Использование настольно-печатных игр в индивидуальной работе с дошкольниками с ТНР
статья по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Тершукова Елена Викторовна

Какие задачи можно решить, используя настольно-печатные игры в индивидуальной работе с детьми с ТНР; виды игр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nastolno-pechatnye_igry_v_individualnoy_rabote.docx29.74 КБ

Предварительный просмотр:

Настольно-печатные игры

в индивидуальной работе учителя-логопеда

с дошкольниками с ОНР.

Настольно-печатные игры — это разновидность дидактических игр, которые представляют собой игры с правилами на печатной основе.

В детском саду они используются как непосредственно на занятиях, так и в организации совместной деятельности.

  • Использование настольно-печатных игр помогает не только повысить интерес к индивидуальным занятиям с логопедом, но и решить множество задач в соответствии ФГОС ДО:
  • Социально-коммуникативное развитие – развитие умения играть по установленным правилам,  в процессе игры взаимодействовать со взрослыми и сверстниками; развитие самостоятельности  и саморегуляции собственных действий для достижения выигрыша; формирование умения сопереживать другому, радоваться его успехам, умение спокойно принимать проигрыш;
  • Познавательное развитие - формирование позитивных установок к занятиям; развитие воображения; возможность закреплять полученные знания; учить дошкольников обобщать предметы по существенным признакам и выявлять взаимосвязи между ними, а также составлять из частей целое;
  • Развитие неречевых процессов: слухового и зрительного внимания (помогают детям концентрироваться, обеспечивают переключение и распределение внимания, развивают объем внимания), памяти (при помощи увеличения количества объектов в игре), логического мышления, умения предвидеть результаты своего хода;
  • Речевое развитие  - обогащение и активизация словаря; автоматизация и дифференциация поставленных звуков на уровне слова, предложения и текста; коррекция словообразования и словоизменения;  развитие  диалогической и монологической речи; развитие словотворчества; фонематических процессов;
  • Физическое развитие – развитие мелкой моторики рук.

Виды настольных игр.

По количеству участников они могут быть:

  • с возможностью самостоятельной игры;
  • парные;
  • групповые.

Понятно, что на индивидуальных логопедических занятиях используется самостоятельная или парная форма работы; иногда логопед может привлечь для игры двух детей со схожими возможностями и потребностями развития.

По форме и содержанию:

  • Игры с карточками

Обычно это лото по разнообразным лексическим темам («В саду и в огороде», «Кто где живет», «Кто что ест», «Сказки», «Моя комната», «Игрушки», «В магазине», «Профессии» и т.д.), а также игры с различными наборами карточек («Парные картинки», «Что сначала, что потом», «Аналогии», «Четвертый лишний» и т.д.).

Сюда относится и всем хорошо известная игра «Домино» - с картинками с изображениями животных, птиц, овощей, фруктов, ягод и т.д.

Эти игры  закрепляют и расширяют представления детей о предметах окружающего мира, помогают  развивать усидчивость, наблюдательность и внимание, логическое мышление, сообразительность, умение сравнивать и обобщать, выделять связи между предметами и явлениями,  обогащают и активизируют словарь ребенка, развивают диалогическую и монологическую речь; развивают мелкую моторику.

  • Игры на выделение части и целого

К такому виду игр относятся разрезные картинки, кубики, паззлы и мозаики.

В комплекте обязательно должна быть картинка-образец. Наиболее интересные темы для дошкольников:

  • мультфильмы;
  • сказки;
  • животные и птицы.

Игры помогают воспитывать усидчивость и аккуратность,  воображение - чтобы научится видеть конечный результат и достигать его последовательно, аналитико-синтетическую интеллектуальную деятельность, речь, мелкую моторику.

  • Настольные игры-бродилки

Обычно в комплект входит игровое поле с пронумерованной «дорожкой», фишки, кубики, иногда фигурки героев или карточки. Поле многих современных бродилок объемное, со световыми и звуковыми сюжетами.

