"Интересные формы работы с детьми по развитию речи"
методическая разработка по логопедии

Мельникова Елена Петровна

Педагогический квест

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskiy_kvest.docx294.76 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический квест

"Интересные формы работы с детьми по развитию речи"

Цель: познакомить воспитателей через квес-игру с интересными формами работы с детьми по развитию речи .

Оборудование: компьютер, проектор, вырезанные буквы в конверте (П,Е,Д,А,Г,О,Г), загадки про группы в ДОО, жетоны,  мнемосхема стихотворения Е. Благинина "Посидим в тишине", "Веселые колечки" (лиса, белка, ёж,  медведь, дом), иллюстрации к сказкам, музыка для релаксации "Шум водопада" , мнемосхема "Овощи и фрукты"

Ход игры

Ведущий 1.

- Здравствуйте, уважаемые коллеги! Хочется нашу сегодняшнюю встречу начать со слов Конфуция: (Слайд 2)

То, что я услышал, я забыл.

То, что я увидел, я помню.

То, что я сделал, я знаю.

Современные ученые осмыслили изречение, приписываемое Конфуцию и выразили его на языке цифр:

То, что мы слышим, - 10 %.

То, что мы видим, - 50 %.

То, что мы делаем сами, - 90 %.

Поэтому мы предлагаем  вам поучаствовать в  квесте  «Интересные формы работы с детьми по развитию речи».

Начнем мы с разминки «Мозговой штурм». За правильный ответ вы будете получать фишку. Итак: (Слайд 3)

  • - Какой главный артикуляционный орган у человека? (Язык)
  • - Назовите на какие группы делятся звуки? (гласные и согласные: твердые -мягкие, звонкие -глухие)
  • - Объясните чем отличается звук от буквы? (звуки мы произносим и слышим, буквы читаем и пишем)
  • - Какой звук никогда не встречается в позиции «в начале слова»? (Ы)
  • - Сколько гласных звуков в русском языке? (6)
  • - Какие звуки не бывают мягкими? (Ж, Ш, Ц)
  • - Какие буквы не обозначаются звуками? (Ь,Ъ)
  • - Назови шипящие звуки, свистящие, сонорные? ([Ш] [Ж], [Ч], [Щ];   [С, С,] [З, З,]  [Ц];  [Р, Р,] [Л, Л,]  [М, М,] [Н Н,])

- Молодцы! Прошу выйти тех воспитателей, которые получили жетоны. Поздравляю вас, вы стали непосредственными участниками квест-игры. Остальные помогают на местах.

- Уважаемые педагоги, Вам необходимо пройти все станции. Все станции расположены в здании детского сада, каждая станция обозначена вывеской. Вам нужно пройти все испытания. За каждое пройденное испытание команда получает конверт в котором будет находится буква и  загадана следующая станция на которую нужно прийти. По завершению квеста, команда собирает из данных букв слово.

- Итак, вы получаете первый конверт с подсказкой. Нам нужно пройти в группу, а в какую именно, вы узнаете после того как отгадаете загадку, находящиеся в  конверте.

Ты весь мир обогреваешь
      И усталости не знаешь,
      Улыбаешься в оконце,
      А зовут тебя все ...
                                     (Солнце)

- Правильно, это группа «Солнышко», идем. Приступаем с вами  к выполнению задания. Перед вами мнемосхема, на которой изображено всем хорошо известно стихотворение. Ваша задача угадать его и рассказать (Слайд 4).

Е. Благинина «Посидим и в тишине».Картинки по запросу мнемосхема стих мама спит она устала

Мама спит,она устала…

Ну и я играть не стала!

Я волчка не завожу.

А уселась и сижу.

Не шумят мои игрушки,

Тихо в комнате пустой.

А по маминой подушке

Луч крадется золотой.

И сказала я лучу:

- Я тоже двигаться хочу!

Я бы многого хотела:

Вслух читать и мяч катать,

Я бы песенку пропела,

Я б могла похохотать,

Да мало ль я чего хочу!

Но мама спит, и я молчу.

Луч метнулся по стене,

А потом скользнул ко мне.

- Ничего,- шепнул он будто,

-Посидим и в тишине!

- Молоды, вы правильно назвали стих и его рассказали. За это вы получаете конверт, в котором находится буква и новая подсказка.  (в конверте находится буква А и подсказка)

Вся нарядная в игрушках
        Вся в гирляндах и в хлопушках
        Не колючая ни сколько
        Ну конечно это … 
                                         (Ёлка) Е

-Правильно, это группа «Елочка», идем.

Педагогов встречает второй ведущий.

