Конспект комплексного логопедического занятия в подготовительной к школе группе для детей с тяжёлыми нарушениями речи (ОНР)
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Наталья Анатольевна Степанова

В данном материале представлено комплексное логопедическое занятие в подготовительной группе для детей с ТНР (общим недоразвитием речи).  Занятие было разработано в соответствии с ФГОС, адаптированной образовательной программой ДОУ и рабочей программой на основе программы Н.В. Нищевой, с учётом  возрастных и индивидуальных особенностей детей,  с учётом уровня  их развития. Тема занятия «Осенний лес полон чудес!». Это занятие входит в цикл занятий по теме «Осень». Цель данного занятия: создание предпосылок для формирования связной речи. Занятие построено в форме прогулки по осеннему лесу. На занятии использовались игры-эксперименты. Во время выполнения упражнений включены в работу все анализаторы (слуховой, зрительный, обонятельный, вкусовой, осязательный). 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Логопедическое занятие

в подготовительной к школе группе

для детей с ТНР (общим недоразвитием речи)

Тема: «Осенний лес полон чудес!»

Цель: создание предпосылок для формирования связной речи.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  1. Уточнить и расширить предметный словарь по теме «Осенний лес».
  2. Учить детей подбирать слова-признаки, слова-действия.
  3. Формировать навыки звуко- буквенного анализа и синтеза.
  4. Формировать умение образовывать относительные прилагательные.
  5. Закрепить умение согласовывать имена существительные с числительными.

Коррекционно-развивающие цели:

  1. Развивать общеречевые навыки – темп речи, интонационную окраску, дыхание.
  2. Развивать фонематическое восприятие и фонематический слух, зрительное и слуховое внимание, память, мышление.
  3. Развивать общую, мелкую, артикуляционную моторику, ориентировку в пространстве, межполушарные связи.

Коррекционно-воспитательные цели:

  1. Воспитывать интерес к занятиям через игры-эксперименты.
  2. Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: природный материал (шишки, жёлуди, семена, каштаны, сухие листья, ягоды, сухие ветки, мох, кора дерева, грецкие орехи), пипетки, детские лейки, дуршлаг, мяч, массажный коврик «Травка», баночки «Угадай запах», контейнер для воды, декоративные осенние листья, корзинка, пулевизатор, верёвка.

Ход занятия

  1. Организационный момент

Отгадайте, в гости к какому времени года мы сегодня пойдём.

Если на деревьях листья пожелтели,

Если в край далёкий птицы улетели,

Если небо хмурое,

Если дождик льётся,

Это время года … (осенью) зовётся.

- Почему вы так решили?

Правильно. Мы отправимся в гости к Осени, в осенний лес.

Логопед в образе Осени

Я – хозяйка леса, Осень. Берегу его красоту и чистоту.

А вы, ребята, помните, как надо вести себя в лесу.

(Тихо, спокойно)

  1. Основная часть (прогулка в осенний лес) 

Мы идём в волшебный лес,

Много в том лесу чудес.

Мы по тропочке шагаем,

Вместе дружно наблюдаем.

Дети идут без обуви по верёвке (канатику)

Сейчас мы заходим в лес. Догадайтесь, что у вас под ногами (дети идут по  «сенсорной дорожке», которая имитирует хруст сухих веток, шуршание листьев).

Вот мы и пришли на лесную полянку. Давайте присядем на пенёчки.

Когда мы шли по дорожке, какие звуки услышали? (хруст сухих веток, шуршание листьев под ногами)

 Почему в осеннем лесу мало слышно пение птиц?

Закройте глазки и послушайте, как прощаются журавли?

Звучит аудио «Крик улетающих птиц»

-Как кричали журавли? (грустно, печально)

Послушаем ещё звуки.

Аудио «Дождь»

Какая же осень без дождя.

Дождик, дождик, веселей!

Капай, капай, не жалей!

-Какой бывает дождь?

Маленький, сильный,…

Дождь бывает разный.

