Рабочая программа по логопедии.
рабочая программа по логопедии (старшая группа)

Пензенская О.Е.

Программа рассчитана на детей 5-6 лет с фонетическим и фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_za_proshlye_goda.doc195.5 КБ

Предварительный просмотр:

        

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий  МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №8 «Аистенок»

___________________ Е. А.Васильева

«__»____________ 20______г.

СОГЛАСОВАНО

Протокол педагогического совета

Протокол № ____от «__» _________ 20__г.

Адаптированная программа по коррекции речевых нарушений для работы с детьми 5-6 лет, имеющими фонетическое и фонетико-фонематическое недоразвитие речи.

                Срок освоения программы – один год.

                                                                               

                                                                     Составила:  учитель- логопед

            Пензенская Ольга

            Евгеньевна.

Мичуринск- 2014 г

Введение

Данная программа представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико-грамматических категорий языка, развитие связной речи, что обуславливает формирование коммуникативных способностей, речевого и общего психического развития ребёнка дошкольного возраста с речевой патологией, как основы успешного овладения чтением и письмом в дальнейшем при обучении в массовой школе, а так же его социализации.

              В  МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 8 «Аистенок» осуществляется коррекция нарушений речи в условиях логопедической группы  для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФНР). В дошкольном учреждении реализуется программа «От рождения до школы» Н.Е. Вераксы.

          Министерством образования Российской Федерации определены основные подходы к созданию системы  помощи детям с проблемами в развитии на основании Конвенции ООН «О правах ребёнка», Закона РФ «Об образовании», Федеральной программы развития образования. Одним из таких подходов является дальнейшее  развитие систем коррекционно-развивающего и компенсирующего обучения, которые нацелены на создание наиболее адекватных педагогических условий для детей, имеющих проблемы в развитии.

Федеральные государственные образовательные стандарты  обозначили новые направления в организации речевого развития детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) и определили целевые ориентиры – социальные и психологические  характеристики личности ребенка на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает одно из центральных мест как самостоятельно-формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования ребенок хорощо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания.

Цели адаптированной программы: уточнение диагноза, оказание коррекционно - педагогической помощи, изучение динамики развития ребенка, оказание консультационной помощи родителям, адаптация воспитанника к обучению, формирование первоначальных навыков звукового анализа, синтеза, чтения, печатания букв, счета.  В процессе коррекционного обучения детей-логопатов решаются следующие задачи:

  • раннее выявление и своевременное предупреждение речевых нарушений;
  • преодоление недостатков в речевом развитии;
  • воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения и развитие слухового восприятия;
  • подготовка к обучению грамоте, овладение элементами грамоты;
  • формирование навыков учебной деятельности;
  • осуществление преемственности в работе с родителями воспитанников, сотрудниками ДОУ и специалистами детской поликлиники, медицинских учреждений.

Порядок изучения звуков, последовательность лексических тем, количество занятий может меняться по усмотрению учителя-логопеда.

  Предпосылки для успешного обучения письму и чтению формируются в дошкольном возрасте. Коррекция нарушений речи детей требует организации специальной логопедической работы. Поэтому, в нашем детском саду предусмотрены часы логопедических занятий.

  К моменту школьного обучения ребёнку необходимо сформировать речь как средство общения, что позволит ему справиться со школьной программой. Проблема заключается в том, как вовремя выявить имеющиеся нарушения в речи.  Родители не всегда уделяют малышам должное внимание: редко разговаривают с ними, редко внимательно прислушиваются к речи ребёнка. Часто родителям не хватает времени для этого. Если же и обнаруживают, что их ребёнок что-то не говорит, или не выговаривает какие-либо звуки, не сразу начинают беспокоиться, надеясь, что со временем всё войдёт в норму и ребёнок «выговорится». Поэтому, количество детей в нашем детском саду с речевыми нарушениями немало.

        Учитывая особенности данного контингента детей, целесообразно использовать следующие диагностические методы выявления индивидуальных особенностей каждого ребенка: наблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности, эксперимент. Полученный таким образом материал позволяет педагогам грамотно и эффективно организовать коррекционно-развивающую работу, задачи которой состоят в следующем; профилактика (предупреждение отклонений и трудностей в развитии) и развитие (оптимизация и стимулирование, обогащение содержания развития) коррекция (исправление отклонений, нарушений развития, разрешение трудностей развития).

                                                 

Пояснительная записка.

              Рабочая программа – нормативно-управленческий документ, характеризующий систему организации образовательной деятельности логопеда, который определяет возможные пути включения деятельности учителя-логопеда в ДОУ в работу дошкольного образовательного учреждения по реализации федеральных государственных образовательных стандартов к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

                                                                Структура программы

1. Титульный лист.

2. Введение.

3. Пояснительная записка:

               4. Взаимодействие в работе учителя-логопеда и специалистов ДОУ

      5. Характеристика  контингента воспитанников

                  6. Программно-методическое обеспечение

      7. Формы организации образовательной деятельности

       8.  Контроль и результативность коррекционной деятельности.

       9.  Приложения.

      10. Литература.

       

Направленность программы

Программа направлена на создание в МБДОУ специальных условий воспитания, обучения, что позволит учитывать особые образовательные потребности детей с различными речевыми нарушениями.

Актуальность.  Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста показал, что количество детей, имеющих отклонения  в речевом развитии, неуклонно растет. Эти дети составляют основную группу риска по школьной неуспеваемрсти, особенно при овладении навыками письма и чтения. Основная причина – недостаточное  развитие процессов звукобуквенного анализа и синтеза.   Учитывая особенности развития  детей, возникла необходимость разработки коррекционной программы.

