Дидактические речевые игры как средство профилактики аграмматизмов у дошкольников среднего возраста
статья по логопедии

Володина Людмила Алексеевна

В материале представлены различные виды речевых игр с использованием  дидактических пособий

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod.kaleydoskop.docx420.24 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические речевые игры как средство

профилактики аграмматизмов у дошкольников среднего возраста

Полноценная речь ребёнка является непременным условием его успешного обучения в школе. Именно в дошкольном возрасте речь ребёнка развивается наиболее интенсивно, а главное – она наиболее гибка и податлива.

    В настоящее время признанными и вполне обоснованными являются раннее выявление, диагностика и комплексная помощь детям с отклонениями в речевом развитии. Организуются группы детей для занятий с 4-летнего возраста. Это позволит компенсировать нарушенные функции уже на более ранней стадии и предупредит возникновение вторичных отклонений в развитии. Рано начатые логопедические занятия призваны активизировать деятельность различных систем головного мозга и тем самым ускорить их созревание.

Среди детей дошкольного возраста распространённым речевым нарушением является  общее  недоразвитие речи, которое имеет тенденцию к значительному росту. Это нарушение часто сочетается с другими речевыми нарушениями, например, с заиканием, дизартрией стёртой формы. Всё это в дальнейшем может отразиться на обучении ребёнка в школе при овладении чтением и письмом.

Согласно определению Р.Е. Левиной, общее недоразвитие речи – это различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к её звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте. Выделяют три уровня речевого недоразвития, отражающих типичное состояние компонентов языка у детей дошкольного возраста.

   Характерным для речи детей 4-5 летявляется недифференцированное произнесение звуков (в основном это свистящие, шипящие звуки, аффрикаты исоноры), нестойкие замены звуков в словах, смешения звуков.  Множество ошибок наблюдается при проговаривании слов со сложной слоговой структурой – трех-четырехсложные слова (термометр, сковорода, и т.п.). На фоне относительно развёрнутой речи наблюдается неточное употребление многих лексических значений. В активном словаре преобладают существительные и глаголы. Недостаточно слов, обозначающих качества, признаки, состояния предметов и действий. Неумение пользоваться способами словообразования создаёт трудности в использовании вариантов слов с помощью суффиксов и приставок. В свободных высказываниях преобладают простые распространённые предложения и почти не используются сложные конструкции.Отмечаются аграмматизмы – ошибки в согласовании числительных с существительными, прилагательных с существительными в роде, числе и падеже. Большое количество неточностей наблюдается в использовании как простых, так и сложных предлогов.

   К.Д. Ушинский подчёркивал необходимость с самых ранних лет формировать привычку говорить правильно. Задача формирования грамматической правильности речи у детей актуальна для среднего дошкольного возраста и успешно может быть решенапри опоре на развитие лингвистического отношения к слову.

 Основой для усвоения грамматического строя речи является познание отношений и связей окружающей действительности, которые выражены в грамматических формах.

Процесс усвоения ребёнком грамматического строя речи сложный, поскольку связан с аналитико-синтетической деятельностью коры головного мозга. Механизм развития этой сложной умственной деятельности раскрылучёный- физиолог И.П. Павлов, высказав мысль о том, что грамматика есть своеобразная форма динамического стереотипа. Ребёнок, наблюдая реальные отношения предметов, воспроизводя их в речи, делает определённые выводы, обобщения, а затем интуитивно подчиняет свою речь этим правилам. У ребёнка  вырабатывается определённый динамический стереотип  (к примеру, при изменении имён существительных и других грамматических форм), которым он пользуется в дальнейшем для выражения тех или иных мыслей.

Дошкольники  среднего возраста испытывают определённые трудности в усвоении грамматического строя родного языка, что объясняется следующими причинами:

    - особенностями возраста;

    - закономерностями усвоения морфологической и синтаксической стороны речи;

   - сложностью грамматической системы, особенно морфологии;

Возникают аграмматизмы в результате сложной организации развивающегося детского сознания по обобщению и анализу фактов воспринимаемой и собственной речи, активной ориентировочной поисковой деятельности, экспериментирования, игры со словом.

Дидактические игры и упражнения грамматического содержания – важное средство стимулированияпоисковой деятельности детей в сфере грамматики. Широкий общеразвивающий эффект таких форм работывыражается в возникновении у детей  положительных эмоций,  стимулировании игровой  и речевой  активности.

   Формы работы по профилактике аграмматизмов можно охарактеризовать в зависимости от основных морфологических ошибок в речи детей.

