МАСТЕР - КЛАСС «ВСЁ ДЛЯ ЯЗЫЧКА»
презентация к уроку по логопедии (подготовительная группа)

Гришаева Людмила Михайловна

Презентация опыта логопедической работы по развитию артикуляционного аппарата с помощью демонстрации дидактического материала. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_master_-_klassa.docx34.3 КБ
Файл vsyo_dlya_yazychka.pptx2.42 МБ

Предварительный просмотр:

МАСТЕР -  КЛАСС

«ВСЁ  ДЛЯ  ЯЗЫЧКА»

Тема: Использование инновационных форм работы в логопедической      практике.

Ведущий:     учитель – логопед    Л.М.Гришаева

                       МКДОУ «Родничок» города Бородино

                       конт. тел.  8-923-372-7011

                 E-mail:   liudmila.grishaeva@yandex.ru

 Актуальность темы:

        Выполнение упражнений артикуляционной гимнастики требует от ребёнка определённых усилий и терпения. Эффективность логопедической работы по развитию артикуляционной моторики в значительной мере определяется тем, как сам ребёнок учувствует в процессе её проведения, какая ему при этом отводится роль, какова его степень инициативности. Закрепление любого навыка требует систематического повторения. Чтобы у ребёнка не пропал интерес к выполняемой работе, артикуляционная гимнастика не должна проводиться по шаблону. Предпосылкой успеха является создание благоприятных условий. Нужно вовлечь ребёнка в активный процесс, создать положительный эмоциональный настрой, вызвать интерес. Для этого следует использовать  основную деятельность детей – игру. Для красочного и забавного оформления игры должны использоваться картинки, игрушки, сказочные герои, стихотворные тексты, музыка.

Цель мастер – класса:

Презентация опыта логопедической работы по развитию артикуляционного аппарата с помощью демонстрации дидактического материала.  

Задачи:  

  • раскрыть актуальность предлагаемой темы мастер – класса;
  • представить разнообразный дидактический  материал для формирования правильного артикуляционного уклада;
  • изготовить пособие для проведения артикуляционной гимнастики.

Оборудование:

  • конспект   мастер – класса
  • мультимедийное оборудование
  • презентация  материалов мастер – класса
  • музыкальное приветствие  Л. Хисматулина  «Здравствуйте, ладошки…..»
  • экран звукопроизношения (формат А3)  или слайд в презентации
  • наборы предметных картинок по артикуляционным упражнениям в различных вариантах (прищепки, цветочки, веер)
  • картинки  и  стихи
  • наборы сказочных героев, тексты сказок; фигурки из фетра
  • артикуляционная гимнастика с музыкой (видео)
  • цветные шнурки,  «бусинки» - картинки с изображением артикуляционных упражнений

План проведения мастер – класса:

  • Вступительное слово   (приветствие).
  • Представление опыта работы путём комментированного показа.
  • Практическое занятие с участниками мастер – класса.
  • Вопросы участников мастер – класса к ведущему.
  • Заключительное слово (рефлексия).

Ход мастер – класса:

Вступительное слово (приветствие)

1 слайд

Добрый день, дорогие коллеги! Очень рада вас приветствовать на своём мастер – классе, тема которого «Использование инновационных форм работы в логопедической  практике».          

Музыкальное приветствие  «Здравствуйте, ладошки….»  (муз. колонка)

Итак, с хорошим настроением  и позитивными эмоциями начинаем мастер – класс! И сегодня,  я готова с вами поделиться своим опытом коррекционной  работы с детьми, имеющими речевые нарушения.  

Организация обучения детей с речевыми нарушениями требует особого подхода, который предусматривает постоянную эмоциональную поддержку и интереса к изучаемому материалу. Ничто так не утомляет ребёнка как однообразие! Поэтому в своей практике я применяю инновационные технологии, а это и есть не что иное,  как новые способы взаимодействия с ребёнком, и новые стимулы которые служат для создания благоприятного эмоционального фона как у ребёнка, так и у меня самой. Моя задача заинтересовать ребёнка различным дидактическим материалом так, чтобы ему самому захотелось поучаствовать  в процессе коррекции речи.

Отмечу, что именно логопедия подразумевает многократное повторение  одного и того же материала. И в коррекционной работе с детьми от этого никуда не деться, особенно когда нужно отработать правильный артикуляционный уклад.

2 слайд

Слова Даниила Борисовича Эльконина «С ребенком всё надо делать через игру…» всегда напоминают мне о том, что мои занятия не должны быть скучными, а должны быть интересной игрой!

Поэтому в своей работе с детьми   придерживаюсь  ФГОС, в котором предусмотрено вариативность среды, т.е. периодическая сменяемость игрового (дидактического) материала, появление новых предметов, стимулирующих активность детей.

