Конспект ООД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе на тему "Путешествие в космос"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Гарипова Альбина Сагидулловна

Конспект ООД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятие по обучению грамоте

в подготовительной группе

Тема: Путешествие в космос.

Задачи:

образовательные – продолжить обучать звуковому анализу и синтезу слов, учить детей образовывать имена прилагательные от имен существительных, закреплять умение детей делить слова на слоги, упражнять в придумывании предложений с заданным словом и составлении схем;

развивающие – отвечать на вопрос воспитателя полным ответом, развивать навык чтения слогов и слов, мышление, внимание, память;

воспитательные – создать хорошее настроение, воспитывать аккуратность, доброту, взаимовыручку, отзывчивость, чувство товарищества, умение слушать воспитателя и товарищей, желание и умение работать в коллективе.

Материалы и оборудованиекосмическая карта; ракета; изображения космических объектов: планета, чёрная дыра, комета, звездопад; мяч; звёзды с буквами А, З, Б, У, К, А; звёзды со слогами; предложение «В добрый путь!», разделённое на слоги; фонограмма старта космической ракеты; учебник «Азбука»; слова с пропущенными буквами; рисунок звезды для гимнастики для глаз; раскраски; цветные карандаши для звукового анализа слова.

Ход занятия:

I.​ Орг. момент.

Воспитатель (В): – Ребята, к нам сегодня на занятие пришло много гостей. Давайте с ними поздороваемся.

Дети (Д): – Здравствуйте.

II.​ Эмоциональная настройка.

В: – Ребята, какое у вас сегодня настроение?

Д: – Хорошее, радостное, веселое.

В: – Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое хорошее настроение.

Собрались все дети в круг.

Я – твой друг и ты – мой друг.

Крепче за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

III. Беседа о времени года.

В: – Ребята, какое время года наступило?

Д: – Наступила весна.

В: – Весна какая?

Д: – Солнечная, тёплая, ясная, красивая, весёлая, нарядная, долгожданная.

В: – Какие весенние месяцы вы знаете?

Д: – Март, апрель, май.

В: – Какой сейчас месяц?

Д: – Сейчас месяц апрель.

IV.​ Постановка учебной задачи.

В: – Какой праздник отмечала вся страна 12 апреля?

Д: – Вся страна отмечала день Космонавтики.

В: – Сегодня у нас будет необычное занятие: мы с вами полетим в космос (Слайд 1- изображение космоса), потому что жители планеты Грамотейка – грамотейцы просят нас о помощи. Космические пираты похитили у них одну очень ценную книгу. Поможем вернуть её? Чтобы мы не смогли найти эту книгу, космические пираты приготовили много разных заданий. За каждое выполненное задание грамотейцы будут присылать нам звезды, и в конце занятия мы узнаем, какую же книгу похитили космические пираты. Чтобы узнать, на чём мы отправимся в путь, давайте отгадаем загадку.

До Луны не может птица

Долететь и прилуниться.

Но зато умеет это

Делать быстрая …

Д (хором): – Ракета. (Слайд 2)

В: – Правильно, ребята, мы полетим на ракете. Чтобы давать чёткие ответы, нам надо потренировать язычки.

V.​ Артикуляционная гимнастика (выполняется хором).

Чу – чу – чу, в космос полететь хочу.

Им – им – им, на ракете полетим.

Ды – ды – ды, долетим мы до звезды.

Ой – ой – ой, затем вернёмся мы домой.

VI. Игра с мячом «Образуй прилагательные от существительных»

В: – Нам надо занять свои места, а для этого вам надо образовать от слов, отвечающих на вопрос что? слова, отвечающие на вопрос какой? Весна – весенний, дождь – дождливый, звезда – звездный, туман – туманный, солнце – солнечный, луна – лунный, ночь – ночной, лето – летний, дерево – деревянный, стекло – стеклянный, бумага – бумажный, золото – золотой, серебро – серебряный, соль – солёный, холод – холодный, лес – лесной, снег – снежный, книга – книжный.

В: – Молодцы, все справились с заданием, заняли свои места, приготовились к старту. Что такое? Наша ракета не может взлететь, космические пираты повредили пароль. Чтобы его восстановить, вам надо составить предложение из слогов: В доб – рый путь. (Составление предложения) (Слайд 3 - предложение)

В: – Прочитайте, что у вас получилось.

Д: – В добрый путь!

