечаются значительные улучшения в речи. Кидряшева Ярославна и Левченко Елизовета индивидуальные занятия не посещали в силу позднего поступления в группу.

Логопедическое заключение к концу учебного года было следующее:

  • Фонетический дефект –  0  человек;
  • Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – 0;
  • Лексико-грамматическое недоразвитие речи — 1 (Райспер Р.);
  • Нерезко выраженное общее недоразвитие речи  - 6 (Бугров Т., Магданов Р., Лопатин С., Бойко Я., Лавров К., Левченко Е.);
  • Общее недоразвитие речи 3 уровень развития – 6 (Мурашкин В., Санин Ю., Долматов Г., Шмырёв С.,  Гоменюк Е., Сандрюков И.)
  • Общее недоразвитие речи  2 уровень- 1 ( Кидряшева Я.);
  • Речь без дефектов (Васюк М., Салмашов А., Духовников А.)

На всех проведенных занятиях учитывался ряд специфических требований, обусловленных структурой и природой речевого дефекта, в связи с этим были проведены консультации для воспитателей в соответствии с годовым планом на темы: ««Использование мнемотехники в развитии речи старших дошкольников», «Особенности формирования активного словаря у детей», «Формирование выразительной речи у детей ».

Взаимосвязь с другими специалистами:

  1. Регулярно знакомилась с результатами диагностики, проведённой воспитателями.
  2. Регулярно знакомилась с содержанием работы воспитателей по коррекции речевых нарушений.
  3. Регулярно готовила необходимую документацию к заседаниям областной ПМПк.
  4. Проводила необходимое консультирование педагогов по логопедическим проблемам детей и коррекционной работе направленной на устранение речевого недоразвития.
  5. Велась тетрадь взаимосвязи между логопедом и воспитателями.

Логопедический кабинет пополнился методической литературой: Т.С. Перегудова «Вводим звуки в речь. Картотека заданий» 5 книг, Е.Н. Новикова «Зондовый массаж» в трёх книгах, О.С. Гомзяк «Говорим правильно в 6-7 лет»,О.С. Гомзяк «Говорим правильно в 5-6 лет», Л.Н. Смирнова «Обучение дошкольников чтению», Т.И. Гризик « Развитие речи и подготовка к обучению грамоте».

Логопедический кабинет был пополнен новыми пособиями:

  • Стенды для коррекции чтения и письма, «Домики звуков», «Картинки-символы для артикуляционной гимнастики».
  • Дидактические игры: «Болотные кочки» для коррекции слоговой структуры слова, «Читаем сами».
  • Ящик с песком и галькой, прищепки для коррекции мелкой моторики.
  • Коллекция игрушек для реализации технологии Ткаченко Т.А. «Моделирование и проигрывание сказки на индивидуальных логопедических занятиях».
  • Артикуляционные профили.

Также мною был изготовлен дидактический материал по логоритмике, пиктограммы для развития мимики, пособия на развитие длительной воздушной струи. Был напечатан материал по обучению грамоте: схемы чтения слогов, слов, предложений,  слоговые таблицы, на все буквы сделаны звуковые пеналы.

В октябре 2013 года мною было проведено открытое театрализованное занятие в подготовительной группе по социально- нравственном развитию «Зимние приключения колобка» для младших воспитателей слушателей курсов ИПКПР.

24 января 2014  провела открытое занятие «Мир волшебства» с показом кукольного спектакля «Рукавичка» и сценки «Лисичка и волк» для воспитателей ДОУ слушателей курсов ИПКПР.

14 мая провела открытое занятие по патриотическому воспитанию  «Путешествие по России» в подготовительной к школе группе для воспитателей детских домов слушателей курсов ИПКПР.

Совместно с О.А. Глебовой провела досуг в подготовительной и школьной группе, посвященного Международному дню театра «Посвящение в актёры» с показом сказки на новый лад «Теремок». В младшей группе организовала досуговую деятельность «Путешествие в страну Театрандию».

На новогодних каникулах мною было организованно мероприятие «Игры, шутки, прибаутки у ёлочки».

На недели здоровья подготовила театрализованное представление по правилам дорожного движения «Мы едем, едем, едем…»

С 24-27 марта совместно с педагогами ИПКПР проводила курсы повышения квалификации по теме «Современные системы специального образования и обучения детей с ОВЗ» для педагогов Углегорского муниципального района Сахалинской области.

18 апреля участвовала в проведении семинара «Лекотека», где выступала с темой  «Депривация как фактор влияния на физическое, интеллектуальное, личностное развитие ребёнка. Детские поведенческие реакции».

29 января посетила семинар «Инновационные здоровьесберегающие программы в образовании», «Новые технологии для новой школы».

24 апреля посетила семинар «За нравственный подвиг учителя» в ИПКПР.

Для педагогов детского дома провела консультацию 25.09.13 года «Особенности формирования активного словаря у детей»,  19.05.14 – «Раннее выявление речевых нарушений у дошкольников и методы их исправления».

Представляла собственный теоретический опыт на  сайте «Маам», где разместила уникальный педагогический проект «Использование сказки как метод коррекции речевых нарушений у старших дошкольников «Путешествие в сказочную страну»», речевая игра «Путешествие на паровозиках».

В течение года  мною были посещены все открытые занятия педагогов детского дома. В свою методическую копилку я взяла интегрированное познавательное занятия Е.И.Суминой «Продукты питания», развлечение  М.Г. Становой «Доброе слово».

Также мною были просмотрены занятия в старшей группе у О.А. Глебовой: занятие по ознакомлению с природным окружением «Осеннее путешествие птиц», познавательное занятие «Все профессии важны». В подготовительной группе у Становой М.Г. мною было просмотрено интегрированное познавательное занятие «Откуда к нам хлеб приходит?».  

В течение года работала над темой повышения профессионального мастерства: «Театральная деятельность как средство развития речи детей с ОНР». Итогом работы стало повышение интереса дошкольников к театру, а также создание картотеки «Театральные игры», альбома рисунков о театре, оформление альбома фотографий «Мы актёры», создание новых видов театральных кукол.

В рамках темы по самообразованию в старшей группе была показана театрализованная сказка «Лисичка сестричка и серый волк» и кукольный спектакль «Маша и медведь».

25 марта провела познавательное мероприятие «Что такое театр?»

Участвовала в организации праздников детского дома, в новогоднем утреннике, развлечении по ПДД «Красная шапочка», в изготовлении построек изо льда и снега.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы учителя-логопеда на 2013-2014 учебный год

Перспективный план работы учителя-логопеда на 2013-2014 учебный год разработан с учётом возрастных особенностей детей с общим недоразвитием речи 4-7 лет, посещающих группу компенсирующей направленност...

Годовой план работы учителя-логопеда на 2013-2014 учебный год

Годовой план работы на учебный год из опыта работы....

Годовой план организации коррекционной работы учителя-логопеда на 2013 – 2014 учебный год

Годовой план организации коррекционной работы учителя-логопеда на 2013 – 2014 учебный год...

аналитический отчет учителя-логопеда за 2013-2014 уч.год

аналитический отчет учителя-логопеда...

Анализ работы учителя- логопеда за 2013-2014 год.

Анализ работы учителя- логопеда за 2013-2014 год....

Годовой отчёт учителя - логопеда 2017-2018 уч. г.

Цель- создание учловий обеспечивающих овладение ребёнком нормами устной речи, способствующих развитию коммуникативных способностей ребёнка в соответствии с возрастными ииндивидуальными способностями....

Годовой отчёт учителя-логопеда ДОУ

Примерный вариант отчёта учителя-логопеда ДОУ  в конце года....