Главные вкладки

    Речевые игры для малышей
    картотека по логопедии

    Торжкова Валентина Леонидовна

    Логопедия

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon rechevye_igry_dlya_malyshey.doc44 КБ

    Предварительный просмотр:

    Речевые игры и упражнения

    Вторая младшая группа.

    1.«Угадай, на чём играет Петрушка».

    Задача: Упражнять детей в различении музыкальных инструментов по тембру звука.

    Оборудование. Ширма, набор музыкальных инструментов, игрушка-заяц.

    Ход игры. Педагог показывает несколько музыкальных инструментов, на которых «будет играть» Петрушка (3-4), называет их, извлекает звук («Вот как они звучат!»). «Петрушка будет вам играть, а вы скажете, на чём он играет. Если ответ верный – Петрушка выглянет из-за ширмы». Педагог убирает инструменты за ширму, где Петрушка «извлекает звуки», а дети определяют инструмент.

    Примечание. Первоначально используются контрастные по звучанию инструменты из разных мелодических групп, затем более близкие по звучанию.

     

    2. «Тихий и громкий дождик».

    Задача: Учить различать и воспроизводить на деревянных кубиках или палочках тихое и громкое звучание.

    Оборудование.  Деревянные кубики.

    Ход игры. Педагог предлагает изобразить с помощью кубиков (палочек) дождик, но указывает на то, что дождик будет идти то сильнее, то тише. Значит, и звучать кубики (палочки) будут то громко, то тихо. «Слушайте, какой у меня дождик, и изобразите такой же». Педагог произвольно чередует тихое и громкое звучание.

    Примечание. Первоначально педагог и дети имитируют дождь на кубиках, позднее педагог исполняет фортепианную пьесу Любарского «Дождик», а дети изображают дождь на кубиках.

     

    3. «Музыкальные картинки». 

    Задача: Учить детей звукоподражанию на музыкальных инструментах.

    Оборудование. Серия оформленных «музыкальных картинок», музыкальные инструменты.

    Описание. В «серию» входит несколько карточек с названием (например, «Лягушка»), на которых помещена картинка для ребёнка, стихотворение и музыкальное сопровождение к импровизации ребёнка для педагога.

    Ход игры. Педагог показывает ребёнку карточку, читает стишок и предлагает «озвучить» картинку при помощи музыкального инструмента.

     

    4. «Ножки шагают и бегают». 

    Задача: Учить детей различать ритм шага (    ) и бега (        ).

    Оборудование. Деревянные палочки.

    Ход игры. Педагог предлагает детям «пойти погулять». «Палочками будем изображать свои шаги. Будто это не палочки, а  ножки. Ножки могут идти шагом

    (      ), а могут бежать (           ). Внимательно слушайте мои шаги и, чтобы не отстать и не убежать вперёд, шагайте или бегите так же.

    Примечание. Когда игра достаточно усвоена, роль ведущего можно поручить ребёнку.

    5. «Солнышко» (потешка).

    Солнышко, солнышко,                  

    Выгляни в окошко.                  

    Твои детки плачут,                      

    По камушкам скачут.                    

    Задача: Развитие ощущения метрической пульсации и координации.

    Движение.

    1, 2 строка – «пружинка» с хлопком,

    3, 4 строка – лёгкие прыжки с одновременными хлопками в ладоши.

    Варианты выполнения упражнения:

    1.     дети воспроизводят ритм стиха в хлопках и на кубиках;

    2.     декламация с движением;

     

    6. «Зайцы и медведь». 

    Задача: узнавать музыку зайцев и медведя. Движением передать образ зверей.

    Ход игры: дети изображают зайчиков и прыгают, стуча кубиками. Смена музыки – зайчики приседают (прячутся), медведь идёт и выстукивает на барабане ритм шагов.

     

    7. «Солнышко и дождик» (муз. Косенко). 

    Задача: услышать и воспроизвести капли дождя и лучи солнца:

    а) в движении,

    б) в игре на музыкальных инструментах.

    Методика проведения:

    1.  На музыку, изображающую дождь, дети выполняют «танец ладошек» (шлёпают ладошками одна об одну). На смену  музыки выполняют плавные движения, как нежные, тёплые «лучи солнца». Повтор – «танец ладошек».

    2.  Импровизированный танец «Капелек и солнечных лучиков» с лентами голубого и оранжевого цвета. Совместное со взрослыми творчество.

    3.  Дети сами выбирают музыкальный инструмент для изображения дождика и солнышка. Инструментальная импровизация в 3-х частной форме.