Представление опыта работы

3 слайд

-1-

Представляя вашему вниманию свой дидактический материал, начну с самого элементарного. Это предметные картинки по артикуляционной гимнастике. У каждого логопеда они имеются,  и зачастую в рассыпном виде, что очень удобно при подборке комплекса артикуляционных упражнений на этапе постановки определённого звука (показ предметных картинок и показ картинок с описанием артикуляционных упражнений).

4 слайд

Набор предметных картинок по артикуляции:

  • На прищепках  (подбираем упражнения для постановки определённого звука); здесь артикуляционную гимнастику совмещаем с массажем пальчиков.
  • цветочная полянка  (предлагаем ребёнку право выбора цветочков в количестве 7 штук)
  • веер (распланирован с двух сторон так, что с  одной стороны упражнения  динамической организации, с другой статической).

Демонстрация пособий.

5 слайд

-2-

Следующий вариант. Каждое упражнение гимнастики сопровождается забавными картинками и описано в четверостишии. За  основу   беру готовый наглядно – дидактический материал Наталии Валентиновны Нищевой.  

  • демонстрация пособия Н.В. Нищевой «Весёлая артикуляционноя гимнастика»

6 слайд

-3-

Сказочные истории. Логопеду важно обеспечить на своих занятиях положительный настрой ребёнка. На помощь может прийти сказка! Различные сказочные истории: волшебные, весёлые и даже страшные  - они всегда интересны. Поэтому их очень удобно использовать для исправления детской речи. Истории с движениями легче и быстрее запоминаются, потому что опираются на принцип активности.  Для того, чтобы заинтересовать детей, артикуляционные упражнения объединены в небольшие сказки. Сказочные истории сопровождаются картинным материалом (набор сказочных героев).

  • демонстрация сказочных героев  (картинки и фигурки из фетра)
  •  примеры текстов сказочных историй.

Проигрываю одну из сказок « Прекрасная обжорка».

7 слайд

-4-

Музыкальное сопровождение артикуляционной гимнастики.

Если использовать в логопедической работе готовое видео с таким материалом, то можно смело говорить о Весёлой артикуляционной гимнастике с музыкальным сопровождением по мотивам книги Наталии Валентиновны Нищевой (показ слайда). Я  вашему вниманию предлагаю свой подобранный материал: название упражнения  и музыкальное сопровождение. В соответствии с музыкой артикуляционные упражнения распределены на статические и динамические. Итак, я предлагаю вам немного потренировать свои язычки! (зеркала).

  • Игра «Зоопарк». Звучит музыка, статические упражнения выполняем под стихотворный текст (можно сопровождать и картинками)  
  1. Хоботок          Хобот вытянул слонёнок –

                         Он совсем ещё ребёнок.

  1. Бегемот           Вот зевает бегемот,

                         Широко открыв свой рот.

  1. Лягушка          А в траве грустит лягушка:

                          Промочила в луже брюшко.

  1. Обезьянка        Дразнит с ветки обезьянка –

                          Вот какая хулиганка!

  • Звучит музыка. Выполняем динамические упражнения.
  1. Часики
  2. Качели
  3. Футбол
  4. Лошадка

8 слайд

Фиксирую  свою коррекционную  работу с помощью  «Экрана звукопроизношения», где отражены все этапы постановки звука. Образец звукового экрана «Ура! Звук родился!» предлагаю вашему вниманию.

Различным цветом обозначен каждый этап:

  • красный – звук отсутствует
  • синий  - постановка
  • жёлтый – автоматизация
  • зелёный – звук введён в свободную речь

9 слайд

Для отслеживания результатов коррекционной работы и   динамики формирования речевых процессов  мною и коллегой разработан комплект таблиц «Состояние речевых процессов детей дошкольного возраста», с помощью которых проводится стартовая и итоговая диагностики (соответственно – сентябрь, май), а также динамическое наблюдение детей в течение учебного года  (январь).  Результат коррекционной работы фиксируется по следующим параметрам:

  • звукопроизношение
  • фонематическое восприятие
  • лексико – грамматические средства
  • слоговая структура слова
  • связная речь

Поэтому можно говорить о том, что работая над формированием правильного артикуляционного уклада, я повышаю уровень речевого развития детей в целом. То есть, все компоненты устной речи тесно связаны  с правильным  звукопроизношением.

Практическая часть мастер – класса

Уважаемые коллеги! Предлагаю вам,  изготовить бусы!

За основу возьмём цветные шнурки  (очень удобно на них нанизывать так называемые «бусинки»).  А бусинки – это большое количество картинок, с помощью которых выполняются артикуляционные упражнения. Каждый подбирает себе комплекс упражнений. Думаю, что 5 – 6 упражнений, этого достаточно для выполнения артикуляционной гимнастики!

