Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматических категорий в старшей логопедической группе для детей с ОНР по теме: «Домашние животные и их детеныши».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Квитка Елена Анатольевна

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:

- закрепить знания детей о домашних животных, о названиях детенышей и семье;

- учить детей образовывать существительные множественного числа и существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

- учить детей подбирать синонимы к словам;

- закрепить обобщающее слово «домашние животные»;

- учить составлять описательные рассказы о домашних животных;

- развивать внимание, память.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматических категорий в старшей  логопедической группе для детей с ОНР

по теме: «Домашние животные и их детеныши». Занятие № 10

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:

В ходе интегрированной образовательной деятельности необходимо:

 - закрепить знания детей о домашних животных, о названиях детенышей и семье;

- учить детей образовывать существительные множественного числа и существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

- учить детей подбирать синонимы к словам;

- закрепить обобщающее слово «домашние животные»;

- учить составлять описательные рассказы о домашних животных;

- развивать внимание, память.

Оборудование: предметные картинки домашних животных.

Речевой материал:  домашние животные, кошка, кот, котята, собака, щенята, корова, бык, телята, коза, козел, козлята, овца, баран, ягнята, конь, лошадь, жеребята, свинья, поросята, кролик, крольчиха, крольчата, голова, туловище, ноги, лапы, хвост, рога, копыта, шерсть, щетина, грива, мяукать, лаять, мычать, мекать, блеять, ржать, хрюкать, будка, конкура, коровник, хлев, свинарник, конюшня, клетка и т.п.

Ход образовательной деятельности:

Образовательная область

Вид деятельности

Содержание деятельности

Речевое развитие

Коммуникативная деятельность

1. Организационный момент.

Сядет тот, кто вспомнит название  животного.

Речевое развитие

Коммуникативная деятельность

2. Загадка.

- Отворилась тихо дверь, и вошел усатый зверь,

Сел у печки, жмурясь сладко,

И умылся серой лапкой.

(кошка).

- Кошка – это кто? Каких еще домашних животных вы знаете? Почему их называют домашними?

Социально-коммуникатив-ное развитие

Речевое развитие

Игровая деятельность

3. Дидактические игры с картинками домашних животных.

- Кто как голос подает?

- Кто где живет?

- Кто чем питается?

- У кого кто?

Социально-коммуникатив-ное развитие

Речевое развитие

Игровая деятельность

4. Подбор существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Игра «Назови ласково».

- Кошка – кошечка

- собака – собачка

- котенок – котеночек

- щенок – щеночек  

 И др.

Социально-коммуникатив-ное развитие

Речевое развитие

Игровая деятельность

5. Подбор существительных множественного числа.

Игра «Один – много».

КОТ – КОТЫ

СОБАКА – СОБАКИ

ОВЦА – ОВЦЫ

ЛОШАДЬ – ЛОШАДИ

КОТЕНОК –КОТЯТА

ЯГНЕНОК – ЯГНЯТА

ЖЕРЕБЕНОК – ЖЕРЕБЯТА

И т.д.

Речевое развитие

Коммуникативная деятельность

6. Подбор синонимов к словам:

КОРОВА – БУРЕНКА

КОШКА – КИСКА, МУРЛЫКА,

ЛОШАДЬ – КОНЬ, СИВКА, САВРАСКА, СКАКУН,

СОБАКА – ПЕС, ШАВКА, МОСЬКА, БАРБОС.

Физическое развитие

Двигательная деятельность

7. Физминутка.

Шли бараны по дороге,
Промочили в луже ноги.
Стали ноги вытирать:
Кто платочком,
Кто тряпицей,
Кто дырявой рукавицей.

Речевое развитие

Коммуникативная деятельность

8. Отгадывание домашних животных по описанию. (загадки).

- Идет, бредет, бородой трясет, травки просит: «Ме-ме-ме, дайте травки вкусной мне!»

(коза).

- С хозяином дружит, дом сторожит, живет под крылечком, а хвост колечком. (собака).

- Спереди пятачок, а сзади – крючок, посредине – спинка, а на ней – щетинка. (свинья).

- По горам, по долам ходит шуба и кафтан.

(баран).

- Мягкие лапки, а в лапках – царапки. (кошка).

- Я большой и я красивый, я бегу – и вьется грива, длинный шелковый хвосток, и копытами – цок-цок! (конь).

ОБОБЩЕНИЕ _ - ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ.

Речевое развитие

Коммуникативная деятельность

9. Составление описательного рассказа о домашнем животном по плану или опорной схеме.

  1. Кто это?
  2. В какой группе относится?
  3. Где живет?
  4. Внешний вид.
  5. Чем питается?
  6. Какую пользу приносит?
  7. Кто у него детеныши?
  8. Какие рассказы, сказки и стихи об этом домашнем животном ты знаешь?

Речевое развитие

Коммуникативная деятельность

10. Составление рассказа логопедом, детьми.

Речевое развитие

Коммуникативная деятельность

11. Домашнее задание, оценка работы детей, итог занятия.

Социально-коммуникатив-ное развитие

Трудовая деятельность

Трудовые поручения во время НОД.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматических категорий в старшей логопедической группе для детей с ОНР по теме: «ОСЕНЬ».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ: - обобщить и систематизировать знания детей об осени:дни  становятся короче, холоднее,часто идут дожди,листья на деревьях и кустарниках желтеют, сохнут, опадают;исчезают...

Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматических категорий в старшей логопедической группе Для детей с ОНР по теме: «ФРУКТЫ. САД».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:закрепить и уточнить знания детей о фруктах;закрепить умение детей составлять описательные рассказы;образовывать при­лагательные от существительных, уменьшительно-ласкательные фор&sh...

Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматических категорий в старшей логопедической группе для детей с ОНР по теме: «ОВОЩИ. ОГОРОД».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:закрепить знания детей об овощах;закрепить умение со­ставлять описательные рассказы,образовывать уменьшительно-лас­кательную форму существительных,согласовывать числительные с су...

Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматических категорий в старшей логопедической группе для детей с ОНР по теме: «ЛЕС. ГРИБЫ. ЯГОДЫ».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:- учить детей различать съедобные и несъедобные грибы;- выучить названия некоторых ягод и грибов;-тренировать детей в образовании и употреблении имен существительных в родительном падеже...

Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматических категорий в старшей логопедической группе для детей с ОНР по теме: «Дикие животные и их детеныши».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:уточнить знания детей о животных: знать названия, их  внешние признаки, повадки, как передвигаются, чем питаются, где живут и т.д.;образовывать сложные прилагательные, притяжа­т...

Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматических категорий в старшей логопедической группе для детей с ОНР по теме: «Домашние птицы и их детеныши».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:- познакомить детей с названиями домашних птиц и обобщающим словом;-учить правильно называть детенышей домашних птиц;- образовывать множественное число существительных ;- подбирать синон...

Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматических категорий в старшей логопедической группе по теме: «Дикие животные Якутии и их детеныши».

ЦЕЛЬ: Развитие словаря, грамматического строя речи и связной речи.ЗАДАЧИ: В ходе интегрированной образовательной деятельности необходимо:уточнить знания детей о животных родного края: знать названия, ...