Конспект подгруппового логопедического занятия по лексической теме «Зимние забавы» для детей второй младшей группы с ТНР
методическая разработка по логопедии (младшая группа)

Козлова Гульсина Рамилевна

Предлагаю Вашему вниманию конспект подгруппового логопедического занятия по лексической теме «Зимние забавы». Занятие может быть проведено во второй младшей группе детского сада для детей с тяжелым нарушением речи. Цель занятия - познакомить детей с детскими зимними развлечениями, а также ввести новые слова в речь. При проведении занятия педагог использует натуральную наглядность, тематические сенсорные коробки (с деталями из контруктора Lego), ИКТ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект подгруппового логопедического занятия по лексической теме «Зимние забавы» во второй младшей группе (ТНР)

Занятие

Тема

Деятельность учителя-логопеда

Деятельность детей

Примечания

Подгрупповое

Зимние забавы

Цель: 

познакомить детей с детскими зимними развлечениями.

Ввести новые слова в речь.

Коррекционно – образовательные задачи:

  1. Закрепить значения слов по данной теме
  2. Расширить и активизировать словарь детей по теме
  3. Расширить глагольный словарь
  4. Развить умение правильно понимать задания и выполнять действия

Коррекционно – развивающие задачи:

  1. Развитие общей и мелкой моторики
  2. Развитие подражательности
  3. Развитие умения координировать  речь с движением
  4. Развитие воображения.
  5. Развитие силы выдоха
  6. Развитие тактильных ощущений
  7. Развитие грамматического-строя речи.
  8. Формировать умение отгадывать загадки

 Коррекционно – воспитательные задачи:

  1. Воспитание умения работать в коллективе
  2. Формирование интереса к природным явлениям
  3. Популяризация зимних видов развлечений

Оборудование:

  1. ноутбук
  2. счетные палочки
  3. контуры «снежинок» для конструирования из счетных палочек
  4. листы белой бумаги
  5. таз
  6. формочки со льдом
  7. одноразовые тарелки
  8. полотенце – 3шт.
  9. тематические сенсорные коробки (с деталями из контруктора Lego) -2шт.

Ход занятия.

Организационный момент.

Логопед раздает детям перед входом в кабинет части одной картинки (изображение снеговика)

Основная часть

- Здравствуйте!

- Ребята, занимайте места.

Логопед обращается к детям:

- У вас в руках части одной картинки. Соедините их. Скажите, что у вас получилось?

Посмотрите, у снеговика внизу большой снежный ком, посередине – поменьше, наверху – маленький.

Задает вопросы детям:

 - Что у него на голове?

- Что у него вместо рук?

- Что у него вместо носа?

Вы - молодцы! Все правильно!

- Дети, посмотрите на экран.

 

Педагог обращается к детям:

- Кого вы увидели на экране?

- Он похож на нашего снеговика?

- Ребята, посмотрите на экран!

- Что вы видите?

- Как называется время года года, когда на улице идет снег, холодно и морозно?

- Конечно, зима!

- Сегодня мы с вами поговорим о зимних развлечениях, о том, что что делают дети зимой. Тема нашего занятия – зимние забавы.

- Повторите за мной – Зимние забавы!

Упражнение на развитие грамматического строя речи

Педагог обращается к детям:

 - Посмотрите в окно. Зимой с неба падают снежинки. Посмотрите на экран, давайте сосчитаем сколько у нас снежинок.

Упражнение на развитие мелкой моторики

Логопед раздает детям коробки со счетными палочками и контуры «снежинок» для конструирования из счетных палочек.

- Выложите из счетных палочек снежинки.

- Что ты выкладываешь?

- Что ты выложила?

- Молодцы!

Упражнение на развитие силы голоса.

- Сейчас мы поиграем в игру «Вьюга».

- Встаньте за стульчиками.

 

Логопед  показывает детям слайд, на котором изображена вьюга.

- Вьюга начинается.

- Вьюга сильная

- Вьюга затихает

- Вьюга сильная

- Вьюга затихает

- Вьюга закончилась.

