Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматических категорий в старшей логопедической группе для детей с ОНР по теме: «ОВОЩИ. ОГОРОД».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Квитка Елена Анатольевна

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:

  • закрепить знания детей об овощах;
  • закрепить умение со­ставлять описательные рассказы,
  • образовывать уменьшительно-лас­кательную форму существительных,
  • согласовывать числительные с существительными;
  • расширить словарь;
  •  развивать внимание, мыш­ление.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon no_5starshaya_gruppa._ovoshchi._ogorod.doc482.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматических категорий в старшей  логопедической группе для детей с ОНР

по теме: «ОВОЩИ. ОГОРОД». Занятие № 5

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:

В ходе интегрированной образовательной деятельности необходимо:

  • закрепить знания детей об овощах;
  • закрепить умение составлять описательные рассказы,
  • образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных,
  • согласовывать числительные с существительными;
  • расширить словарь;
  •  развивать внимание, мышление.

ОБОРУДОВАНИЕ: 

  • демонстрационный материал — муляжи и картинки овощей,
  •  картинно-графический план;
  • раздаточный материал — конверты с картинками овощей разной величины.

Образователь-

ная область

Вид деятельности

Содержание деятельности

Речевое развитие

Коммуникативная  деятельность

1.        Организационный момент

— Сядет тот, кто стоит между ... , за ... , перед ... , около ... , рядом....

Социально-коммуникатив-ное развитие  

Речевое развитие

Игровая деятельность

2.        Дидактическая игра «Что изменилось?»

Выставляются муляжи овощей, меняется порядок размещения.

Обсуждение с детьми:

Что это?

Какой формы?

Какого цвета?

Какой по вкусу?

Как мы называем все это одним словом?

Где растут овощи?

Речевое развитие

Коммуникационная деятельность

3.        Отгадывание загадок

Он и в дождик, он и в зной Клубни прячет под землей. Клубнивытащишь на свет — Вот и завтрак, и обед. (Картофель.)

В огороде вырастаю,

А когда я созреваю,

Варят из меня томат,

В щи кладут и так едят. (Помидор.)

Круглый бок, желтый бок. Сидит на грядке колобок. Врос он в землю крепко. Что же это? (Репка.)

Щеки розовы, нос белый, В темноте сижу день целый. А рубашка зелена, Вся на солнышке она. (Редиска.)

Как надела сто рубах, Захрустела на зубах. (Капуста.)

Черна, горька,

А от ста болезней поможет. (Редька.)

На грядке длинный и зеленый,

А в кадке — желтый и соленый. (Огурец.)

Сладкий — съешь и целиком, Горький — тронешь языком, Обожжет, как огнем, Не забудешь ты о нем. (Перец.)

Речевое развитие, познавательное развитие

Коммуникативная деятельность, Продуктивная деятельность

4. Составление описательного рассказа о картофеле по картинно-графическому плану

цвет

форма

Величина

вкус

Какой на ощупь

В каком виде употребляют

Аналогично дети составляют рассказ об остальных овощах

Физическое развитие

Двигательная деятельность

Физкультминутка

В огород пойдем,

Урожай соберем.

Мы морковки натаскаем

 И картошки накопаем.

Срежем мы кочан капусты,

 Круглый, сочный,

очень вкусный,

Щавеля нарвем немножко.

 И вернемся по дорожке.

Дети маршируют на месте,

идут по кругу, взявшись

за руки,

«таскают»,

«копают»,

«срезают»,

показывают руками,

«рвут»,

идут по кругу, взявшись

за руки.

Речевое развитие Социально-коммуникатив-ное развитие

Коммуникативная деятельность, Игровая деятельность

6.        Дидактическая игра «Назови ласково» (по картинкам с изображением овощей)

Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных.

7.        Дидактическая игра «Сосчитай» (по картинкам)
Согласование числительных с существительными

Речевое развитие

Коммуникативная деятельность

8.        Согласование притяжательных местоимений с существительными.

На столах лежат картинки. Дети переворачивают их и называют:

- Чей это овощ? – Это мой овощ.

— Чья капуста? — Моя капуста и т.д.

Речевое развитие

Коммуникативная деятельность

9.        Рассказ логопеда

—        Осенью на огородах собирают урожай овощей. Люди аккуратно снимают их с грядки, чтобы не повредить; овощи употребляют в пищу сырыми, вареными, жареными, солеными. Из них
делают салаты, добавляют в суп, щи, борщ. Овощи заготавливают
на зиму. Они полезны, в них много витаминов.

Речевое развитие

Коммуникативная деятельность

10.        Итог занятия и домашнее задание. Нарисовать овощи.