В: – Молодцы. За это задание грамотейцы прислали нам первую звезду (А) (Слайд 4 - звезда с буквой А). Наша ракета теперь в порядке, можем отправляться в полёт. Чтобы не затеряться в космическом пространстве, в помощь нам прислали карту, по которой мы будем ориентироваться. (Слайд 5 – взлетающая ракера, звук запуска ракеты)

VII. Деление слов на слоги. (с картинками)

В: – На нашем пути три планеты – «Слогознайки». На первой планете живут слова, состоящие из одного слога, на второй планете – состоящие из двух слогов, на третьей планете – состоящие из трёх слогов. Космические пираты напугали всех жителей, и они сбежали со своих планет, давайте поможем им вернуться домой. У вас на столах карточки со словами, прочитайте слова, определите количество слогов.(каждый берет по картинке)

В: – Молодцы, помогли словам вернуться домой. За это грамотейцы прислали нам вторую звезду (З). (Слайд 6 – звезда с буквой З)

В: – А мы отправляемся дальше. На нашем пути … отгадайте что.

     Всё комета облетела,

Всё на небе осмотрела.

Видит, в космосе нора –

Это чёрная…

Д (хором): – Дыра. (Слайд 7 – изображение черной дыры)

VII. Звуковой анализ слов.

В: – Чтобы нас не затянуло в эту дыру, давайте сделаем звуковой анализ этого слова. Откройте ваши бортовые журналы, возьмите космические карандаши. (Анализ слова дыра)

В: – Сколько слогов в слове дыра?

Д: – В слове дыра два слога ды – ра.

В: – На какой слог падает ударение?

Д: – Ударение падает на второй слог.

В: – Назовите первую букву в этом слове.

Д: – Первая буква Д.

В: – Какой звук обозначает эта буква?

Д: – Буква д обозначает звук [ д ].

В: – Дайте характеристику звуку [ д ].

Д: – Звук [ д ]согласный, твёрдый, звонкий.

В: – Назовите вторую букву в слове дыра.

Д: – Вторая буква ы.

В: – Какой звук обозначает эта буква?

Д: – Буква ы обозначает звук [ ы ].

В: – Охарактеризуйте этот звук.

Д: – Звук [ ы ] гласный, безударный.

В: – Какая третья буква в слове дыра?

Д: – Третья буква Р.

В: – Какой звук обозначает эта буква?

Д: – Буква р обозначает звук [ р ].

В: – Дайте характеристику этому звуку.

Д: – Звук [ р ] согласный, твёрдый, звонкий.

В: – Какая последняя буква в слове?

Д: – Буква а.

В: – Какой звук обозначает эта буква?

Д: – Звук [ а ].

В: – Дайте характеристику звуку [ а ].

Д: – Звук [ а ] гласный, ударный.

В: – Благополучно пролетели мимо чёрной дыры, получили третью звезду (Б) (Слайд 8 – звезда с буквой Б) и отправляемся дальше. Половину пути мы уже пролетели, пора немного отдохнуть.

VIII. Физкультминутка.

В небе ясном солнце светит, (дети делают круг руками)

Космонавт летит в ракете. (наклоны в стороны)

А внизу леса, поля – (наклоны вперёд)

Расстилается земля .(дети разводят руки в стороны)

В: – На нашем пути следующее испытание.

В космосе сквозь толщу лет

Ледяной летит объект.

Хвост его – полоска света,

А зовут объект…

Д (хором): – Комета. (Слайд 9 – изображение кометы, на хвосте кометы разместились слова)

IX. Составление схем предложений.

В: – На хвосте кометы разместились слова, но космические пираты стёрли некоторые буквы. Давайте добавим недостающие буквы и прочитаем слова: телес.оп, солн.е, Гага.ин, астро.ом.

Д: – В слове телескоп пропущена буква к, в слове солнце – буква ц, в слове Гагарин – буква р, в слове астроном – буква н.

В: – Почему слово Гагарин написано с большой буквы?

Д: – Это фамилия.

В: – Какие ещё слова пишутся с большой буквы?

Д: – Имена людей, клички животных, названия городов, рек, планет.

В: – Придумайте предложения с этими словами (дети составляют предложения с прочитанными словами)

В: – Составьте схему одного предложения (дети составляют схему любого предложения). Мы наблюдаем звезды в телескоп. 

В: – Ну что ж, и с этим заданием мы справились, получили ещё одну звезду (У). (Слайд 10 – звезда с буквой У) А на нашем пути следующее испытание.

Рассыпалось к ночи зерно,

Глянули утром – нет ничего.

Д: – Звёзды. (Слайд 11 – звезда точками для гимнастики)

X. Гимнастика для глаз

В: – Давайте нарисуем звезду глазами по стрелкам.

В: – Подберите родственные слова к слову звезда.

Д: – Звёздочка, звёздный, созвездие, звездочет, звездолёт, звездопад.

В: – Как понимаете слово звездопад?

Д: – Явление, когда падают звёзды.

В: - Посмотрите у вас на столе тоже звезды, нужно дорисовать свою звезду. (дети рисуют)

В: – Молодцы, с этим заданием мы справились, получили звезду (К).(Слайд 12 – звезда с буквой К)

XI. Чтение текста «Друзья» (Слайд 13 - текст)

Мы приближаемся к планете Грамматейка. Что же здесь нас ждет?

ДРУ-ЗЬЯ.

