Конспект подгруппового логопедического занятия по лексической теме "Насекомые" для детей старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Цель: Развитие речевой активности посредством игр и упражнений.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект подгруппового логопедического занятия по лексической теме «Насекомые» для детей подготовительной группы компенсирующей направленности
Цель: Развитие речевой активности дошкольников посредством игр и упражнений.
Задачи:
Образовательные:
- Расширять и активизировать словарь детей по теме «Насекомые»;
- Развивать связную речь;
- Совершенствовать грамматический строй речи;
- Закреплять навык звукового и слогового анализа;
- Совершенствовать умение подбирать слова противоположные по значению.
Развивающие:
- Развивать память, внимание, мышление, воображение, любознательность;
- Совершенствовать артикуляционную, общую и ручную моторику.
Воспитывающие:
- Совершенствовать навыки взаимопонимания, самостоятельности, инициативности, ответственности;
- Воспитывать умение бережного отношения ко всему живому, к природе.
Материалы и оборудование: мольберт; стол; стулья; пальчиковый бассейн с фасолью; игрушки: бабочка, жук, кузнечик, муравей, пчела, стрекоза; карточки с названиями насекомых, с буквами; картина С.К. Артюшенко «Насекомые и пауки»; плоскостные ромашки с цифрами; ширма; кукла Незнайка; ковер; мяч; музыкальная колонка.
Демонстративный материал: Альбом «Мир природы. Животные».
Мотивация:
- Педагог имитирует стук в дверь, который доносится из-за ширмы;
- Вы слышите, кто-то стучится?
- Посмотрим?
- Ребята, кто это?
Да, правильно, это же Незнайка. Интересно, зачем он к нам пришел? Да и такой грустный.
Проблематизация:
Педагог: Незнайка, скажи мне на ушко, почему ты грустишь? (имитация разговора Незнайки с педагогом шепотом).
Педагог: Ребята, Незнайка стесняется сказать, что он не может разгадать загадки, которые ему загадали друзья. Поможем ему?
Давайте попробуем отгадать загадки:
1.На ромашку у ворот
Приземлился вертолет,
Серебристые глаза
Кто же это?
2.Мы - лесные жители,
Мы мудрые строители.
Из иголок всей артелью,
Строим дом себе под елью.
3. Шевелились у цветка,
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел -
Он вспорхнул и улетел.
- Домовитая хозяйка
Пролетает над лужком.
Похлопочет над цветком,
И поделится медком.
- С цветка на тропинку,
С травки на былинку,
Прыгает пружинка -
Зеленая спинка.
Педагог: Ребята, о ком эти загадки?
Незнайка, оказывается ты ничего не знаешь про насекомых.
Целеполагание:
- Как мы можем помочь Незнайке?
- Что нам нужно сделать, чтобы Незнайка опять стал веселым?
Планирование будущей деятельности:
- Поможем Незнайке в этом?
- Вместе поиграем?
Реализация плана:
- Педагог: Приглашает детей к столу, на котором стоит контейнер с фасолью.
- Ребята, опустите руки в бассейн и найдите там то, что я спрятала.
- Кого вы нашли в бассейне?
- Вспомните их названия и определите первый звук в словах.
- Возьмите карточки с названиями ваших насекомых, прочитайте их.
Дидактическая игра «Разноцветные ромашки».
Закрепление навыка слогового анализа слов.
Педагог: На столе разложены ромашки, на них написаны цифры. Посадите своего насекомого на тот цветок, цифра которого обозначает количество слогов в его названии.
(Дети выполняют задание).
Пальчиковая гимнастика:
Прилетела к нам вчера, (Машут ладошками.)
Полосатая пчела, (Загибают по одному пальцу на обеих руках на
А за нею шмель-шмелек, каждое название птицы.)
И веселый мотылек,
Два жука и стрекоза,
Как фонарики глаза. (Делают кружочки из пальцев и подносят к глазам.)
Пожужжали, полетали,
От усталости упали. (Роняют ладони на стол.)
Артикуляционная гимнастика
1.«Гусеница хоть мала, листья – лучшая еда!
Она много листьев съела и, конечно, потолстела».
(Щечки «надули-сдули»)
2.«Муха, муха-цокотуха – позолоченное брюхо.
Муха села на цветок – будет чистить хоботок».
(Упр. «Улыбочка-трубочка»)
3. «Бабочка-красавица, над полянкой пляшет- крылышками машет»
(Упр. «Качели»)
4. «Если на цветок шмель сел-
Значит, он нектар там ел.
Рассматривание картины С.К. Артюшенко «Насекомые и пауки» и беседа по ней.