Новизна. Федеральные государственные образовательные стандарты  обозначили новые направления в организации речевого развития детей 5-6 лет и определили целевые ориентиры – социальные и психологические  характеристики личности ребенка на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает одно из центральных мест как самостоятельно-формируемая функция.

В связи с этим разработан комплекс реабилитационных тренингов способствующих формированию мелких движений пальцев рук;  создана подборка физкультурно-оздоровительных упражнений, с учетом  возможностей детей,  направленная на снятие напряжения и расслабление мышцы или повышение мышечного тонуса; для развития логического мышления, дающего возможность формировать познавательные способности  детей, творческое начало, развивать основные компоненты  речевой деятельности: словарный запас, грамматические категории, фонематические процессы, связную речь, сенсомоторные навыки, умение слушать и говорить, разработан комплекс  игровых упражнений, дидактических игр и практических заданий.

                                                 Цель и задачи программы:                 

          Цель программы:  обеспечение системы средств и условий для устранения  речевых недостатков у детей 5-6 лет и осуществление своевременного и полноценного личностного развития. Предупреждение возможных трудностей в усвоении программы массовой школы, обусловленных недоразвитием  речи у дошкольников.

          Достижению данной цели  будут способствовать задачи:

- практическое овладение воспитанниками нормами речи: правильным произношением всех звуков родного языка в соответствии с возрастными возможностями, умение различать звуки по артикуляционным и акустическим признакам, самостоятельное выполнение звукового анализа и синтеза слов разной слоговой структуры;

- развитие свободного общения воспитанников с  взрослыми и детьми, как социализация ребенка: применять слова всех частей речи, использовать  фразы различной конструкции, самостоятельно рассказывать, выражать свои мысли;

- формирование  компонентов устной речи у детей с тяжёлыми нарушениями речи (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи, связной речи - диалогической и монологической форм) в различных формах  и видах детской деятельности через включение родителей в коррекционно-образовательный процесс и взаимодействие специалистов ДОУ (учителя-логопеда,  воспитателей, музыкального руководителя, специалиста по физическому воспитанию).

Достижение  поставленной цели и решение  задач  осуществляется с учётом следующих принципов:

- принцип опережающего подхода, диктующий необходимость раннего выявления детей с функциональными и органическими отклонениями в развитии, с одной стороны, и разработку адекватного логопедического воздействия – с другой;

-  принцип развивающего подхода (основывается на идее Л. С. Выготского о «зоне ближайшего развития»), заключающийся в том, что обучение должно вести за собой развитие ребёнка;

- принцип полифункционального подхода, предусматривающий одновременное решение нескольких коррекционных задач в структуре одного занятия;

-  принцип сознательности и активности детей, означающий, что педагог должен предусматривать в своей работе приёмы активизации познавательных способностей детей. Перед ребёнком  необходимо ставить познавательные задачи, в решении которых он опирается на собственный опыт. Этот принцип способствует более интенсивному психическому развитию дошкольников и предусматривает понимание ребёнком материала и успешное применение его в практической деятельности в дальнейшем;

- принцип доступности и индивидуализации, предусматривающий учёт возрастных, физиологических особенностей и характера патологического процесса. Действие этого принципа строится на преемственности двигательных, речевых заданий;

-  принцип постепенного повышения требований, предполагающий  постепенный переход от более простых к более сложным заданиям по мере овладения и закрепления формирующихся навыков;

-  принцип наглядности, обеспечивающий тесную взаимосвязь и широкое взаимодействие всех  анализаторных систем организма с целью обогащения слуховых, зрительных  и  двигательных образов детей.

              Направления работы:  диагностическое, коррекционно-развивающее, консультативное, информационно-просветительское

      Диагностический этап проводится с целью определения наиболее проблемных качеств, коррекция которых ляжет в основу составления или корректировки индивидуальной программы. Данный этап включает следующие задачи:

  • Знакомство с ребенком
  • Сбор информации о ребенке, его семье, родителях, изучение документов
  • Знакомство с медицинским обследованием,
  • Выделение неблагополучных этапов в развитии ребенка;
  • Изучение социума ребенка;
  • Обследование всех сторон речи детей;

Диагностический этап длится 2 недели и включает в себя следующие направления:

  1. Диагностика речевого развития
  2. Выявление актуальных проблем ребенка.
  3. Разработка путей поддержки и коррекции.
  4. Разработка индивидуальной программы логопедического сопровождения
  5. Заполнение речевых карт
  6. Комплектование подгрупп
  7. Составление расписания индивидуальной и подгрупповой работы
  8. Составление расписания фронтальных занятий

Конечной целью диагностического этапа является разработка программы логопедического сопровождения воспитанников МБДОУ, в которой указываются актуальные проблемы ребенка, цель, задачи, желаемые результаты развития обучающегося.

          На коррекционно – развивающем этапе осуществляется реализация намеченной программы и поставленных задач. Каждый воспитанник получает помощь от специалиста, соответственно своему индивидуальному плану. Коррекционно – развивающий этап длится 9 месяцев. Составление индивидуальной коррекционно—развивающей программы развития поможет педагогу эффективно реализовать программное содержание.

 Консультативная работа включает следующее: - разработка общих рекомендаций по ключевым направлениям коррекционной работы с детьми;

-консультативная поддержка педагогов ДОУ специалистами по дифференцированному подбору методов и приемов для работы с детьми;

- консультативное сопровождение семьям воспитанников.

