Логопедический квест для детей подготовительной группы компенсирующей направленности "Козни Снежной королевы или Поможем Деду Морозу"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Макаренко Елена Сергеевна

Формирование грамматических категорий и связной речи детей в ходе их активного взаимодействия с игровым проблемно-представленным содержанием обучения по лексической теме "Зима"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад  комбинированного вида «Сказка»

городского округа Котельники Московской области

Логопедический квест

«Козни Снежной Королевы или Поможем Деду Морозу»

Открытый показ по теме самообразования

«Формирование лексико-грамматических категорий и связной речи у детей подготовительной группы компенсирующей направленности посредством создания игровых проблемных ситуаций»

                                                                                  Подготовила и провела:

                                                       учитель-логопед

                                                                    высшей квалификационной категории

                                                                Макаренко Елена Сергеевна

и воспитатели группы №8

21.12.2017г.

Цель занятия:

 создание условий для активного закрепления знакомого речевого материала  и  повышения мотивации для  получения новых знаний детьми  по теме «Зима» путем использования игровых проблемных ситуаций.

Задачи:

Образовательная: обобщить представления и дополнить знания детей о зимних явлениях; учить устанавливать взаимосвязи и закономерности в природе.

Коррекционная: формировать грамматические категории и связную речь у детей в ходе их активного взаимодействия с игровым проблемно-представленным содержанием обучения  по теме «Зима».

Развивающая: активизировать мышление детей, побуждая их к сравнению, вскрытию противоречий, размышлению, решению проблемных вопросов в воображаемом плане.

Воспитательная: способствовать повышению самостоятельности детей в решении вопросов, формированию познавательного интереса и личностной мотивации каждого ребёнка.

Методы и приемы:

- игровые (сюрпризные моменты, мультипликация, волшебная палочка, поиск Снеговика, изменение интерьера группового пространства);

- словесные (беседа, использование художественного слова, загадки, тематические стихотворения, вопросы поискового характера);

- наглядные (видеоребус, картинки, пазлы);

- практические (использование природного материала – снега, льда, крахмала, сахарного песка).

Оборудование и материалы:

телевизор, картинки-загадки, голосовое письмо,  инвентарь для действий со снегом и льдом.

Предварительная работа:

беседа о признаках зимы; наблюдения за явлениями неживой природы (снег, снежинки, лед); опыты и эксперименты с природными материалами ( снегом, льдом, крахмалом); чтение познавательной литературы по теме «Зима»; разгадывание загадок о зиме, снеге, зимних явлениях, рисование зимних пейзажей, прослушивание музыки и песен о зиме; просмотр мультфильмов на зимнюю тематику.

Ход НОД:

  1. Организационный момент.

Приветствие детей и гостей. Дети сидят на ковре перед телевизором.

- Ребята! Скоро, через несколько дней прекрасный праздник – 8 Марта! Да? Нет? А какой праздник? Новый год?! Точно! Просто я увидела много мам и подумала, что уже наступает праздник Мам! Здравствуйте!

2. Введение в тему.

- Конечно, я и хотела вам показать, как готовится к нему самый главный герой на этом празднике. Кстати, кто это? Дед Мороз. Верно. Смотрим.

- Ребята, вам ничего не показалось странным? Ответы детей – Дед Мороз красит игрушки в зеленый цвет. Продолжение просмотра.

Отрывок из мультфильма «Дед Мороз и лето» сменяется отрывком из мультфильма «Снежная Королева». Стоп-кадр.

- Ребята, мы получили голосовое сообщение от Снежной Королевы:

«Праздника ждете? Заколдовала я Деда Мороза – охладел он к зиме, все про неё забыл! А помощника его главного я в надежном месте спрятала. Хотите его отыскать и Деда Мороза расколдовать? Да где уж вам выполнить мои задания: сначала ребус разгадать, затем загадку сочинить, потом слово расшифровать и насквозь  предмет увидеть. Жалкие людишки! Ха-ха-ха!»

- Ох, какая Снежная Королева! А какая она? Злая. Что она натворила? Ответы детей.

 А вот зеркало её наоборот, какое? Доброе. Только разбила его Снежная королева. Остались лишь осколки. Что делать?

Дети встают с ковра и разглядывают осколки, находят цифры и подсказки (1-телевизор, 2-снежинка, 3-доска , 4- игровизор)

- Прежде чем мы отправимся в путь, повторим наши правила и передадим друг другу волшебную палочку-выручалочку - взаимовыручка нам понадобится!