Давайте сами создадим дождь.

Работа над ритмом (отстукивание ладошками)

Сначала дождь накрапывает, по капельке, потом быстро идёт (частый), сильно пошёл (ливень).

Эксперимент «Дождь»

Давайте подойдём к лесному пруду (в контейнере налита воду - имитация озера, пруда).

Слушаем дождь. Комментируем, какой дождь.

Из леечек – сначала по капельке, потом большой дождь, частый;

Из бутылочек – как из ведра

А есть дождь, который мы не можем услышать. Зажмурьте глазки.

Логопед брызгает на детей из пулевизатора

Это моросящий дождь.

- Откуда появляется дождь? (Из облаков) 

Отгадаем  загадку:

Пушистая лошадка,

А может, бегемот,

А может, просто ватка

Над нами вдаль плывёт.

                                 (Облако)

Капелек становится в облаке очень много, облако становится тучкой, капелькам становится тесно в облаке, и они падают на землю. (Логопед с детьми становятся близко друг к другу, затем разбегаются в стороны).

Возвращаемся на пенёчки. 

Посмотрите, к нам спустились облака (дети берут карточки с изображением облаков)

 Скажите, на кого или на что похоже ваше облако. Начать можно со слов:

Моё облако похоже на…

Мне кажется, что облако похоже на…

У меня облако в виде…

А теперь давайте подышим ароматами осеннего леса.

Логопед по очереди предлагает ребятам баночки с различными лесными дарами. Ребята угадывают запахи.

Материалы: грибы, сухие листья, шишки…

-Чем пахнет? (сухими листьями, травой, прелыми листьями, грибами, шишками)

Игра «Волшебная корзинка. Угадай на ощупь»

У меня в корзинке лесные предметы. Предлагаю вам достать из корзинки предмет, но не сразу, а ощупав его, и угадать.

Материалы: шишка сосновая, шишка еловая, жёлудь, каштан, веточка/палочка, кора дерева)

Дети по очереди достают из корзинки предметы и описывают их.

Например: еловая шишка продолговатая, колючая, …

Эксперимент «Лёгкий-тяжёлый»

Попробуем провести эксперимент. Подойдём к воображаемому озеру (пруду) и опустим наши предметы в воду. Дети по очереди опускают предметы в контейнер с водой (имитация озера, пруда).

-Что происходит с предметами?

Одни предметы тонут, другие нет. Почему?

Вывод: лёгкие предметы не тонут, тяжёлые тонут.

Сейчас мы выполним небольшую разминку.

Артикуляционная гимнастика под аудио «Осень в золотой косынке»

  1. «Окошко»
  2. «Улыбка-трубочка»
  3. «Качели»
  4. «Часики»
  5. «Лопатка»
  6. «Расчёска»
  7. «Иголочка»
  8. «Вкусное варенье»
  9. «Лошадка»  

10)«Грибок»

11) «Чашечка»

Возвращаемся на пенёчки

Отгадайте  загадку:

Шелестящим шепотком

Гонит листья кувырком.

                                     (Ветер)

Давайте побудем ветерками.

Дети берут листочки. Назовите, какой листочек у вас. Какой формы?

Например: у меня кленовый лист, у меня рябиновый лист….

Упражнение «Полёт листика»

Перед вами «полянка» (квадратный массажный коврик)

Возьмём листок и поднимем его над травкой. Сейчас наш листок будет летать.

Медленно опустите листочек в самый центр.

Подул ветерок, и листочек перелетел влево.

Снова подул ветерок и перенёс листочек вправо.

Ветер закружил листочек по кругу.

Затем ветер перенёс листочек в верхний левый угол.

А теперь листочек полетел в нижний левый угол.

И наконец ветер снова перенёс листочек в центр.

Ребята, отгадайте следующую загадку:

Золотые листики с дерева летят,

Кружит ветер листики – это …(листопад)

! сложное слово; образовалось из двух слов. Каких?   падать и лист

Встанем и протопаем слово: ЛИС-ТО-ПАД

-Сколько слогов? Три слога.

