Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматических категорий в старшей логопедической группе для детей с ОНР по теме: «Дикие животные и их детеныши».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Квитка Елена Анатольевна

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:

  • уточнить знания детей о животных: знать названия, их  внешние признаки, повадки, как передвигаются, чем питаются, где живут и т.д.;
  • образовывать сложные прилагательные, притяжа­тельные прилагательные, существительные с помощью суффикса -ищ;
  • подбор слов-антонимов;
  • согласовывать числительные с суще­ствительными;
  • упражняться в подборе эпитетов;
  • развивать словарь по данной теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon no_8_starshaya_gruppa._dikie_zhivotnye_i_ih_detenyshi.doc209.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматических категорий в старшей  логопедической группе для детей с ОНР

по теме: «Дикие животные и их детеныши». Занятие № 8

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:

В ходе интегрированной образовательной деятельности необходимо:

  • уточнить знания детей о животных: знать названия, их  внешние признаки, повадки, как передвигаются, чем питаются, где живут и т.д.;
  • образовывать сложные прилагательные, притяжательные прилагательные, существительные с помощью суффикса -ищ;
  • подбор слов-антонимов;
  • согласовывать числительные с существительными;
  • упражняться в подборе эпитетов;
  • развивать словарь по данной теме.

ОБОРУДОВАНИЕ: 

  • демонстрационный материал — картинки с изображением диких животных и их частей тела.

Образовательная область

Вид деятельности

Содержание деятельности

Социально-коммуникатив-ное развитие,

Речевое развитие

Коммуника-тивная деятельность, Игровая деятельность

1.  Организационный момент

—        Сядет тот, кто назовет животных, которые живут в лесу.

Социально-коммуникатив-ное развитие

Речевое развитие

Коммуника-тивная деятельность, игровая деятельность

2. Беседа по картинкам о диких животных
Логопед выставляет картинки животных.

—Как называются эти животные? (Дикие.) Почему?


а) Логопед загадывает загадку:

Хитрая плутовка, Рыжая головка, Хвост пушистый — краса — А зовут ее ... (Лиса.)

  • Какая лиса? (Хитрая, быстрая, рыжая, ловкая...)

  • Кто еще живет с лисой? (лис, лисенок, лисята.)

3. Дидактическая игра «Чье  это?»(по картинкам)

(Лисья морда, лисьи уши и т.д.)

4. Образование сложных прилагательных:

  • У лисы тонкие лапы. Какая лиса? (Тонколапая.)
  • У лисы длинный нос. (Длинноносая)
  • У лисы острые уши. (Остроухая)
  • У лисы короткие усы. (короткоусая)
  • У лисы рыжий хвост. (рыжехвостая)

5. Рассказ логопеда о лисе.

У рыжей лисы красивая густая, пушистая шерсть. Тело ее очень подвижно, оно может изгибаться, вытягиваться при беге. У лисы длинный пушистый хвост. Мордочка вытянута, уши острые, стоячие, глаза с овальными зрачками. Ноги у лисы короткие, тонкие. Она всеядна, но больше всего любит свежее мясо. Охотится на мышей, водяных крыс, зайцев. У лисы хороший слух, обоняние. Зимой она слышит, как мыши пищат под слоем снега. Лиса быстро раскапывает снег и ловит их. У нее тоже много врагов, из которых самый опасный — волк.

7. Логопед загадывает загадку:


Ходит летом косолапо,

А зимой сосет он лапу. (Медведь.)

  • Какой медведь? (Косолапый, неуклюжий, бурый, лохматый ...)

8.  Дидактическая игра «Чье  это?». (По картинкам.) (Медвежья лапа и т.п.)

  • Назови членов семьи медведя. (Медведь, медведица, медвежонок, медвежата.)

  • Как называется жилище медведя? (Берлога.)

9. Рассказ логопеда о медведе.

У медведя громадное, неуклюжее тело, покрытое бурой шерстью. У него большая голова, короткая и толстая шея, маленькие  глаза. У медведя слабое зрение. Уши небольшие, круглые. Лапы при  ходьбе он ставит внутрь когтями и наружу пятками. Поэтому медведя назвали косолапым. Медведь очень сильное животное. Питается грибами, ягодами, орехами, птицами, живущими на земле, и  мелкими животными. Особенно любит полакомиться медом, и даже имя свое получил за это — медведь: ведает, где мед. Осенью он усиленно питается, накапливает жир. С наступлением холодов медведь засыпает в своей берлоге.

10. Логопед загадывает загадку:


Кто зимой холодной

Бродит злой, голодный? (Волк.)