3. Основная часть.

Вы готовы?  С какой подсказки начнем?

3.1. Повторение последовательности времен года, месяцев по сезонам и текущего времени года.

- Внимание на экран! Дети разгадывают видеоребус. (Рассуждения детей).

Сначала ребус синего цвета, но после разгадывания он становится разноцветным.

 Отгадка – времена года: зима, весна, лето, осень.

Месяцы – декабрь, январь, февраль-зима; март, апрель, март-весна; июнь, июль, август-лето; сентябрь, октябрь, ноябрь-осень.

Почему все объединено кругом? Круглый год.

Что еще забыли отметить? Стрелка показывает на зиму – сейчас время года зима.

Что мы вспомнили про зиму? Что зима это одно из 4 времен года.

Молодцы! Первый кусок зеркала в сумку.

Куда мы теперь отправимся? Дети находят такой же символ как на втором куске зеркала (снежинка).

3.2. Сравнение свойств материалов, называние характерных признаков, сочинение загадки про снег.

По второй подсказке дети попадают в лабораторию Снега.

Мы попали в лабораторию Снега или по-другому, какая лаборатория? Снежная лаборатория. Что нам надо сделать? Сочинить загадку.

Проблемная ситуация: как? про что?

Надо потрогать.

В пакете №1 что? Просто что-то белое. Кто-то знает, что это может быть? Сахарный песок (сахар).

В пакете №2 что-то белое, хрустящее как снег, но не холодное. Вы догадались что это? У кого можно спросить? (в случае затруднения). Это крахмал.

Пакет №3 - он на ощупь какой? Холодный, твердый,  а еще он прозрачный. Это лед. Далее.

Мы хотим помочь кому?– Деду Морозу. Про что ему нужно вспомнить прежде всего? Дети смотрят в окно – нет снега (мало снега). (Зимой все должно быть покрыто снегом). Сочините загадку про снег.

Белый, но не сахар,

Скрипит, но не крахмал,

Холодный, но не лед.

Отгадка – снег, появляется пакет со снегом. Зачем он нам? Второй кусок зеркала дети убирают в сумку. Идем далее.

3.3. Развитие фонематических процессов, закрепление связей звук-буква, формирование навыков чтения.

По третьей подсказке дети подходят к магнитной доске.

Что нам надо сделать -  надо расшифровать слово. Как?  (Определить первый звук, найти подходящую букву и прочитать  слово).

кот -      К        

олень -  О

мак -     М

ослик - О

кукла -  К

Назовем слово по отдельным звукам – к-о-м-о-к, прочтем по слогам – ко-мок, теперь слово целиком: комок.

 Третий кусок зеркала убираем в сумку. Движемся дальше.

3.4. Нахождение системных взаимосвязей  и развитие связной речи.

Дети по последней подсказке находят игровизор.

- Это многофункциональный игровизор.  Игровизор помогает видеть предмет насквозь,  узнавать его прошлое и будущее.  

Проблемная ситуация: у нас есть снег и расшифрованное слово. (Тот кто  подает идею слепить комок, надевает перчатки и лепит комок).

Проблемный вопрос: зимой в морозный день на улице есть вода? Почему же, когда вы приходим с улицы,  варежки у вас мокрые?

Включаем игровизор. Игровизор начинает светиться.

- Сейчас у вас в голове будут появляться ответы на мои вопросы!

Если мы рассмотрим что-то… (объект) Что это?  Это комок.

Это что-то для чего-то… (функция объекта) Что можно делать с комком? Комок можно бросать, попадать им в цель, из комков можно лепить снеговика, строить крепость и потом играть.

Это что-то из чего-то… (подсистема объекта)  Из чего сделан комок? Комок сделан из снега.

Чем-то было это что-то… (прошлое объекта) Чем был комок в прошлом? Комок был снегом, а снег был водой.

 Это что-то часть чего-то… (надсистема объекта) Комок это часть чего? Часть снеговика.

Из скольких комков состоит снеговик – первый большущий комище, второй – средний комок, третий маленький комочек.

Что-то ты сейчас найди, но прежде пазл ты собери! Какой пазл? Четвертый кусок зеркала в руках.

3.5. Развитие логического мышления, смекалки, навыков коммуникации.