 Информационно- просветительская работа предусматривает: - информационная поддержка обучающихся  и их родителей, педагогов МБДОУ;

- различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы);

- подготовка и проведение тематических выступлений для педагогов и родителей детей с речевыми нарушениями.

Механизмы реализации программы.

Данная  программа  может быть  успешно реализована при условии включения в коррекционно-развивающую деятельность родителей (или лиц, их заменяющих), а также  педагогов  и  специалистов детского сада  (музыкальный руководитель, руководитель по физической  культуре, педагог- психолог). Работа по речевому развитию детей проводится не только логопедом, но и в нерегламентированной деятельности воспитателей: на прогулках, в вечерние и утренние часы, а также на занятиях по труду, изобразительной деятельности, конструированию, ознакомлению с окружающим миром. Родители ребёнка и педагоги детского сада постоянно закрепляют сформированные  у ребёнка  умения и навыки.

          Тесное взаимодействие педагогов и родителей на основе продуманной и налаженной сети интегрированных связей, комплексной диагностики помогает осуществить оптимальный выбор методов, адекватных возрасту и структуре речевых нарушений детей, чем достигается эффективность и стабильность результатов. Своевременность принятых мер, сотрудничество специалистов обеспечивают речевое развитие ребёнка, в чём можно убедиться, сопоставив результаты стартового, промежуточного, итогового логопедического обследования.

Перечень нормативных правовых актов,

на основании которых разработана рабочая программа.

         Закон Российской Федерации «Об образовании» от ?????????????

                     Письмо Министерства образования России от 22.01.98 г. № 20-58-07 ин/20-4 «Об учителях-логопедах и педагогах-психологах» (о продолжительности рабочего дня учителя-логопеда)

               СанПиН, "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 15.05.13г. "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работ в дошкольных учреждениях"

           Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.13 № 1014 О порядке организаций и осуществления образовательной деятельности.

          “Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей” Т.Б.Филичевой,   Г.В.Чиркиной      

            Взаимодействие в работе учителя-логопеда и специалистов ДОУ

           Взаимодействие учителя-логопеда со специалистами ДОУ осуществляется в следующем:

    - учитель-логопед и педагог-психолог - психологическая диагностика, психологическая коррекция, определение психологической нагрузки, подготовка консилиумов;

    - учитель-логопед и воспитатель - педагогическая диагностика, составление и реализация индивидуальных программ развития, реализация образовательных программ, участие в психолого-медико-педагогических консилиумах;

    -  учитель-логопед и заместитель заведующей по воспитательной работе - помощь в организации взаимодействия, координационное функционирование, отслеживание результатов, анализ;

    -  учитель-логопед и медицинские работники - медицинское обследование детей, определение нагрузки по каждому ребенку,  подготовка консилиумов;

    -  учитель-логопед и музыкальный руководитель - педагогическая диагностика, логоритмика,  музыкально-речевые игры;

    -  учитель-логопед и инструктор по физической культуре - педагогическая диагностика, двигательная активность, дыхательная гимнастика, речевая нагрузка, мелкая моторика, координация речи с движением.

                         Основные задачи взаимодействия специалистов ДОУ:

1. Создание команды единомышленников из всех специалистов (учителя-логопеда, педагога-психолога, воспитателей, музыкального руководителя,  инструктора по физической культуре) и повышение их профессионального уровня.

2. Организация коррекционно-развивающей среды, стимулирующей речевое и личностное развитие ребенка.

3. Разработка карты взаимодействия со специалистами, построенной на основе комплексной диагностики.

4. Подбор игр и упражнений по развитию («Логопедические пятиминутки»):

-  общей и мелкой моторики;

- лексико–грамматических категорий и связной речи;

- психических процессов;

- просодической стороны речи;

- слухового внимания и фонематического слуха.

Характеристика  контингента воспитанников

          Самыми распространенными недостатками речи у детей дошкольного возраста являются нарушения звукопроизношения: искаженное произношение звуков, отсутствие звуков в речи ребенка, замена одного звука другим и другие. Знание форм нарушения звуков помогает определить методику работы с детьми.

Характеристика детей с ФНР

    Фонетические  нарушения речи выражаются как в дефектах произношения отдельных звуков, так и их групп без других сопутствующих проявлений. Сущность фонетических нарушений заключается в том, что у ребенка под влиянием различных причин (например, анатомического отклонения в строении или движении артикуляционного аппарата – зубов, челюсти, языка, неба – или подражания неправильной речи) складывается и закрепляется искаженное артикулирование отдельных звуков, которое влияет лишь на внятность речи и не мешает нормальному развитию других её компонентов.

   Цель программы с ФНР:  освоение детьми коммуникативной функции языка в соответствии с возрастными нормативами.

          Задачи программы с ФНР:

             - развитие артикуляционного аппарата, мелкой и общей моторики;

             - развитие речевого слуха и, как одного из его компонентов, фонематического слуха.

             

                        Характеристика детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

              Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) — это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. К этой категории относятся дети с нормальным слухом и интеллектом.

          Цель программы:  развитие речи, включающее умение четко произносить звуки и различать их, владеть артикуляционным аппаратом, правильно построить предложение.

          Задачи программы:

              -    формирование звукопроизношения:

               -    развитие фонематического восприятия;

              - подготовка к обучению грамоте и усвоение грамоты в объеме,                                 предусмотренном программой для первого класса массовой школы.

