Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматических категорий в старшей логопедической группе Для детей с ОНР по теме: «ФРУКТЫ. САД».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Квитка Елена Анатольевна

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:

  • закрепить и уточнить знания детей о фруктах;
  • закрепить умение детей составлять описательные рассказы;
  • образовывать при­лагательные от существительных, уменьшительно-ласкательные фор­мы существительных,
  • согласовывать числительные с существитель­ными, притяжательные местоимения с существительными;
  • разви­вать словарь;
  • развивать внимание, мышление, память.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon no_4starshaya_gruppa._frukty._sad.doc459.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматических категорий в старшей  логопедической группе

Для детей с ОНР по теме: «ФРУКТЫ. САД». Занятие  № 4.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:

В ходе интегрированной образовательной деятельности необходимо:

Цели:

  • закрепить и уточнить знания детей о фруктах;
  • закрепить умение детей составлять описательные рассказы;
  • образовывать прилагательные от существительных, уменьшительно-ласкательные формы существительных,
  • согласовывать числительные с существительными, притяжательные местоимения с существительными;
  • развивать словарь;
  • развивать внимание, мышление, память.

ОБОРУДОВАНИЕ: 

  • демонстрационный материал — муляжи фруктов,
  • картинно-графический план;
  • раздаточный материал — конверты с картинками фруктов разной величины.

Образователь-

ная область

Вид деятельности

Содержание деятельности

Речевое развитие

Коммуникативная  деятельность

1.        Организационный момент

—        Сядет тот, кто стоит между ... , за ... , перед ... , около ... ,рядом ... .

Речевое развитие

Коммуникативная деятельность

2.        Выставляются муляжи фруктов.

—        Что это?

-  Какой по форме?

- По цвету?

- На вкус?

- Как мы  называем все это одним словом? (Фрукты.) 

- Где растут фрукты?

- На  чем?

- Как называется сад, в котором растут фруктовые деревья?

Социально-коммуника-тивное развитие Речевое развитие

Игровая деятельность

  1. Дидактическая игра «Что изменилось?», «Чего не стало?»  с муляжами фруктов.

Речевое развитие

Коммуникативная деятельность

  1. Составление рассказов.
    Логопед загадывает загадку:


На сучках висят шары.
Посинели от жары.

—        Как вы думаете, что это? (Слива.) 

Логопед составляет описательный рассказ о сливе.

— Это — слива. Она овальной формы. Она фиолетового цвета. Слива вкусная, душистая, сочная. Растет в саду на дереве.

Аналогично дети составляют описательные рассказы об остальных фруктах по картинно-графическому плану.

цвет

форма

величина

вкус

какой на ощупь

В каком виде употребляют в пищу

Физическое развитие

Двигательная деятельность

5.        Физкультминутка

Дети маршируют, образуют круг, «крошат», «рубят», «отжимают», «кладут», приседают, хлопают в ладоши.

Будем мы варить компот Фруктов нужно много. Вот:

Будем яблоки крошить, Грушу будем мы рубить. Отожмем лимонный сок, Слив положим и песок. Варим, варим мы компот. Угостим честной народ. (Н. Нищева)

Речевое развитие Социально-коммуника-тивное развитие

Коммуникативная деятельность, Игровая деятельность

6.        Дидактическая игра «Какой сок приготовили?»

Образование прилагательных от существительных.

Речевое развитие Социально-коммуника-тивное развитие

Коммуникативная деятельность, Игровая деятельность

        Дидактическая игра «Назови ласково» (по картинкам) Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных.

Речевое развитие Социально-коммуника-тивное развитие

Игровая деятельность

8.        Дидактическая игра «Сосчитай» (по карточкам)  Согласование числительных с существительными.

Речевое развитие

Коммуникативная деятельность

9.        Согласование притяжательных местоимений с существительными

На столе лежат картинки. Дети переворачивают их и называют.

—        Это чье яблоко? (Это мое яблоко.) И т.д.

Речевое развитие

Коммуникативная деятельность

10.        Рассказ логопеда

—        Осенью в садах собирают урожай фруктов. Люди аккуратно снимают плоды с деревьев, чтобы не повредить их. Фрукты полезны: в них много витаминов. Все любят фрукты, потому что они
сочные, сладкие, душистые, ароматные. Но едят их не только в сыром виде, а также из них делают соки, джемы, варят компоты, варенье.

Речевое развитие

Речевая деятельность

11.        Итог занятия и домашнее задание.  Нарисовать фрукты.

Социально-коммуника-тивное развитие

Трудовая деятельность (до начала и в ходе образовательной деятельности)

Трудовые поручения.

НОД № 12 «Фрукты». Продолжение.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:

В ходе интегрированной образовательной деятельности необходимо:

Цели:

  • уточнить знания детей о фруктах;
  • упражнять в составлении описательных рассказов по схеме;
  •  согласовывать притяжательные местоимения, прилагательные, числительные с существительными в родительном падеже единственного и множественного числа;
  •  активизировать словарь;
  • развивать внимание, память.

ОБОРУДОВАНИЕ: 

  • демонстрационный материал — изображения муляжи фруктов,
  •  карточки с изображением одинаковых фруктов;
  • раздаточный материал — конверты с картинками фруктов.

Образователь-

ная область

Вид деятельности

Содержание деятельности

Коммуникация

Коммуникативная  деятельность

1.        Организационный момент

—        Сядет тот, кто назовет фрукты.

Коммуникация

Коммуникативная деятельность

2.        Отгадывание загадок:

Круглое, румяное,

Я расту на ветке.

Любят меня взрослые

И маленькие детки. (Яблоко.)

—        Как вы думаете, что это?

Выставляется картинка и детям предлагается составить описательный рассказ.

