Рабочая программа учителя-логопеда
рабочая программа по логопедии (старшая группа) по теме

Скотникова Елена Сергеевна

В рабочей программе определены коррекционные задачи, основные направления работы, условия и средства формирования фонетико-фонематической, лексико-грамматической сторон и связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Рабочая программа разработана с учетом целей и задач основной образовательной программы дошкольного образования, потребностей и возможностей воспитанников ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_logopeda.rar100.9 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективный план работы по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи по периодам

1-й период (сентябрь, октябрь, ноябрь)

  1. Множественное число имен существительных с окончаниями -ы, -и (начинает логопед, продолжает воспитатель).

  1. Родительный падеж имен существительных единственного числа с окончаниями -ы, -и (нет руки, нет воды).

  1. Имена существительные единственного и множественного числа с уменьшительно-ласкательными суффиксами (продолжает воспитатель).

  1. Практическое знакомство с родовой принадлежностью имен существительных путем подстановки притяжательных местоимений мой, моя (мужской и женский род).

  1. Множественное число имен существительных с окончаниями -а (дома, глаза).

  1. Множественное число глаголов изъявительного наклонения в 3-м лице настоящего времени (идет идут), согласование имен существительных и глаголов в числе (продолжает воспитатель).

  1. Практическое знакомство с категорией завершенности и незавершенности действия (что делает? что сделал?)

  1. Практическое  знакомство  с  приставочными  глаголами (шить пришить загнить вшить вышить подшить).

  1. Согласование имен существительных с глаголами прошедшего времени в роде (надел'надела).

  1. Практическое знакомство со словами противоположного значения (чистый грязный, холодный горячий, длинный короткий, день ночь, верх низ и др.).

  1. Подбор определений к словам-предметам (имен прилагательных к именам существительным), их согласование в числе и роде в именительном падеже.

  1. Первые упражнения в образовании относительных прилагательных (темы: «Осень», «Овощи», «Фрукты», «Дом»).

  1. Практические упражнения в понимании и активном употреблении предлогов в, на (на вопросы: куда? где?); без (с родительным падежом существительных: без чего? без дома, без куртки и т.д.); у (у кого? — с родительным падежом существительных с окончаниями -ы, -и: у Вовы, у Коли).

2-й период (декабрь, январь, февраль, март)

  1. Продолжение работы над усвоением лексико-грамматического материала первого периода.

  1. Практическое знакомство с категорией одушевленности (кто? что?).

  1. Закрепление понятия рода имен существительных в связи с числительными один, одна, два, две (можно начать в первом периоде).

  1. Практическое знакомство с родственными словами.

  1. Родительный падеж имен существительных единственного числа в значении принадлежности (ножка стола, следы зайца).

  1. Суффиксы -онок, -енок, -ата, -ята в названии детенышей животных.

  1. Увеличительный суффикс -ищ.

  1. Родительный падеж имен существительных множественного числа с окончаниями -ов, -ев, -ей и без окончания.

  1. Расширение значения слов-действий, подбор предметов к действиям: летает птица, шар, самолет, бабочка и т.д. (продолжает воспитатель).

  1. Согласование глаголов прошедшего времени с именами существительными в роде, числе (продолжает, воспитатель).

  1. Формирование умения различать оттеночные значения приставок в глаголах: у-, при-; от-, под-; на-, за-, пере- (летает, ходит, бегает).

  1. Глаголы совершенного и несовершенного вида в практических упражнениях (строил построил, варил сварил и др.).

  1. Образование относительных прилагательных (соотнесенность с продуктами, растениями, сезонностью, материалами) и согласование их с существительными именительного падежа в роде и числе.

  1. Прилагательные с уменьшительным значением (суффиксы -оньк-, - енък).

  1. Имена прилагательные с противоположным значением (антонимы).

  1. Притяжательные имена прилагательные.

  1. Согласование имен прилагательных с именами существительными в роде, числе, падеже (именительный, родительный, дательный, винительный падежи). Практические упражнения в понимании и активном употреблении предлогов под, над (куда? где?)); с, со из (откуда?); из (из чего? сделан предмет); с (с чем? с кем?).

  1. Окончание -ах в словосочетаниях существительных множественного числа в предложном падеже с предлогами на, о (на санках, о зайчатах).

  1. Личные местоимения с предлогом у, у меня, у него и др. (продолжает воспитатель).

  1. Согласование имен существительных с именами числительными (один, одна, два, две, три, четыре, пять).

3-й период (апрель, май, июнь)

  1. Закрепление тем, начатых в первом и втором периодах.