            Определяющим признаком фонематического недоразвития является пониженная способность к анализу и синтезу речевых звуков, обеспечивающих восприятие фонемного состава языка. В речи ребенка с фонетико-фонематическим недоразвитием отмечаются трудности процесса формирования звуков,    отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками.

Несформированность произношения звуков крайне вариативна и может быть выражена в речи ребенка различным образом:

  • заменой звуков более доступными по артикуляции;
  • трудностями различения звуков;
  • особенностями употребления правильно произносимых звуков в речевом  контексте.

           Ведущим дефектом при ФФНР является несформированность процессов восприятия звуков речи, что влечёт за собой  затруднения детей при практическом осознании основных элементов языка и речи. Кроме всех перечисленных особенностей произношения и различения звуков, при фонематическом недоразвитии у детей нередко нарушаются просодические компоненты речи: темп, тембр, мелодика.

Проявления речевого недоразвития у данной категории детей выражены в большинстве случаев не резко. Отмечается бедность словаря и незначительная задержка в формировании грамматического строя речи. При углубленном обследовании речи детей могут быть отмечены отдельные ошибки в падежных окончаниях, в употреблении сложных предлогов, в согласовании прилагательных и порядковых числительных с существительными и т. п.

            С развитием логопедической науки и практики, физиологии и психологии речи (Р. Е. Левина, Р. М. Боскис, А. Р. Лурия и др.) стало ясно, что в случаях нарушения артикуляторной интерпретации слышимого звука может в разной степени ухудшаться и его восприятие. Р. Е. Левина на основе психологического изучения речи детей пришла к выводу о важнейшем значении фонематического восприятия для полноценного усвоения звуковой стороны речи. Было установлено, что у детей с сочетанием нарушения произношения и восприятия фонем отмечается незаконченность процессов формирования артикулирования и восприятия звуков, отличающихся тонкими акустико-артикуляционными признаками.

         Состояние фонематического развития детей влияет на овладение звуковым анализом. Несформированность произношения звуков выражается вариативно. Так, звонкие заменяются глухими, р и л звуками л' и йот (у), с и ш звуком ф и т. п. Некоторые дети всю группу свистящих и шипящих звуков, т. е. звуков фрикативных, заменяют более простыми по артикуляции взрывными звуками т, т', д, д'.

         В других случаях процесс дифференциации звуков еще не произошел и вместо артикуляционно близких звуков ребенок произносит средний, неотчетливый звук, например: мягкий звук ш' вместо ш, вместо с — с', вместо ч — т' и т. п.

         Наиболее распространенной формой нарушения является искаженное произнесение звуков, при котором сохраняется некоторая сходность звучания с нормативным звуком. Обычно при этом восприятие на слух и дифференциация с близкими звуками не страдает. Такая форма нарушения, как отсутствие звука или замена близким по артикуляции, создает условия для смешения соответствующих фонем и осложнений при овладении грамотой.   При смешении близких звуков у ребенка формируется артикуляция, но процесс фонемообразования еще не закончен. В таких случаях затрудняется различение близких звуков из нескольких фонетических групп, происходит смешение соответствующих букв.

             В фонетико-фонематическом развитии детей выявляется несколько состояний:

      - недостаточное различение и затруднение в анализе только нарушенных в произношении звуков. Весь остальной звуковой состав слова и слоговая структура анализируются правильно.   Это наиболее легкая степень фонетико-фонематического недоразвития;

      - недостаточное различение большого количества звуков из нескольких фонетических групп при достаточно сформированной их артикуляции в устной речи. В этих случаях звуковой анализ нарушается более грубо; при глубоком фонематическом недоразвитии ребенок «не слышит» звуков в слове, не различает отношения между звуковыми элементами, неспособен выделить их из состава слова и определить последовательность.

        Таким образом, недостатки звукопроизношения могут быть сведены к следующим характерным проявлениям:

      а) замена звуков более простыми по артикуляции, например: звуки с и ш заменяются звуком ф;

      б) наличие диффузной артикуляции звуков, заменяющей целую группу звуков;

      в) нестабильное использование звуков в различных формах речи;

      г) искаженное произношение одного или нескольких звуков.

       Произносительные ошибки необходимо оценивать с точки зрения их значимости для речевой коммуникации. Одни из них затрагивают лишь образование оттенков фонем и не нарушают смысла высказывания, другие ведут к смешению фонем, их неразличению. Последние являются более грубыми, так как нарушают смысл высказывания. При наличии большого количества дефектных звуков, как правило, нарушается произношение многосложных слов со стечением согласных («качиха» вместо «ткачиха»). Подобные отклонения в собственной речи детей также указывают на недостаточную сформированность фонематического восприятия.

                Низкий уровень собственно фонематического восприятия с наибольшей отчетливостью выражается в следующем:

         а) нечеткое различение на слух фонем в собственной и чужой речи (в первую очередь: глухих - звонких, свистящих - шипящих, твердых - мягких, шипящих - свистящих - аффрикат и т. п.);

          б) неподготовленность к элементарным формам звукового анализа и синтеза;

          в) затруднение при анализе звукового состава речи.

       У детей с фонетико-фонематическим недоразвитием нередко имеется определенная зависимость между уровнем фонематического восприятия и количеством дефектных звуков, т. е. чем большее количество звуков не сформировано, тем ниже фонематическое восприятие.  Однако не всегда имеется точное соответствие между произношением и восприятием звуков.

          Так, например, ребенок может искаженно произносить 2— 4 звука, а на слух не различать большее число, причем из разных групп. Относительное благополучие звукопроизношения может маскировать глубокое недоразвитие фонематических процессов. В таких случаях только применение специализированных заданий вскрывает сложную патологию.

