Конспект занятия в подготовительной к школе группе для детей с ТНР. Тема: «Звуки Ч, Щ».
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Лазарева Наталья Васильевна

Интересное занятия по дифференциации звуков. Знакомство с правописанием ча-ща

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_zvuki_ch-shch.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в подготовительной к школе группе для детей с ТНР.

Тема: «Звуки Ч, Щ».

Цель: В занимательной игровой форме закрепить правильное произношение и различение звуков Ч, Щ.

Задачи:

Образовательные - проверить прочность усвоения детьми знаний, умений и навыков, сформированных на занятиях, учить применять их в практической деятельности.

Коррекционно-развивающие:

• Закрепить правописание ча-ща, чу-щу.

• Упражнять в звуко-буквенном анализе слов.

•Упражнять в употреблении уменьшительно-ласкательных и пренебрежительно-увеличительных суффиксов.

• Учить составлять сложные предложения.

• Развивать фонематический слух и внимание.

Воспитательные:

• Воспитывать у детей умение работать в команде, выслушивать вопросы педагога, ответы товарищей.

• Приучать работать самостоятельно.

• Прививать интерес к родному языку.

Оборудование:

- цветные магниты

- конверты с картинками

- цветные маркеры

- квадраты для звуко-буквенного анализа

- карточки со  словами с пропущенной буквой для самостоятельной работы

- дидактическое пособие «Елочки-пенечки»

- рабочие тетради

- подставки с цветными авторучками

- медали для награждения

Ход занятия:

  1. Оргмомент.

- Ребята, я для вас сегодня приготовила загадки. Попробуйте, отгадайте.

 Из горячего колодца через нос водица льется.

Зеленый кислый лист хорош для щей,

Помимо прочих овощей.

- Назовите обе отгадки. Какое правило спряталось в этих словах?

Ча-ща пиши с буквой А.

2. Воспроизведение слоговых рядов.

- А теперь внимательно слушаем, запоминаем, по очереди повторяем.

ча-ча-ща                ча-ща-ща                  ча-ща-ча                ща-ча-ча                

 ащ-ащ-ач                   ащ-ач-ач                ащ-ач-ащ                  ач-ащ-ач

- Знаю, любите вы играть, а у нас сегодня не просто игра, а соревнование. Нам нужно поделиться на две команды занимайте свои места.

- У нас с вами получилось две команды. Команда «Богатырь» и команда «Мальчик-с-пальчик».

- Выберем капитанов.

2. Упражнение в употреблении уменьшительно-ласкательных и пренебрежительно-увеличительных суффиксов.

- Первый конкурс «Разминка».

У богатырей  - все большое, а у мальчика-с-пальчика – все маленькое. У меня рука, а у вас - …ручка, у меня рука,  а у вас - …ручища.

нога –                 глаза -                 усы -                 усы –                 голос –

нос –                         сапоги –                 карман –         топор –                 сила –

- Команда … получает фишку.

4. Печатание слов на доске.

- Давайте вспомним правило, о котором мы говорили в начале занятия.

Какое еще правило есть с этими звуками ч, щ.

Чу-щу пиши с буквой у.

- Сейчас каждый из вас вспомнит слово на эти правила, а потом запишет на доске.

- Команды получают фишки за правильно написанные  слова.

5. Подбор картинок с заданным звуком.

- Команда «Богатырь» выбирает картинки со звуком щ, а команда «Мальчик-с-пальчик» со звуком ч.

- Команды получают фишки за правильно найденные картинки.

6. Составление предложений по картинкам.

- Следующее задание командам: составить предложения с каждым словом. Образец дает воспитатель.

Команды получают фишки за правильно составленные  предложения.

7. Физкульминутка. Музыкально-ритмическая игра «Елочки-пенечки».

- А теперь у нас музыкальная пауза. Предлагаю поиграть в нашу любимую игру «Елочки-пенечки».

8. Преобразование слогов и слов.

- Я вам говорю слоги  или слова, в которых слышится звук Ш, вы его заменяете на звук Щ и называете, что у вас получилось.

ша – ща                                                чаша – чаща        

шо- що                                                пишу - пищу                        

шелк – щелк                                        прошу - прощу

помешать – помещать                                  украшать - укрощать

                                        

Команды получают фишки за правильно выполненное задание.

9. Составление схем слов.

 - Конкурс капитанов. Нужно составить схему слова и поделить его на слоги.

Ваше слово – сидящий, а ваше слово – идущий.

Команды получают фишки за правильно выполненное задание.

10. Самостоятельная работа по карточкам «Вставь пропущенную букву».

- Следующее задание – вставить пропущенную букву.

Детям раздаются карточки с заданиями.

Команды получают фишки за правильно выполненное задание.

Итог: подсчет фишек, объявление победителей, вручение медалей.

                        

Цель: в занимательной игровой форме обобщить и закрепить полученные знания.