- Молодцы!

- Выходите на ковер, будем вместе лепить снежки!

Упражнение на развитие общей моторики.

Развитие координации движений, подражательности, развитие воображения.

Раз, два, три, четыре,

Мы с тобой снежок слепили.

Круглый, крепкий, очень гладкий,

И совсем-совсем не сладкий.

Раз - подбросим, два - поймаем,

Три – уроним и сломаем.

- Похлопайте себе и друг другу. Получилось очень хорошо!

- Идем к своим стульям. Садимся.

Упражнение на развитие тактильных ощущений

Логопед показывает детям лед.

- Что это?

- Это лед.

- Возьмите его в руки. Потрогайте, погладьте.

- Что вы чувствуете?

- Лед какой?

- Где ты видел лед?

- Что бывает из льда? Что бывает ледяное?

- Лед холодный, он согревается в ваших теплых ладошках и тает.

Педагог дает детям полотенце.

- Вытираем руки полотенцем.

- Полотенце какое?

- Ваши ручки согрелись?

- Лед холодный, а полотенце теплое.

- Повтори.

- Молодцы!

Упражнение на развитие логического мышления

Логопед раскладывает на столе картинки-отгадки.

- Сейчас я буду загадывать загадки, а перед вами лежат отгадки. Давайте их назовем.

С неба падают зимою

И кружатся на д землею

Легкие пушинки

Белые (снежинки).

Прозрачный как стекло,

Но не вставишь в окно.

(Лёд)

Мы не ели, мы не пили,

Бабу снежную (лепили).

Я расчищу снег, ребята,

Только мне нужна (лопата).

Без рук рисует,

Без зубов кусает,

Зимой его каждый узнает.

(Мороз)

Бегут по дорожке

Доски да ножки.

(Лыжи)

Я катаюсь на нем

До вечерней поры.

Но ленивый мой конь

Возит только с горы.

(Санки)

Зимним вечером видна

В небе желтая  (луна).

- Молодцы! Вы все знаете!

Педагог обращается к каждому ребенку индивидуально:

- Чем занимаются дети зимой? Как они развлекаются?

- Все правильно!

- Как все это назвать одним словом?

Упражнение на развитие тактильных ощущений и мелкой моторики

Ставит на стол тематические тактильные коробки.

Первая коробка (снег, сосульки, елка, горка, мальчик, санки)

- Кто это?

- Как он одет?

- Что на нем надето?

Педагог обращается к каждому ребенку индивидуально:

- Что делает мальчик?

- Сделай как я. Повтори.

- Что это?

- Что я делаю?

- Сделай как я. Повтори!

Вторая коробка (снег, елка, каток, свинка)

- Что это?

- Кто это?

- Что делает свинка?

- Сделай как я. Повтори!

- Все молодцы!

-Дети, что мы делали на занятии?

- Мы сегодня познакомились с зимними развлечениями.

- Чем вы будете заниматься зимой?

- Зимой весело? Зимой детям интересно?

- Повторите!

- Дети, спасибо вам за занятие! Вы мне очень помогли! Сейчас мы идем в группу. Строимся и выходим из кабинета.

- До свидания!

Дети заходят в кабинет.

- Здравствуйте!

Находят стулья. Рассаживаются по своим местам.

Дети соединяют картинки.

Называют, что получилось.

- Это снеговик.

Дети отвечают:

- Шляпа

- Палки (веточки)

- Морковка

Дети смотрят на экран.

- Снеговика

- Да, похож.

- Идет снег!

- Зима!

Дети повторяют:

-Зимние забавы

Считают снежинки:

- Одна снежинка

- Две снежинки

- Три снежинки

- Четыре снежинки

Дети выкладывают «снежинки».

- Я выкладываю снежинку.

-  Я выложила снежинку

Встают за стульями.

Дети стоят лицом к логопеду, спины прямые, по команде педагога делают вдох, а на выдохе начинают тянуть:

-У-у-у-у.