1. Употребление  окончаний имён существительных  в различных падежах.

   Большой интерес  вызывают у детей различные дидактические игры, предполагающие речевую активность детей и употребление в речи имён существительных в различных падежных формах. Это могут быть игры типа «Кто скорее найдёт?», «Магазин», «Угадай, кого поймал», «У кого что?», «Что спрятано?», «А это есть?», «Найди, что надо». Они предполагают ответы детей: «Я нашёл книгу», «Вова поймал бабочку», «Красное платье у куклы», «Суп едят ложкой», и т.п. Игры могут предполагать ответы как с употреблением предлогов, так и без них.

   Очень нравятся дошкольникам игры с использованием чистоговорок, в ходе которых у детей обогащается словарный запас, автоматизируется произношение звуков, усваивается слоговая структура слова и нормы употребления падежных окончаний.

   К примеру, педагог начинает фразу: За-за-за – у меня…(показывает картинку  с изображением козы), дети договаривают  - коза.

Зы-зы-зы  -  у нас нет ….(козы)

Зу-зу-зу  -  я пасу…(козу)

Зой-зой-зой  -  я иду с …(козой)

   В случае затруднений можно задать вопрос нужного падежа. Сначала дети договаривают слово, затем повторяют слово полностью. Для более старших детей игру можно проводить и без опоры на наглядность. Как усложнённый вариант – проводить игру с использованием мяча. (Педагог проговаривает начало фразы, посылая мяч кому-то из детей. Ребёнок заканчивает фразу, возвращая мяч обратно.) Такие игры позволяют координировать речь с движением, совершенствуют общую моторику, активизируют мыслительную деятельность, развивают быстроту реакции.

   Интересной формой работы по становлению грамматической стороны речи является использование так называемых загадок-складок. С их помощью укрепляются слухопроизносительные связи,  автоматизируются звуки, формируется умение подбирать нужное по смыслу слово и употреблять его в нужной грамматической конструкции. К примеру:

У себя в саду Андрейка

Поливал цветы из… (лейки).

Спи, мышонок, до утра,

          Дам тебе  я …(комара).

          Собирали  мы в лукошко

          Очень крупную …(картошку).

 Бывает так, что при ошибочном исполнении может создаваться курьёзный эффект. Но это только вызывает живую эмоциональную реакцию, которая оказывает положительное стимулирующее действие на формирование произносительных умений и навыков.

2.  Употребление предлогов в речи.

Основной задачей является усвоение детьми  смыслового значения  каждого из предлогов и использование их в той или иной грамматической форме.

    Ребенку постепенно объясняют, что на - это значит на поверхности чего-то (на столе, на шкафу); в -  это значит внутри чего-то (в столе, в шкафу); под -внизу, под чем-то (под столом, под шкафом); над - вверху, над чем-то (над столом, над шкафом) ит. д.

    Изучение каждого предлога должно сопровождаться соответствующими картинками и играми на закрепление понимания значения предлогов.  Во время игр можно попросить  ребенка выполнять какие-либо действия, связанные с предлогами. Изучение каждого предлога должно сопровождаться соответствующими картинками и играми на закрепление понимания значения предлогов. Например, игра «Выполни действие» - положи ручку на стол, в коробку, под книгу, за книгу, и т.д.

Также на своих занятиях мы широко используем обучающий стенд по формированию навыков правильного употребления предлогов в падежных конструкциях  (см.фото1).

I:\для Володиной\CIMG0185.JPG

На нём изображены различные предметы, объединённые в сюжетную картину (домик, солнце, птицы, облака, животные, забор, дерево, и т.д.). Педагог, задавая вопросы о расположении  предметов по отношению друг к другу, побуждает детей к употреблению в речи того или иного предлога. Например: « Где расположены облака? - над 

                                                                                                                                                  Фото 1.

землёй»; «Куда летит птичка? – к дереву», «Откуда выглядывает зайчик? – из-за куста», и т.д. В процессе работы отрабатывается не только умение пользоваться предлогами, но и употребление падежных форм существительных.

3. Образование множественного числа существительных.

     Множественное число существительных дети учатся образовывать в ходе проведения таких дидактических игр как «Один-много», «А что у вас?», «Парные картинки», при использовании различных лото. Подобные игры также можно проводить с использованием мяча, что предполагает большую степень самостоятельности каждого ребёнка. Педагог посылает мяч, называя слово в единственном числе, а ребёнок возвращает его обратно, называя множественную форму заданного слова (двор –дворы; стол – столы; дом – дома, город - города и т.п.). Слова лучше сгруппировать по сходству окончаний.

