Конспект занятия в логопедической группе по теме Дикие животные
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Носенко Людмила Александровна

Цель занятия: закрепить понятие "признак", подбор признаков к предмету с помощью вопросов, практическое употребление притяжательных прилагательных.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_v_log_gruppe_po_teme_dikie_zhivotnye.docx23.25 КБ

Предварительный просмотр:

 Конспект занятия в логопедической группе по теме «Дикие животные»

Цель занятия: Закрепить понятия «признак». Подбор признаков к предмету с помощью вопросов. Практическое употребление притяжательных прилагательных.

Коррекционно-образовательные цели. Закрепление представлений о диких животных, их внешнем виде, образе жизни в зимний период, повадках. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Дикие животные» (животное, зверь, медведь, волк, лиса, барсук, заяц, белка, еж, лось, рысь, рога, копыта, мех, шкура, лапа, берлога, нора, дупло, логово, лежка; дикий, хищное, травоядное, голодный, злой; менять, линять, спать, добывать, охотиться). Совершенствование грамматического строя речи (употребление существительных в единственном числе с уменьшительно- ласкательными суффиксами).

Закрепить понятия «признак». Подбор признаков к предмету с помощью вопросов.

Практическое употребление притяжательных прилагательных. Совершенствование слоговой структуры слов (трехсложные слова с одним закрытым слогом).

Коррекционно-развивающие цели. Развитие связной речи, речевого слуха, чувства рифмы, зрительного восприятия и внимания, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением, тактильной чувствительности, навыков ориентировки на плоскости.

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.        

Оборудование. Предметные картинки с изображением диких животных и их детенышей.

Предварительная работа. Разучивание пальчиковой гимнастики «Белка». Чтение сказки Л. Толстого «Белка и волк», рассказа Е. Чарушина «Лисята».

                                       Ход занятия

1.        Организационный момент. [Объявление темы занятия. Создание эмоционально положительного фона. Развитие тонкой моторики, тактильной чувствительности.]

Логопед загадывает загадки о диких животных.

По снегу бежит — петляет.

К лету шубку он меняет.

На снегу его не видно,

Волку и лисе обидно.

Дети отгадывают загадку , логопед выставляет картинку - отгадку

.                                   Я скачу туда-сюда

По деревьям ловко.

Не пустеет никогда

У меня кладовка.

                              Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец.

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко.

 .                                     День и ночь по лесу рыщет,

День и ночь добычу ищет.

Ходит-бродит он молчком,

Уши серые толчком.

Логопед. Кто это такие?

Дети. Это дикие животные.

Логопед. Почему их так называют?

Дети. Они живут в лесу, сами строят себе жилье и добывают пищу.

Логопед. На сегодняшнем занятии мы и будем говорить о диких животных, об их жизни зимой.

2.  Расширение словаря прилагательных. Игра «Кто знает больше слов?» (подбираются слова-определения к диким животным).

Лиса (какая?) — пушистая, рыжая, хитрая, быстрая, осторожная...
Заяц (какой?) — трусливый, быстрый, длинноухий, белый, быстроногий, пушистый, пугливый, боязливый...
Медведь (какой?) — косолапый, неуклюжий, бурый, сильный...

Еж-…

Волк-..

3.        Игра «Разноцветные квадраты». [Совершенствование навыка слогового анализа слов. Развитие зрительного восприятия и внимания.]

Логопед предлагает детям занять места за столиком. Он помещает на магнитную доску картину «Дикие животные»', ставит на стол контейнер с картонными квадратами трех цветов и магнитами.

Логопед. Посмотрите на картину и перечислите изображенных на ней животных.

Дети. Лиса, рысь, заяц, еж, белка, барсук, медведь, волк, лось.

Логопед. Сейчас вы разделите названия этих животных на слоги и закроете их изображения желтыми квадратами, если в слове один слог — зелеными, если в слове два слога и синими — если в слове три слога. Магниты помогут прикрепить квадраты.

Дети выполняют задание. Логопед следит за правильностью выполнения и останавливает ребенка, если тот допускает ошибку, предлагает подумать и исправить ошибку.

4.        Игра с мячом «Большие и маленькие». [Совершенствование грамматического строя речи (употребление существительных с суффиксами -онок-, -енок-, -ат-, -ят-).]