Социально-коммуникатив-ное развитие

Трудовая деятельность (до начала и в ходе образовательной деятельности)

Трудовые поручения в ходе НОД

Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматических категорий в старшей  логопедической группе

по теме: «ОВОЩИ. ОГОРОД». Занятие № 15

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:

В ходе интегрированной образовательной деятельности необходимо:

  • закрепить знания детей об овощах;
  • учить составлять описательные рассказы;
  • учить правильно употреблять существительные в единственном и множественном числе в различных падежных формах;
  • образовывать прилагательные от существительных;
  • образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом;
  • развивать умение детей логически мыслить, внимание, память.

ОБОРУДОВАНИЕ: 

  • демонстрационный материал — картины «Осенний лес», «Сбор урожая»,
  • муляжи и картинки овощей,
  • картинно-графический план;
  • раздаточный материал — эмблемы овощей на каждого ребенка.

Образователь-

ная область

Вид деятельности

Содержание деятельности

Коммуникация

Коммуникативная  деятельность

  1. Организационный момент

Сядет тот, кто назовет какой-либо овощ.

Коммуникация, Социализация

Игровая деятельность

  1. Дидактическая игра «Осенний лес».

   Мы приехали на станцию «Лес», выходите из вагончиков.

Посмотрите, какое сейчас время года? (Осень.)

  • Значит, в какой лес мы приехали? (В осенний.)

  • Почему вы думаете, что это осенний лес? (Рассматривают картины.)

  • Листья желтые и красные. Трава желтая, сухая. Небо хмурое, пасмурное, серое, облачное. Птицы улетают на юг. Дует холодный ветер, идет дождь и т.д.

Коммуникация, Социализация

Игровая деятельность

3.        Дидактическая игра «Сбор урожая» (по картинкам)

—        Шли мы по лесу, шли и вышли на большое поле. Что делают люди на поле? (Собирают урожай.)

  • Урожай каких овощей собирают люди осенью? (Свеклы, огурцов, редиски, картофеля и т.д.)

  • Где растут овощи? (В поле, в огороде, на грядке.)
  • Берите корзинки, пойдем собирать урожай на наше поле.(Дети «собирают» овощи.)

  • Посмотрим, какие овощи вы собрали. Что это? (Огурец.)

  • Какой он? (Огурец овальный, зеленый, вкусный.)

  • Что это? (Помидор.)

  • Какой он? (Помидор круглый, красный, вкусный.)

  • Чем они отличаются? (Огурец   — овальный,  а помидор   круглый. Огурец зеленый, а помидор — красный.)

Чем они похожи? (Огурец вкусный и помидор — вкусный. Огурец и помидор растут на грядке.)

(Рассматривают еще две пары овощей.)

  • Хороший урожай вырос на этом поле. А у меня на грядке выросли загадки. Возьмите каждый по карточке и узнаете, какие овощи растут на этой грядке.

(Каждый ребенок находит карточку.)

  • Андрей, ты отгадал, какой овощ   растет на этой грядке?(Свекла.)
  • Почему ты так думаешь? (Свекла круглая, бордовая, твердая, сладкая.)

Аналогичная работа проводится с каждым ребенком.

—        Я тоже собрала урожай. Но на моей грядке выросли разные овощи: и большие, и маленькие (показывает картинки).

Это большая редиска, а это маленькая ... редисочка. Это большой перец, а это маленький ... перчик. (Аналогично по каждому овощу.)

Физическая культура

Двигательная деятельность

  1. Физкультминутка «Паровозик» (элемент логоритмики).

Дети встают друг за другом, двигаются вперед, двигаются быстрее, «пыхтят», останавливаются, повторяют хором.

—        Вставайте в паровозик.
«Чух-чух-чух» —
Мчится поезд во весь дух.
Паровоз пыхтит, —
«Тороплюсь!» — кричит.
Как паровоз кричит?

_ «у-у-у-у.»

Коммуникация,

Социализация

Игровая деятельность

5. Дидактическая игра «Повар и овощи»

—        Решила я стать поваром. Не простым поваром, а поваром-волшебником. Превращу вас в овощи сейчас.

Раз, два, три, четыре, пять —      

начинаем мы играть.

Ручками похлопаем,

ножками потопаем.

Покрутились, покружились,

В овощи вы превратились.

Дети считают хором,

хлопают, топают, крутятся, останавливаются.

(Каждому ребенку прикрепляется эмблема овоща.)

  • Что это? (Капуста.)
  • Кем ты будешь? (Капустой.)
    (Аналогично проговаривая с каждым ребенком.)

