Итоговое комплексное логопедическое занятие - путешествие для заикающихся дошкольников старше-подготовительного возраста "Осенняя сказка" (этап отражённой речи)
план-конспект занятия по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Князева Ирина Валерьевна

Актуальность использования комплексных занятий в работе с заикающимися дошкольниками возрастает год от года. Разнообразные игры и игровые упражнения на развитие всех речевых компонентов и неречевых психических функций позволяют не только работать над устранением заикания, но и эффективно преодолевать сопутсвующее основному диагнозу практически в 100% случаев общее недоразвитие речи разных уровней. "Осенняя сказка" представляет собой вариант итогового комплексного подгруппового занятия на этапе отражённой речи по методике Л. З. Андроновой на материале лексической темы "Дикие животные наших лесов и их детёныши". Занятие проводится в форме игры-путешествия с увлекательным сказочным сюжетом с использованием разнообразных современных образовательных технологий: использование в обучении игровых методов; обучение в сотрудничестве; информационно-коммуникативные; здоровьесберегающие: сохранение и стимулирование здоровья (динамические паузы, релаксация, пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика); обучение здоровому образу жизни (самомассаж); коррекционные (музыкального воздействия, коррекции поведения, сказкотерапия). 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 116 комбинированного вида Фрунзенского района Санкт-Петербурга

192239, Санкт-Петербург, Альпийский переулок, дом 5, корпус 1, литера А

Телефон / факс: 361-00-62, e-mail: gdou116@mail.ru

Итоговое комплексное подгрупповое занятие

по коррекции заикания у дошкольников

старше-подготовительного возраста

на этапе отражённой речи по методике Л. З. Андроновой

на материале лексической темы «Дикие животные наших

лесов и их детёныши»

«Осенняя сказка» 

с использованием современных образовательных технологий: использования в обучении игровых методов; обучения в сотрудничестве; информационно-коммуникативных; здоровьесберегающих: сохранения и стимулирования здоровья (динамические паузы, релаксация, пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика); обучения здоровому образу жизни (самомассаж); коррекционных (музыкального воздействия, коррекции поведения, сказкотерапия)

Учитель-логопед

ГБДОУ № 116 Фрунзенского района

Князева Ирина Валерьевна

Санкт-Петербург, 2017

    Коррекционно-образовательные цели:

- формирование и совершенствование навыка плавной и слитной отражённой речи, синхронной с движениями пальцев руки;

- совершенствование речевого дыхания: своевременность речевого вдоха, продолжительность плавного речевого выдоха;

- развитие способности самопроизвольного расслабления скелетных и артикуляционных мышц;

- развитие правильного речевого темпа, чувства ритма, интонационной выразительности речи;

- обобщение и систематизация знаний о диких животных наших лесов, их внешнем виде и образе жизни;

- уточнение, активизация и актуализация словаря по теме "Дикие животные наших лесов и их детёныши" (лес, зверь, детёныш, медведь, волк, лиса, заяц, белка, лось, ёж, барсук, бобёр, олень, берлога, логово, нора, хатка, дупло, дикий, хищный, длинноухий, длинноногий, длиннохвостый, острозубый, питаться, менять, угощаться);

- совершенствование грамматического строя речи (образование и склонение существительных с суффиксами -онок-, -ёнок-, образование и употребление притяжательных прилагательных, образование и употребление существительных и прилагательных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, образование и употребление сложных прилагательных);

- совершенствование синтаксической стороны речи (развитие умения составлять предложения с однородными членами, сложноподчинённые предложения с союзным словом "потому что";

- совершенствование навыков звукового анализа слов;

- развитие памяти, слухового и зрительного внимания;

- развитие общей и мелкой моторики, координации речи с движением;

- развитие творческого воображения.

    Коррекционно-воспитательные цели:

- воспитание активности, инициативности, навыков сотрудничества, выдержки, умения слушать своих товарищей, формирование положительного эмоционального фона в группе, бережного отношения к природе.

    Оборудование:

- мольберт, коврограф, иллюстрация с изображением осеннего леса, кукла бибабо (медведь), сюрпризный мешочек, плоскостные изображения диких животных наших лесов и их детёнышей, сделанные руками детей, графические изображения "звуковых" дорожек на мольберте, изображения детёнышей диких животных с недостающими частями тела, плоскостные изображения дуба, ели, пня, корзинки, аудиозапись "Танец с листочками", корзинка с "угощениями" для диких животных, аудиокнига с записью голосов диких животных наших лесов.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

    Логопед рассказывает детям о предстоящем путешествии в сказочный осенний лес, предлагает отгадать загадку, чтобы узнать, какой лесной гость пришёл к ним на занятие из леса:

Он - хозяин леса строгий,

Любит спать зимой в берлоге,

Громко может он реветь.

Кто же он такой, ответь?

    Дети отгадывают загадку и знакомятся с медведем (кукла бибабо). Медведь приглашает детей на прогулку в осенний лес.

2. Релаксационные упражнения.