Работа участников мастер – класса сопровождается музыкой (песенка «Фантазия»  из м/ф  «Маша и медведь»)

Вопросы участников мастер – класса к ведущему

        Коллеги, если у вас возникли вопросы,  то я готова на них ответить!

11 слайд

Заключительное слово (рефлексия)

        Использование игровых технологий с различным дидактическим материалом в логопедической практике положительно влияет на развитие ребёнка. Ведь игра – это всегда эмоции, а где есть эмоции, там и повышенное внимание, воображение, там работает мышление. Я надеюсь, что представленный мною материал пригодится Вам в работе с детьми.

12 слайд

Источники:

Список литературы:

  • Будённая Т.В. Логопедическая  гимнастика: методическое пособие. – СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2000.
  • Воробьёва Т.А., Крупнчук О.И. Логопедические упражнения: Артикуляционная гимнастика.- СПб.: Издательский дом  «Литера», 2015.
  • Нищева Н.В. Весёлая артикуляционная гимнастика. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО  «ДЕТСТВО  - ПРЕСС», 2016.
  • Пожиленко Е.А. Артикуляционная гимнастика: Методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста. – СПб.: КАРО, 2007.  

Интернет – ресурсы:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер – класс «ВСЁ ДЛЯ ЯЗЫЧКА» Тема : Использование инновационных форм работы в логопедической практике. Учитель – логопед: Л.М.Гришаева город Бородино

Слайд 2

«С ребёнком всё надо делать через игру ….» Д.Б.Эльконин

Слайд 3

Предметные картинки для артикуляционной гимнастики

Слайд 4

Дидактический материал своими руками Прищепки Цветочная полянка Веер

Слайд 5

Весёлая артикуляционная гимнастика

Слайд 6

СКАЗОЧНЫЕ ИСТОРИИ

Слайд 7

Музыка и артикуляция Статические артикуляционные упражнения Слоник Бегемот Лягушка Обезьянка Динамические артикуляционные упражнения Часики Качели Футбол Лошадка

Слайд 8

Результативность коррекционной работы

Слайд 9

«Бусинки»

Слайд 10

Источники Список литературы: Будённая Т.В. Логопедическая гимнастика: методическое пособие. – СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2000. Воробьёва Т.А., Крупнчук О.И. Логопедические упражнения: Артикуляционная гимнастика.- СПб.: Издательский дом «Литера», 2015. Нищева Н.В. Весёлая артикуляционная гимнастика. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2016. Пожиленко Е.А. Артикуляционная гимнастика: Методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста. – СПб.: КАРО, 2007. Интернет – ресурсы: https://yandex.ru/video/searchtext=артикуляционная ( Н.В.Нищевой )

Слайд 11

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГОТОВИМСЯ К МАСТЕР-КЛАССУ Пошаговый алгоритм проведения мастер-класса

Методические рекомендации по организации и проведению мастер-класса...

Мастер класс по оригами в старшей-подготовительной группе. Тема: Тюльпаны (мастер класс посвящен Дню Города) подготовила Ворон Т.В.

Мастер класс по оригами в старшей-подготовительной  группе. Тема: Тюльпаны(мастер класс посвящен Дню Города) подготовила Ворон Т.В., воспитатель1 категории....

Пасхальное яйцо своими руками в технике квиллинг. Мастер - класс с пошаговыми фото. Мастер - класс “Пасхальное яичко”

Цель: создание яичка в технике квиллинг.Задачи:- закреплять навыки накручивания полоски бумаги в ролл;- развивать творческие способности детей, внимание, воображение и фантазию;- развивать мелкую мото...

«Мастер – класс « «Мастер – класс «Песочная терапия в работе педагога – психолога»» + презентация

Все мы, взрослые и дети, брали в руки песок. На вид мелкие крупинки, ничего особенного, но почему-то с ним хочется что-то делать: строить из мокрого песка замки, с помощью формочек делать кулич...

Мастер-класс для детей «Чудесное тесто!» . Мастер-класс проводит повар детского сада, мама Мирославы Морозовой – Морозова Елена Владимировна.

Цель мастер-класса для детей: Продолжать знакомить детей с профессией повара, через встречу с родителями и проведение мастер – класса. Познакомить с тестом, его приготовлением. Предложить д...

МАСТЕР-КЛАСС «Нетрадиционные формы оздоровления дошкольников» в рамках муниципального обучающего семинара-практикума на тему «Мастер-класс как форма распространения опыта работы педагога ДОУ»

Цель: Познакомить присутствующих педагогов с нетрадиционными формами оздоровления детей, используемыми в практической деятельности. Стремиться развивать у коллег коммуникативные навыки и ум...

Мастер - класс: " Рисуем солью и крупой". Фотоотчёт по мастер - классу.

В этом мастер - классе показано, какие поделки можно создать, используя соль и крупу (манную и рисовую). Как можно фантазировать, используя нетрадиционные тех...