-  Здравствуйте, уважаемые педагоги! Вы готовы к выполнению следующего задания (ответы)

- В  речевом развитии детей большое место отводится пословицам и поговоркам. Пословицы и поговорки обладают широкими возможностями развития осознанного отношения ребенка к смысловой стороне слова. Понимание и использование пословиц и поговорок предполагает овладение переносным значением слов, понимание возможности их приложения к различным ситуациям. Именно в пословицах и поговорках заложен огромный нравственный и эстетический потенциал. Они не велики по объему, но емкие по смыслу. Используя в своей речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно и красноречиво выражать свои мысли и чувства.

- На этой станции вы должны "перевести" пословицы на русский язык и объяснить их значение. ( Слайд 5, пословицы на экране)

1.Сын леопарда – тоже леопард (Африка) – Яблоко от яблони недалеко падает.

2.Верблюда под мостом не спрячешь (Афганистан) – Шила в мешке не утаишь.

3.Бойся тихой реки, а не шумной (Греция) – В тихом омуте черти водятся.

4.Молчаливый рот – золотой рот (Германия) – Слово серебро – молчанье золото.

5.Тот не заблудится, кто спрашивает (Ирландия) – Язык до Киева доведет.

6 Ошпаренный петух от дождя убегает (Франция) – Обжегшийся на молоке, дует на воду.

- Молоды, вы правильно перевели пословицы на русский язык. За это вы получаете конверт, в котором находится буква и новая подсказка. (в конверте находится буква Г и подсказка)

Хозяин лесной, просыпается весной, 
       А зимой, под вьюжный вой, 
       Спит в избушке снеговой. 

                                       ( Медведь)

- Правильно, это группа «Медвежата», направляемся в эту группу.  

-  Василий Александрович Сухомлинский сказал, что “Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев”, а учёный Владимир Михайлович Бехтерев доказал, что “Движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию”. Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них не только развивающим, но и интересным, занимательным. И помогут в этом нам «Веселые колечки». Сейчас мы вместе с вами заучим небольшое стихотворение. И если вы расскажите потом его самостоятельно, то получите букву и следующую подсказку. (Слайды 6,7)

Воспитатели рассматривают колечки с изображением животных. После этого ведущий рассказывает стихотворение, надевая колечки на пальцы. Далее просит участников квеста самостоятельно рассказать его используя "Волшебные колечки".

2

- Молоды, у вас очень хорошо получилось. За это вы получаете конверт, в котором находится буква и новая подсказка (в конверте находится буква Е и подсказка).

Он от дедушки ушел
        И от бабушки ушел.
       Только, на беду, в лесу
       Встретил хитрую Лису.

                                          (Колобок)

- Правильно, это группа «Колобок»,  направляемся в эту группу.

Воспитателей встречает третий ведущий.

-  Здравствуйте! Все мы любим и знаем много сказок.  Задание простое: названия известных сказок перевернуты, все слова даны с обратным смыслом. Нужно подобрать противоположные слова и угадать сказку (Слайд 8: задание на экране: после  угадывания сказки, иллюстрация к ней появляется на экране).

Серебряная курочка – Золотой петушок

Пес без шляпы — Кот в сапогах

Красивый цыплёнок- Гадкий утенок

Коза и семеро волчат — Волк и семеро козлят

Кастрюля супа — Горшок каши

Быль об умной кошке — Сказка о глупом мышонке

Ржавая отмычка — Золотой ключик

Быль о найденном пространстве — Сказка о потерянном времени.

- Молодцы, вы действительно знаете много сказок, поэтому легко справились с этим заданием. За это вы получаете конверт, в котором находится буква и новая подсказка (в конверте находится буква Г и подсказка).

Он без рук, он без ног 
        Из земли пробиться смог, 
       Нас он летом, в самый зной, 
       Ледяной поит водой. 

                                    (Родник)

- Правильно, это группа «Родничок»,  оправляемся в эту группу. И здесь мы с вами не будем выполнять задание. А немного отдохнем и расслабимся.(Слайд 9)

Участники стоят, спина и руки расслаблены, голова опущена. Включается музыка "Шум водопада".

- Закройте глаза и слушайте мой голос.

Представьте, что вы находитесь под небольшим водопадом. Небо светло – голубое. Воздух свежий. Вода чистая и прохладная. Она мягко струится по спине, стекает с ног и продолжает свой путь дальше. Постойте немного под водопадом, позволяя воде омывать вас и уносить прочь.

- Хорошо, отдохнули? Но нам нужно оправляться дальше. Держите конверт с буквой и  подсказкой  (в конверте находится буква Д  и подсказка).

Вдруг зажегся на травинке
         Настоящий огонёк.
        Это с лампочкой на спинке
         Сел на травку …

                                           (Светлячок)

- Правильно, это группа «Светлячок», направляемся в  данную группу.