Дети увеличивают силу голоса.

Дети уменьшают силу голоса.

Дети увеличивают силу голоса.

Дети уменьшают силу голоса.

Дети должны замолчать.

Выходят на ковер.

Дети играют в игру.

Дети хлопают в ладоши и

садятся на свои стулья.

Берут в руки кубики льда.

Гладят. Трогают.

- Холодно.

- Неприятно.

- Мокро.

- Мерзнут руки.

- Он тает.

- Лед холодный.

- Лед прозрачный.

- Лед скользкий.

- Лед твердый.

- Я видел лед на улице.

- Я видел лед в холодильнике.

- Сосульки.

- Каток.

- Лед бывает на лужах.

-Кубики льда в холодильнике.

Вытирают руки.

- Полотенце теплое.

- Полотенце серое.

- Полотенце пушистое.

- Полотенце мягкое.

- Да

- Да.

- Лед холодный, а полотенце теплое!

Ребята называют, что изображено на картинках-отгадках.

Дети отгадывают загадки.

- Снежинки!

- Лед!

-Лепили!

- Лопата!

- Мороз!

- Лыжи!

- Санки!

- Луна!

- Дети лепят снеговиков.

- Дети лепят снежки и строят крепости.

- Дети катаются на ватрушках, санках и снегокатах.

- Дети катаются на лыжах и коньках.

- Зимние забавы.

Дети рассматривают, берут фигурки в руки. Выполняют действия по инструкции логопеда.

- Это мальчик.

- Тепло одет.

- На мальчике шапка, шуба, валенки.

- Мальчик катается с горки.

Ребенок выполняет задание логопеда.

- Это санки.

- Вы катаете мальчика на санках.

Ребенок выполняет задание логопеда.

- Это каток.

- Это свинка.

- Свинка катается на коньках.

Ребенок выполняет задание логопеда.

- Мы выкладывали снежинки.

- Мы лепили снежки.

- Мы изучали лед.

- Я буду кататься на лыжах.

- Я буду кататься на коньках.

- Я буду кататься с горки.

- Да!

- Зимой весело и интересно!

Прощаются с гостями и уходят:

-До свидания!

В течение занятия демонстрируются слайды презентации.

Для подтверждения того, что загадка отгадана правильно, рассматривается картинка-отгадка.

Задание выполняется с опорой на наглядность (слайды презентации).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового логопедического занятия по лексической теме: “ Животные жарких и холодных стран"

Конспект занятия в старшей группе для детей с ТНР  по лексической теме: “ Зоопарк”.Данное занятие было проведено для ПМПК.В ходе занятие отмечалась динамика развития детей с ТНР....

Конспект подгруппового логопедического занятия по лексической теме: "Игрушки"

Конспект открытого логопедического занятия для детей старшей группы с ТНР  на тему «Игрушки»...

Конспект занятия по познавательному развитию "Зимние забавы" для детей второй младшей группы

Итоговое занятие по познавательному развитию«Зимние забавы» для детейвторой младшей группыПрограммное содержание: обогащать и закреплять знания о зиме, ее характерных признаках; уточнить знания об оде...

Конспект подгруппового логопедического занятия по лексической теме: животные жарких стран "Путешествие в Африку".

Конспект  подгруппового логопедического занятия полексической  теме: животные жарких стран "Путешествие в Африку".Развитие речи, через знакомство с животными жарких стран.Образоват...

Конспект подгруппового логопедического занятия по лексической теме "Стройка. Профессии на стройке" с презентацией

Цель: расширение и уточнение знаний о профессиях на стройке.Коррекционно-образовательные задачи.Систематизация, активизация  словаря по теме «Профессии на стройке».Совершенствование г...

Конспект подгруппового логопедического занятия по лексической теме "Ателье. Профессия швеи"

Цель: расширение и уточнение знаний о профессии швеи.Коррекционно-образовательные задачи.Расширение и активизация словаря по теме «Профессии. Швея».Совершенствование грамматического строя ...