Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Звуковая шкатулка».
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Аникеенко Алина Сергеевна

Конспект открытого занятия по развитию речи "Звуковая шкатулка". Занятие направлено на формирование слухового восприятия звуков окружающего мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvukovaya_shkatulka_konspekt.docx21.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида «Орешек»

Утверждаю

Заведующая МБДОУ «Орешек»

С. А. Бокерия

Конспект  занятия по развитию речи в старшей группе №11  на тему:

«Звуковая шкатулка».

Выполнила: учитель-логопед

Аникеенко А.С.,

г. Шлиссельбург

2019 г.

Цель: закрепить и обобщить знания о неречевых и речевых звуках.

Задачи:

Коррекционно-обучающие:

  • Закреплять умение детей подбирать признаки к предметам;
  • Закреплять знания о видах птиц;
  • Закреплять знания о музыкальных инструментах;
  • Закреплять понятия звук и слог;
  • Расширять и активизировать словарный запас;

Коррекционно-развивающие:

  • Развивать слуховое и зрительное внимание, восприятие, память, мышление;
  • Развивать связную речь;
  • Развивать музыкальный слух и ритм ;
  • Развивать умения сочетать речь с мелкой моторикой в соответствии с определённым ритмом.

  Воспитательные:

  • Воспитывать умение слушать друг друга;
  • Воспитывать умение слушать и действовать согласно инструкциям педагога;  
  • Воспитывать умение работать в коллективе и самостоятельно;
  • Задавать положительный эмоциональный фон;

 Оздоровительные:

  • Формировать правильное физиологическое дыхание;
  • Развивать координацию.

Материал и оборудование: ноутбук, видеопроектор, раздаточный материал по количеству детей (карточки с изображением птиц, китайские палочки, детские пожарные каски, канцелярские резинки, пластиковые трубочки, схемы для слогов, мягкие шарики синего и красного цветов).

Продолжительность занятия: 30 минут.

Используемые технологии: традиционного обучения, игрового обучения, технологии оздоровления, технологии коррекционно-развивающие.

Организационный момент.

Дети входят в зал, встают полукругом, здороваются с гостями.

Логопед: Доброе утро, ребята!

Дети: Доброе утро!

Логопед: Закройте глаза и прислушайтесь. Что вы слышите? (ответы детей)

Логопед: Чем мы слушаем звуки? (ответы детей)

Логопед: Может ли человек слышать с закрытыми глазами? (ответы детей)

Логопед: У какого животного самый острый слух? (ответы детей)

Логопед: Где нельзя услышать никаких звуков и почему? (ответы детей)

Логопед: Сегодня я приглашаю вас в удивительный мир звуков, которыми наполнена наша планета, а нашим проводником в этом путешествии станет музыкальная шкатулка. Вы готовы исследовать звуки ? (ответы детей)

На экране появляется изображение шкатулки.

Раздаются шум моря, стук дождя, шум ветра, шум леса.

Логопед: Ребята, послушайте, звуки чего вы слышите? (ответы детей) Как можно одним словом назвать эти звуки? (ответы детей)

На экране появляются изображения природы.

Логопед: Теперь вставайте в круг и подберите признаки к явлениям природы. Небо какое? Дождь какой? Земля какая? Горы какие?

Дети встают в круг и по очереди правой ладонью передают слово-признак.

Логопед: Молодцы, ребята. Вы смогли не только услышать природу, но и описать её красивыми словами. Тем временем, звуковая шкатулка приготовила следующее задание.

На экране появляется изображение шкатулки.

Раздаются звуки пения птиц.

Логопед: Звуки кого вы слышите сейчас? (ответы детей)

Логопед: Птицы не просто так сейчас поют, их поймали и посадили в клетку.

На экране появляется зашумованное изображение птиц.

Логопед: Каких птиц посадили в клетку? (ответы детей)

Логопед: Могут эти птицы сидеть вместе в одной клетке? (ответы детей) Для того, чтобы их выпустить из клетки, вам надо выполнить следующее задание.

Вам надо объединиться в стаи и выбрать правильную кормушку. Пока звучит музыка, вы летаете по залу, как только музыка затихнет, вам надо прилететь к своей кормушке. Зелёный обруч – это кормушка домашних птиц, красный обруч – это кормушка перелётных птиц, жёлтый обруч – это кормушка зимующих птиц.

Логопед раздаёт карточки с изображением перелётных, зимующих, домашних птиц. Звучит пение птиц, дети перемещаются по залу, имитируя руками взмахи крыльев.

Логопед: Молодцы, правильно выбрали свои кормушки. Но это не всё, необходимо ещё выполнить задания. (дыхательная гимнастика)

Домашние птицы, протопайте каждый своё название. (пе-тух, ин-дюк, ку-ри-ца, ут-ка)

Перелётные птицы, исправьте предложения-небылицы:

  1. Птенцы вывели в гнезде ласточку.
  2. Гнездо свило аистов на крыше.
  3. Ребята повесили дерево на скворечник.
  4. Песня поёт соловья.

Зимующие птицы, скажите наоборот:

  1. У человека нос, а у птицы …
  2. У человека руки, а у птицы …
  3. У человека волосы, а у птицы …
  4. У человека дети, а у птиц …

Логопед: Ребята, с вашей помощью, птицы оказались на свободе, и нам предстоит послушать следующее задание от шкатулки.

На экране появляется изображение шкатулки.

Раздаются звуки музыкальных инструментов. (фортепиано, скрипки, арфы, флейты, барабанов).