            У детей с фонетико-фонематическим недоразвитием наблюдается общая смазанность речи, «сжатая» артикуляция, недостаточная выразительность и четкость речи. Это в основном дети с ринолалией, дизартрией и дислалией — акустико-фонематической и артикуляторно-фонематической формы.  Для них характерна неустойчивость внимания, отвлекаемость. Они хуже, чем нормально говорящие дети, запоминают речевой материал, с большим количеством ошибок выполняют задания, связанные с активной речевой деятельностью. Раннее выявление детей с фонетико-фонематическим недоразвитием является необходимым условием для успешной коррекции недостатков в дошкольном возрасте и предупреждения нарушений письма.

       С ее помощью у дошкольников сформируется полноценная фонетическая система языка, разовьется фонематическое восприятие, навыки звуко-слогового анализа и синтеза, автоматизируются слухопроизностительные умения и навыки, сформируется связная монологическая речь на базе правильно произносимых звуков.

Характеристика детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

 с минимальными дизартрическими проявлениями.

          Звуковая сторона речи является средством выражения смыслового и эмоционального содержания. К звуковой стороне речи относятся звукопроизношение и мелодика речи. Звукопроизношение обеспечивает смысловое значение речи, а мелодика речи — ее эмоциональное содержание. При недостаточной иннервации нервных волокон, обеспечивающих связь речевого аппарата с центральной нервной системой, наблюдается такое нарушение речевых функций, как дизартрия. 
         
Дизартрия - нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата, возникающее из-за органического поражения центральной нервной  системы. 

          Цель программы: основная цель логопедической работы с детьми с дизартрическими расстройствами – улучшение разборчивости речевого высказывания, для того, чтобы обеспечить ребенку лучшее понимание его речи окружающими.

          Задачи программы: уменьшение степени проявления двигательных дефектов речевого аппарата; развитие речевого дыхания и голоса;  формирование силы, продолжительности, звонкости, управляемости голоса в речевом потоке; выработка синхронности голоса, дыхания и артикуляции;  развитие фонематического восприятия и звукового анализа; нормализация лексико-грамматических навыков речи; развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук, коррекция нарушений мелкой моторики

          Причинами возникновения дизартрии являются различные вредоносные факторы, которые могут воздействовать внутриутробно во время беременности (вирусные инфекции, токсикозы, патология плаценты), в момент рождения (затяжные или стремительные роды, вызывающие кровоизлияние в мозг младенца) и в раннем возрасте (инфекционные заболевания мозга и мозговых оболочек: менингит, менингоэнцефалит и многие другие паталогии).
         
Ведущим дефектом при дизартрии является нарушение звукопроизносительной и просодической стороны речи. У детей-дизартриков отмечается ограниченная подвижность речевой и мимической мускулатуры. Речь такого ребенка характеризуется  нечетким, смазанным звукопроизношением; голос у него тихий, слабый, а иногда, наоборот, резкий;  ритм дыхания нарушен; речь теряет свою плавность, темп речи может быть ускоренным или замедленным. 
         
Образный «диагностический симптом» дизартрии: «Говорит, как с кашей во рту».
         
 Дизартрии по характеру выраженности ее речевых проявлений бывает следующая: 
анартрия – это абсолютно полная невозможность произносительной стороны речи;
дизартрия (выраженная) - ребенок пользуется устной речью, но она нечленораздельная, малопонятная, грубо нарушено звукопроизношение, а также дыхание, голос, интонационная выразительность;  стертая дизартрия - все симптомы (неврологические, психологические, речевые) выражены в стертой форме.

Стертую дизартрию можно спутать с дислалией. Отличие в том, что у детей со стертой дизартрией наблюдается наличие очаговой неврологической микросимптоматики.
         
Очень трудно дети-дизартрики воспитываются культурно-гигиеническим навыкам, требующих точных движений различных групп мышц. Ребенок не может самостоятельно полоскать рот, так как у него слабо развиты мышцы щек, языка. Он или сразу проглатывает воду, или тут же очень быстро выливает ее обратно, не успевая прополоскать рот.
         
Дети с дизартрией не любят и не хотят застегивать сами пуговицы, шнуровать ботинки, засучивать рукава. Такие дети испытывают затруднения и в изобразительной деятельности. Они не могут правильно держать карандаш, пользоваться ножницами, регулировать силу нажима на карандаш и кисточку. Для них также характерны затруднения при выполнении физических упражнений и танцах. Им нелегко научиться соотносить свои движения с началом и концом музыкальной фразы, менять характер движений по ударному такту. Про таких детей говорят, что они неуклюжие, потому что они не могут четко, точно выполнять различные двигательные упражнения. Им трудно удерживать равновесие, стоя на одной ноге, часто они не умеют прыгать на левой или правой ноге.

                                                  Программно-методическое обеспечение.

           

         1. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с  фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа). Программа и методические рекомендации.  Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. М.: 2004.

         2. Воспитание и обучение детей с ФФН. Программа и методические рекомендации для образовательных учреждений компенсирующего вида. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Лагутина А.В.  М.: 2004.

         3. Диагностический, дидактический и коррекционно – развивающий инструментарий, необходимый для осуществления профессиональной логопедической деятельности учителя – логопеда.
        4. Специальные методические пособия, учебно – игровые и дидактические материалы, мультимедийные, аудио- и видео - материалы коллективного и индивидуального пользования.
                                             

            Содержание коррекционной работы, в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, направлено на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, освоении основной образовательной программы дошкольного образования, коррекцию недостатков в физическом или психическом развитии воспитанников,  их социальную адаптацию и оказание помощи детям этой категории.