—        Продолжите предложение по смыслу: Волк — это папа в семье волков. Мама — ... (волчица). Дети — ... (волчата).

11. Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом и с помощью суффикса -ищ:

—        У волчицы усы. У волчонка — усики. У волка — усищи. (Аналогично: глаза, нос, хвост.)

—        Какой волк? (Злой, голодный, серый, зубастый, клыкастый, лохматый...)

12. Дидактическая игра «Чье   это?»

13. Рассказ логопеда о волке.

Среди диких животных волк выделяется силой, умом, выносливостью. У волка грубая,

густая шерсть, большая голова, широкий лоб, толстая шея, уши торчат, зубы острые. У волка хорошо  развиты лапы. Они высокие, сильные, имеют крепкие острые когти.У волка прекрасное зрение. Он видит даже в темноте. Слух острый.Может долго охотиться за добычей. И как только она теряет силы и не может бежать, волк сразу нападает на нее. Волк — хищный зверь, питается мясом, но добычей его становятся только слабые,больные животные. Не зря этого хищника называют «санитаром  леса». Живет волк в логове, которое устраивает недалеко от водоема, в глухом месте.

14. Логопед загадывает загадку:

Зверька узнаем мы с тобой

По двум таким приметам:

 Он в шубке беленькой зимой,

А в шкурке серой — летом. (Заяц.)

—        Какой заяц? (Быстрый, трусливый, серый, белый, ловкий...)

15. Дидактическая игра «Скажи   наоборот»: 

черный — белый,

смелый — трусливый,

быстрый — медленный,

веселый — грустный,

умный — глупый,

длинный — короткий.

16. Рассказ логопеда о зайце.

У зайца красивая, пушистая, мягкая шерсть. Во время прыжка заяц выбрасывает вперед сначала длинные задние лапы, а потом передние короткие. Норы не делает. Днем лежит под кустом,  ночью добывает себе пищу. Летом ест траву, зимой — сено, кору деревьев и кустарников. У зайца много врагов: лиса, волк, ястреб,сова, орел. Зимой его спасает белая окраска.

Физическое развитие

Двигательная деятельность

17. Физкультминутка.

Физзарядкой белочке не лень

Заниматься целый день.

С одной ветки, прыгнув влево,

На сучке она присела.

Вправо прыгнула потом,

Покружилась над дуплом.

Влево – вправо целый день

Прыгать белочке не лень.

Социально-коммуникатив-ное развитие

Речевое развитие

Коммуника-тивная деятельность, игровая деятельность

18. Продолжение беседы о диких животных

Логопед загадывает загадку:

Хвост пушистою дугой.

 Вам знаком зверек такой?

Острозубый, темноглазый,

По деревьям любит лазать.

Строит он свой дом в дупле,

Чтобы зверю жить в тепле. (Белка.)

Какая белка? (Быстрая, ловкая, красивая, пушистая, шустра рыжая...)

  • Сосчитайте, сколько белок на картинке? (одна белка, две белки ...\

  • Большая белка — это мама. Как ее называют? (Бельчиха.),маленькие — это дети. Как их называют? (Бельчата.) А один(Бельчонок.)

19. Дидактическая игра «Ч ье   это?»

20. Рассказ логопеда о белке.

Белка — маленький, беззащитный зверек. У нее пушистая,рыжеватая шерстка, выпуклые черные глаза. Большой пушистый хвост, размером с саму белку. На затылке торчат ушки с кисточками. Зубы у белки большие, изогнутые и очень острые. Питается орехами, семенами хвойных деревьев. На зиму она делает в дуплах запасы орехов и желудей, сушит грибы на сучках кустарников. Белка  спасается от врагов только тем, что прячется в густых ветках деревьев и дуплах.

21. Логопед загадывает загадку:

Сердитый недотрога

Живет в глуши лесной.

Иголок очень много,

 А нитки ни одной.(Еж.)

—        Какой еж? (Колючий, сердитый, ловкий, быстрый, смелый, умный...)

—        Назовите его семью. (Еж, ежиха, ежата, ежонок.)

22. Дидактическая игра «Закончи   предложение».

  • Ты увидел в лесу (кого?) ... ежа.
  • Мы любуемся (кем?) ...ежом.
  • Нам понравился (кто?) ... еж.
  • Мы молока дадим (кому?) ...ежу.
  • Я вам рассказала (о ком?) ... о еже.

23. Рассказ логопеда о еже.