  4. Согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже.

Предупреждение таких ошибок осуществляется с помощью игр «Что такого же цвета?», «Найди», «Узнай цветы (овощи, фрукты)», «Собери игрушки такого же цвета».

    Дидактическая игра «Что такого же цвета?»

   Закрепляются знания детей о цвете, формируется умение правильно согласовывать прилагательные с  существительными. Педагог показывает детям бумажный кружок синего цвета. Дети называют его цвет, а затем находят в окружающей обстановке предметы того же цвета, называя их при этом: синее платье, синий самолёт, синее ведро, синий мяч, синяя шляпа. Выигрывает тот, кто назовёт максимальное количество предметов нужного цвета. Задачу можно усложнить, задав вопрос: «Что ещё может быть синего цвета?», «Что всегда бывает синего цвета?». Такие игры,  кроме возможности  закрепить понятия «цвет», «форма», «размер»,  позволяют приобрести  знания о качествах и свойствах предметов; расширить пассивный и активный словарь  за счёт словосочетаний, которые отрабатываются в ходе упражнений и входят в речь как определённая модель. При этом внимание детей направляется на смысловую сочетаемость слов, на обозначение словом как признака данного предмета, так и общих признаков, по которым можно объединить предметы в группы.

  5. Употребление глагольных окончаний.

  Накопление глагольного словаря, а вместе с тем и умение использовать правильные окончания глаголов формируется у дошкольников при проведении таких дидактических игр как «Наша семья», «Кто как передвигается?», «Кто как голос подаёт?», «Вспомни и расскажи», и т.п. Это даёт возможность не только расширить пассивный и активный глагольный словарь детей, а также учит соотносить действие со словом.

   6. Согласование числительных с существительными.

При обучении этому виду согласования у ребёнка сначала формируются первичные числовые представления «один» и «много», затем – порядковый счёт на конкретном материале. Реальные изменения в предметном мире, выраженные изменением количества (числа) предметов, должны соотноситься со словосочетаниями, отражающими эти изменения («один мяч, два мяча, …пять мячей»).  Используются игры: «Сколько?», «Кто бросил больше?», «Покорми цыплёнка», «Сосчитай». В процессе этих игр дети используют в речи количественные и порядковые числительные, учатся согласовывать их с существительными («одно окно – многоокон»), а позже и с прилагательными (один большой дом, два больших дома, …пять больших домов»).

Немаловажным является  использование в процессе обучающих игр  яркой интересной наглядности, атрибутики. К примеру, на своих занятиях мы часто задействуем учебно-методическое пособие «Теремок», выполненное в стиле лоскутной техники (см. фото 2). I:\для Володиной\CIMG0183.JPG

К слову сказать, данное пособие с успехом использовалось в речевой работе с дошкольниками в рамках междуна-  Фото 2.

родного образовательного проекта «Сказкотека»  (Сказки России – детям России и Германии), участниками которого являются  педагоги и специалисты нашего ДОУ, а вариативность его применения получила  признание и высокую оценку координаторов проекта.

    Помимо использования пособия «Теремок» как атрибута всем известной народной сказки мы использовали его и на логопедических занятиях.  Пособие очень яркое, красочное, и может применяться  как для развития мелкой моторики, поскольку содержит множество «окошек» с различными застёжками (шнуровка, пуговицы, липучки, кнопки, «молнии»), так и для  формирования грамматически оформленных оборотов  речи.

   Предлагаем несколько вариантов использования представленного  пособия на  занятиях по формированию лексико-грамматического строя речи.

а) Работа с предлогами в, на, над, под, за.

Игра  «Кто где живёт?».  Дети отвечают на вопросы педагога, подбирая  соответствующий ситуации предлог, при этом правильно употребляя падежные окончания  существительных. Например, «Кто живёт над мышкой?», «Кто поселился в синем окошке?», «Кто живёт на чердаке?», Где живёт зайчик?» , и т.д. Параллельно закрепляются пространственные представления дошкольников.

б) Согласование числительных с существительными.

      Игра «Сосчитай». Детям предлагается посчитать обитателей теремка (один медведь, два медведя, …пять медведей), в ходе которого решаются задачи не только совершенствования навыков счёта,  но и проводится работа по профилактике аграмматизмов.

в) Согласование существительных с прилагательными.

