Конспект совместной с родителями непосредственной образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических категорий в старшей логопедической группе. Тема «Овощи».
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме

Расчетнова Нина  Владимировна

Конспект предназначен для учителей - логопедов работающих в старших логопедических группах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект совместной с родителями непосредственной образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических категорий  в старшей логопедической группе

Расчетнова Н.В.

учитель-логопед МБДОУ детского сада комбинированного вида № 7 «Сказка» поселка Мостовского

Тема «Овощи».

Задачи:

Коррекционно - образовательные: закрепить знания детей об овощах, правильно употреблять существительные в уменьшительно - ласкательном значении; упражнять в образовании относительных прилагательных; формировать связную речь.

Коррекционно - развивающие: развивать слуховое и речевое внимание; совершенствовать общую и мелкую моторику.

Коррекционно - воспитательные: воспитывать интерес к занятиям;  помогать в создании эмоционального контакта между родителями и детьми.

Предварительная работа:

Дома с ребенком рассмотреть натуральные овощи: картофель, огурец, помидор, морковь, капусту, фасоль, свеклу, перец, лук, чеснок. Обратить внимание на следующие признаки овощей: цвет, форму, вкус. Рассказать и показать ребенку, где и как растут овощи, что из них можно приготовить? Совместно с ребенком приготовить любое блюдо из овощей. Заучивание загадок об овощах.

Оборудование: блюдо с овощами, шапочки с изображением овощей, колпак повара, карточки с изображением грядки и овощей.

Ход занятия:

Каждый ребенок стоит рядом со своей мамой. Логопед читает стихотворение. «Что растет на нашей грядке? »:

Огурцы, горошек сладкий.

Помидоры и укроп.

Для приправы и для проб.

Есть редиска и салат

Наша грядка просто клад.

                (В.Коркин)

Логопед: Что же растет на нашей грядке?

Дети: Овощи.

Логопед: Да, сейчас мы с вами будем говорить об овощах. Как вы думаете, что нужно для того чтобы выросли вкусные овощи?

Дети: Нужно посеять семена.

Проводится психогимнастика «Семена».

Логопед: У меня есть волшебная палочка! Ею я махну и вы превратитесь в семена овощей.

( Взрослые и дети присаживаются).

Логопед: Теплое солнышко пригревало семена, дождик поливал. Семена росли, росли и стали растениями.

(Родители и дети медленно поднимаются, поднимая руки).

Логопед: Сильно припекло солнышко, завяли наши растения.

(Родители и дети опускают голову, руки, плечи и присаживаются).

Логопед:  Пошел дождик,  ожили растения,  выросли из  семян вот такие красивые и вкусные овощи.

(Родители  и  дети  поднимаются).

Логопед  показывает корзинку  с овощами. Дети называют овощи.

Игра с мячом « Назови ласково».

Взрослый бросает своему ребенку мяч, называя любой овощ, а ребенок ловит мяч и называет этот овощ в уменьшительно - ласкательной форме. ( Огурец - огурчик)...

Логопед: Я решила стать поваром. Не простым, а поваром волшебником. Превращу я вас в овощи сейчас.

Дидактическая игра « Повар и овощи».

Логопед: 1,2,3,4,5. Начинаем мы играть.

Ручками похлопали.          Все хлопают.

Ножками потопали.        Топают.

Покружились, покружились         Кружатся.

В овощи все превратились.        Останавливаются.

(Взрослые надевают своему ребенку и себе шапочки с изображением овощей, спрашивая: Кем ты будешь? Дети: морковкой, свеклой, репой).

Логопед: Решила я сварить суп. Какие овощи я положу в суп? (Выходят родители и дети, называя свои овощи).

Логопед: Какой суп получился?

Дети: Картофельный.

Логопед: А если я добавлю горох. Какой суп мы сварим?

Дети: Гороховый.

Логопед: Много интересного вы рассказали об овощах, превращу я вас в ребят.

1,2,3,4,5 - вижу снова я ребят. Упражнение на развитие мелкой моторики.