Логопед: Послушайте какой музыкальный инструмент звучит и изобразите игру на нём.

Дети говорят название инструмента и изображают игру на нём.

Логопед: Большой коллектив музыкантов, исполняющий одно музыкальное произведение называется оркестр. Сейчас мы с вами тоже будем играть в оркестре, и нашими музыкальными инструментами станут необычные предметы.

На экране появляется изображение оркестра.

Исполняется ритмическая композиция на мелодию «Летка-Енька» с помощью китайских палочек и игрушечных пожарных касок.

Логопед: Ребята, как вы уже поняли, исполнять мелодию можно не только на музыкальных инструментах, но и с помощью других предметов. Чтобы пальцы музыкантов были сильными и крепкими, они их укрепляют с помощью пальчиковой гимнастики.

Пальчиковая гимнастика (с канцелярской резинкой).

Наши уши могут слышать,

Звуков много есть вокруг,

Посидим сейчас по тише,

Чтоб не пропустить их вдруг.

Вот летит огромный шмель,

Заскрипела наша дверь,

Чайки над водой кричат,

Ёжики в лесу фырчат,

Ёлка ветками шуршит,

А в траве змея шипит,

В небо самолёт взлетел,

Чайник громко засвистел,

По дороге конь бежит,

Дятел в дерево стучит,

Кот запрыгнул на чердак,

Слышу птиц летит косяк,

В барабан ударил сам,

Рассказать был рад я Вам.

На экране появляется изображение шкатулки.

Звучат голоса и смех детей.

Логопед: Что вы услышали сейчас? (ответы детей) Звуки, которые произносит человек называются речевыми звуками. Речевые, означает речь. Отдельные звуки превращаются в слоги, слоги -  в слова, слова -  в предложения, предложения – в рассказы.

Логопед: Вам надо сейчас составить схему слога по первым звукам картинок, чтобы узнать какой сюрприз приготовила звуковая шкатулка.

Дети проходят за столы и выкладывают индивидуально схемы слогов с помощью трубочек и цветных мягких шариков.

Логопед: Какие слоги у вас получились? (ответы детей)

Игра «Живые слоги».

Логопед: Бегите ко мне слоги МА (дети подходят к логопеду). Какое слово получилось?

Дети: МА-МА

Логопед: Бегите ко мне слоги ПА. Какое слово получилось?

Дети: ПА-ПА

Логопед: Мама и папа – это родители, голоса которых вы слышите с самого рождения. Вам надо определить чей голос вы услышали.

Звучит запись голосов родителей детей.

  1. Любимые наши дети!
  2. Мы рады, что звуковая шкатулка оказалась в ваших руках.
  3. Вы узнали много нового и интересного.
  4. Вы учитесь слушать и слышать.
  5. Учитесь различать звуки музыки.
  6. Прислушиваетесь к пению птиц.
  7. С закрытыми глазами можете определить, идёт ли на улице дождь или дует ветер.
  8. Можете по голосу определить, кто разговаривает.
  9. Стараетесь правильно произносить звуки родного языка.
  10. Вам ещё много предстоит узнать.
  11. Желаем вам всего хорошего
  12. Мы вас очень любим и поможем вам во всём!

Логопед: Я рада, что вы сразу узнали по голосу своих родителей, а звуковая шкатулка отправляется к другим ребятам, чтобы познакомить их со всем разнообразием звуков окружающего мира. На память она вам оставляет грецкие орехи, с помощью которых мы будем отстукивать новые мелодии.

Логопед: Вам понравились задания звуковой шкатулки? Что нового вы узнали сегодня? Из каких предметов вы бы хотели создать оркестр? (ответы детей).

Если вам понравилось, как вы сегодня отвечали, возьмите смайлик с пальцем вверх. Если вы думаете, что у вас что-то не получилось, возьмите смайлик, который улыбается.

Дети выбирают себе смайлики, прощаются и выходят из зала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.Тема: Звуковая культура речи: звук ш.

Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, предложениях. Развитие фонематического  восприятия и слуха. Умение находить слова со звуком [ш]....

Конспект открытого занятия по развитию речи во второй младшей группе на тему "Звуковая культура речи: звук [ц]"

Предлагаю конспект занятия по звуковой культуре речи для детей второй младшей группы детского сада. Материал, который вы можете использовать дорогие коллеги! Провести занятие в своём детском саду со с...

Конспект открытого занятия по развитию речи во второй младшей группе на тему: Звуковая культура речи. Звук «С». Мини-театр - показ сказки «Рукавичка».

1) Знакомство со звуком С. Учить произносить звук С; произносить сочетание звуков СА, АС, СО, ОС, СУ, УС, СЫ, ЫС.2) Закреплять знания о домашних животных.3) Воспитывать любовь к сказкам.4) Уметь отвеч...

Конспект открытого занятия по развитию речи для старшейгруппы

Порядковые числительные. Формировать у детей навыки связной речи, развивать умение подбирать антонимы, употреблять порядковые числительные....

Конспект открытого занятия по развитию речи в средней группе на тему: «Звуковая культура речи: звук [ц]»

Развитие фонематического слуха и восприятия звука [ц], формирование правильного его произношения....

Конспект открытого занятия по развитию речи в младшей группе Тема: «Звуковая культура речи: звуки м,мь в словах. Дидактическое упражнение «Вставь словечко»

Цель: Упражнять детей в четком произношении звуков м,мь в словах и в фразах.Задачи: 1. Закрепить навыки различения звуков м, мь.2. развивать фонематический слух.3. воспитывать усидчивость.4....