Игра «Исправь ошибку». Педагог произносит «неправильные» словосочетания,  («зелёный лягушка, быстрая заяц, хитрый лиса, серое волк, большая медведь). Дети исправляют (зеленая лягушка, быстрый заяц, и т.д.). г) Составление грамматически оформленных предложений.

г) Определение порядка слов в предложении.

     Игра «Собери предложение». Логопед предлагает вниманию детей «разбросанные» слова, которые требуется назвать в нужном порядке, чтобы получилось предложение. Например, пол, мышка, теремке, в, подмела. Правильный ответ звучит так: Мышка подмела пол в теремке.

  В любой из этих игр может использоваться и наглядный материал с изображением   любых «жильцов»  (птиц, насекомых, домашних животных), и даже неодушевлённых предметов, таких как  овощи, посуда, цветы, игрушки. Таким образом,  закрепляется умение детей классифицировать    предметы  по обобщающим группам.

Вывод:

    Как известно, игра является своеобразной формой общественной жизни ребёнка-дошкольника, и потому занимает огромное место в его жизни. Опыт показывает, что значение игры в обучении детей среднего возраста  особенно очевидно. Игра является эффективным средством логопедической работы с детьми. Ребёнок, играя, сам участвует в речевом процессе, - сначала пассивно, затем всё активнее.  Как способ профилактики аграмматизмов целесообразно использовать именно дидактическую, обучающую игру. Это вызывает у ребёнка определенный интерес, предусматривает различную степень участия в речевом процессе в зависимости от вида игры и, что немаловажно, помогает скорректировать некоторые изменения в психической сфере (негативизм, заторможенность, апатичность, повышенную раздражительность и пр.). Дидактические речевые игры можно с успехом проводить как на фронтальных, так и на индивидуальных занятиях. Однако предпочтительнее фронтальная форма работы, при которой может присутствовать некий элемент соревнования, и слабые дети усваивают грамматические нормы языка на примере ответов более сильных сверстников.

   Все вышеуказанные и многие другие игры были апробированы в работе с детьми 4-5летнего  возраста и эффективно способствовали предупреждению аграмматизмов в речи при соблюдении некоторых условий:

- длительность игры не должна превышать 5-7 минут;

- игра должна быть живой, интересной для ребёнка, поэтому в ней должен присутствовать элемент соревнования, красочное оформление;

- в игре необходимо добиваться активного участия всех детей, использовать по возможности и двигательное участие;

- следует развивать у детей навыки контроля за своей и чужой речью;

- в заключение игры следует обязательно поощрить всех детей, отмечая наиболее успешных.

     Использование представленных форм  работы на логопедических занятиях приводит к успешному освоению ребёнком грамматического строя языка,  формированию способности к произвольному использованию в речи грамматических средств и как следствие - является залогом школьной успеваемости.

Список использованной литературы:

1. Н.В.Нищева  «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи», СПб, «Детство-пресс», 2003 г.

2. «Логопедия» под рук. Волковой Л.С. и  Шаховской С.Н., М., 1998 г.

3. В.И. Селивёрстов «Речевые игры с детьми», М., «Владос», 1994 г.

4. Л.В.Лопатина, И.В. Серебрякова «Преодоление речевых нарушений у дошкольников», СПб, «Союз», 2001 г.

5. М.М. Алексеева, В.И.Яшина «Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников», М., 1997 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры развивающие речь дошкольников среднего возраста.

Дидактические игры в средней группе проводятся с целью формирования у ребенка правильных речевых умений....

Презентация проекта "Использование дидактических игр в речевом развитии дошкольников среднего возраста"

Презентация проекта "Использование дидактических игр в речевом развитии дошкольников среднего возраста" на педагогическом совете....

Презентация проекта "Использование дидактических игр в речевом развитии дошкольников среднего возраста"

В презентации  проекта "Использование дидактических игр в речевом развитии дошкольников среднего возраста" обобщен опыт работы по данной теме...

Методическая разработка « Сюжетно- ролевые игры как средство активизации словаря дошкольников среднего возраста»

ВведениеДошкольное детство - большой отрезок жизни ребенка. Условия жизни в этовремя стремительно расширяются: рамки семьи раздвигаются до пределовулицы, города, страны. Ребенок открывает для себя мир...

Статья "Речевое развитие дошкольников среднего возраста через дидактическую игру"

Статья "Речевое развитие дошкольников среднего возраста через дидактическую игру"...

Дидактические и речевые игры по теме "Театр" для детей среднего дошкольного возраста

Данные игры способствуют усвоению темы "Театр" у детей среднего дошкольного возраста. ...