Конспект проведения непосредственной образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических средств языка с детьми группы комбинированной направленности от 6 до 7 с задержкой психического развития "Дикие животные лесов средней полосы России"
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Устимова Наталья Ивановна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_dikie_zhivotnye.docx26.15 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 7 города Кузнецка

Конспект проведения

коррекционно-образовательной деятельности

по формированию лексико-грамматических средств языка

с ребенком 6 лет с задержкой психического развития

«Дикие животные лесов средней полосы России»

Выполнила:

учитель-логопед

Устимова Н.И.

Кузнецк, 2020

Задачи:

- формировать представления о внешнем виде, образе жизни и повадках диких животных лесов средней полосы России;

- уточнить и расширить словарь по теме;

- сформировать обобщающее понятие «Дикие животные лесов средней полосы России»;

-  совершенствовать грамматический строй речи (употребление существительных в форме родительного, винительного  и творительного  падежей);

 - закрепить  навык составления простого распространенного предложения;

 - развивать фонематические представления, зрительное внимание и восприятие; артикуляционную, общую и  мелкую моторики;

- формировать интерес и любовь к живой природе, доброжелательность, сострадание и желание помочь слабому, беззащитному.

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие»,  «Речевое развитие»,  «Познавательное развитие», «Физическое развитие».

Оборудование: игрушки и предметные картинки (белка, лиса, заяц, медведь, ёж, волк, лось, олень, кабан, барсук), предметные картинки с угощением для животных, сетка и разноцветные прищепки, кубики  деревянные.

Предварительная работа. Чтение рассказов о животных Е.Чарушина; «Как заяц зимой живет» Г. Скребицкого и В. Чаплиной; «Тайны леса» Д.Зуева;

составление и заучивание словосочетаний «серый злой волк», «рыжая хитрая лиса», «бурый мохнатый медведь», «серенький трусливый заяц», «маленький колючий ёж», «рыжая пушистая белка», «большой и сильный лось», «благородный олень», «лопатообразные рога», «ветвистые рога», «серенький с полосатой мордочкой барсук», «крупный клыкастый кабан».

Ход образовательной деятельности

1. Организационный момент.

(На ноутбуке - фрагмент из мультфильма «Ну, погоди!», где заяц звонит по телефону и просит о помощи дрожащим голоском)

Заяц. Ребята! Помогите, спасите меня от волка!      

 Логопед.  Звонит  заяц и просит нас о помощи. С ним приключилась беда!  Поможем зайцу? А где живет заяц?

2.  Развитие фонематических представлений.  Игра «Кто живет в лесу?».

Логопед. Кто еще живет в лесу? Волки или полки? Еж или нож? Кабан или банан? Олень или тюлень? Мелки  или белки? Мишка или миска? Майка или зайка? Лисенок или теленок? Барсук или сундук?

 (На слайде поочередно показываются животные в их естественной среде обитания)

 3. Артикуляционная гимнастика.

Логопед. Покажи: 

-  как волк скалит зубы (упражнение «Заборчик»);

-  как белка щелкает орешки (широко открывать и закрывать рот);

- как медведь есть дикую малину (упражнение «Вкусное варенье);

-  как дятел дерево долбит (упражнение «Дятел»);

-  как лиса хвостиком виляет (упражнение «Часики»);

4. Беседа о диких животных. Рассматривание  животных.

 (На сетке логопед заранее развешивает картинки с изображением диких животных)

Логопед: Заяц, белка, лиса, еж, волк, медведь, кабан, лось, олень. барсук - дикие животные лесов средней полосы России. Почему их так называют?

- Медведь какой? (Бурый мохнатый)

- Заяц какой? (Серенький трусливый)

- Лиса какая? (Рыжая хитрая)

- Волк какой? (Серый злой)

- Белка какая? (Рыжая пушистая)

- Еж какой? (Маленький колючий)

- Барсук какой? (Серенький с полосатой мордочкой)

- Олень какой? (Красивый благородный олень с ветвистыми рогами)

- Лось какой? (Большой и  сильный лось с лопатообразными рогами)

- Кабан какой? (Крупный клыкастый кабан)

5. Составление простых распространенных предложений. Употребление существительных в форме винительного и творительного  падежей.