  1. Родовая принадлежность имен существительных среднего
    рода (мое, оно, одно).

  1. Употребление личных местоимений вместо имен собственных.

  1. Активизация приставочных глаголов в речи детей, правильное употребление грамматических форм глаголов, усвоенных ранее.

  1. Слова-признаки действия (как?) в практических упражнениях (быстро медленно, громко тихо и др.).
  2. Усвоение будущего сложного времени глаголов: буду строить
    (продолжает воспитатель).
  3. Изменение глаголов настоящего времени по лицам в единственном и множественном числе, практическое употребление слово
    сочетаний «местоимение + глагол».
  4. Согласование имен прилагательных с именами существительными в роде, числе, падеже (добавляются творительный и
    предложный падежи).
  5. Понимание и активное употребление в практических упражнениях конструкций с предлогами о, к, от, за (куда? где? за чем?).

Формирование предложения

1-й период (сентябрь, октябрь, ноябрь)

       а) преобразование форм повелительного наклонения глаголов в форму изъявительного наклонения при демонстрации действий (Вова, иди! Вова идет);

б)        выделение слов-предметов и слов-действий по вопросам:
Кто это? Что делает?;

в)        подбор действий к предмету: (Вова идет (бежит, прыгает...);

г)        составление простых нераспространенных предложений
по демонстрации, по картине.

  1. Формирование понятий «слово», «предложение»; графическая запись предложения из двух слов.

  1. Формирование предложения из нескольких слов в последовательности:

а)        подлежащее + сказуемое + прямое дополнение (винительный падеж существительного, подобный именительному): Ната моет руки;

б)        подлежащее + сказуемое + прямое дополнение (винительный падеж существительного с окончанием -у): Коля надевает шапку,

в)        подлежащее + сказуемое + прямое дополнение + косвенное дополнение (существительное в дательном падеже): Портниха шьет платье Оле;

г)        подлежащее + сказуемое + косвенное дополнение (существительное в творительном падеже): Мальчик вытирается полотенцем;

д)        подлежащее + сказуемое + прямое дополнение + косвенное дополнение (существительное в творительном падеже): Девочка намыливает руки мылом.

  1. Графическая запись предложения из 3-4 слов.

  1. Распространение предложений однородными членами:

а)        подлежащими: Девочки и мальчики срывают яблоки;

б)        сказуемыми: Девочка срывает яблоко и кладет в корзину;

в)        дополнениями: Дети собирают огурцы и помидоры.

  1. Обучение умению заканчивать предложение нужным по смыслу словом или словосочетанием.

  1. Формирование конструкций с противительным союзом -а при сравнении двух предметов: Помидор красный, а огурец зеленый.

2-й период (декабрь, январь, февраль, март)

  1. Закрепление умения правильно строить предложения указанных в первом периоде типов (по демонстрации, по сюжетным картинкам, по ситуации, по предметным картинкам).

  1. Обучение умению составлять предложения по опорным словам, данным в нужной форме.

  1. Распространение предложений определениями.

  1. Выделение из предложения слов-признаков предмета по вопросам какой? какая? какое? какие?

  1. Составление предложений с различными предложными конструкциями с использованием вопросов где? куда? откуда?

  1. Закрепление конструкций с союзами а, и при сравнении предметов: Снег белый, и мел белый, и заяц белый, а белка не белая.

  1. Формирование предложений со словами «Сначала..., а потом...».

3-й период (апрель, май, июнь)

  1. Закрепление умения правильно строить предложения указанных в первом и втором периодах типов на более широком и сложном материале.

  1. Распространение предложений словами-признаками действия (обстоятельствами), отвечающими на вопрос как.

  1. Составление предложений по опорным словам, данным в начальной форме.

  1. Составление предложений типа «подлежащее + сказуемое + инфинитив глагола + 1-2 косвенных падежа»: Оля хочет поймать бабочку сачком.

  1. Формирование сложноподчиненного предложения с союзами потому что, чтобы.

  1. Учить детей понимать интонацию, улавливать ее оттенки:

а)        конец предложения;

б)        вопрос;

в)        восклицание.

Развитие разговорно-описательной речи

1-й период (сентябрь, октябрь, ноябрь)

1. Формирование диалогической речи:

а)        понимание, выполнение заданий (инструкций) логопеда типа: встань, садись, отнеси, принеси, открой, закрой, убери, подними, опусти, позови;

б)        ответы на вопросы логопеда:

  1. отрицательным или утвердительным словом;
  2. одним словом или словосочетанием;
  3. простым нераспространенным предложением;
  4. простым распространенным предложением;

в) обучение умению самостоятельно задавать вопросы: кто это? что делает? что? кому? чем? (начало работы); самостоятельно отдавать приказания, задания, поручения; отчитываться о выполнении поручения одним словом, предложением.

