Конспект итогового логопедического занятия в подготовительной к школе группе для детей с ОНР.
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Шитова Светлана Владимировна

Данная работа служит в качестве вспомогательного инструмента в коррекционной работе с детьми  по обучению грамоте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_zvuk_f._bukva_ff.docx30.32 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ комбированного вида «Детский сад №8 Динского района»

Конспект открытого логопедического занятия в подготовительной к школе группе для детей с ОНР.

Тема: Звук [Ф], [Ф‘] Буква Ф ф.

Учитель-логопед – Шитова С.В.

2015г.

Конспект итогового логопедического занятия в подготовительной к школе группе для детей с ОНР.

Составила учитель-логопед – Шитова С.В.

Тема: Звук [Ф], [Ф‘] Буква Ф ф.

Коррекционно-образовательные цели. Совершенствование навыка звукового анализа и синтеза. Совершенствование навыка чтения слогов и слов с новой буквой Ф, ф.  Профилактика нарушений  письменной  речи.

Коррекционно - развивающие цели. Развитие связной речи, речевого слуха, фонематического восприятия, мышления. Развитие межполушарных связей, зрительного внимания и восприятия,  синхронной координации движений обеих рук, тонкой и общей моторики.

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Оборудование. Доска с наборным полотном, предметные картинки  с изображениями футбола, шарфа, фотоаппарата, шкафа, фонаря, жирафа, фокусника, факела, конфет, филина, фиалки, пуфа, контейнера с фасолью по одному на двоих детей, бумага форматом А-4,  по два «звуковичка» и два комплекта башмачков (синего и зеленого цвета) на каждого ребенка, напечатанные карточки со  слогами: ФА, ФУ, ФО, ФИ; словами: пуф, пиф, фото, кофта; предложениями: Тут Пиф. Там Ниф-Ниф, Наф-Наф, Нуф-Нуф.

Ход  занятия:

  1. Организационный момент. (Развитие логического мышления, связной речи, зрительного восприятия). На полу лежат разложенные картинки со звуком [Ф] (футбол, шарф, фотоаппарат, шкаф, фонари, жираф, фокусник, факел, фонари, конфеты, филин, фиалки)

Логопед. Ребята, сегодня нас с вами пригласили в гости!  А к кому я вам не скажу. Отправившись  в гости, мы должны пройти несколько испытаний. Справившись с ними я думаю вы догадаетесь к кому в гости мыидем. И так первое испытание.  Будем отгадывать загадки!  Подойдите к месту, где лежат карточки с подсказками, которые  приготовил хозяин дома. Будьте внимательны, сначала подумайте над отгадкой.    Кто ответит на загадку возьмет изображение,  поместит  его  наборное полотно и скажет, почему он решил взять именно эту подсказку.  Не забывайте, ответы должны быть полными и понятными для окружающих  И так, слушайте.

Вы ответьте мне сперва,

Что же это за игра

Когда мяч ногой пинают

И в ворота загоняют?

1-й ребёнок. Эта игра называется футбол.          

Логопед.   Почему ты так решил (а).  (Ребенок дает свое объяснение). Молодец! Возьми карточку с ответом и поставь на наборное полотно.  Слушайте следующую загадку.

Этот глаз -  особый глаз.

Быстро взглянет он на вас,

И появится на свет

Самый точный ваш портрет.

2-й ребенок. Это фотоаппарат.

Логопед. Почему ты думаешь, что это фотоаппарат.  Найди его изображение, поставь на соответствующее место. Продолжим дальше отгадывать загадки.

Не галстук я, не воротник

Я  шею обнимать привык.

Но не всегда, а лишь тогда,

Когда бывают холода.

3- ребенок. Эта загадка о шарфе.

Логопед. Молодец!  С чем ты возьмешь картинку и куда ее поместишь?

Ребенок. Я возьму картинку с фарфоровой посудой и отнесу на наборное полотно.

Логопед. Ребята,  вы хотите еще послушать загадки?

Дети. Да, хотим.

Логопед.                              Вяжет мама длинный шарф

Потому что сын …

Дети. Да это же  жираф.

Логопед.  Кто мне хочет ответить, почему вы так решили?  (Желающий ребенок дает свое пояснение). Конечно ты прав (а), это жираф.  И наконец, последняя загадка.

                                             В этом доме этажи

Называют полками.

Тут белье мое лежит.

Кофточки с футболками.

Все всегда на месте в доме:

Сарафан, фуфайка, шарф.

Как зовется этот домик?

Угадали? Это …

Дети. Это  шкаф.

Логопед. Объясните, как вы об этом догадались? Какие вы смышленые. Все загадки отгадали. Вова отнеси на место карточку.  Ребята, а вы соберите остальные картинки и тоже поместите на наборное полотно. Молодцы! Вы хорошо справились с этим испытанием.