     

    8. «Что делает Петрушка?»

    Задача: на слух угадать, что звучит за ширмой (звенит колокольчик, брякают ключи, шуршит бумага, льётся вода и т.д.).

    Оборудование: ширма, набор карточек с соответствующими предметами (картотека звуков), кукла Петрушка.

    Методика проведения: педагог говорит детям: «Сейчас мы будем слушать и по звукам угадывать, что делает Петрушка за ширмой». Если дети угадывают, то Петрушка даёт соответствующую карточку, которая вставляется в окошко пособия. 9. «На что похож звук?»

    Задача: знакомство детей с тембрами детских музыкальных инструментов, активизация ассоциативно-образного мышления при восприятии тембра.

    Методика проведения: педагог знакомит детей с музыкальным инструментом, играет на нём, показывает приёмы игры и выразительные возможности инструмента. Дети слушают и пытаются представить, на что похож звук.

    Детям предлагается поиграть на инструменте.

     

    10. «Что как звучит?». 

    Задача: придумать звукоподражание часам, шагам, воде, молотку, мячу, кукушке, собаке, кошке, скрипу двери, звонку и т.д.

    Методика проведения: сейчас мы попробуем проверить, что может изобразить наш голос. Как булькает вода? Как лает собака? И т.д.

     

    11. «Кто вышел погулять?»

    Задача: под музыку представить соответствующий образ и передать в движении.

    Методика проведения: на лесную полянку вышли погулять животные. А какие – вам подскажет музыка. Послушайте, угадайте и изобразите, кто вышел погулять.

     

    12. «Кто идёт?».

    Задача: смоделировать и воспроизвести в хлопках или на деревянных кубиках шаги разных животных.

    Методика проведения: звери оставляют на снегу, на песке следы. Давайте попробуем  нарисовать следы и изобразить, кто как ходит:

    Топ-топ, топ-топ,

    Это мишенька идёт.

    Ти-ти-там, ти-ти-там,

    Скачет зайка по кустам.

    По дорожке ёж бежит И листочками шуршит.

    13. «Говорим по-разному».

    Задача: воспроизведение небольшого стишка с разной динамикой голоса.

    Методика проведения: сейчас мы будем читать стишки по-разному.

    Тише мыши, тише мыши,                   p    

    Кот сидит на самой крыше.

    Мышка, мышка, берегись                  f

    И коту не попадись!

     На скамейке у окошка                       p

    Улеглась и дремлет кошка.

     Вот теперь мышам раздолье,          f

    Быстро вышли из  подполья!

    Разбрелись по всем углам,

    Тащат крошки тут и там.

     Кошка глазки открывает,               p

    Кошка спинку выгибает.

    Когти распускает…

     Прыг! – побежала,                           f

    Мышек разогнала!

    ***

    Тише, тише, тише, тише.              p

    Кто кузнечика услышит?

    То тут, то там                               f

    Кто-то скачет по кустам.

     

    ***

    Наша Таня громко плачет.           f

    Уронила в речку мячик.

    Тише, Танечка, не плачь:              p

    Не утонет в речке мяч.

     

    14. «Озвучим оркестром».

    Задача: озвучивание музыкальными инструментами определённых сюжетов, стихов, рассказов, сказок.

    Методика проведения: педагог читает текст, а дети с помощью музыкальных инструментов озвучивают тот или иной фрагмент сказки, стишка, выбирая инструменты в соответствии с содержанием.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Речевые игры и упражнения для малышей

    Игры и упражнения для развития музыкальности детей ...

    Проек "Речевой фитнес для малышей"

    Проект для младшей группы...

    Речевой этикет для малышей

    Консультация для родителей...

    Мастер класс учителя-логопеда для родителей и воспитателей младших групп: "Речевые игры. Развиваем речь малыша самостоятельно»

    Для того, что бы заниматься развитием речи малыша самостоятельно, совсем не обязательно превращать занятия в школьные уроки. Существует множество игр и упражнений по развитию речи детей, которые легко...

    речевые игры для малышей

    специалисты считают, что в 2 года в словарном запасе ребёнка должно быть не менее 50 слов. но что делать родителям, если двухлетний малыш не говорит? от усилия взрослых многое зависит, а именно : ранн...

    речевые игры с малышами

    Речь ребенка стимулируют игрушки изображающие животных. Формирование речи детей в игровой деятельности происходит быстрее, чем на специальных занятиях. Детской игре необходимо придать нужное направлен...