Содержание коррекционно-образовательной деятельности учителя-логопеда на логопункте в соответствии с направлениями речевого развития
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

Гребенюк Алла Владимировна

Содержание коррекцонно-образовательной деятельности по областям речевого развития

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soderzhanie_korrektsionnoy_raboty.docx22.55 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание коррекционно-образовательной деятельности учителя-логопеда на логопункте в соответствии с направлениями речевого развития

В логопункте планирование работы осуществляется по пяти образовательным областям, изложенным в ФГОС ДО:

  • физическое развитие;
  • социально-коммуникативное развитие;
  • познавательное развитие;
  • речевое развитие;
  • художественно-эстетическое развитие.

           В соответствии со спецификой логопедического пункта ДОУ образовательная область «Речевое развитие» выдвинута в рабочей программе на первый план, так как овладение родным языком является одним из основных элементов формирования личности ребенка.

Коррекционно-развивающая работа в образовательной области Речевое развитие делится на разделы:

1.Развитие общих речевых навыков:

-дыхательная гимнастика (формирование длительной, сильной, плавной, воздушной струи для правильного произношения звуков).

-артикуляционная гимнастика (различные упражнения на развитие мышц артикуляционного аппарата).

-развитие других компонентов просодической стороны речи (интонация, темп, ритм, сила и высота голоса);

2. Постановка, автоматизация и дифференциация звуков:

            Постановка, звука

Цель: формирование правильного артикуляционного уклада изолированного звука.

Направления работы:

1.Развитие слухового восприятия.

Цель: уточнение слухового образа звука.

2.Развитие фонематического анализа.

Цель: выделение звука на фоне слова, уточнение слухопроизносительного образа звука.

3.Развитие речевой артикуляторной моторики.

Цель: уточнение артикуляции конкретного звука с опорой на зрительное, тактильное восприятие, кинестетические ощущения; отработка каждого элемента артикуляторного уклада.

4.Работа по непосредственной постановке звука.

Цель: объединение изолированных артикуляционных элементов в единый артикуляционный уклад.
           Автоматизация звука

Цель: закрепление условно-рефлекторных речедвигательных связей на различном речевом материале, введение звука в слоги, слова, предложения, связную речь.

Направления работы:

1.Введение звука в слоги, слова, словосочетания, предложения, связную речь.

2.Развитие фонематических процессов (фонематического восприятия, элементарного фонематического анализа и синтеза).

3.Работа над просодической стороной (над ударением при автоматизации звука в словах и слогах, над логическим ударением в процессе автоматизации звуков в предложениях, над интонацией при закреплении произношения звука в предложении и связной речи).

           АВТОМАТИЗАЦИЯ КАЖДОГО ИСПРАВЛЕННОГО ЗВУКА В СЛОГАХ:

          По мере постановки может проводиться как индивидуально, так в подгруппе(2-3 ребенка):

а)  3, Ш, Ж, С, 3', Л' автоматизируются вначале в прямых слогах, затем в обратных и в последнюю очередь - в слогах со стечением  согласных;

б)  Ц, Ч, Щ, Л - наоборот: сначала в обратных слогах, затем в прямых и со стечением согласных;

в)  Р, Р' можно начинать автоматизировать с проторного аналога и параллельно вырабатывать вибрацию.

АВТОМАТИЗАЦИЯ КАЖДОГО ИСПРАВЛЕННОГО ЗВУКА В СЛОВАХ: 

Проводится по следам автоматизации в слогах, в той же  последовательности.                                                                                    

По мере овладения произношением каждого слога он немедленно вводится и закрепляется в словах с данным слогом. Для проведения работы по автоматизации звуков в словах дети со сходными дефектами объединяются в подгруппы. Вся дальнейшая коррекционная работа проводится в подгруппах (2-3 ребенка).

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКОВ В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ:

Каждое отработанное в произношении слово немедленно включается в отдельные предложения, затем в небольшие рассказы, подбираются потешки, чистоговорки, стихи с данным словом.

 Дифференциация звуков речи

(проводится, если ребёнок заменяет или смешивает звуки в речи)

Цель: развитие слуховой дифференциации, закрепление произносительной дифференциации, формирование элементарного фонематического анализа и синтеза.

Подэтапы работы:

1.Предварительный этап работы над каждым из смешиваемых звуков (автоматизация в слогах, словах, фразах).

Цель: уточнить произносительный и слуховой образ каждого из смешиваемых звуков.

2.Этап слуховой и произносительной дифференциации смешиваемых звуков.

Цель: сравнение конкретных смешиваемых звуков в произносительном и слуховом плане.

          ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ:

            С – З,   СЬ – Ц,   С – Ш;  

            Ж – З,   Ж – Ш;  

            Ч – ТЬ,   Ч – СЬ,    Ч – Щ;

            Щ – С, Щ – ТЬ, Щ – Ч, Щ – Ш;

            Р – Л,   Р – РЬ,   РЬ – ЛЬ,   РЬ – Й,    ЛЬ – Л

          3.Развитие навыков звукового анализа и синтеза, фонематических представлений:

- Формирование действия выделения звука на фоне звуков, слога, слова (есть данный звук в ряде звуков, слогов, слове или отсутствует).