Ни-ки-та и  Ле-ша – дру-зья. Они вмес-те хо-дят в дет-ский сад. У Ле-ши  есть са-мо-лёт. А у Ни-ки-ты – ра-ке-та. Эти маль-чи-ки – мо-лод-цы. О-ни  всег-да де-ля-тся  иг-руш-ка-ми.  И ни-ког-да  не ссо-рят-ся. Вдво-ем иг-ра-ют и сме-ю-тся. Хо-ро-шо дру-жи-ть!

В: - Прочитайте.О чем здесь говорится?

В: - Что вы прочитали? (текст).

Найдите первое предложение, следующее и т.д.

Сколько предложений в тексте? (9)

Как вы определи? (Все предложения начинаются с большой буквы, в конце ставится точка)

Из чего состоит текст? (из предложений)

Найдите первое предложение, из чего состоит предложение? (из слов) Сколько слов в первом предложении?

Из чего состоят слова? (из слогов)

Из чего состоят слоги? (из звуков)

В: – Молодцы, и за это задание нам дали звезду (А).(Слайд 14 – звезда с буквой А)

В: – Вот мы и долетели до планеты Грамотейка, выполнили все задания космических пиратов и теперь можем узнать, какую же книгу они похитили. (Слайд 15 – все звезды с буквами собираются)

Д: – АЗБУКА.

В: – Это очень нужная и важная книга, по ней  учиться читать и писать. Мы помогли вернуть азбуку на планету Грамотейка, а теперь нам пора возвращаться домой. Возьмитесь за руки, закройте глаза и скажите волшебные слова:

Д (хором): – Из полёта возвратились

И на Землю приземлились.

XII. Подведение итогов.

В: – Вот мы и вернулись домой. Чем мы занимались сегодня на занятии?

Д: – Составляли слова из слогов, делали звуковой анализ слов, придумывали предложения и составляли их схемы, подбирали родственные слова, определяли количество слогов в словах, из имён

существительных образовывали имена прилагательные, отгадывали загадки.

В: Как вы считаете, вы справились со всеми заданиями? Что у вас получилось лучше всего?

В: – За помощь в поиске книги и на память о сегодняшнем занятии грамотейцы хотят подарить вам свои фотографии – раскраски (смотри приложение № 1). На этом наше занятие окончено, попрощайтесь с гостями.

Д: – До свидания.

Список использованной литературы:

1.​ Программа воспитания и обучения в детском саду под редакцией М. А. Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. – 6-ое изд., исправленное и дополненное – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.

2.​  Варенцова Н.С. Обучение дошкольников грамоте. Пособие для педагогов. Для занятий с детьми 3 – 7 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009.

3.​ Ковригина Т.Е., Шеремет Р.Е. Занимательное обучение чтению : комплексные занятия, игровые задания. Разрезная азбука – Волгоград: Учитель, 2009.

Приложение № 1.

Раскраска раздаётся каждому ребёнку.

Описание: https://docviewer.yandex.ru/view/0/htmlimage?id=8iyo-2fyyavg22ckmsn8qz6f84zh629uev24g8nar1vpr6e8e5zgcf17yvykoatflyde5365m6wiw7v0yy6enlmsnrexneu3vb5kkfzf&name=0.png

телес . оп

солн . е

Гага . ин

астро . ом


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия о обучению грамоте в подготовительной к школе группе "Дифференциация звуков П-Б"

Конспект из серии конспектов по обучению грамоте детей дошкольного возраста...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе "Дифференциация звуков П-Б"

Конспект из серии конспектов по обучению грамоте детей дошкольного возраста...

Конспекты занятий по обучению грамоте в подготовительной к школе группе (учебно-методический комплекс)

Данный комплекс включает в себя шестнадцать занятий по обучению грамоте в подготовительной к школе группе. Занятия проходят в форме путешествия по волшебной стране "Пиши-Читай". В игровой форме происх...

конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе "Буква Б,б. Звуко-буквенный анализ"

В  ходе Нод дети знакомятся с буквой "Б" и тем. что она обозначает звук "Б", "Бь", и имеет парный звук "П". Продолжают учиться звуко-буквенному анализу, придумывают слова на определенный звук....

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе Тема: Буква "Щ щ "

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группеТема: Буква "Щ щ "Цели: Образовательные:·        познакомить со звуком [щ] и буквой, которая ег...

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе. Тема: "Полёт в космос"

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение детский сад № 141      Открытое занятие по обучению грамоте в подготовительной к школе группе Тема: « П...

Конспект занятия по обучению грамоты в подготовительной к школе группе с использованием ИКТ. Тема: «Звуки А, У, И, Э, О, Ы. Лесная школа»

Конспект занятия по обучению грамоты в подготовительной к школе группе с использованием ИКТ.Тема: «Звуки А, У, И, Э, О, Ы. Лесная школа»Цели:1.     Закрепить навыки раз...