Воспитателей встречает  четвертый ведущий.

- Здравствуйте уважаемые педагоги. Хотите получить следующую подсказку? (Да).

- Тогда нужно выполнить еще одно задание, которое называется  «Расскажи-ка». Перед вами мнемотаблица.  Ваша задача  используя её составить описательный рассказ на тему "Фрукты" (Слайд 10)

Похожее изображение

(Пример: Это яблоко. оно красное, круглой формы. На вкус оно сладкое. Растет в саду на деревьях. Оно твердое и гладкое. Из яблок варят варенье, компот, джем. повидло).

- Молоды, у вас получился замечательный рассказ. За это вы получаете конверт, в котором находится буква и новая подсказка  (в конверте находится буква О  и подсказка).

В детской маленькой кроватке,
        Весело играет в прятки.
       Заразительно хохочет,
        Неразборчиво лопочет;
       Затихает, словно мышь...
       Подскажите, кто? ...(Малыш)

- Правильно, это группа «Малышок»,идем в эту группу.

Сегодняшний день отличается активным ростом новых  развивающих технологий. К ним относится и методика синквейн, которую применяют   педагоги для активизации познавательно-речевой деятельности. Она используется, как метод развития  образной речи , позволяющий  быстро получить результат. Существует принцип построения синквейна. Посмотрите на кран. (слайд 11)

Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.

Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.

Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.

Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.

Пятая строка — одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.

Пример (Слайд 12)

Жизнь.

Активная, бурная.

Воспитывает, развивает, учит.

Дает возможность реализовать себя.

Искусство.

- Давайте теперь вы попробуйте. Мы задаем тему, а вы продолжаете.

Любовь.

Сказочная, фантастическая.

Приходит, окрыляет, убегает.

Удержать ее умеют единицы.

Мечта. 

- А теперь мы задумали первое слово, ваша задача догадаться, что это за слово (Слайд 13)

  ...
         Могучая, богатая 
        Говорить, рассказывать, творить
       Так волнует нас порой
        Общение

- Правильно это РЕЧЬ. Молодцы! Вы угадали синквейн-загадку и получается  конверт с подсказкой (в конверте находится буква П  и подсказка).

Бегать нужно там, скакать, 
        Веселиться и играть, 
        Только раз зайдёшь туда: 
       Начинается игра! 

                        (Физкультурный/музыкальный  зал)

- Правильно, направляемся в зал.

 В зале педагогов встречает первый ведущий.

- Вот вы и прошли все станции, выполнили все задания и нашли буквы.  Давайте соберем  их и прочитаем слово.

 Воспитатели собирают буквы и получается слово "ПЕДАГОГ".

- Слайд 14. Мы благодарим вас за активное участие в педагогическом квесте.  Надеемся он для вас был не только увлекательным,  но и познавательным и данные формы работы по речевому развитию детей вы будете применять в своей деятельности.

- А закончить нашу квест-игру мы бы хотели Притчей. 

"Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок. «Что еще слепить тебе? — спросил Бог. «Слепи мне счастье, — попросил человек. Ничего не ответил Бог, и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины."

- Как вам кажется. что имел ввиду Бог, оставив кусочек глины? (ответы)

- «Все в наших руках». Поэтому  узнавайте, развивайтесь, размышляйте,  творите, фантазируйте - ведь все в наших руках.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по самообразованию. Теме: «Сказка как форма работы с детьми по развитию речи»

«Сказка как форма работы с детьми по  развитию речи»Цель работы: объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, по...

Мастер-класс для родителей «Игры на развитие связной речи» «Синквейн — новая форма работы с детьми по развитию связной речи»

Мастер-класс для родителей «Игры на развитие связной речи» «Синквейн — новая форма работы с детьми по развитию связной речи»Форма проведения: семинар - практикумАуди...

Педагогический квест «Интересные формы работы с детьми по развитию речи»

Правильная и красивая речь развивается при условиях достойной речевой среды, необходимой практики речи, воспитания, чтения, начинающихся еще до рождения человека и продолжающихся в течение всей жизни....

Семинар - практикум для родителей по развитию речи дошкольников: «Синквейн — новая форма работы с детьми по развитию связной речи».

Семинар - практикум для родителей по развитию речи дошкольников:«Синквейн — новая форма работы с детьми по развитию связной речи»....

Мастер-класс «Интересные формы работы с детьми (при поддержке детской инициативы)»

Описание интересных форм работы с детьми и как можно использовать на практике....

Педнаходка "Использование нетрадиционных форм работы с детьми по развитию речи"

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных форм работы...