Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматических категорий в старшей логопедической группе для детей с ОНР по теме: «Перелетные птицы».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Квитка Елена Анатольевна

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:

            - активизировать словарь детей по теме «перелетные птицы»;

- учить детей образовывать и употреблять приставочные глаголы и различные предлоги;

- развивать умение составлять простые предложения;

- упражнять детей в образовании имен существительных с уменьшительно-ласкательным значением;

- закреплять умение согласовывать имена существительные с именами числительными;

- воспитывать у детей интерес к поведению пернатых обитателей природы, бережное отношение к ним.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon no_7._starshaya_gruppa._pereletnye_ptitsy.doc611.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматических категорий в старшей  логопедической группе для детей с ОНР

по теме: «Перелетные птицы». Занятие № 7

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:

В ходе интегрированной образовательной деятельности необходимо:

        - активизировать словарь детей по теме «перелетные птицы»;

- учить детей образовывать и употреблять приставочные глаголы и различные предлоги;

- развивать умение составлять простые предложения;

- упражнять детей в образовании имен существительных с уменьшительно-ласкательным значением;

- закреплять умение согласовывать имена существительные с именами числительными;

- воспитывать у детей интерес к поведению пернатых обитателей природы, бережное отношение к ним.

ОБОРУДОВАНИЕ: 

- макет березы и скворечника;

- предметные картинки с изображением перелетных птиц;

- вырезанные по контуру из картона скворец и ласточка

Образовательная область

Вид деятельности

Содержание деятельности

Речевое развитие  Социально-коммуникатив-ное развитие

Коммуника-тивная деятельность, Игровая деятельность

1.  Организационный момент.

ИГРА «ЧЕТВЕРТЫЙ ЛИШНИЙ»

Ворона, воробей, ласточка, голубь

-Какая картинка здесь лишняя и почему?

(ласточка – это перелетная птица, остальные – зимующие).

Речевое развитие

Коммуника-тивная деятельность

2. Рассказ логопеда о птицах. 

- Сегодня на занятии мы поговорим о перелетных птицах.

ПТИЦЫ.

 

Где бы ты ни гулял – по берегу моря, в деревне или в городском парке – повсюду ты встретишь птиц. Почти все они умеют летать. Птицы – это животные с перьями и крыльями. Перья помогают сохранять тепло и придают птицам их неповторимую окраску. Птицы часто охорашиваются, то есть чистят перья, втирая в них свой жир. Они также вырывают старые перья там, где растут новые.

Птицы живут в гнездах. Обычно они строят гнезда из листьев, веточек и травы, но некоторые птицы живут в кучках камней. Самка откладывает яйца, а потом высиживает их, грея своим телом, пока не вылупятся птенцы.

Осенью перелетные птицы собираются в стаи и улетают на юг, чтобы там перезимовать. К перелетным птицам относятся ласточки, стрижи, грачи, зяблики, скворцы, журавли и др.

 А когда зимние морозы закончатся, они вернутся обратно.

ПОТОМ ПРОВОДИТСЯ БЕСЕДА ПО РАССКАЗУ, еще раз уточняется понятие «перелетные птицы», дети запоминают перелетных птиц.

Социально-коммуникатив-ное развитие Речевое развитие

Игровая деятельность, Коммуника-тивная деятельность

3. Игра «Где птичка» .

Для этой игры используется макет березы (или любого другого дерева) и скворечника (или гнезда), а так же вырезанные из картона скворец и ласточка.

- Весной из теплых стран к нам возвращаются ласточки и скворцы. Посмотрите, ребята, вот и к нам прилетели эти птички. Давайте с ними поиграем.

Логопед передвигает птиц, а детей просит сказать, где они сейчас находятся, помогает им наводящими вопросами:

- С чего слетела ласточка?

- Из чего вылетел скворец?

- К чему поделетел скворец?

- Около чего сидит ласточка?

 И.т.д.

( Ласточка сидит на березе.

Ласточка слетела с березы.

Скворец залетел в скворечник.

Скворец вылетел из скворечника.

Скворец подлетел к березе.

Скворец отлетел от березы.

