Дифференциация Р-Л
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Киселькова Татьяна Сергеевна

Конспект занятия по обучению грамоте

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_r_-_l.doc76 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА КОСТРОМЫ

«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА - ДЕТСКИЙ САД № 67»

156008 Российская Федерация, город Кострома, улица Шагова,207.

Тел. (4942) 42-73-33

Конспект занятия по обучению грамоте

Дифференциация

звуков [р], [р’]  - [л], [л’], букв Р - Л  

                                                Разработала и провела: 21.03.16

                                  учитель-логопед

                                                          Киселькова Татьяна Сергеевна

Кострома 2016

Цель: учить дифференцировать звуки [р], [р’]  - [л], [л’] на слух и в произношении.

Задачи: 

  • учить дифференцировать буквы Р – Л при чтении и на письме;
  • упражнять в изменении существительных и прилагательных по падежам;
  • закреплять умение пользоваться вводными словами: я думаю, наверное, по моему мнению..
  • развивать фонематическое восприятие и навыки звукового анализа;
  • развивать навыки самоконтроля за правильным произношением; 
  • развивать диалогическую форму речи;
  • развивать познавательные процессы, общую моторику;
  • воспитывать чувство товарищества.

Методы и приёмы:

  • Словестный (объяснение, указание, поощрение)
  • Наглядный (картинки, карта)
  • Игровой (игра «Самолет-ракета», игра «Путешествие»)
  • Практический (показ действий, письмо букв, чтение)

Материалы и оборудование:

  • Картинки ракеты и самолета (большие и маленькие)
  • Схема анализа звуков
  • Карта России
  • Изображения героев сказок
  • Простые карандаши, раздаточный материал для чтения
  • Ребус

Деятельность логопеда

Деятельность детей

Цель: организация детей.

1 часть – организационная.

Создание образовательной ситуации, мотивация детей (1 мин.)

Игра «Ракета – Самолет»

  Логопед показывает большую ракету, дети произносят: р-р-р…, вращательные движения руками перед грудью, маленькую – рь-рь-рь…, большой самолет – л-л-л…, руки в стороны, как крылья самолета, маленький самолет – ль-ль-ль…

Дети проговаривают звуки: [р], [р’], [л], [л’].

Формулирование цели

(0.5 мин.)

- Сегодня мы будем учиться различать звуки [р], [р’]  - [л], [л’].

Цель: закрепление знаний, умений и  навыков, приобретенных детьми ранее.

2 часть – основная

  1. Артикуляционная и аккустическая характеристика звуков (2 мин.)

  1. Дифференциация звуков в слогах (3 мин.)

  1. Дифференциация звуков в словах (3 мин.)

  1. Дифференциация букв Р – Л при чтении и на письме (2 мин.)

  1. Формирование грамматического строя речи (2 мин.)

- Как гудит большой самолет? Какой это звук?

- Как гудит маленький самолет? Какой это звук?

- Как работает двигатель большой ракеты? Какой это звук?

- Как работает двигатель маленькой ракеты? Какой это звук?

- Чем похожи и чем отличаются звуки?

- Звуки [р] и [р’] на письме обозначаются буквой Р. Звуки [л] и [л’] на письме обозначаются буквой Л.  

- В какой стране мы живем? Наша стана очень большая, чтобы ее увидеть нужно много времени. Если мы полетим на ракете, то увидим реки, леса, города? А на самолете?

- Решили, летим на самолете. Сели в кресла, пристегнули ремни, летим.

Путешествуем с друзьями над таежными лесами,

Пролетая над лесами мы сыграем в «Эхо».

Слоги дружно повторим, чисто без помехи.

ЛА – РА – РА – ЛА

РО – ЛО – РО – ЛО

РУ – ЛО – РУ – ЛО

На слог со звуком [р] – хлопок, на слог со звуком [л] – удар ладонями по столу.

Пролетаем мы с друзьями над большими городами.

- В городе карнавал. Пришли герои сказок, в имени которых есть звуки [л], [л’], [р], [р’].. Кто из них пойдет по улице Р, а кто по улице Л? Какие герои останутся на площади Р – Л?

Пролетаем мы с друзьями над высокими горами…

- На первой горе прочитайте слова и замените букву Л на Р. Какое новое слово получится?

- На второй горе в словах есть буквы Р и Л. Произнесите каждое слово отчетливо 3 раза.