Эффективность коррекционно-воспитательной работы определяется чёткой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и преемственностью в работе всех субъектов коррекционного процесса: логопеда, родителей и педагогов.

Организация деятельности логопеда, воспитателей и других специалистов в течение года определяется поставленными задачами рабочей программы. Логопедическое обследование  всех детей проводится в соответствии с Образовательной программой ДОУ и описан в разделе рабочей программы учителя-логопеда (см. п. 5).

Логопедические  подгрупповые и индивидуальные занятия проводятся с 15 сентября.

Данная программа разработана для реализации в условиях логопедического пункта детского сада общеразвивающего вида, то есть в сетке занятий  не предусмотрено  специального времени для проведения фронтальной деятельности  учителя – логопеда. Основную  нагрузку несёт  индивидуальная и подгрупповая логопедическая работа,  которая  проводится   2 - 3  раза в неделю с каждым ребёнком.

Для подгрупповых занятий объединяются дети одной возрастной группы, имеющие сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения, продолжительностью 20 - 30 минут.  Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями детей.

                              Формы организации образовательного процесса:      

      Программа  составлена с учётом  основных форм организации коррекционных занятий.

          Индивидуальные – основная цель которых – подбор комплексных  упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи при дислалии, ринолалии, дизартрии; при этом логопед имеет возможность установить эмоциональный контакт с ребенком, привлечь его внимание к контролю за качеством звучащей речи логопеда и ребенка, подобрать индивидуальный подход с учетом  личностных особенностей (речевой негативизм, фиксация на дефекте, невротические реакции и т. п.); 

Задачи и содержание индивидуальных занятий

  • Развитие артикуляционного праксиса;
  • Фонационные упражнения;
  • Уточнение артикуляции правильно произносимых звуков в различных звуко-слоговых сочетаниях;
  • Вызывание и постановка отсутствующих звуков или коррекция искаженных звуков;
  • Первоначальный этап их автоматизации в облегченных фонетических условиях.

   

            Подгрупповые – основная цель – воспитание навыков коллективной работы, умения слушать и слышать логопеда,  выполнять в заданном темпе упражнения по развитию силы голоса, изменению модуляции (хором, выборочно); адекватно оценивать качество речевой продукции детей. Логопед может организовать простой диалог для тренировки произносительных навыков; упражнять детей в различении сходных по звучанию  фонем в собственной  и чужой речи. Состав подгрупп является открытой системой, меняется по усмотрению логопеда в зависимости от динамики достижений в коррекции произношения. Большую часть времени дети могут проводить в любом сообществе в соответствии с интересами. Индивидуальные и подгрупповые занятия носят опережающий  характер и готовят детей к усвоению усложненного фонетического и лексико-грамматического материала;      

Содержание подгрупповых занятий

          Основная цель подгрупповых занятий – первоначальное закрепление поставленных логопедом звуков в различных фонетических условиях. Организуются они для 3-4 детей, имеющих однотипные нарушения звуковой стороны речи.

                                                 Осуществляется:

  • Закрепление навыков произношения изученных звуков.
  • Отработка навыков восприятия и воспроизведения сложных слоговых структур, состоящих из правильно произносимых звуков.
  • Воспитание готовности к звуковому анализу и синтезу слов, состоящих из правильно произносимых звуков.
  • Расширение лексического запаса в процессе закрепления поставленных ранее звуков.
  • Закрепление доступных возрасту грамматических категорий с учетом исправленных на индивидуальных занятиях звуков.

              Для логопедической работы во время подгрупповых занятий дети объединяются по признаку однотипности нарушения звукопроизношения. Состав детей в подгруппах в течении года периодически меняется Это обусловлено динамическими изменениями  в коррекции речи каждого ребенка. Индивидуальная логопедическая работа  проводится с теми детьми, у которых имеются затруднения при произношении слов сложного слогового состава. Отдельные специфические проявления патологии речи,  выраженные  отклонения  в  строении  артикуляционного аппарата и т.д. Индивидуально-подгрупповая работа включает в себя:

        а) закрепление и автоматизацию навыков правильного произношения имеющихся в речи детей звуков. Сюда, как правило, включаются гласные (а, о, у, и, э, я), наиболее доступные согласные звуки (м-мь, н-нь, п-пь, т-ть, к-кь, ф-фь, в-вь, б-бь, д, г-гь и т.д ) Нередко многие из них в речевом потоке звучат несколько смазано, произносятся с вялой артикуляцией. Поэтому необходимо произношение каждого из этих звуков   уточнить, отработать более четкую артикуляцию. Это позволит не только  активизировать сам артикуляционный аппарат, на базе имеющихся звуков отработать сознательного появления в речи детей отсутствующих звуков, но и увеличить внятность речи в целом;

          б) постановку  отсутствующих  у  ребенка  звуков,  которая  осуществляется  общепринятыми в логопедии методами. Последовательность появления в речи этих звуков зависит от того, какие конкретно звуки дефектно произносятся ребенком. Так, в группе свистящих и шипящих звуки ставятся в следующей последовательности.     с-сь, з-зь, ц, ш, ж, ч, щ. Озвончение начинается с з и б, в дальнейшем от звука з , ставится звук ж, от б-д, от д-т. Последовательность постановки соноров р и л  определяется тем, какой звук поддается коррекции быстрее.