Логопед раздает взрослым и детям карточки с изображением грядки и овощей. Предлагает линиями соединить овощи с грядками.

Логопед: Вот наш огород. Сколько разных овощей на нем растет. Что в земле, а что на грядке - разгадайте вы загадку. (Дети размещают овощи, растущие на грядке, а взрослые - в земле). Логопед: Где растет капуста? Дети: на грядке. (Так логопед спрашивает у всех детей при выполнении задания).Пальчиковая гимнастика. « Засолка капусты».

Мы капусту рубим

(Дети и родители делают резкие движения прямыми кистями рук вверх

и вниз).

Мы морковку трем.

(Пальцы рук сжаты в кулаки, движения кулаков к себе и от себя).

Мы капусту солим.

(Движения пальцев, имитирующих посыпание солью из щепотки).

Мы капусту жмем.

(Интенсивное сжимание пальцев рук в кулаки).

Мы набили плотно кадку

(Удары по столу).

Все теперь у нас в порядке.

(Стряхивание рук).

Игра: «3агадалки - отгадалки».

(Команды   детей   и  родителей.   Родители   загадывают,   а   дети  отгадывают загадки,  затем наоборот).

Родитель: Красная девица сидит в темнице, а коса на улице.

Дети: Морковь.

Дети: Голова на ножке в голове горошки.

Родитель: Горох.

Родитель: Что за скрип? Что за хруст?

Это что еще за куст?

Как же быть без хруста,

Если я ....

Дети: Капуста.

Дети: Я длинный и зеленый

Вкусный и соленый,

Вкусный и сырой,

Кто же я такой?

Родитель: Огурец.

Игра « Угадай по вкусу?»

Родители угощают своих детей кусочками овощей, а дети, с закрытыми

глазами,  на вкус определяют и называют овощи.

Рефлексия.

Логопед проводит краткую беседу о том, чем занимались. Предлагает родителям взять в свои руки руку ребенка и сказать ему, что он был сегодня самым лучшим, самым чудесным.Литература:

  1. Е. В. Кузнецова. И. А. Тихонова. «Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет». М. 2004 г. стр. 14-15.
  2. 3. Е. Агранович. « Сборник домашних заданий».   С-П. 2002 г. стр.11.
  3. Е.А. Пожиленко. « Волшебный мир звуков». М. 1999 г. стр. 30.

4.        Журнал «Логопед» №6 , 2007 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматических категорий в старшей логопедической группе для детей с ОНР по теме: «ОСЕНЬ».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ: - обобщить и систематизировать знания детей об осени:дни  становятся короче, холоднее,часто идут дожди,листья на деревьях и кустарниках желтеют, сохнут, опадают;исчезают...

Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматических категорий в старшей логопедической группе Для детей с ОНР по теме: «ФРУКТЫ. САД».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:закрепить и уточнить знания детей о фруктах;закрепить умение детей составлять описательные рассказы;образовывать при­лагательные от существительных, уменьшительно-ласкательные фор&sh...

Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматических категорий в старшей логопедической группе для детей с ОНР по теме: «ОВОЩИ. ОГОРОД».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:закрепить знания детей об овощах;закрепить умение со­ставлять описательные рассказы,образовывать уменьшительно-лас­кательную форму существительных,согласовывать числительные с су...

Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматических категорий в старшей логопедической группе для детей с ОНР по теме: «ЛЕС. ГРИБЫ. ЯГОДЫ».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:- учить детей различать съедобные и несъедобные грибы;- выучить названия некоторых ягод и грибов;-тренировать детей в образовании и употреблении имен существительных в родительном падеже...

Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматических категорий в старшей логопедической группе для детей с ОНР по теме: «Перелетные птицы».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:            - активизировать словарь детей по теме «перелетные птицы»;- учить детей образовывать и употреблять приставо...

Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматических категорий в старшей логопедической группе для детей с ОНР по теме: «Дикие животные и их детеныши».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:уточнить знания детей о животных: знать названия, их  внешние признаки, повадки, как передвигаются, чем питаются, где живут и т.д.;образовывать сложные прилагательные, притяжа­т...