Эксперимент «Ветер»

Листьев много мы собрали,

Ветерочком легким стали.

Если очень постараться,

Листья дружно разлетятся. 

Давайте устроим листопад.

Кладут маленькие листочки на ладошку и сдувают их. Старайтесь дуть правильно, щёки не надувать. Как нужно дуть, чтобы сдуть маленький листочек?

Теперь берём большие листочки и начинаем сдувать. Как надо дуть?

Делаем вывод: чтобы сдуть маленькие листики, надо дуть слабо, а чтобы сдуть большие листики, надо дуть сильно.

Эксперимент «Как кружится лист»

Давайте проведём следующий эксперимент: определим, как лист опадает с дерева. Возьмите большой лист, отпустите его. Опишите, как он летит (медленно, не кружится). А теперь маленький листочек (опадает быстро, кружится).

Упражнение «Составь схему слова»

Мы устроили с вами такой листопад, что все звуки в словах перепутались. Давайте наведём порядок.

1 вариант. Возьмём предметы из корзинки (шишка, каштан, орех) и положим эти предметы рядом со схемой, которая соответствует названию предмета.

2 вариант. Составим букет из разноцветных шишек (составляем схему слова ЛИСТИК из разноцветных шишек, дети по очереди берут шишку соответственно звуку в слове)

Игра с мячом

Мяч осенний и волшебный

Хочет с нами поиграть и предметы посчитать.


Одна шишка, две шишки, пять шишек.

Один каштан, два каштана, пять каштанов.

Один жёлудь, два жёлудя, пять желудей.

Один лист, два листа, пять листьев.

Один орех, два ореха, пять орехов.

Один гриб, два гриба, пять грибов.

Возвращаемся на пенёчки

Сейчас мы попробуем вкусы Осени.

Дети закрывают глаза. Логопед даёт ребятам попробовать ягоду клюкву, яблоко (ягоды и кусочки яблока нанизаны на шпажку или зубочистку). Ребята должны угадать вкус.

Опишите, какой 1-ый вкус (кислый, клюквенный), 2-ой вкус (сладкий, яблочный).

  1. Итог занятия. Рефлексия.

Наша прогулка подошла к концу, пора возвращаться.

-Что вам особенно понравилось в нашей прогулке? Молодцы! Вы все старались. Я (Осень) приготовила вам яблочный пирог. В группе мы устроим небольшое чаепитие.

Осень вручает на подносе пирог.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект итогового логопедического занятия в подготовительной к школе группе для детей с ОНР.

Данная работа служит в качестве вспомогательного инструмента в коррекционной работе с детьми  по обучению грамоте....

КОНСПЕКТ ИТОГОВОГО ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (логопедическое – математика) ТЕМА «НЕЗНАЙКА В КОСМОСЕ»

КОНСПЕКТ ИТОГОВОГОИНТЕГРИРОВАННОГО  ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ     К ШКОЛЕ ГРУППЕДЛЯ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ(логопедическое – математика) ТЕМА «НЕЗНАЙКА В КОСМОС...

Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной к школе группе для детей с ТНР на тему: "Гласные-прекрасные"

Данное занятие проведено в рамках проектной деятельности в подготовительной к школе группе для детей с ТНР....

Методическая разработка для детей подготовительной к школе групп для детей с тяжёлыми нарушениями речи «Радуга» на основе украинской сказки «Колосок»

Задачи:- создавать условия для повышения у детей интереса к народным сказкам;- создавать условия для возникновения у детей радостного эмоционального настроя от встречи с любимой сказкой;- воспит...

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических представлений у детей с тяжёлыми нарушениями речи в подготовительной группе по теме: "Согласование местоимений наш, наша, наши с существительными"

План-конспект по теме: "Согласование местоимений наш, наша, наши с существительными". Различение детьми окончаний местоимений и подбор существительных в соответствии с родом и числом местоим...