    Дети по показу логопеда изображают, что можно увидеть в осеннем лесу (релаксационные упражнения на контрасте напряжения и расслабления мышц): старые деревья, стоящие неподвижно - тоненькие деревца, качающиеся на ветру; сухие сучки - мягкий мох; зверей с крепкими копытцами - зверей с мягкими лапками; рогатого оленя - белочек с пушистыми хвостами; любопытную сову - повороты головы.

    Звучит плавная музыка, дети сидят на стульчиках в расслабленном положении, закрывают глаза. Логопед проверяет степень расслабления мышц, произносит текст:

                                     Ветрено, ветрено, вся земля проветрена.

Ветер листья с веток разогнал по свету:

Липовый, берёзовый, жёлтый лист и розовый,

Старый лист газетный, красный, разноцветный.

Пасмурно, ветрено, вся земля проветрена.

Ветер, деток унеси, в лесу осеннем опусти.

    На счёт 5 дети открывают глаза. На мольберте - иллюстрация с изображением леса поздней осенью.

3. Дыхательные упражнения.

    Дети кладут ладони на животики, проверяют правильность дыхания. За логопедом на мягкой атаке голоса с придыханием произносят:

    - Ах, хорошо!

    - Ах, какой лес!

    - Ух, какие ёлки!

    - Ох, какие листья!

    На мольберте - изображения "звуковых" дорожек с гласными буквами. Дети "проходят" по дорожкам, пропевая на одном длительном выдохе цепочку гласных звуков с опорой на буквы, написанные на дорожках.

    Выполняется упражнение "Разматывается клубочек" - дети пропевают цепочки слогов «ма-мэ-ми-мо-му» с разной силой голоса.

    Тропинки и клубочек "приводят" детей к надписи на коврографе: "Детский сад". Дети читают надпись.

4. Отгадывание загадок-описаний. Отражённая речь.

    Логопед рассказывает детям, что в лесу открылся необычный детский сад, куда приходят необычные мамы и дети. Дети отгадывают загадки-описания о диких животных наших лесов, на коврографе появляются по порядку их плоскостные изображения и изображения их детёнышей. Выставление изображений сопровождается отражённой речью детей:

    -Первой пришла мама, у которой пушистый хвост, кисточки на ушках. Эта мама ловкая и быстрая.

    - Это ловкая мама-белка./

    - С мамой-белкой пришёл бельчонок./

    - Ах, какой у белки хвост!/

    - У белки пушистый хвост!/

    - А у бельчонка пушистенький хвостик.//

    - Вторая мама - с длинными стройными ногами, огромными глазами. Эта мама грациозная и быстрая, гибкая и стройная.

    - Это стройная мама-олениха./

    - С мамой-оленихой пришёл оленёнок./

    - Ах, какая олениха красивая!/

    - У оленихи стройные ноги./

    - А у оленёнка стройненькие ножки.//

    - Ещё одна мама - в блестящей бурой шубке, с крепкими и острыми зубами. Она очень трудолюбивая,своими зубами может перегрызть целое дерево, умеет плавать.

    - Это труженица мама-бобриха./

    - Мама-бобриха привела бобрёнка./

    - Ах, какие у бобрихи зубы!/

    - У бобрихи острые зубы./

    - А у бобрёнка остренькие зубки.//

    - У следующей мамы блестящая серебристая шубка. А на мордочке у неё чёрные и белые полоски.

    - Это мама-барсучиха./

    - Барсучиха - это мама барсучонка./

    - Ах, какая у барсучихи шуба!/

    - У барсучихи тёплая шуба./

    - А у барсучонка тёпленькая шубка./

    - А эта мама - высокая и сильная, на голове у неё крепкие рога, а на ногах твёрдые копыта.

    - Это мама-лосиха./

    - Лосиха привела лосёнка./

    - Ах, какие у лосихи рога!/

    - У лосихи большие рога./

    - А у лосёнка маленькие рожки./

    На коврограф помещаются плоскостные изображения других детёнышей - бельчонка, ежонка, медвежонка, зайчонка, лисёнка и волчонка. Дети называют их однословно.

5. Игра "Знакомство". Отражённая речь.

    Дети "знакомят" плоскостные изображения детёнышей диких животных на коврографе, располагая их парами, дают сначала односложные ответы, объясняя, почему эти детёныши подружились, затем говорят отражённо:

    - Ежонок подружился с лосёнком./

    - Лосёнок большой и сильный./

    - У лосёнка быстрые ноги./

                                и т.д. о других парах детёнышей.

6. Пальчиковая гимнастика.

    Рассказывая текст и выполняя упражнения пальцами рук, дети вспоминают, какой детёныш из какого домика пришёл в детский сад:

     Есть у каждого свой дом,           / Хлопки ладонями - кулачками

Всем тепло, уютно в нём.        

В берлоге живут медвежата,       / Загибают пальчики по порядку,

А в логове с мамой волчата.          сначала на одной руке, затем

В норке - ежата, лисята                  на другой

И маленькие барсучата.

В дупле проживают бельчата,

А в хатке на речке - бобрята.

В лесу все полянки рады

Лосятам и оленятам.

Зайчата живут под кустом.

У каждого зверя свой дом.         / Изображают "крышу" над головой

7. Фонематический анализ слов.