Задачи:

Образовательные:

проверить прочность усвоения детьми знаний, умений и навыков, сформированных на

занятиях по обучению грамоте; учить применять их в практической деятельности – игре.

Коррекционно-развивающие:

• Закрепить умение определять местоположения звука в слове;

• Упражнять в звуковом анализе слов;

• Закрепить знания о различии гласных и согласных звуков;

• Закрепить понятие у детей давать основные характеристики звуков;

• Тренироваться в конструировании букв и чтение слов, состоящих из двух слогов;

• Развивать фонематический слух и внимание;

• Развивать грамматический строй речи (закреплять навык согласования числительных с

существительными в роде);

Воспитательные цели:

воспитание навыка самостоятельной деятельности;

воспитывать у детей умения: работать в коллективе, терпеливо выслушивать вопросы

педагогов, ответы товарищей и уважать их мнение;

воспитывать чувство взаимовыручки и помощи;

воспитывать интерес к занятию и любовь к родному языку.

Методы и приемы: 

- Наглядный  (пособия, картинки);

- Словесный (совместная речевая деятельность);  

- Игровой  (сюрпризный момент, динамические паузы, массаж);

- Практический (моделирование, выполнение заданий, упражнений).

МАТЕРИАЛ И ОБОРУДОВАНИЕ: письмо, мозаика,  мольберт, столы, шкатулка, карточки с картинками и схемами слогов, карандаши, ручки, мячики, буквы.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

Организационный момент

Дети встают полукругом, лицом к гостям.

 Логопед. Поздоровайтесь с гостями,

Улыбнитесь всем вокруг.

 Руку дайте другу слева

 И скорей вставайте в круг.

 А теперь соседу справа

 Мячик ты передавай.

 Друга называй по имени,

Утра доброго желай.

(Дети передают мяч правой рукой, держа его большим пальцем и мизинцем, здороваются.)

     Логопед. Дорогие ребята! Сегодня на адрес нашего детского сада пришло письмо. Давайте прочитаем его.

«Мои юные друзья! Я Королева Знаний. Сегодня, я вас приглашаю в гости, в мою Страну Знаний! Мне так хочется узнать, чему же вы научились. В Стране Знаний вас ожидают  интересные задания, которые вы должны выполнить. Если вы справитесь со всеми заданиями, вас ждёт награда. Желаю удачи!».

Логопед.   Ну что, ребята, согласны отправиться в путешествие?

 Дети. Да.

Логопед. А на чём же мы поедем?

Дети. На машине, на поезде и т. д.

Логопед. А как мы назовём это одним словом?

Дети. Транспорт.

Логопед. Молодцы, вспомнили всё о транспорте, но не забывайте, что страна волшебная, а транспорт, на котором мы сможем добраться, тоже волшебный, необычный. Сегодня мы отправимся на  ковре-самолёте, который и сконструируем своими руками.

     А теперь занимайте свои места и приступайте к постройке транспорта (Дети выкладывают орнамент ковра-самолёта посредством мозаики).

Логопед. Наши чудо-ковры готовы. Пора отправляться в путь.

 Закрыли все глаза.

Но подглядывать нельзя.

Как скажу я цифру 5-

Можно глазки открывать

1,2,3,4-пока глаза вы не открыли,

 1,2,3,4,5-а тут можно открывать.

Логопед.  Мы уже и прилетели, но выйти сможет только тот, кто слово скажет наоборот, т.е. противоположное по смыслу.

Большой-маленький;

злой-

трусливый-

жарко-

худой-

молодой-

Логопед.   Мы прибыли к тому месту, где начинается волшебная страна. И вот первое задание. Мы должны пройти через «Поющее болото», но прежде нам необходимо вспомнить:

- Что же такое звуки?

-Какие они бывают?

-Как отличить гласные звуки от согласных?

Дети отвечают.

Логопед. Молодцы. Пройти через болото нам помогут только поющие кувшинки. А как вы думаете почему они называются поющими?

( Дети выполняют задание)

Логопед. На нашем пути следующие препятствие – речка.  

Но как же нам через неё перебраться? (предложения детей)

Я согласна с вами, нам нужен МОСТ.

Из чего его можно построить? (предложения детей)

 Давайте попробуем построить мост из этих дощечек. Выберите только те, где буквы написаны верно, и попробуйте из них составить слово. (У детей получается слово мост).

 Но нам нужно их как-то соединить между собой, чтобы они не раскатились.  Предлагаю скрепить их цепью, которую мы сделаем из слов, которые вы придумаете.  Я говорю вам первое слово, а вы внимательно слушайте последний звук и на этот звук придумайте новое слово. (Кот – ток – карта – аист и т.д).

Логопед.  Отличная крепкая цепь у нас с вами получилась, значит, и мост будет прочным. Можем смело по нему идти дальше.

Логопед. По тропинке друг за другом

                 Поднимая ноги выше

                 Мы к лесной полянке вышли.