   

         Фронтальные фонетические занятия предусматривают усвоение (автоматизацию) произношения ранее поставленных звуков в любых фонетических позициях (активное использование их в различных формах самостоятельной речи), и, одновременно, обеспечивают дальнейшее расширение речевой практики в процессе ознакомления с окружающим миром. Это позволяет реализовать коррекционную направленность обучения,  предоставить ребенку благоприятные условия для овладения родным языком в индивидуальных и коллективных ситуациях общения.

На фронтальных занятиях организуются совместные игры, обеспечивающие межличностное общение, разные виды деятельности для развития коммуникативной, планирующей и знаковой функции речи.

                 

      Формы и виды контроля: собеседование, наблюдение, беседа с родителями и воспитателями.

                 Дидактическое и методическое оснащение занятий соответствует структуре речевых нарушений, их возрасту и индивидуальным особенностям. В процессе коррекционно-логопедической работы по формированию звукопроизношения необходимо соблюдать следующие методические рекомендации:

              - ребенок должен иметь сознательное желание исправить звуки, которые не произносит или произносит неправильно;

- при постановке  определенного звука не надо обращать внимание на другие дефектные звуки;

- материал должен прорабатываться последовательно, а не выборочно, нельзя пропускать отдельные этапы работы;

- каждый поставленный звук желательно сразу вводить  в ситуативно-бытовую речь.

                При ликвидации недостатков звукопроизношения  учитывается следующее:

              -  для первоначальной постановки отбираются звуки, принадлежащие к различным фонетическим группам;

- звуки, смешиваемые в речи детей, поэтапно отрабатываются отсроченно во времени;

- окончательное закрепление изученных звуков достигается в процессе дифференциации всех близких звуков.

             Материал для закрепления правильного произношения звуков подбирается таким образом, чтобы он одновременно способствовал расширению и уточнению словаря, грамматически правильной речи, умению правильно строить предложения и способствовал развитию связной речи.

              Программа предполагает использование в работе с детьми разнообразные дидактические и логопедические игры, речевые задания и упражнения, загадки-добавлялки, веселые стихи, сказочные персонажи, способствующие развитию у детей дошкольного возраста фонематического слуха, языкового чутья, помогающие разнообразить занятия, проводить их более живо, интересно.

       Кроме того, в процессе реализации программы  коррекционной работы логопед в ДОУ   использует диагностический  и коррекционно-развивающий инструментарий, необходимый  для осуществления  профессиональной деятельности учителя – логопеда: учебно-дидактический материал,  специальные методические пособия, учебно-игровые и дидактические материалы, мультимедийные, аудио- и видео - материалы коллективного и индивидуального пользования.

                    Планируемые результаты логопедической работы:

  -  правильно артикулировать все звуки речи в различных фонетических позициях и формах речи;

-    дифференцировать все изученные звуки;

-    называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;

-    находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове;

-    различать понятия «звук», «слог», «предложение» на практическом уровне;

-    овладеть   интонационными   средствами   выразительности   речи   в пересказе, чтении стихов.

Методологические  подходы развивающего обучения:

- необычное начало занятия;

- присутствие на занятии “духа открытия”;

- удержание взрослым паузы для “включения” мыслительных процессов детей;

- предусмотренность при подготовке к проведению занятия вариативности ответов детей;

- не оставление без внимания ни одного ответа;

- развитие речи в любых формах деятельности;

- учёт возможностей и терпимое отношение к затруднениям детей;

- обучение видению многовариативности выполнения задания;

       - поддержка у детей ощущения успешности.

       

            Адаптированная программа  составлена с учётом  интеграции основных  образовательных направлений в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

                 Мониторинг непосредственно-образовательной деятельности.

     Диагностика речевого развития детей проводится 2 раза в год:

- первичное обследование (1-2 неделя сентября)  выявляет у детей речевые нарушения, определяет методы и приемы работы;

- итоговая диагностика (3-4 неделя мая) показывает результат работы за год.

Основными ведущими педагогическими формами и методами  коррекционной работы являются такие формы работы, как ознакомление с художественной литературой, рассматривание картин и беседы по вопросам, повторение рассказов-описаний, использование  логопедом дидактических игр. Затем эти задачи усложняются и приобретают все более практический характер: решение проблемно-практических ситуаций, речевые упражнения, дыхательная гимнастика, упражнения на развитие мелкой моторики и т.д. 

Режим дня и распределение занятий строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Выпуск детей проводится в конце учебного года по мере устранения у них дефектов речи. Результаты логопедического обучения отмечаются в речевой карте ребёнка

         Логопедическое воспитание и развитие ребенка невозможно без участия родителей. Чтобы родители стали единомышленниками учителя-логопеда и помогали создавать необходимые условия для речевого развития своих детей, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать ребенка, а, поняв его, помогать во всем, быть терпеливыми, деликатными и верить в своих детей.

                                           

                                                         

         Приложения.

        

                                                   Литература:

1.   Алтухова Н.Г.«Научитесь слышать звуки», СПб 1999г.

2.   Александрова Т.В.«Живые звуки или фонетика для дошкольников»,СПб. 2005г.

3.   Бочкарева О.И.«Логопедия» (старшая группа), Волгоград, 2005 г.

4.   Гомзяк О.С. «Говорим правильно» (картинный материал), М., 2007 г.

5.   Давидович Л.Р., Резниченко Т.С. «Ребенок плохо говорит? Почему? Что делать?», М. 2001г.

6.   Зуева Л.Н., Костылёва Н.Ю., Солошенко О.П. «Занимательные упражнения по       развитию речи»: альбом 1- звуки «С», «З», «Ц»;  альбом 2- звуки «Ш», «Ж», «Ч», «Щ»; альбом 3- звуки «Р», «Л» М., 2003.