Дети догадываются, разворачивают фольгу и находят части пазла. Затем они собирают пазл и появляется изображение сундука. Дети ищут и находят сундук. Но на сундуке замок и загадка.

Нам технический прогресс

Подарил сундук чудес –

Там продуктов всяких тьма,

Охраняет их зима. (холодильник)

Дети отгадывают загадку и находят ключ во льду.

Проблемная ситуация: что делать? Как побыстрее добыть ключ?

Разбить лед – можно пораниться осколками.

На батарею – долго ждать.

В горячую воду – попробуем.

Проверим! А пока лед тает, отгадайте какое слово-родственник на самом деле  совсем и не связано со льдом?

Проблемный вопрос: ледник, ледянка, ледоход, ледокол, леденец.

Почему же он получил такое название?        

(Название леденцов произошло от того, что они прозрачные и походили на лед").

Вода была горячая, а сейчас  потрогайте - …холодная.

Проблемный вопрос: почему это произошло? Лед охладил воду.

Дети открывают сундук и освобождают Снеговика!

 Почему он оказался запертым в сундуке? Это помощник ДМ. Он ему все и передаст.

4. Подведение итогов.

- Сколько заданий Снежной Королевы мы выполнили?

- Что мы помогли  вспомнить Деду Морозу  о зиме?

        - Кого мы отыскали? Мы отыскали Снеговика.

У него в рюкзачке что-то есть – здесь красный и голубой мешочки? Для кого они? Кто передал вам привет? Это Дед Мороз и Снегурочка! Они скоро придут к вам в гости на праздник, и вы их тоже порадуете своими успехами!

5. Релаксация и рефлексия. Снятие напряжения у детей, выражение эмоций, создание предпраздничного настроения.

Клип-танец со Снеговиком с использованием светомузыкального шара (многофункциональный игровизор).

Подсказка

  1. Организационный момент.

8 Марта! Нет? Новый год?!

2. Введение в тему.

как готовится к нему самый главный герой на этом празднике.

- Ребята, вам ничего не показалось странным?

 «Дед Мороз и лето» сменяется отрывком из мультфильма «Снежная Королева». Стоп-кадр. Голосовое сообщение от Снежной Королевы:

- повторим наши правила и передадим друг другу волшебную палочку

3. Основная часть. Вы готовы?  С какой подсказки начнем?

Дети разгадывают видеоребус. Что мы вспомнили про зиму? Что зима это одно из 4 времен года. Первый кусок зеркала в сумку. Куда мы теперь отправимся?

Снежная лаборатория. Что нам надо сделать? Сочинить загадку.

Проблемная ситуация: как? про что? Надо потрогать.

Мы хотим помочь кому?– Деду Морозу. Про что ему нужно вспомнить прежде всего? Сочините загадку про снег.

Белый, но не сахар, Скрипит, но не крахмал, Холодный, но не лед.

появляется пакет со снегом. Зачем он нам? Второй кусок зеркала в сумку.

к магнитной доске. Что нам надо сделать -  надо расшифровать слово. Как?  

Назовем слово по отдельным звукам – к-о-м-о-к, прочтем по слогам – ко-мок, теперь слово целиком: комок.

 Третий кусок зеркала убираем в сумку. Движемся дальше.

- Игровизор помогает видеть предмет насквозь,  узнавать его прошлое и будущее.  

Проблемная ситуация: у нас есть снег и расшифрованное слово. (Тот кто  подает идею слепить комок, надевает перчатки и лепит комок).

Проблемный вопрос: зимой в морозный день на улице есть вода? Почему же, когда вы приходим с улицы, а варежки у вас мокрые?

Включаем игровизор.

- Сейчас у вас в голове будут появляться ответы на мои вопросы!

Если мы рассмотрим что-то… (объект) Что это?  Это комок.

Это что-то для чего-то… (функция объекта) Что можно делать с комком? Комок можно бросать, попадать им в цель, из комков можно лепить снеговика, строить крепость и потом играть.

Это что-то из чего-то… (подсистема объекта)  Из чего сделан комок? Комок сделан из снега.

Чем-то было это что-то… (прошлое объекта) Чем был комок в прошлом? Комок был снегом, а снег был водой.

 Это что-то часть чего-то… (надсистема объекта) Комок это часть чего? Часть снеговика.

Из скольких комков состоит снеговик – первый большущий комище, второй – средний комок, третий маленький комочек.