На наборном полотне находятся изображения животных и поезда (определение количества слогов в словах).

Логопед. Посмотрите внимательно на поляну. Что изображено на ней? (поезд и животные). 
 -Одинаковы ли вагоны? (Нет, в первом вагоне одно окно, во втором - два, в третьем - три).
-Нам необходимо расселить животных по вагонам. В первом вагоне поедут животные, в названиях которых 1 слог. 
-Как вы думаете, какие животные поедут во втором вагоне? (Животные, в названиях которых два слога). 
-Какие животные поедут в третьем вагоне?

Отправляемся дальше.

Очень долго мы шагали,

Наши ноженьки устали.

Сейчас сядем, отдохнём,

А потом опять пойдём.

Логопед. Ребята, обратите внимание, на каждом столе есть буквы, это заглавная буква вашего имени, находите свою букву и присаживайтесь на свое место.

Следующие задания мы будем выполнять руками, а прежде сделаем массаж рук мячиком-ёжиком:

     Я мячом круги катаю,

     Взад – вперед его гоняю.

     Им поглажу я ладошку,

     Будто я сметаю крошки.

     И сожму его немножко,

     Как сжимает лапу кошка.

     Каждым пальцем мяч прижму

     И другой рукой начну.

     

 Логопед. Вот еще одно задание приготовили для вас (зашумлённые буквы)

Дети называют своё имя и звук с которого начинается его имя. Дают характеристику своему звуку. Раскрашивают букву имени определенным цветом на заранее подготовленных листах. (Красным, если имя начинается с гласного звука, синим, если с согласного твердого звука, и зеленым карандашом, если согласный звук мягкий.)

Логопед.  А нам уже подготовили следующее задание. (У каждого ребёнка на столе лежит конверт с буквами и фишки для звуко-буквенного анализа)

Логопед. А нам пора отправляться дальше. (Перед детьми на столе находится портфель)

-Ребята, что это?

-Зачем он нужен?

-А зачем нужно ходить в школу?

- А вот и следующее задание. Вам нужно сосчитать и правильно назвать предметы, которые я буду показывать. Эти предметы пригодятся вам, в школе. Смотрите внимательно и считайте предметы, которые положите в портфель.

3 тетради – я положу в портфель три тетради.

5 карандашей – я положу в портфель пять карандашей.

2 пенала – я положу в портфель два пенала.

3 кисточки – я положу в портфель три кисточки.

2 линейки – я положу в портфель две линейки.

5 книг – я положу в портфель пять книг.

Логопед. Наши школьные принадлежности осталось только положить в портфель.

Посмотрите, шкатулка. Посмотрим что там? Какая-то записка.

Письмо: “Я прошу у Вас прощенья,

                 Что не застали Вы меня.

                  Много дел, но очень рада,

                  Что Вы здесь, а вот награда”.  

                     Королева Знаний.

Итог занятия:

Логопед: - Вам понравилось путешествие?

                - Что запомнилось больше всего?  

-Мне тоже понравилось наше путешествие, потому что вы старались, помогали друг другу и правильно выполняли задания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с ОНР. Тема: «Звук и буква «С»

Предлагаю конспект логопедического занятия по обучению грамоте, который сможет помочь в профилактике дисграфии и дислексии у детей с общим недоразвитием речи....

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе для детей с ОНР. Тема: Совершенствование лексико-грамматического строя речи (на материале лексической темы «Зимующие птицы»)

Конспект открытого занятияТема: Совершенствование лексико-грамматического строя (на материале лексической темы «Зимующие птицы») Цели: закрепить и уточнить знания детей о зимующих птицах; учить с...

Конспект занятия в подготовительной к школе группы для детей с нарушением зрения и речи на тему: Звук и буква Ы

Конспект занятия в подготовительной к школе группы для детей с нарушением зрения и речи на тему: Звук и буква Ы Цели: коррекционно-образовательные: — учить детей давать акустико-артикуляционную ха...

КОНСПЕКТ индивидуального логопедического занятия в подготовительной к школе группе для детей с ОНР. Тема: Любимая книга Гнома (автоматизация звука Р).

Тема: Любимая книга Гнома (автоматизация звука Р). С помощью путешествия с Гномом по любимой книге, Лепбуку, с  увлекательными заданиями автоматизируется звук -Р- изолированно, в словах, фразовой...

Конспект НОД по развитию фонематического восприятия и обучению элементам грамоты в подготовительной к школе группе для детей с ТНР. Тема: "Звуки Ф и Фь".

Конспект подходит для работы как в группе компенсирующего вида, так и для подгруппового занятия с детьми в комбинированных группах....

НОД в подготовительной к школе группе для детей с ТНР. Тема: « Звуки (c — ш), буквы С— Ш»

Цель: обучение умению дифференцировать звуки (c — ш) в устной и буквы С, Ш     в письменной речи....