- На третьей горе в словах пропущены буквы Р и Л. Вставьте их в слова. Какие это слова?

Пролетаем мы с друзьями над широкою рекой…

- Какая река протекает в нашем городе?

- Закончите предложения словами «широкая река Волга».

Видим…

Видим берега …

Мы наблюдаем за …

Мы подлетаем к …

Мы расскажем маме о …

- [л] – согласный, звонкий, твердый.

- [л’] - согласный, звонкий, мягкий.

- [р] – согласный, звонкий, твердый.

-  [р’] - согласный, звонкий, мягкий.

- Оба согласные, звонкие, могут быть твердые и мягкие. При произнесении звуков [л], [л’] – кончик языка упирается в верхние зубы, а при произнесении звуков [р], [р’] кончик языка вибрирует за верхними зубами.

Дети находят буквы в настенной азбуке («поезде»). Рисуют в воздухе буквы пальцем глазами, носом.

Дети рассуждают.

ЛА – РА – РА – ЛА

РО – ЛО – РО – ЛО

РУ – ЛО – РУ – ЛО

Дети расставляют героев сказок.

- Я думаю, что Буратино пойдет по улице Р.

Дети выполняют задания.

- Река Волга.

широкую реку Волгу

широкой реки Волги.

широкой рекой Волгой

широкой реке Волге

широкой реке Волге

Цель: Подведение итогов. Педагогическая оценка результатов деятельности детей, переход к самостоятельной игровой деятельности.

3 часть - заключительная

(1 мин.)

Славно мы летали с вами над лесами, городами,

Над горами, над рекой…

И вернулись мы домой.

- Над входом в детский сад нас ожидает ребус. Отгадайте его.

- Когда говорят БРАВО?

- Вы хорошо потрудились, научились различать звуки, браво!

- Браво.

Путешествуем с друзьями над таежными лесами,

Пролетая над лесами мы сыграем в «Эхо».

Слоги дружно повторим, чисто без помехи.

ЛА – РА – РА – ЛА

РО – ЛО – РО – ЛО

РУ – ЛО – РУ – ЛО

Пролетаем мы с друзьями над большими городами.

Пролетаем мы с друзьями над высокими горами…

- На первой горе прочитайте слова и замените букву Л на Р. Какое новое слово получится?

- На второй горе в словах есть буквы Р и Л. Произнесите каждое слово отчетливо 3 раза.

- На третьей горе в словах пропущены буквы Р и Л. Вставьте их в слова. Какие это слова?

Пролетаем мы с друзьями над широкою рекой…

- Какая река протекает в нашем городе?

- Закончите предложения словами «широкая река Волга».

Видим…

Видим берега …

Мы наблюдаем за …

Мы подлетаем к …

Мы расскажем маме о …

Славно мы летали с вами над лесами, городами,

Над горами, над рекой…

И вернулись мы домой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия.Тема: Дифференциация звуков [к]-[г]. Звуко-слоговой анализ слова «гармонь».

Занятие проводилось для родителей, поэтому в конспекте описаны основные виды деятельности....

Презентация "Дифференциация звуков К-Г"

В данной презентации показаны все этапы работы по дифферециации звуков "К"-"Г"....

дифференциация звуков Л-ЛЬ

презентация с материалом для дифференциации звуков Л-ЛЬ для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитие речи III уровня...

"Полёт на звездолёте". Конспект занятия в подготовительной группе (ОНР) на дифференциацию звуков "с" - "з"

Цели занятия:1. Различение и правильное произнесение звуков "с" - "з". 2. Закрепление навыка чтения слов. 3. Повторение считалок, скороговорок. 4. Развитие фонематического слуха. 5. Развитие памяти, в...

Дифференциация звуков "с"- "ш"

Данная презентация предназначена для учителей- логопедов, воспитателей дошкольных образовательных учреждений. Презентация представляет собой разработку занятия по дифференциации звуков "с"- "ш". Занят...

Конспект фронтального занятия "Дифференциация звуков С-З"

Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной группе. На данном занятии дети учатся дифференцировать звуки "С-З" с речевом потоке, в слогах, словах, предложениях. Воспитанники упраж...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по дифференциации и введению в связную речь автоматизированных звуков «Дифференциация звуков [с]-[ш]-[з]-[ж] (подготовительная к школе группа)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад  № 14 г. Кропоткин МО Кавказский район Учитель-логопед Киселева Э.А. Конспект не...