  1. Упражнение «Какой звук спрятался»  (Развитие фонематического восприятия. Работа над слоговой структурой слова)

Логопед. Итак, следующее испытание!   Чтобы догадаться к кому мы идем в гости, посмотрите на изображения карточек, которые поместили на наборное полотно. Каждый из вас должен отхлопать по слову.    Я думаю, что если  вы будете внимательными, то сразу поймете, к кому мы идем.

Дети.  Фут-бол, шарф,  фи-лин, шкаф, фо-на-ри, фи-ал-ки, жи-раф, фо-кус-ник, фа-кел, фо-на-ри, кон-феты.

Логопед.  И так вы,  догадались к кому мы идем?

Дети. Да! Это звуки [Ф] и его братец [Ф‘].

Логопед. А как вы догадались?

Ребенок. В этих словах встречаются звуки [Ф]  [Ф‘].

  1. Упражнение «Расскажи о звуках»  (Развитие навыка звукового анализа). Перед детьми лежат символы для звукового анализа («звуковики», шляпа  и шапочка «колокольчик», синие и зеленые башмачки,  квадраты того же цвета). (В этом задании может быть  анализ звука обобщенный одним ребенком, либо  составлен коллективно)

Логопед.  Ребята подойдите к столам, там вас ждут хозяева этого дома. Вы узнали кто это?

Дети. Да, это «звуковички».

Логопед.  Ой! А что с нашими «звуковичками» произошло? Мне кажется, они так готовились к встречи с нами, что позабыли,  кому какие надеть наряды. конечно им поможем?

Дети. Конечно, поможем!

Логопед. Нарядив «звуковичков» нужно объяснить,  кому, какой надели «наряд» и почему.

Ребенок. Это звук [Ф] носит шляпу, потому что его плохо слышно,  он глухой,  а синие башмачки он носит, потому что произносится и слышится твердо.  Это  твердый согласный.

Логопед.  Что ж, о старшем братце вы все рассказали, теперь  расскажите о младшем.

Дети. Младший братец [Ф‘] носит шляпу, потому что  его плохо слышно, а еще он носит зеленые башмачки, потому что он произносится мягко.

Логопед. Молодцы!  Кто мне скажет, чем отличается  звук [Ф] от звука  [Ф‘].

Ребенок.  Звук [Ф] произносится твердо, а звук  [Ф’] – мягко.

Логопед. Что общего у этих звуков?

Ребенок. Эти звуки произносятся без голосочка они – глухие.

Логопед.  Ребята. Вы очень помогли нашим звукам не только нарядиться, но и рассказали о них. Теперь давайте отправимся к необычному фонтану.

  1. Упражнение «Фонтан»  (Развитие общих речевых навыков, творческого воображения. Координация речи с движением.)

Может, здесь, а может, там

Есть один такой фонтан.

Надо долго прошагать,

Чтоб фонтан тот отыскать.

Дальше надо руки вымыть

И лицо свое умыть,

Зубы тщательно почистить,

Уши дочиста отмыть.

Не забыть себя обрызгать

Той волшебною водой.

И тогда, кто  был малышкой,

Станет вдруг большой – большой

Вы все сделали, как надо.

Сядем, будем ждать чудес.

Ой! Смотрите-ка. Ребята,

Вы растете до небес!

Дети стоят в кругу, показывать поочередно правой (левой) рукой соответствующее направление.

Поднять реки вверх с соединенными тыльной стороной запястьями, пальцы разведены в образе «фонтана».

Шагать вправо.

Остановиться, поднять реки вверх с соединенными тыльной стороной запястьями, пальцы разведены в образе «фонтана».

Поглаживать руки, как при мытье рук.

Погладить лицо, изображая умывание.

Сжать пальцы в кулак, выставив указательный палец поднести к губам. Двигать указательным пальцем влево и вправо.

Потереть уши.

Махи ладошками по направлению к себе.

Присесть.

Встать, подняться на носочки, одновременно поднимая руки вверх.

Опуститься на стопы.

Присесть.

Встать, подняться на носочки, одновременно поднимая руки вверх.

  1. Игра «Какой звук спрятался в словечке?» (Дифференциация звуков  [Ф]  [Ф‘]. На  наборном полотне выставлены картинки: финики, фокусник,  филин, шарф,  шкаф, фонтан, фиалки.)

Логопед. Ребята «звуковички» хотят с вами поиграть в игру. Они просят  подойти к наборному полотну, и желающим поиграть выбрать  по одной карточке. Затем  определить какому звуку ее отдать и почему.

1-й ребенок. В слове шарф «спрятался» звук [Ф], потому что  он звучит твердо.

