Конспект образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических средств языка в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР от 5 до 6 «Транспорт. Приставочные глаголы»
материал по логопедии (старшая группа)

Устимова Наталья Ивановна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_transort.docx29.49 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 7 города Кузнецка

Конспект

образовательной деятельности

по формированию лексико-грамматических средств языка

в группе компенсирующей направленности  для детей  5 – 6 лет

 «Транспорт. Приставочные глаголы»

Разработала:  

 учитель-логопед:  Н.И.Устимова

Кузнецк, 2019

Цель: активизация  предметного и глагольного словаря  по теме «Транспорт».

Задачи:

- закрепить знания детей по теме, знать виды транспорта;

 - закреплять навык употребления глаголов, образованных с помощью  приставок -за,

-вы, -под, -от, -у, -при;

- упражнять в употреблении простых предлогов в, из к., на, от, по;

- учить правильно употреблять  глаголы с приставками с противоположным значением;

- закрепить навык составления простого распространенного предложения;

- закрепить навык составления сложносочиненного предложения с противительным  союзом А;

- развивать слуховое внимание; зрительное восприятие;

- развивать произвольное внимание, расширять его объем;

- развивать общую и мелкую моторику, координировать движения с речью;

- воспитывать устойчивый интерес к занятиям;

- воспитывать уважительное отношение друг к другу, аккуратность.

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие»,  «Речевое развитие»,  «Познавательное развитие», «Физическое развитие».

Оборудование: предметные картинки, парные сюжетные картинки (антонимы), макет части городского ландшафта, модели транспорта, сюжетная картина-макет для игры, предметные деревянные вкладыши, разрезная открытка-сюрприз, мульфильм.

Предварительная работа: чтение стихотворений по теме «Транспорт», совместное изготовление логопедом с детьми макета части городского ландшафта.

                                 

                                       Ход образовательной деятельности

1. Вводная беседа.

Логопед:

Что за чудо этот дом?

Дом по улице идёт,

На работу нас везёт.

Не на курьих тонких ножках,

А в резиновых сапожках. 

(Автобус)

Он в безбрежном океане

Туч касается крылом.

Развернётся над лугами,

Отливает серебром. 

(Самолет)

Железные избушки

Прицеплены друг к дружке.

Одна из них с трубой

Ведёт всех за собой.

(Поезд)

Сначала дерево свалили,

Потом нутро ему долбили,

Потом лопатками снабдили

И по реке гулять пустили.

(Лодка)

Логопед:

Вспомните виды транспорта и символы, которые их обозначают.

Логопед: 

За каждое правильно выполненное задание вы  будете открывать в любой последовательности один фрагмент открытки-сюрприза.

(Ребенок открывает первый фрагмент открытки).

2.  Игра «4-ый лишний» 

Логопед: 

Назови, что вы видите на 1-ой картинке? Что вы видите на 2-ой картинке?

- поезд, грузовик, мотоцикл, легковая машина;

- катер, лодка, вертолет, корабль.

- Что лишнее? Почему?

(Ребенок открывает второй фрагмент открытки).

3.  Игра «Что перепутал художник?

(Перед детьми логопед выставляет картину-макет с неверно расположенными вкладышами: транспорт воздушный, водный, дорожный,  железнодорожный).

Логопед: 

- Какой транспорт художник поместил неправильно?

- Назови его?

- Где он должны быть? (самолет в небе, корабль в море, грузовик на дороге, поезд на железной дороге и т. д.…)

- Что  делает самолет? Что делает корабль? Что делает грузовик? Что делает поезд? (Самолет летит в небе. Корабль плывет по морю.  Грузовик едет по дороге. Поезд едет по железной дороге)

(Ребенок открывает третий фрагмент открытки).

4. Физкультминутка «Шофер»

Едем, едем на машине,                       (движения рулём)
Нажимаем на педаль,                        
(сгибать и вытягивать ногу)
Газ включаем, выключаем,              
(тянуть «рычаг» к себе, от себя)
Смотрим пристально мы вдаль.        
(ладонь ко лбу)
Дворники счищают капли:
Влево, вправо - чистота.                    
(руки перед собой, сгибать их в локтях, ладони                   раскрыть, наклонять руки влево, вправо)
Волосы ерошит ветер.                        
(шевелить пальцами)
Мы шоферы хоть куда!

 (Ребенок открывает четвертый фрагмент открытки).

5. Употребление предлогов.

(Дети стоят вокруг модели. Логопед выполняет определенные действия с моделями транспорта на макете части города (железнодорожная станция, мост, шоссе, река, пристань, аэропорт), а дети комментируют его действия. Затем дети самостоятельно выполняют инструкции логопеда).

- плыть по, приплыть к, подплыть к, отплыть от;

- лететь по, взлететь с, приземлиться на;

- ехать по, подъехать к, отъехать от, заехать в, выехать из;

-  идти по, подойти к, выйти из. 

(Ребенок открывает пятый фрагмент открытки).

6. Игра «Скажи наоборот».

 (Логопед раздает парные картинки детям).

Логопед.

Я скажу предложение, а ты скажи наоборот.

 Самолет прилетел. — А вертолёт…(улетел).
Машина в гараж заехала. — А автобус из гаража … (
выехал).
Девочки  со стадиона уехали. — А мальчики на стадион … (
приехали).
Пассажирский  поезд от вокзала отошел. — А товарный поезд к вокзалу … (
подошёл).
Катер подплыл к пристани. — А лодка от пристани … (
отплыла).
Автобус подъехал к остановке. — А троллейбус от остановки …
(отъехал).
(Ребенок  открывает шестой фрагмент открытки).

7. Динамическая пауза. «Вертолет».

 Вот готовится в полет                    

 Винтокрылый вертолет,

 Ни разгона, ни разбега,

 раскрутили винт – и в небо!

(Ребенок открывает седьмой фрагмент открытки).

8. Игра «Найди ошибку».

Логопед: Автобус отъехал к магазину (подъехал).
Лодка отплыла к берегу
(подплыла).
Грузовик заехал к светофору
(подъехал).
Самолет прилетел на аэропорт
(в).
Пассажиры зашли на автобус (в).
Автомобиль выехал от гаража
(из.)

Машина едет в шоссе (по).

(Ребенок открывает восьмой фрагмент открытки).

9. Итог.

Логопед: Мы собрали открытку. Что вы видите? (Фрагмент мультфильма «Паровозик из Ромашково»). 

 Просмотр мультфильма.