Что-то ты сейчас найди, но прежде пазл ты собери! Какой пазл? Четвертый кусок зеркала в руках.

Я вспомнила - зеркало прошептало -  помощь внутри меня.

собирают пазл и появляется изображение сундука. Дети ищут и находят сундук. Но на сундуке замок и загадка.

Дети отгадывают загадку и находят ключ во льду.

Проблемная ситуация: что делать? Как побыстрее добыть ключ?

Разбить лед – можно пораниться осколками.

На батарею – долго ждать.

В горячую воду – попробуем.

Проверим! А пока лед тает, отгадайте какое слово-родственник на самом деле  совсем и не связано со льдом?

Проблемный вопрос: ледянка, ледоход, ледокол, леденец.

Почему же он получил такое название?        

(Название леденцов произошло от того, что они прозрачные и походили на лед").

Вода была горячая, а сейчас  потрогайте - …холодная.

Проблемный вопрос: почему это произошло? Лед охладил воду.

Дети открывают сундук и освобождают Снеговика!

 Почему он оказался запертым в сундуке? Это помощник ДМ. Он ему все и передаст.

4. Подведение итогов.

- Сколько заданий Снежной Королевы мы выполнили?

- Что мы помогли  вспомнить Деду Морозу  о зиме?

        - Кого мы отыскали? Мы отыскали Снеговика.

красный и голубой мешочки! Для кого они? Кто передал вам привет? Это Дед Мороз и Снегурочка! Они скоро придут к вам в гости на праздник, и вы их тоже порадуете своими успехами!

5. Релаксация и рефлексия. Клип-танец со Снеговиком с использованием светомузыкального шара (многофункциональный игровизор).

А вы знаете, где находится  Северный полюс? Откуда  можно про это узнать? (из книг, спросить у мамы, воспитателя, из интернета)

Отгадайте загадку:

На нем уместилась вся наша Земля

Моря, океаны, леса и поля.

И Северный полюс там тоже найдешь,

А если захочешь - в руках унесешь. (Глобус)

Дети рассматривают глобус и схему стороны света.

Северный полюс находится на севере, а на юге что находится? (Южный полюс)

Как вы думаете, а если бы Женя попала на Южный полюс, она бы замерзла или согрелась? (ответы детей)

Слайд с изображением Северного и Южного полюсов.

Нам технический прогресс

Подарил сундук чудес –

Там продуктов всяких тьма,

   Охраняет их зима.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фронтальное логопедическое занятие для детей подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи Путешествие в сказку «Чьи цветы лучше»

Дети вместе с логопедом отправляются в сказку Б.Вовк "Чьи цветы лучше".  В путешествии дети загадывают загадки о временах года, слушают сказку Б. Вовк "Чьи цветы лучше", играют в подвижную игру "...

Занятие по физической культуре для детей подготовительной группы "В царстве Снежной королевы"

Сюжетно-игровое занятие составлено на знакомом для детей материале. Проводилось во время Новогодних каникул. Включает задания игрового и соревновательного характера....

СЦЕНАРИЙ НОВОГОДНЕГО ПРАЗДНИКА ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ «ПО СЛЕДАМ СНЕЖНОЙ КОРОЛЕВЫ»

Сценарий рассчитан на детей 6-7 летнего возраста, умеющих и любящих петь и танцевать, т. к. поставленная нами сказка напоминает мюзикл. Новогодний праздник проходил во второй половине дня, чтобы...

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности "Снежная королева в гостях у ребят"

В гости к детям приходит Снежная королева. Занятие направлено на закрепление  знаний по теме "Зима"....

Сценарий новогоднего утренника для детей подготовительной группы Музыкальная сказка «Снежная королева»

Сценарий новогоднего утренника для детей подготовительной группы Музыкальная сказка «Снежная королева»...

Сценарий новогоднего утренника 2023 для детей подготовительной группы "Холодное сердце Снежной Королевы".

Сценарий новогоднего утренника 2023 для детей подготовительной группы "Холодное сердце Снежной Королевы"....

Конспект ООД для детей подготовительной группы ДОУ с презентацией. Тема: «День рождения Деда Мороза»

Цель: Познакомить детей с праздником День рождение Деда Мороза, историей возникновения и традициями праздника.Задачи:1. Формировать интерес детей к созданию поделки.2. Расширять кругозор и обогащать с...