    Дети располагают плоскостные изображения диких животных на коврографе, выполняя звуковой анализ их названий (детёныши "готовятся к занятию"):

    - Первым расположится детёныш, чьё название начинается на звук /л/.

    - Рядом с ним детёныши, в названии которых есть звук /ж/.

    - Рядом - тот, в чьём названии есть звук /р'/.

    - Затем расположится тот детёныш, в чьём имени есть звук /й/.

    - Дальше - те, у кого в названии есть звук /ч/.

    - Рядышком тот зверь, название которого начинается на гласный звук.

8. Развитие зрительного внимания. Отражённая речь.

    Логопед рассказывает детям, что в лесной детский сад приходил художник и нарисовал детёнышей, но в чём-то он ошибся, забыл что-то нарисовать. Дети определяют, что на каком рисунке не нарисовал художник, исправляют ошибку и отражённо проговаривают:

    - У зайчонка нет ушей./

    - Зайчонок безухий./

    - Я нарисовал зайчонку уши./

    - Теперь зайчонок с ушами./

    - У зайчонка длинные уши./

    - Он длинноухий./

                       и т. д. с другими рисунками.

9. Игра "Кто где спрятался?". Отражённая речь.

    На коврографе - плоскостные изображения старого дуба, пня, ели, корзинки. Из-за них видны хвосты, лапы, уши лесных зверей. Дети определяют, кто где спрятался и говорят отражённо:

    - За дубом спрятался лосёнок./

    - Потому что мне видны лосиные ножки./

                                          и т.д.

10. Ритмические упражнения. Релаксационная минутка.

    Логопед рассказывает детям о том, что звери очень любят водить хороводы, и приглашает детей встать в кружок. Дети выполняют ритмические упражнения:

                       Каждый раз, каждый год           / ритмичные хлопки

Водят звери хоровод.

Все в нарядных шубках             / кулачки - ладошки

И не скалят зубки.

Друг другу улыбаются              / пальчики "здороваются"

И вовсе не кусаются.

    Звучит мелодия "Танец с осенними листочками". Под музыку дети медленно идут в хороводе, останавливаясь, показывают движениями, как качаются ветви деревьев на ветру, падает последний осенний листочек, пролетает птица, кружатся первые снежинки.

11. Игра "Кто чем угощается?". Отражённая речь.

    Перед детьми корзинка с угощениями для детёнышей диких животных. Логопед рассказывает, что пришла пора детёнышам диких животных угощаться. Дети выбирают угощения для разных зверей и говорят отражённо:

    - Яблоко и грибок для ежонка./

    - Ежата любят яблоки и грибы./

                                  и т.д.

12. Координация речи с движением.

    Дети выполняют движения, рассказывая, как моется медвежонок, запачкавшийся во время угощения:

                                                         Мойся, ворчунишка,

Косолапый мишка.

Чтобы мишка чистым был,

Надо, чтобы мишка мыл

Коготки и пятки,

Спинку, грудь и лапки,

Три коленки губкой

И не морщи губки.

Нас скорей послушай,

Вымой чисто уши,

Нос потри как следует,

А реветь не следует.

Ах, как вкусно пахнет мыло!

Мойся чисто, мишка милый!

Милый наш мальчишка,

Косолапый мишка.

13. Массаж ушных раковин.

    Логопед рассказывает детям, что день в лесном детском саду подошёл к концу, и скоро за детёнышами будут приходить мамы. Чтобы услышать свою маму, нужно приготовить ушки. Дети по показу логопеда выполняют массаж ушных раковин.

14. Игра "Чья мама зовёт своего ребёнка?". Отражённая речь.

    Логопед предлагает детям прослушать голоса диких животных и угадать, кто как кричит. Дети отгадывают голоса и говорят отражённо:

    - Это за бельчонком идёт белка./

    - Бельчонок пойдёт домой в дупло./

                                       и т.д.

15. Итог занятия.

    Логопед говорит о том, что пришло время и детям возвращаться из сказки. Звучит плавная музыка. Дети занимают удобное положение на своих стульчиках, закрывают глазки. Открывает глазки тот, до кого дотронется медведь. Дети прощаются с медведем. Логопед даёт оценку работы детей на занятии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Морское путешествие". Итоговое комплексно-тематическое занятие в средней группе по проекту "Море".

Занятие является итоговым и заключительным к проводимому проекту "Море"....

Конспект итогового фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий речи. "Путешествие по космическим просторам"

Цель: Систематизация знаний детей о космосеКоррекционно-образовательные задача: Систематизировать и обобщить знания детей о космосе.Коррекционно-развивающие задачи:-Развивать слуховое и зрительное вни...

Конспект комплексного логопедического занятия в подготовительной к школе группе для детей с тяжёлыми нарушениями речи (ОНР)

В данном материале представлено комплексное логопедическое занятие в подготовительной группе для детей с ТНР (общим недоразвитием речи).  Занятие было разработано в соответствии с ФГОС, адаптиров...

Итоговое интегрированное познавательное занятие «Путешествие с Феей» старшая - подготовительная группа

Итоговое интегрированное познавательное занятие«Путешествие с Феей»старшая - подготовительная группа...