В основе игры – приключенческий сюжет или квест.

Игроки по очереди бросают кубики и ходят фишками по «дорожке». Выигрывает тот, кто первым достигает финиша. Дополнительный интерес в игре возникает из-за того, что некоторые ячейки могут иметь особое значение: дополнительный ход, пропуск хода, возврат назад или продвижение вперед на несколько ячеек сразу.

В индивидуальных  занятиях удобнее всего использовать игры- «Лабиринты», в которых ребенок при прохождении лабиринта последовательно называет объекты (что особенно ценно для автоматизации звука), подбирает признаки предмета, называет действия, которые можно совершать с этим предметом и выполняет другие задания, которые соответствуют поставленным задачам занятия.

Эти  увлекательные игры учат соблюдать правила, воспитывают целеустремленность, умение взаимодействовать.

  • Игры с буквенным материалом.

Это различные игры, в которых картинка с помощью выступов соединяется с соответствующей буквой («Найди букву»), или к карточке с буквой или слогом присоединяются соответствующие слова («Слоги», «Из буквы – слово»), или к картинке-изображению составляются слова, графические схемы слов, предложений. Сюда же относится ига «Скрабл». Для игры в нее на занятиях с дошкольниками сначала достаточно использовать составление слогов или самых простых 3-4-х буквенных слов, переходя, по мере возможности, к более сложным вариантам.

Особенности выбора настольных игр

  1. Возраст детей. Ориентировочным является возраст, указанный на упаковке игры, но часто бывает нужно учитывать возможности детей с речевыми нарушениями и их личностными особенностями.
  2. Количество игроков.  Для нас актуальны игры с меньшим количеством игроков – 2-3.
  3. Цель игры. Что это будет? - научить ребенка читать слоги и простые слова. Или расширение знаний об окружающем мире?
  4. Дизайн. Настольно-печатные игры  должны быть яркими, красочными, привлекательными. Лучше выбирать естественные, достоверные иллюстрации. Иногда необходимо принимать во внимание пол ребенка: если машинками и строительной техникой  больше заинтересуются мальчики, то детенышами животных и цветами – девочки.

Внимание!

Если в игре есть мелкие детали (паззлы, фишки, кубики для «бродилок» и т.п.) необходимо соблюдать правила техники безопасности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование настольно-печатного материала при обучении русскоязычных детей коми языку.

         У каждого воспитателя, который  учит детей коми языку, у каждого из вас, очень много разнообразного материала, как демонстрационного, так и раздаточного. Мы все понимаем, что  зримые  образы ...

доклад "Использование настольно-печатной дидактической игры в работе с детьми старшего дошкольного возраста".

Доклад об использовании настольно-печатных дидактических игр в старшей группе детского сада...

Использование настольно-печатных игр для расширения представлений о родном крае

Успешное решение задач повышения интереса детей к изучению калмыцкого языка, ознакомлению с традициями и современностью степного народа  в дошкольных учреждениях  требует пристального вниман...

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАСТОЛЬНО-ПЕЧАТНЫХ ИГР КАК СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ».

Одной из разновидностей дидактических или развивающих игр  являются настольно–печатные игры. Как известно, они, развивают интеллектуальные и познавательные способности детей. Способствуют ф...

Развитие связной речи с использованием настольно - печатных игр.

—Цель:—развитие всех элементов устной речи детей с помощью использования дидактической игры—Задачи:—апробировать дидактические игры в педагогической работе по формированию грамматического строя речи, ...

"Использование настольно - печатных дидактических игр, направленных на развитие познавательных процессов у дошкольников"

Период дошкольного детства является наиболее благоприятным периодом для формирования необходимых психических функций и социально значимых качеств личности. В это время закладывается фундамен...

Использование настольно-печатных игр для развития когнитивных способностей у дошкольников

Использование игр с прищепками в работе с детьми дошкольного возраста...