Дидактическая игра «Угощение для животных».

Логопел. Кто это? Что ест еж? (Еж ест яблоки, грибы). Чем ты угостишь ежа? (Я угощу  ежа яблоком). Кто это? Что ест заяц? (Заяц ест морковь, капусту). Чем ты угостишь зайца? (Я угощу  зайца морковкой). Кто это? Что ест лиса? (Лиса ест рыбу). Чем ты угостишь лису? (Я угощу  лису рыбой). Кто это? Что ест медведь? (Медведь ест малину, мед). Чем ты угостишь медведя?  (Я угощу медведя малиной). Кто это? Что ест белка? (Белка ест орехи, грибы). Чем ты угостишь белку? (Я угощу  белку орехами). Кто это? Что есть лось? (Лось ест траву, листья, грибы, ягоды). Чем ты угостишь лося? (Я угощу лося травой). Кто это? Что есть олень? (Олень ест почки, листья деревьев, ягоды, яблоки, грибы). Чем ты угостишь оленя? (Я угощу оленя яблоками). Кто это? Что есть кабан? (Кабан ест желуди, листья и клубни растений). Чем ты угостишь кабана? (Я угощу кабана желудями). Кто это? Что ест барсук? (Барсук ест ягоды, грибы, насекомых). Чем ты угостишь барсука? (Я угощу барсука грибами).

(Логопед показывает предметную картинку, ребенок называет животное  и самостоятельно с использованием прищепок вешает под картинкой с изображением животного картинку с угощением)

6. Физкультурная минутка.

Скок-поскок, скок–поскок,

Зайка прыгнул на пенек.

Зайке холодно сидеть,

Нужно лапочки погреть.

Лапки вверх, лапки вниз,

На носочки поднимись.

Лапки ставим на бочок,

На носочках скок-поскок.

 А затем вприсядку,

Чтоб не мерзли лапки.

7. Игра «Кого не стало?» Употребление существительных в форме родительного падежа.

Логопед. Каких животных ты видишь на столе?

 (Ребенок закрывает глаза. Логопед прячет одно животное. Ребенок открывают глаза и  угадывает, какого животного не стало.  На столе остаются игрушечные волк и заяц.)

8. Игра «Построй домик для зайца».

Логопед. Сейчас мы защитим зайца от волка! Наступила поздняя осень. Выпал первый снег. И заяц не успел поменять серую летнюю шубку на зимнюю белую. И он заметен на первом белом снегу. На зайца охотится серый волк. Он голоден и хочет зайца съесть. Спасем зайца от волка, построим ему домик! (Ребенок из кубиков строит дом для зайца). 

9. Итог занятия.

Логопед. Спрятался зайчик в домике. Молодец! Ты спасла зайца от волка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических средств языка и развития речи по теме:"Растения луга "(с использованием мнемотехники)

конспект непосредсвенно образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи по теме: "Растения луга"...

Непосредственно образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи «В гости к бабушке Матрёне»

Задачи.Образовательные:1. Учить образовывать и употреблять существительные родительного падежа в единственном и множественном числе. 2. Закреплять навык образования множественного числа существит...

Календарный план проведения непосредственной образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи в старшей группе для детей с ТНР на 2016- 2017 учебный год

В календарном плане непосредственной образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР указаны...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических средств языка. Тема: «Зимующие птицы»

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических средств языка. Тема: «Зимующие птицы» p.p1 {margin: 0.0px 0.0px 0.0px 0.0px; font: 14.0px H...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи. Тема «Наше тело. Предметы личной гигиены.» (подготовительная группа)

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи.Тема «Наше тело. Предметы личной гигиены.» ...