- Формирование действия вычленения звука из начала и конца слова (по вопросам:

Назови первый звук в слове? Назови последний в слове?)

- Определение места звука в слове (После какого звука слышится звук в слове? Перед каким?).

- Составление слова из 3-х, 4-х звуков на слух.

За это же время практически усваиваются термины: звук, слог, слово, предложение, гласные, согласные звуки,  твердые, мягкие согласные звуки.

.

В работе по формированию звукового  анализа и синтеза осуществляется принцип системности и постепенного усложнения:

1.Сначала анализируются слова, состоящие из закрытого слога, прямого открытого слога, обратного слога, (ум, ус, му, на, мак, дом, сын, кот, сук).

2.Слова, состоящие из одного слога (мак, бак, сук и т.д.).

3.Слова, состоящие из двух прямых открытых слогов (рама, лапа, луна, козы).

4.Слова, состоящие из прямого открытого и закрытого слогов (диван, сахар, пупок, топор, повар и т.д.).

5.Слова, состоящие из двух слогов со стечением согласных, на стыке слогов  (кошка, лампа, парка, санки, ведро, утка, арбуз, ослик, карман).

6.Односложные слова со стечением согласных в начале слова (стол, грач, шкаф, врач, крот и т.д.).

7.Односложные слова со стечением согласных в конце слова (волк, тигр).

8.Двусложные слова со стечением согласных в начале слова (трава, слива).

9.Двусложные слова со стечением согласных в начале и середине слова (клумба, крынка, плотник и т.д.).

10.Трехсложные слова (ромашка, кастрюля, мандарин).

4.Развитие лексики:

- расширение объема словаря;

- уточнение значения слова;

- формирование правильного употребления слова в связной речи;

- умение обобщать и классифицировать.

5. Развитие грамматики:

- знакомство с понятиями «звук», «слог», «слово», «предложение»;

- овладение навыками словообразования и словоизменения;

- дать начальное представление о частях речи, именуемых как «слова-предметы»,   «слова-действия», «слова-признаки», а также о числительном;

- учить свободно строить простые и сложные по структуре предложения и  

  грамматически правильно оформлять их;

           - умение использовать в самостоятельной речи простые и сложные предлоги;

           6.Развитие связной речи:

.Обучение связному высказыванию проходит последовательно, в порядке постепенного убывания наглядности и «свертывания» смоделированного плана:

Ответы на вопросы (построение ответа в полном соответствии с порядком слов в вопросе);

Составление рассказа по демонстрируемому действию и образцу логопеда;

Составление рассказа по выполненному действию и плану логопеда;

Пересказ рассказа, составленного по демонстрируемому действию;

Составление описательного рассказа по демонстрируемому объекту и плану из вопросов логопеда;

Составление рассказа по сюжетной картине и плану из вопросов логопеда;

Составление рассказа по сюжетной картине;

Составление рассказа по серии сюжетных картин;

Пересказ рассказа с помощью опорных картинок (картинный план), по плану из вопросов логопеда, по нарисованному ребенком плану, по плану-схеме;

Пересказ рассказа по серии сюжетных картин;

Самостоятельное составление рассказа на заданную тему;

Самостоятельный пересказ рассказа.

           7.Развитие общей и мелкой моторики:

           - пальчиковые игры, упражнения и гимнастика;

           - развитие конструктивного праксиса.

           - использование мелкой мозаики, шнуровки, пазлов, разрезных картинок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности учителя-логопеда с детьми подготовительного возраста с диагнозом ОНР по развитию лексико-грамматического строя речи "Весёлое путешествие"

Актуализация словаря и формирование лексико-грамматического строя речи у детей подготовительного возраста с общим недоразвитием речи на тему: "Животные жарких стран"....

План совместной деятельности учителя-логопеда с субъектами образовательного процесса групп комбинированной направленности для детей с ОНР

Пояснительная записка У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движени...

Конспект интегрированного занятия учителя-логопеда, учителя-дефектолога и педагога –психолога по познавательно-речевому развитию детей с ОВЗ подготовительной группы в рамках проекта "Ресурсная школа" "Дары осени.Фрукты, овощи"

 Занимательные игры и упражнения, используемые на занятиях способствуют   уточнению, активизации словаря по теме «Фрукты-овощи" и закреплению представлений детей о характер...

Конспект интегрированной коррекционно-развивающей досуговой деятельности учителя-логопеда и педагога-психолога в группах компенсирующей направленности старшего дошкольного возраста

Конспект интегрированной коррекционно-развивающей досуговой деятельности учителя-логопеда и педагога-психолога в группах компенсирующей направленностистаршего дошкольного возраста...

КОНСПЕКТ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ВОСПИТАННИКАМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДИАГНОЗОМ ОНP ПО РАЗВИТИЮ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

Конспект логопедического занятия содержит материалы способствующие развитию фонематического слуха у детей с ОНР. Обучение звуко-буквенному анализу с использованием графических записей....

Рабочая программа коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда для детей с ТНР (ОНР I уровень речевого развития)

Рабочая программа коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда для детей с ТНР (ОНР I уровень речевого развития) в условиях логопункта...