  • В каком виде можно есть овощи? (В тушеном, вареном и т.д.)
  • Какие овощи можно варить? (Картофель, свеклу...)
  •  Какие овощи можно солить? (Помидоры, огурцы...)
       — Какие овощи можно тушить? (Кабачок, капусту...)
  • Какие овощи можно жарить? (Картофель, капусту...)
  • Какие овощи можно печь? (Картофель...)

—        Решила я сварить суп. Какие овощи я положу в суп?
(Входят дети с эмблемами овощей: картофель, лук, морковь, чеснок.)

  • Что-то здесь много картофеля. Какой суп получился? (Картофельный.)
  • А если я добавлю гороха, какой суп получится? (Гороховый.)
  • Решила я щи сварить, какой овощ я добавлю? (Капусту.)
  • А сейчас сварю борщ. Какой овощ надо добавить? (Свеклу.)

  • Много интересного вы рассказали об овощах, превращу я  вас в ребят: Раз, два, три, четыре, пять — вижу снова я ребят.

Коммуникация

Коммуникативная деятельность

6. Итог занятия и домашнее задание

—        Ребята, пойдемте в группу и посмотрим, что приготовил  повар нам из овощей.

Дома – приготовить рассказ о своем любимом овоще.

Труд

Трудовая деятельность (до начала и в ходе образовательной деятельности)

Выполнение трудовых поручений по подготовке к образовательному процессу.

Материал для закрепления для воспитателя, родителей и на индивидуальных занятиях.

I.        Запомнить названия овощей.

Уметь составлять описательный рассказ по плану. Что это? Какой формы? Какого цвета? Какой на ощупь? Какой на вкус? Какие блюда можно приготовить?Уметь находить сходство и различие между овощами.

II.        Грамматический строй речи и словообразование.

1.        Образование существительных единственного и множественного числа в именительных и родительных падежах.

Например: помидор — помидоры — помидоров и т.д.

2.        Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Например: огурец — огурчик.

  1. Образование прилагательных от существительных.
    Например: Салат из огурцов. Салат какой? (Огуречный.)
    Запеканка из моркови. Запеканка какая? (Морковная.)

4.        Согласование притяжательных местоимений с существительными.

Например: Чья это репа? — Это моя репа.

  1. Согласование прилагательных с существительными в роде,числе. Например красный помидор, желтая репа.

6.        Обозначение признаков предметов.
Про что можно сказать:

  • Вкусный? Сочный? Ароматный?
  • Вкусная? Сочная? Ароматная?
  • Вкусные? Сочные? Ароматные?

  1. Согласование числительных с существительными.
    Например: одна морковка, две морковки, три ..., четыре ...и т.д.

8.        Согласование прилагательных с существительными в родительном падеже единственного и множественного числа.

Например: красный помидор — красные помидоры — красных помидоров.

9.        Согласование существительных с глаголами единственного и  множественного числа.

Например: Репа лежит. Репы лежат. Огурец растет. Огурцы растут. Помидор висит. Помидоры висят.

Различные схемы для описания овощей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматических категорий в старшей логопедической группе для детей с ОНР по теме: «ОСЕНЬ».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ: - обобщить и систематизировать знания детей об осени:дни  становятся короче, холоднее,часто идут дожди,листья на деревьях и кустарниках желтеют, сохнут, опадают;исчезают...

Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматических категорий в старшей логопедической группе Для детей с ОНР по теме: «ФРУКТЫ. САД».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:закрепить и уточнить знания детей о фруктах;закрепить умение детей составлять описательные рассказы;образовывать при­лагательные от существительных, уменьшительно-ласкательные фор&sh...

Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматических категорий в старшей логопедической группе для детей с ОНР по теме: «ЛЕС. ГРИБЫ. ЯГОДЫ».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:- учить детей различать съедобные и несъедобные грибы;- выучить названия некоторых ягод и грибов;-тренировать детей в образовании и употреблении имен существительных в родительном падеже...

Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматических категорий в старшей логопедической группе для детей с ОНР по теме: «Перелетные птицы».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:            - активизировать словарь детей по теме «перелетные птицы»;- учить детей образовывать и употреблять приставо...

Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматических категорий в старшей логопедической группе для детей с ОНР по теме: «Дикие животные и их детеныши».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:уточнить знания детей о животных: знать названия, их  внешние признаки, повадки, как передвигаются, чем питаются, где живут и т.д.;образовывать сложные прилагательные, притяжа­т...

Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматических категорий в старшей логопедической группе для детей с ОНР по теме: «Домашние птицы и их детеныши».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:- познакомить детей с названиями домашних птиц и обобщающим словом;-учить правильно называть детенышей домашних птиц;- образовывать множественное число существительных ;- подбирать синон...