Развитие связной речи. Употребление предлогов.
Педагог: приглашает детей к мольберту, где находится картина.
- Ребята, расскажите, каких насекомых вы видите на картине, что они делают.
(Дети выполняют задание).
Динамическая пауза под музыку Э. Грига.
Педагог: Ребята, а сейчас мы с вами будем превращаться в бабочек.
Вокруг себя вы повернитесь (Дети кружатся под музыку и выполняют
И в бабочек вы превратитесь. движения по тексту.)
Утром бабочка проснулась,
Потянулась, улыбнулась,
Раз – росой она умылась,
Два изящно покружилась.
Три – нагнулась и присела,
На четыре – улетела.
Вокруг себя обернитесь и в детей превратитесь.
Дидактическая игра с мячом «Скажи наоборот».
Совершенствование умения подбирать слова противоположные по значению.
Педагог: Пройдемте на ковер с мячом. Сейчас мы будем передавать мяч друг другу и называть слова наоборот.
- Майский жук большой, а божья коровка…
- Кузнечик стрекочет громко, а комар пищит …
- Гусеница ползает медленно, а кузнечик скачет...
- Бабочка летает высоко, а мотылек...
- Пчела полезная, а муха ...
- Муравей трудолюбивый, а гусеница ...
Дидактическая игра «Чьи? Чья?»
Развитие навыков образования притяжательных прилагательных.
У муравья лапки ..., голова ... (Муравьиные лапки, муравьиная голова.)
У пчелы ... (Пчелиные лапки, пчелиная голова.)
У комара ... (Комариные лапки, комариная голова.)
У осы ... (Осиные лапки, осиная голова.)
У шмеля ... (Шмелиные лапки, шмелиная голова.)
У стрекозы ... (Стрекозьи лапки, стрекозья голова.)
Дидактическая игра «Попрубуй повтори».
Развитие зрительного внимания и координации движений.
Педагог: Ребята, а теперь пройдемте на веселые дорожки. Рассмотрите карточки с буквами и карточки с движениями. По очереди назовите звук и выполните заданное движение.
(Дети выполняют задание)
Дидактическая игра «Кто лишний?»
Развитие речевого слуха, памяти, мышления.
Педагог: Ребята, а теперь посмотрим, насколько вы внимательны. Я буду произносить слова, а вы будете определять, какое слово лишнее и почему.
Бабочка, комар, воробей, жук. Кто лишний?
Божья коровка, кузнечик, паук, гусеница.
Оса, таракан, мотылек, лиса.
Муравей, аист, стрекоза, шмель.
Пчела, муха, сорока, стрекоза.
Жук, волк, клоп, мошка.
Педагог: Молодцы, ребята! Вы хорошо поработали.
Посмотрите, и Незнайка развеселился. Теперь он знает, кто такие насекомые.
Оценка и рефлексия:
- Педагог: Ребята, вот и подошло к концу наше занятие;
- Скажите, какой пришел Незнайка?
- А ушел?
- В какие игры мы играли, чтобы его развеселить?
- Что для себя узнали нового?
- Что-то удивило вас на занятии?
- Чему вы научились?
- Что было интересного?
- Где мы можем использовать полученные знания?
- Ребята, вы все молодцы! До свидания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическое занятие по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с применением технологии ТРИЗ.
Цель: развивать творческое воображение, мышление, познакомить детей с буквой Г, звуками [Г] и [Г\']....

Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми с ОНР старшего дошкольного возраста на тему: "Знакомство со звуком [c]".
Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми с ОНР старшего дошкольного возраста "Знакомство со звуком [c]"....

Технологическая карта подгруппового логопедического занятия "Зимующие птицы" для детей старшего дошкольного возраста с ТНР.
Технологическая карта подгуппового логопедического занятия для детей с ТНР старшей логопедической группы в виде таблицы....

Конспект индивидуального логопедического занятия "Постановка звука Л" для старшего дошкольного возраста
Конспект индивидуального логопедического занятия...

Конспект логопедического занятия с презентацией для детей старшего дошкольного возраста по теме: "Зимние забавы"
Развитие лексико-грамматических категорий по выбранной теме....

Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми с ОНР старшего дошкольного возраста.
Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми с ОНР старшего дошкольного возраста....

План-конспект для фронтального логопедического занятия "Времена года" для детей старшего дошкольного возраста
Содержит упражнения для занятий на тему "Времена года"...