2-й ребенок. Я отдам карточку со словом филин звуку [Ф’], потому что в нем спрятался звук [Ф’]

3-й ребенок. У меня карточка со словом финики я, его тоже подарю младшему братцу звуку [Ф’].

4-й ребенок. Слово фокусник нужно отдать звуку [Ф], потому что он звучит твердо.

5-й ребенок. Слово факел отдам звуку [Ф], он тоже звучит в этом слове твердо.

6-й ребенок. Слово пуф нужно отдать звуку [Ф], потому что он звучит твердо.

  1. Игра «Четвертый лишний" (Развитие фонематического восприятия, логического мышления)

Логопед. давайте поиграем в игру «Четвертый лишний». Присядьте на палас. Я вам буду выставлять карточки, и называть их, а вы должны сказать, какая карточка лишняя и почему? Слушайте и смотрите:  факел, кофта, финики, фонтан.

Ребенок. Лишнее слово финики, потому что это слово с мягким звуком [ф’].

Логопед. Молодец!

Логопед. Слушайте дальше. Филин, фиалки, фокусник, конфеты.

Ребенок. Лишнее слово – фокусник.

Логопед.  Вы согласны с Данилом?  Ребята, а вы как думаете?  Данил правильно  сказал?

Дети. Да, Данил правильно ответил.  В слове фокусник спрятался твердый звук [ф],  в остальных ловах мягкие звуки [ф’].

  1. Игра «На что похожа буква Ф» (Развитие воображения, умение перевоплощаться)

Логопед. Давайте вспомним, на что похожа буква Ф и покажем ее.

Дети. Буква Ф  похожа на филина, ножницы, фонари …

  1. Игра «Выложи букву  Ф  обеими руками одновременно» (Упражнение на развитие межполушарных связей)

Логопед.  Ребята,  давайте мы с вами сделаем подарок для «зуковичков»?

Дети. Давайте.

Логопед.  Мы для них из фасоли выложим их букву. Кто мне скажет, какую букву мы будем выкладывать?

Ребенок. Эта буква называется Ф.

Логопед. Теперь подойдите к раздаточному столу, возьмите   по контейнеру и сядьте за столы, а я раздам листы, на которых нарисована палочка. Как вы думаете, что это за палочка?

Ребенок. Это элемент от буквы Ф.

Логопед. Теперь вы одновременно обеими руками должны добавить остальные элементы, так чтобы  получилась целая буква.

Выкладывание детьми буквы.

Логопед. У вас получились прекрасные портреты. Я думая они «звуковичкам» очень понравились.

  1. Чтение  (формирование навыка осознанного чтения).

Логопед.  Нам «звуковички»  приготовили карточки. Давайте прочитаем что на них напечатано.

Чтение детьми слогов: ФА, ФУ, ФО, ФИ;

                  слов: пуф, Пиф, фото, кофта.

                  предложений: Тут Пиф. Там Ниф-Ниф, Наф-Наф, Нуф-Нуф.

  1.  Подведение итогов. (Формирование навыка осознания пройденного материала. Оценка работы детей.)

По просьбе   логопеда дети перечисляют задания, которые выполняли.

Логопед. «Звуковички» вам приготовили награды, которые вы сегодня по праву заслужили.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ИТОГОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОНР «ПУТЕШЕСТВИЕ НА ОСТРОВ ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ».

         Дети, имеющие диагноз общее недоразвитие речи, испытывают трудности в звукопроизношении  у них наблюдается ошибки в лексико – грамматическом строе речи, п...

КОНСПЕКТ ИТОГОВОГО ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (логопедическое – математика) ТЕМА «НЕЗНАЙКА В КОСМОСЕ»

КОНСПЕКТ ИТОГОВОГОИНТЕГРИРОВАННОГО  ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ     К ШКОЛЕ ГРУППЕДЛЯ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ(логопедическое – математика) ТЕМА «НЕЗНАЙКА В КОСМОС...

Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной к школе группе для детей с ТНР на тему: "Гласные-прекрасные"

Данное занятие проведено в рамках проектной деятельности в подготовительной к школе группе для детей с ТНР....

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ИТОГОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОНР

   Дети, имеющие диагноз общее недоразвитие речи, испытывают трудности в звукопроизношении  у них наблюдается ошибки в лексико – грамматическом строе речи, помимо прочих на...

КОНСПЕКТ индивидуального логопедического занятия в подготовительной к школе группе для детей с ОНР. Тема: Любимая книга Гнома (автоматизация звука Р).

Тема: Любимая книга Гнома (автоматизация звука Р). С помощью путешествия с Гномом по любимой книге, Лепбуку, с  увлекательными заданиями автоматизируется звук -Р- изолированно, в словах, фразовой...

Конспект итогового логопедического занятия в подготовительной к школе группе

Данное занятие рассчитано для показа родителям, как итог работы за чебный год....