 (Аналогично по всем фруктам.)

Я сладкий, рос на юге. Как солнышко в листве. Оранжевый и круглый, Я нравлюсь детворе. (Апельсин.)

Листья плотные, да лаковые. Плоды желтые, да лакомые. Ее скорее скушай. Созрела, значит ... (Груша.)

Физическая культура

Двигательная деятельность

3.        Физкультминутка.

Собери в корзинку фрукты овальной формы,

в другую — круглой формы.

Коммуникация

Коммуникативная деятельность

4.        Согласование притяжательных местоимений с существительными (по картинкам)

На столах у детей лежат картинки. Логопед спрашивает: «Чей  фрукт?»

Коммуникация

Коммуникативная деятельность

5.        Согласование прилагательных с существительными

—        О каком фрукте можно сказать:

вкусное ... ,

душистая ..
   

ароматный ... ,

сочные ....

Коммуникация

Коммуникативная деятельность

6.        Согласование прилагательных с существительными в родительном падеже единственного и множественного числа   (по картинкам)

  • Что это? (Красное яблоко.)
  • А это что? (Красные яблоки.)
  • Нет чего? (Красных яблок.)

Коммуникация,

Социализация

Игровая деятельность

  1. Дидактическая игра «Сосчитай» (по карточкам)
    Согласование числительных с существительными.

Коммуникация, Социализация

Коммуникативная деятельность, Игровая деятельность

8.        Дидактическая игра «Какой сок приготовим?»

Образование прилагательных от существительных.

—        Как вы думаете, в каком виде можно употреблять в  пищу фрукты? (В сыром, вареном, сушеном.)

Что можно из них приготовить? (Сок, джем, варенье, повидло, компот.)

Коммуникация

Коммуникативная деятельность

9.        Итог занятия. Домашнее задание – рассказ о любимом фрукте.

—        О чем мы сегодня говорили на занятии?

Труд

Трудовая деятельность (до начала и в ходе образовательной деятельности)

Трудовые поручения

Материал для закрепления для воспитателя, родителей или на индивидуальных занятиях.

I. Уточнить названия фруктов.

Учить составлять описательный рассказ по плану:

  1. Что это?
  2. Какой формы?
  3. Какого цвета?
  4. Какой на ощупь?
  5. Какой на вкус?
  6. Какие блюда можно приготовить?

Например: Это яблоко. Оно круглой формы. Красного цвета, гладкое, твердое, сладкое, сочное, румяное, аппетитное, душистое и т.д.

Уметь находить сходство и различие между фруктами.

II. Грамматический строй речи и словообразование.

1.        Образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах.

Например: яблоко — яблоки — яблок и т.д.

2.        Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом.

Например: лимон — лимончик и т.д. , 3. Образование прилагательных от существительных. Например:

  • Сок из груши. Сок какой? (Грушевый.)
  • Варенье из яблок. Варенье какое? (Яблочное.)
  • Салат из фруктов. Салат какой? (Фруктовый.)

4.        Согласование притяжательных местоимений с существительными.

Например: Это чей мандарин? — Это мой мандарин. И т.д.

5.        Согласование прилагательных с существительными в роде и
числе.Про что можно сказать?

  • Вкусный? Сочный? Ароматный?
  • Вкусная? Сочная? Ароматная?
  • Вкусное? Сочное? Ароматное?
  • Вкусные? Сочные? Ароматные?

6.        Согласование числительных с существительными.Например: одна груша, две груши, три ... , четыре ... , пять груш и т.д.

7. Согласование существительных с глаголом единственного и множественного числа.

Например: Вишня висит. Вишни висят.
Груша лежит. Груши лежат.
Яблоко растет. Яблоки растут.
Мандарин упал. Мандарины упали.
Я съел апельсин. Мы съели апельсины.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматических категорий в старшей логопедической группе для детей с ОНР по теме: «ОСЕНЬ».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ: - обобщить и систематизировать знания детей об осени:дни  становятся короче, холоднее,часто идут дожди,листья на деревьях и кустарниках желтеют, сохнут, опадают;исчезают...

Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматических категорий в старшей логопедической группе для детей с ОНР по теме: «ОВОЩИ. ОГОРОД».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:закрепить знания детей об овощах;закрепить умение со­ставлять описательные рассказы,образовывать уменьшительно-лас­кательную форму существительных,согласовывать числительные с су...

Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматических категорий в старшей логопедической группе для детей с ОНР по теме: «ЛЕС. ГРИБЫ. ЯГОДЫ».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:- учить детей различать съедобные и несъедобные грибы;- выучить названия некоторых ягод и грибов;-тренировать детей в образовании и употреблении имен существительных в родительном падеже...

Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматических категорий в старшей логопедической группе для детей с ОНР по теме: «Перелетные птицы».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:            - активизировать словарь детей по теме «перелетные птицы»;- учить детей образовывать и употреблять приставо...

Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматических категорий в старшей логопедической группе для детей с ОНР по теме: «Дикие животные и их детеныши».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:уточнить знания детей о животных: знать названия, их  внешние признаки, повадки, как передвигаются, чем питаются, где живут и т.д.;образовывать сложные прилагательные, притяжа­т...

Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматических категорий в старшей логопедической группе для детей с ОНР по теме: «Домашние птицы и их детеныши».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:- познакомить детей с названиями домашних птиц и обобщающим словом;-учить правильно называть детенышей домашних птиц;- образовывать множественное число существительных ;- подбирать синон...

Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматических категорий в старшей логопедической группе для детей с ОНР по теме: «Домашние животные и их детеныши».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:- закрепить знания детей о домашних животных, о названиях детенышей и семье;- учить детей образовывать существительные множественного числа и существительные с уменьшительно-ласкательным...