Логопед убирает альбом, приглашает детей пройти на ковер, берет в руки мяч.

Логопед. А теперь встаньте в кружок. Давайте поиграем. Я буду бросать вам мяч и называть дикое животное. Вы будете ловить мяч, называть сначала одного детеныша, а потом детенышей этого животного и возвращать мяч мне. Волк.

1-й ребенок. Волчонок, волчата.

Логопед. Лиса.

2-й ребенок. Лисенок, лисята.

Логопед. Медведь.

3-йрсбенок. Медвежонок, медвежата.

Логопед. Заяц.

4-й ребенок. Зайчонок, зайчата.

5.        Упражнение «Белка». [Координация речи сдвижением, развитие тонкой моторики.]

Логопед предлагает детям сесть по-турецки на ковер и сделать пальчиковую гимнастику. Дети вместе с логопедом произносят текст и выполняют упражнение «Игра на рояле» двумя руками.

В сосне дупло,

В дупле тепло.

А кто в дупле

Живет в тепле?

А живет там белочка,

Белочка-карелочка,

Непоседа, егоза,

Словно бусинки глаза.                  Л. Прокофьев

6. Употребление притяжательных прилагательных. Логопед вывешивает на доску две картинки: ледяной дом лисы и лубяной — зайца, предлагает вспомнить сказку «Лиса и заяц». «Чей ледяной дом? — Лисы. — А чей лубяной? — Зайца. — Что случилось с лисьим домиком? — Растаял. — Кто выгнал непрошеного гостя из заячьей избушки?» «Заяц на радостях пригласил в дом гостей. Сейчас мы узнаем, кого». Из-за дома виднеется хвост лисы. «Чей это хвост?» В дальнейшем обговаривается ситуация с заячьими ушами, ежиными иголками, медвежьей лапой, лосиными рогами.

7.Эмоциональная - артикуляционная гимнастика «Веселые зверушки»

  • К нам пожаловал медведь и как начал он реветь: брови подняты вверх, произносят звук: «А-а-а!» рот широко тянуть.
  • А лисичка- сестричка: «Не сердись, ты, медведь. Перестань на нас реветь: брови подняты, произносят: «О-о-о !» губы тянуть.
  • А тут зайка прискакал , нас с тобою увидал. Дети улыбаются во весь рот, произносят «ха- ха - ха».
  • Тут и ежик появился, зашуршал листвою. Губы вытянуть, произносят «ш – ш – ш».
  • Ну, конечно и волчок прибежал и на бочок: высунуть язык вновь спрятать.
  • Стали звери играть, нас с тобою развлекать. Дети делают языком «болтушку».

8. Упражнение «Подскажи словечко». [Развитие речевого слуха, чувства рифмы.]

Логопед. Я хочу загадать вам загадки о животных. Давайте поиграем в игру «Подскажи словечко».

Без тропинок, без дорог

Серый катится клубок.

Он в иголках острых сплошь,

Потому что это...

Дети. Еж.

Логопед.

Сладкий мох искал весь день

И жевал его...

Дети. Олень.

Логопед.

Лесники се котят

Взять домой не захотят.

Ей не скажешь: «Мурка, брысь!»

Потому что это...

Дети. Рысь.

9. Окончание занятия. [Оценка работы детей.] Логопед предлагает детям рассказать, чем они занимались, оценивает их работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в подготовительной группе на тему: "Дикие животные весной".

Дать представление об изменениях в жизни диких животных весной....

Конспект занятия в средней группе по теме «Дикие животные Донского края»

Формирование у дошкольников познавательных интересов в разных видах деятельности с учетом регионального компонента...

Конспект занятия в средней группе на тему: «Дикие животные»

Обогащение представлений о жизни диких животных, развитие познавательных интересов....

Конспект занятия в старшей группе. Лепка Тема: « Дикие животные»

Конспект занятия в старшей группе. Лепка Тема: « Дикие животные»...

Конспект занятия в логопедической группе по теме "Дикие животные"

Цели: закрепление представлений о диких животных, их внешнем виде , образе жизни в зимний период, повадках. Уточнение, расширение и активизация словоря по теме....