Еж — удивительное животное, приспособленное к самым опасным ситуациям. Тело его покрыто жесткими торчащими иголками. При опасности еж свертывается в комочек, и получается игольчатый мячик, за который не возьмешься. Питается зверек жучками, червячками, лягушками. Зимой еж спит в норке под корнем большого дерева.

24. Рассказ логопеда о лосе.

Логопед показывает картинку и рассказывает о лосе.

Лось — очень крупное животное. У него высокие ноги, сравнительно короткое туловище. На большой голове — рога. Окраска лося буровато-черная. Летом лось питается листьями, ягодами, грибами. Зимой, раскапывая снег, ищет сухую траву и ест кору деревьев.

Речевое развитие , художественно-эстетическое развитие

Коммуника-тивная деятельность

  1.  Итог занятия и домашнее задание.

Нарисовать диких животных в тетради.

Социально-коммуникатив-ное развитие

Трудовая деятельность

  1. Трудовые поручения во время НОД.

Материал для закрепления.

I.        Уточнить,

  • почему они называются дикими животными,
  • чем питаются,
  •  как передвигаются,
  • где живут.
  • Знать названия детенышей, семью.
  • Подобрать эпитеты к каждому животному.
  • Составить рассказ о любом животном.

II.        Грамматический строй речи и словообразование.

  • Образование существительных множественного числа именительного и родительного падежей.

Например: волк — волки — волков и т.д.

  • Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом.Например: белка — белочка и т.д.

3.        Образование сложных прилагательных.

Например:

  • У лисы длинный хвост. Какая лиса? — Длиннохвостая.
  • У зайца короткий хвост — ...
  • тонкие лапы — ... ,
  • короткие лапы — ... ,
  • толстые лапы — ... ,
  • длинные уши — ... ,
  • острые уши — ... ,
  • короткие усы — ....

4.        Образование притяжательных прилагательных.


Например:

Нора лисы. Чья нора? — Лисья.

Берлога медведя. — ...

Дупло белки. — ...

Логово волка. — ...

Морда лисы. — ...

Хвост зайца. — ...

  1. Образование существительных с помощью суффикса –ищ


Например:

нос — носище и т.д. (лапы, хвост, усы, глаза, зубы)

  1. Подбор слов-антонимов.

Например:

У лисы длинный хвост, а у зайца короткий хвост.

У медведя толстые лапы, а у лисы ... и т.д.

  1. Согласование числительных с существительными. Дидактическая игра «Сосчитай».

  1. Закрепить употребление предлогов: на, с, вокруг, между, из-за,около.

С этими предлогами составить предложения и записать в тетрадь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматических категорий в старшей логопедической группе для детей с ОНР по теме: «ОСЕНЬ».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ: - обобщить и систематизировать знания детей об осени:дни  становятся короче, холоднее,часто идут дожди,листья на деревьях и кустарниках желтеют, сохнут, опадают;исчезают...

Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматических категорий в старшей логопедической группе Для детей с ОНР по теме: «ФРУКТЫ. САД».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:закрепить и уточнить знания детей о фруктах;закрепить умение детей составлять описательные рассказы;образовывать при­лагательные от существительных, уменьшительно-ласкательные фор&sh...

Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматических категорий в старшей логопедической группе для детей с ОНР по теме: «ОВОЩИ. ОГОРОД».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:закрепить знания детей об овощах;закрепить умение со­ставлять описательные рассказы,образовывать уменьшительно-лас­кательную форму существительных,согласовывать числительные с су...

Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматических категорий в старшей логопедической группе для детей с ОНР по теме: «ЛЕС. ГРИБЫ. ЯГОДЫ».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:- учить детей различать съедобные и несъедобные грибы;- выучить названия некоторых ягод и грибов;-тренировать детей в образовании и употреблении имен существительных в родительном падеже...

Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматических категорий в старшей логопедической группе для детей с ОНР по теме: «Домашние птицы и их детеныши».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:- познакомить детей с названиями домашних птиц и обобщающим словом;-учить правильно называть детенышей домашних птиц;- образовывать множественное число существительных ;- подбирать синон...

Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматических категорий в старшей логопедической группе для детей с ОНР по теме: «Домашние животные и их детеныши».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:- закрепить знания детей о домашних животных, о названиях детенышей и семье;- учить детей образовывать существительные множественного числа и существительные с уменьшительно-ласкательным...

Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматических категорий в старшей логопедической группе по теме: «Дикие животные Якутии и их детеныши».

ЦЕЛЬ: Развитие словаря, грамматического строя речи и связной речи.ЗАДАЧИ: В ходе интегрированной образовательной деятельности необходимо:уточнить знания детей о животных родного края: знать названия, ...