Конспект подгруппового логопедического занятия по лексической теме "Насекомые" для детей старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Серая Инна Александровна

Цель: Развитие речевой активности посредством игр и упражнений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект подгруппового логопедического занятия по лексической теме «Насекомые» для детей подготовительной группы компенсирующей направленности

Цель: Развитие речевой активности дошкольников посредством игр и упражнений.

Задачи:

Образовательные:

  • Расширять и активизировать словарь детей по теме «Насекомые»;
  • Развивать связную речь;
  • Совершенствовать грамматический строй речи;
  • Закреплять навык звукового и слогового анализа;
  • Совершенствовать умение подбирать слова противоположные по значению.

Развивающие: 

  • Развивать память, внимание, мышление, воображение, любознательность;
  • Совершенствовать артикуляционную, общую и ручную моторику.

Воспитывающие: 

  • Совершенствовать навыки взаимопонимания, самостоятельности, инициативности, ответственности;
  • Воспитывать умение бережного отношения ко всему живому, к природе.

 

Материалы и оборудование: мольберт; стол; стулья; пальчиковый бассейн с фасолью; игрушки: бабочка, жук, кузнечик, муравей, пчела, стрекоза; карточки с названиями насекомых, с буквами; картина С.К. Артюшенко «Насекомые и пауки»; плоскостные ромашки с цифрами; ширма; кукла Незнайка; ковер; мяч; музыкальная колонка.

 

Демонстративный материал: Альбом «Мир природы. Животные».

Мотивация:

  • Педагог имитирует стук в дверь, который доносится из-за ширмы;
  • Вы слышите, кто-то стучится?
  • Посмотрим?
  • Ребята, кто это?

Да, правильно, это же Незнайка. Интересно, зачем он к нам пришел? Да и такой грустный.

Проблематизация:

Педагог: Незнайка, скажи мне на ушко, почему ты грустишь? (имитация разговора Незнайки с педагогом шепотом).

Педагог: Ребята, Незнайка стесняется сказать, что он не может разгадать загадки, которые ему загадали друзья. Поможем ему?

Давайте попробуем отгадать загадки:

1.На ромашку у ворот

Приземлился вертолет,

Серебристые глаза

Кто же это?

2.Мы - лесные жители,

Мы мудрые строители.

Из иголок всей артелью,

Строим дом себе под елью.

3. Шевелились у цветка,          

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел -

Он вспорхнул и улетел.

  1. Домовитая хозяйка

Пролетает над лужком.

Похлопочет над цветком,

И поделится медком.

  1. С цветка на тропинку,

С травки на былинку,

Прыгает пружинка -

Зеленая спинка.

Педагог: Ребята, о ком эти загадки?

Незнайка, оказывается ты ничего не знаешь про насекомых.

Целеполагание:

  • Как мы можем помочь Незнайке?
  • Что нам нужно сделать, чтобы Незнайка опять стал веселым?

Планирование будущей деятельности:

  • Поможем Незнайке в этом?
  • Вместе поиграем?

Реализация плана:

  • Педагог: Приглашает детей к столу, на котором стоит контейнер с фасолью.
  • Ребята, опустите руки в бассейн и найдите там то, что я спрятала.
  • Кого вы нашли в бассейне?
  • Вспомните их названия и определите первый звук в словах.
  • Возьмите карточки с названиями ваших насекомых, прочитайте их.

Дидактическая игра «Разноцветные ромашки».

Закрепление навыка слогового анализа слов.

Педагог: На столе разложены ромашки, на них написаны цифры. Посадите своего насекомого на тот цветок, цифра которого обозначает количество слогов в его названии.

(Дети выполняют задание).

Пальчиковая гимнастика:

Прилетела к нам вчера,      (Машут ладошками.)

Полосатая пчела,                (Загибают по одному пальцу на обеих руках на

А за нею шмель-шмелек,     каждое название птицы.)

И веселый мотылек,

Два жука и стрекоза,

Как фонарики глаза.          (Делают кружочки из пальцев и подносят к глазам.)

Пожужжали, полетали,

От усталости упали.          (Роняют ладони на стол.)

Артикуляционная гимнастика

1.«Гусеница хоть мала, листья – лучшая еда!

Она много листьев съела и, конечно, потолстела».

(Щечки «надули-сдули»)

2.«Муха, муха-цокотуха – позолоченное брюхо.