7.   Иванова С. В. Повышение роли эмоционального воздействия в логопедической работе / С. В. Иванова //Логопед. – 2004. - № 4.

8.   Иншакова О.Б. Альбом для логопеда. – М, 2005.

9.   Ильякова Н.Е. «Логопедические тренинги», М.2007 г.

10.  Кирьянова  Р.А. «Комплексная диагностика дошкольников», С-Пб.»Каро»,2006

11.  Коноваленко В.В.,  Коноваленко С.В. «Развитие связной речи», М. 2006 г.

12.  Коноваленко В.В.,  Коноваленко С.В. «Фронтальные логопедические занятия в старшей группе», М. 2000г.

13.  Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений / Под общ. Ред. Проф. Чиркиной. – 3-е изд., доп. – М.: АРКТИ, 2003.

14.  Полякова  Е.В.«Самоучитель по логопедии», М. 2007 г. .  

15.  Программа воспитания и обучения в детском саду. Под ред. Васильевой. – 2007

16.  Селиверстова В.И.«Игры в логопедической работе с детьми», М.1979г.

17.  Филичева Т.Б.,  Чиркина Г.В. «Основы логопедии» М.,1989.

18.  Филичева Т.Б., Туманова Т.В.«Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием», М. 2000г.

19.  Филичева Т.Б, А.Р. Соболева «Развитие речи дошкольника», Екатеринбург

20. Программа коррекционного обучения и воспитания детей с фонетико- фонематическим недоразвитием речи под редакцией Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В.


Задачи работы логопеда


Задачи работы психолога


Изучение уровня речевого, познавательного, социально – личностных особенностей детей старшей логопедической группы, определение основных направлений и содержание работы с каждым из них.


Развитие памяти, внимания, мышления, пространственной ориентировки


Совершенствование мелкой моторики


Развитие зрительно – моторной координации


Систематическое проведение необходимой профилактической и коррекционно – речевой работы с детьми в соответствии с их индивидуальными программами




Развитие произвольности и навыков самоконтроля, волевых качеств


Активизация отработанной лексики


Формирование у педагогического коллектива ДОУ и родителей информационной готовности к логопедической работе, оказание им помощи в организации полноценной речевой среды


Повышение психологической культуры родителей и педагогов


Координация усилий педагогов и родителей, контроль над качеством проведения ими речевой работы с детьми


Снятие тревожности у детей при негативном настрое на логопедические занятия

                      Задачи работы учителя-логопеда и педагога психолога

Совместные мероприятия педагогов и родителей

1. Родительские собрания

2. Конференции

3. Консультации

4. Беседы

5. Вечера для родителей

6. Кружки для родителей

7. Тематические выставки

8. Встреча с администрацией

9. Родительский комитет

                       Совместные мероприятия педагогов, родителей и детей

10. Дни открытых дверей

11. Кружки

12. Праздники

13. Семейные конкурсы

14. Выпуск газеты

15. Просмотры фильмов

16. Оформление групп

17. Соревнования.

18. Благоустройство ДОУ и территории

План работы учителя-логопеда с родителями

на 2014-2015 учебный год.

Цель: привлечение родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевого дефекта у ребенка; создание условий для сознательного включения родителей в коррекционный процесс.    

        №

п/п

Виды работы.

Сроки.

   1.

2.

3.

Проведение родительских собраний.

Тема: «Знакомство родителей с задачами и    содержанием коррекционной работы».

Тема: « Речевое продвижение каждого ребенка».

Тема: «Подведение итогов коррекционной работы за год»

Начало сентября.

2-я половина января.

Мая.

Проведение анкетирования с целью сбора анамнеза.

Ведение индивидуальных альбомов детей.

1-15 сентября

В течение уч.года

Проведение индивидуальных бесед.

В течение уч.года.

Проведение консультаций.

В течение уч.года.

Посещение родителями фронтальных, подгрупповых и индивидуальных логопедических занятий.

В течение года (по желанию родителей)

Участие родителей в работе ПМПК

Март- апрель

1.

2.

3.

Наглядная агитация.

Оформление методического уголка по темам:

« Наши успехи и достижения».

« Развиваем мелкую моторику»

« Учите детей правильно произносить и различать звуки»

Сентябрь.

Декабрь.

Март.

                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учителя-логопеда

В рабочей программе определены коррекционные задачи, основные направления работы, условия и средства формирования фонетико-фонематической, лексико-грамматической сторон и связной речи детей старшего д...

Рабочая программа учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи (старший и подготовительный дошкольный возраст) Автор-составитель: учитель-логопед Зайцева Е.В.

Представленная «Рабочая программа учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи (старший и подготовительный дошкольный возраст) МБДОУ « Детски...

Структурные и содержательные аспекты проектирования рабочей программы учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения в условиях реализации ФГОС (в помощь учителю-логопеду)

Структурные и содержательные аспекты проектирования рабочей программы учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения в условиях реализации ФГОС (в помощь учителю-логопеду)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя-логопеда «Логопедический клуб для родителей «ЛОГОПЕДиЯ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАучителя-логопеда«Логопедический клуб для родителей«ЛОГОПЕДиЯ»...

Рабочая программа учителя - логопеда для детей 6-7 лет группы компенсирующей направленности срок реализации программы 2019-2020 учебный год

Структура рабочей программы учителя-логопеда 1ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ31.1.Пояснительная записка          32.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ52.1. Образовательная дея...