Опыт работы с детьми, имеющими ОНР.
опыты и эксперименты по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Корнюхина Анна Владимировна

Опыт работы с детьми, имеющими ОНР.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Опыт работы по теме:

«Опыт работы с детьми, имеющими ОНР 3 уровня».

“Речь – удивительное сильное средство, 
но нужно иметь много ума, 
чтобы пользоваться им”

Г. Гегель

     В наше время речь имеет огромное влияние на всестороннее развитие ребенка, очень важно родителям и воспитателям ДОУ отслеживать речь ребенка. При нормальном речевом развитии дети к 5 г. свободно пользуются развернутой фразовой речью, разными конструкциями сложных предложений. Они имеют достаточный словарный запас, владеют навыками словообразования и словоизменения. К этому времени окончательно формируется правильное звукопроизношение, готовность к звуковому анализу и синтезу. Однако не во всех случаях эти процессы протекают благополучно: у некоторых детей даже при нормальном слухе и интеллекте резко задерживается формирование каждого из компонентов языка: фонетики, лексики, грамматики. Это нарушение впервые было установлено Р. Е. Левиной и определено как общее недоразвитие речи.

    Дети, имеющие ОНР отличаются нарушением звукопроизношения, недоразвитием фонематического слуха, отставанием в формировании словарного запаса и грамматического строя.

   ОНР может проявляться в разной степени и поэтому есть 3 уровня речевого развития: 1 уровень – это «безречевые» дети, речь которых состоит из лепета и звукоподражания. 2 уровень – это «начатки общеупотребительной речи», слова произносятся искаженно, с лепетом и жестами. 3 уровень – наличие развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. 4 уровень-IV уровень характеризуется отсутствием нарушений звукопроизношения, а имеет место лишь недостаточно четкое различие звуков в речи. 

    Работа с детьми, имеющими ОНР различна, определяется сроком- от 2 лет и более. Детям с этим заключением, который определяет ПМПК, рекомендовано развиваться в   специальных группах (группах компенсирующей направленности), проходить коррекционно-воспитательную работу в группах компенсирующей направленности или т. н. логогруппах.

    Занятия (ООД) могут проводиться с детьми фронтально, подгруппами (микрогруппами) и индивидуально. Фронтальная работа проводится по периодам, изменяется в зависимости от периода, длительность занятия (ООД)- старшая группа-20-25 минут, 25-30 минут-подготовительная группа.

   Подгрупповая работа проводится не менее 3 раз в неделю, длительность занятия ООД) по времени – 20-25 минут.

   Индивидуальная работа проводится 3 раза в неделю, по 10-15минут. Подгруппы детей могут быть составлены по схожести речевых нарушений, возраста или индивидуальных психофизиологических особенностей (по 5-7 человек или в микрогруппах– по 2-3 ребенка).

    Планирование работы с детьми, имеющими ОНР (з уровня) проходит в соответствии с ФГОС и определена потребностями и возможностями учителя-логопеда, так моя рабочая программа включает в себя несколько программ- она составлена на основе программ Филичевой Т. Б., Чиркиной Г. В., Тумановой Т. В. «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей», Нищевой  Н. В. «Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжёлыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет»,  пособие Гомзяк О. С.- «Учебно-методический комплект «Комплексный подход к  преодолению  ОНР у дошкольников»- («Говорим правильно 5-6 лет», «Говорим правильно 6-7 лет»-планирование и конспекты фронтальных занятий 1, 2, 3 периода обучения»; «Говорим правильно в 5-6 лет – альбомы ( 1-2) упражнений по обучению грамоте детей старшей логогруппы », «Говорим правильно в 6-7 лет – альбомы ( 1-2 3) упражнений по обучению грамоте детей подготовительной логогруппы» и т.д.). 

   Цель коррекционной работы учителя-логопеда при работе на логогруппах: выравнивание речевого развития детей.

Основные задачи коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда:

 Образовательная область «Речевое развитие»

-Развитие словаря.

-Формирование и совершенствование грамматического строя речи.

-Развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа (развитие просодической стороны речи, коррекция произносительной стороны речи; работа над слоговой структурой и звуконаполняемостью слов; совершенствование фонематического восприятия, развитие навыков звукового и слогового анализа и синтеза).

-Развитие связной речи.

-Формирование коммуникативных навыков.

-Обучение элементам грамоты.

        Сопутствующие  задачи коррекционно-развивающей работы:

 -Раннее выявление и своевременное предупреждение  речевых нарушений.

 -Развитие познавательных процессов и мелкой моторики, здоровьезберегающих практик (развитие общей моторики (физминутки, пальчиковые, дыхательные гимнастики, гимнастики для глаз).

 -Осуществление преемственности в работе с родителями воспитанников, сотрудниками ДОУ.      

   Особенности работы с детьми, имеющими ОНР (3 уровня) заключаются в усилении качественной работы в образовательной области «Речевое развитие», во взаимодействии по всем областям - речевое развитие; социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие; во взаимодействии с воспитателями, родителями и узкими специалистами (учителем-логопедом, музыкальный руководителем, инструктором по ФК).

   В своей работе я старалась максимально заинтересовать детей, сделать задания увлекательными, не скучными и применяла традиционные методы и нетрадиционные – инновации в работе-использование ЦОР (диктофон-для записывания и слушания, медиацентр (при показе открытых занятий, совместных с другими группами развлечений и РМО), ноутбук-для просмотра презентаций, заданий, игровых упражнений по нужным темам и др.), использование арт-терапии- креативная игротерапия (песочная терапия) ; цветотерапия (хромотерапия)-использование камней МАРБЛС и других декоративных предметов (цветы из пластмассы, ракушки-обычные и пластмассовые, морские обитатели, декоративные бабочки и др.), что безусловно очень нравится детям, родителям, педагогам. Занимаясь с детьми, постоянно пополняю игры и игровые пособия для детей – «Волшебный пентбол», «Волшебные змейки», «Разноцветный песок», «Веселые звуки», «Изделия из макарон» и др., стараюсь, чтобы детям было увлекательно и познавательно. Мною замечено, что интерес – залог успеха, дети хотят заниматься и выполнять задания в игровой форме, поэтому будут хорошие достижения у детей, радость у родителей и педагогов!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы: "Взаимодействие инструктора по физической культуре и учителя - логопеда в коррекционной работе с детьми, имеющими ОНР."

В нашем учреждении функционирует логопедичесская группа детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Одной из задач дошкольного учреждения является коррекция отклонений в развитии р...

Логоритмика в работе с детьми имеющими нарушения речи. ( опыт работы)

занятие по логоритмики структурировано,  привязано  к  лексической теме, построено с учетом  индивидуальных и возрастных особенностей детей группы...

Опыт работы по теме : " Использование ИКТ в работе с детьми , имеющими нарушения речи".

Информационно- коммуникативные технологии, как в нашем детском саду, так и в других ДОУ- актуальная проблема современного дошкольного воспитания, поэтому, сегодня мне хотелось с Вами, уважаемые коллег...

Опыт работы: Применение речевых коммуникаторов (GoTalk 4+, Big Button, Attainment Talker 6+) в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими нарушения вербальной коммуникации

Обучение дошкольников в группе со сложными дефектами использованию речевых коммуникаторов в процессе коррекционно-развивающей работы....

Выступление на областном семинаре «Успешный опыт работы с детьми, имеющими речевые нарушения»

30.11.2018г. в ГКУ СО МО "Каширский ССРЦН "Семья" прошел областной семинар  на тему "Успешный опыт работы с детьми, имеющими речевые нарушения". В работе семинара приняли...