  1. Объединение простых предложений в короткий рассказ.

  1. Заучивание коротких стихов, потешек, загадок, рассказов.

  1. Составление коротких рассказов-описаний предмета (элементарных).

  1. Обучение пересказу художественных текстов (ребенок вставляет нужное слово, словосочетание или предложение; логопед использует наводящие вопросы, картинки).

2-й период (декабрь, январь, февраль, март)

  1. Выполнение заданий, требующих понимания признаков предмета (цвет, размер, форма).

  1. Речевое обозначение выполненных заданий.

  1. Совершенствование разговорной речи, умения вести несложный диалог (самостоятельно задавать вопросы: куда? где?).
  2. Овладение элементарными формами описательной речи,
    обучение детей умению сравнивать два предмета одной родовой
    группы, разных родовых групп.

  1. Заучивание стихов, диалогов, коротких рассказов.

  1. Проведение бесед по сюжетным картинкам, формирование умения объединять отдельные высказывания в связное сообщение.

  1. Обучение умению составлять рассказ по сериям сюжетных картинок.

  1. Дальнейшее обучение пересказу с использованием вопросов логопеда, картин и плана рассказа.

  1. Драматизация стихов, диалогов, коротких сказок, рассказов.

3-й период (апрель, май, июнь)

1. Дальнейшее развитие диалогической речи, проведение более сложных диалогов с использованием вопросов: с кем? с чем? где? куда? откуда? когда? почему? зачем?

  1. Расширение рассказов-описаний предмета, описание ситуации и сюжетной картинки.

 

  1. Сравнение двух, трех, четырех предметов по их признакам и действиям.

  1. Учить рассказывать стихи, загадки, диалоги, соблюдая интонационно-смысловую выразительность.
  2. Составлять рассказ по сериям сюжетных картинок по заданиям:

  1. вставить пропущенное звено;
  2. по цепочке.

  1. Составление рассказов из деформированного текста в три-
    четыре предложения (нарушена последовательность событий).

  1. Пересказ сказок, рассказов по данному плану, по цепочке, с изменением лица.

  1. Первые шаги в обучении детей творческому рассказыванию
    (придумывание начала и конца рассказа) — с детьми, имеющими
    довольно высокий уровень развития связной речи.

Фонетика и фонематический слух

   1. Знакомство со звуками окружающего мира, их вычленение, узнавание и артикулирование.

   2. Понятие «звук», «слог», «слово».

   3. Знакомство с протяжённостью слов.

   4. Гласные звуки А, О, У, И, Ы.

   5. Интонационное выделение звуков в слоге, слове.

   6. Согласные звуки Н, М, П, Т, К, Х, X', П', Т', К', Л', j, С.

   7. Определение наличия (или отсутствия) заданного звука в слове.

   8. Выделение первого звук из начала слова, последнего – из конца слова.

   9. Различение фонем, близких по способу и месту образования и акустическим признакам.

   10. Определение отличия в названиях картинок.

   11. Определение места заданного звука в слова.

   12. Учить раскладывать картинки в 2 ряда с заданными звуками.

   13. Учить подбирать слова с заданным звуком.

   14. Анализ и синтез коротких слов, состоящих из 2-3 звуков с помощью специальных символов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерный конструктор рабочей программы учителя-логопеда, учителя -дефектолога

Данный материал, был предоставлен слушателям курсов АППО для написания рабочей программы учителя-логопеда(дефектолога)...

Рабочая программа учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи (старший и подготовительный дошкольный возраст) Автор-составитель: учитель-логопед Зайцева Е.В.

Представленная «Рабочая программа учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи (старший и подготовительный дошкольный возраст) МБДОУ « Детски...

Структурные и содержательные аспекты проектирования рабочей программы учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения в условиях реализации ФГОС (в помощь учителю-логопеду)

Структурные и содержательные аспекты проектирования рабочей программы учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения в условиях реализации ФГОС (в помощь учителю-логопеду)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя-логопеда «Логопедический клуб для родителей «ЛОГОПЕДиЯ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАучителя-логопеда«Логопедический клуб для родителей«ЛОГОПЕДиЯ»...

Рабочая программа учителя - логопеда для детей 6-7 лет группы компенсирующей направленности срок реализации программы 2019-2020 учебный год

Структура рабочей программы учителя-логопеда 1ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ31.1.Пояснительная записка          32.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ52.1. Образовательная дея...