Муха села на цветок – будет чистить хоботок».

(Упр. «Улыбочка-трубочка»)

3. «Бабочка-красавица, над полянкой пляшет- крылышками машет»

(Упр. «Качели»)

4. «Если на цветок шмель сел-

Значит, он нектар там ел.

Рассматривание картины С.К. Артюшенко «Насекомые и пауки» и беседа по ней.

Развитие связной речи. Употребление предлогов.

Педагог: приглашает детей к мольберту, где находится картина.

  • Ребята, расскажите, каких насекомых вы видите на картине, что они делают.

(Дети выполняют задание).

Динамическая пауза под музыку Э. Грига.

Педагог: Ребята, а сейчас мы с вами будем превращаться в бабочек.

Вокруг себя вы повернитесь       (Дети кружатся под музыку и выполняют

И в бабочек вы превратитесь.     движения по тексту.)

Утром бабочка проснулась,

Потянулась, улыбнулась,

Раз – росой она умылась,

Два изящно покружилась.

Три – нагнулась и присела,

На четыре – улетела.

Вокруг себя обернитесь и в детей превратитесь.

Дидактическая игра с мячом «Скажи наоборот».

Совершенствование умения подбирать слова противоположные по значению.

Педагог: Пройдемте на ковер с мячом. Сейчас мы будем передавать мяч друг другу и называть слова наоборот.

  •  Майский жук большой, а божья коровка…
  • Кузнечик стрекочет громко, а комар пищит …
  • Гусеница ползает медленно, а кузнечик скачет...
  • Бабочка летает высоко, а мотылек...
  • Пчела полезная, а муха ...
  • Муравей трудолюбивый, а гусеница ...

Дидактическая игра «Чьи? Чья?»

Развитие навыков образования притяжательных прилагательных.

У муравья лапки  ..., голова ... (Муравьиные лапки, муравьиная голова.)

У пчелы ...  (Пчелиные лапки, пчелиная голова.)

У комара ... (Комариные лапки, комариная голова.)

У осы ... (Осиные лапки, осиная голова.)

У шмеля ... (Шмелиные лапки, шмелиная голова.)

У стрекозы ... (Стрекозьи лапки, стрекозья голова.)

Дидактическая игра «Попрубуй повтори».

Развитие зрительного внимания и координации движений.

Педагог: Ребята, а теперь пройдемте на веселые дорожки. Рассмотрите карточки с буквами и карточки с движениями. По очереди назовите звук и выполните заданное движение.

(Дети выполняют задание)

Дидактическая игра «Кто лишний?»

Развитие речевого слуха, памяти, мышления.

Педагог: Ребята, а теперь посмотрим, насколько вы внимательны. Я буду произносить слова, а вы будете определять, какое слово лишнее и почему.

Бабочка, комар, воробей, жук. Кто лишний?

Божья коровка, кузнечик, паук, гусеница.

Оса, таракан, мотылек, лиса.

Муравей, аист, стрекоза, шмель.

Пчела, муха, сорока, стрекоза.

Жук, волк, клоп, мошка.

Педагог: Молодцы, ребята! Вы хорошо поработали.

Посмотрите, и Незнайка развеселился. Теперь он знает, кто такие насекомые.

Оценка и рефлексия:

  • Педагог: Ребята, вот и подошло к концу наше занятие;
  • Скажите, какой пришел Незнайка?
  • А ушел?
  • В какие игры мы играли, чтобы его развеселить?
  • Что для себя узнали нового?
  • Что-то удивило вас на занятии?
  • Чему вы научились?
  • Что было интересного?
  • Где мы можем использовать полученные знания?
  • Ребята, вы все молодцы! До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическое занятие по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с применением технологии ТРИЗ.

Цель:  развивать творческое воображение, мышление, познакомить детей с буквой Г, звуками  [Г]  и [Г\']....

Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми с ОНР старшего дошкольного возраста на тему: "Знакомство со звуком [c]".

Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми с ОНР старшего дошкольного возраста "Знакомство со звуком [c]"....

Технологическая карта подгруппового логопедического занятия "Зимующие птицы" для детей старшего дошкольного возраста с ТНР.

Технологическая карта подгуппового логопедического занятия для детей с ТНР старшей логопедической группы в виде таблицы....

Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми с ОНР старшего дошкольного возраста.

Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми с ОНР старшего дошкольного возраста....