Ласточка перелетела с ветки на ветку.

Ласточка облетела вокруг скворечника.

Ласточка и скворец сидят на березе.

Ласточка и скворец сидят под березой. )

И т.д.

Социально-коммуникатив-ное развитие Речевое развитие

Игровая деятельность

4. Игра «Сколько птичек улетело?» (Игра «1-3-5)

Холодной осенью перелетные птицы отправляются в теплые края, чтобы там  перезимовать.

Это и журавли, и ласточки, и зяблики, и скворцы, и грачи.

Давайте посчитаем, сколько птиц летит на юг???

Считаем: 1 журавль – 3 журавля – 5 журавлей

              (ласточка, зяблик, скворец и др.)

Физическое развитие

Двигательная деятельность

5. Физкультминутка «ОСЕНЬ».

Опустел скворечник,

Улетели птицы,            (дети машут руками, как крыльями),

Листьям на деревьях

Тоже не сидится          (приседают).

Целый день сегодня

Все летят, летят         (дети идут по кругу, машут руками)

Видно, тоже в Африку

Улететь хотят              (дети бегут по кругу).

(И. Токмакова)

Социально-коммуникатив-ное развитие Речевое развитие

Игровая деятельность

6. Игра «Назови части тела птицы»

Логопед указывает на различные части тела птицы, дети их называют :

 У птиц есть голова.

У птиц есть две лапы.

У птиц есть два крыла.

У птиц есть хвост.

У птиц есть клюв.

Тело птиц покрыто перьями.

 Социально-коммуникатив-ное развитие Речевое развитие

Игровая деятельность

7. Игра «Назови ласково»

Логопед предлагает детям назвать части тела птиц ласково.

Голова  - головка

Лапы – лапки

Крыло – крылышко

Хвост – хвостик

Клюв – клювик

Перо – перышко.

Речевое развитие

Коммуника-тивная деятельность

8. Итог занятия и домашнее задание.

- Назовите перелетных птиц. Почему они так называются? Когда птицы улетают на юг? А когда они вернутся?

Домашнее задание – составить с мамой рассказ по плану о перелетной птице, записать его и выучить (если не будет еще одного занятия по развитию связной речи по данной теме).

Социально-коммуникатив-ное развитие

Трудовая деятельность

Трудовые поручения во время НОД.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматических категорий в старшей логопедической группе для детей с ОНР по теме: «ОСЕНЬ».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ: - обобщить и систематизировать знания детей об осени:дни  становятся короче, холоднее,часто идут дожди,листья на деревьях и кустарниках желтеют, сохнут, опадают;исчезают...

Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматических категорий в старшей логопедической группе Для детей с ОНР по теме: «ФРУКТЫ. САД».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:закрепить и уточнить знания детей о фруктах;закрепить умение детей составлять описательные рассказы;образовывать при­лагательные от существительных, уменьшительно-ласкательные фор&sh...

Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматических категорий в старшей логопедической группе для детей с ОНР по теме: «ОВОЩИ. ОГОРОД».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:закрепить знания детей об овощах;закрепить умение со­ставлять описательные рассказы,образовывать уменьшительно-лас­кательную форму существительных,согласовывать числительные с су...

Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматических категорий в старшей логопедической группе для детей с ОНР по теме: «ЛЕС. ГРИБЫ. ЯГОДЫ».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:- учить детей различать съедобные и несъедобные грибы;- выучить названия некоторых ягод и грибов;-тренировать детей в образовании и употреблении имен существительных в родительном падеже...

Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматических категорий в старшей логопедической группе для детей с ОНР по теме: «Дикие животные и их детеныши».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:уточнить знания детей о животных: знать названия, их  внешние признаки, повадки, как передвигаются, чем питаются, где живут и т.д.;образовывать сложные прилагательные, притяжа­т...

Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматических категорий в старшей логопедической группе для детей с ОНР по теме: «Домашние птицы и их детеныши».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:- познакомить детей с названиями домашних птиц и обобщающим словом;-учить правильно называть детенышей домашних птиц;- образовывать множественное число существительных ;- подбирать синон...

Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматических категорий в старшей логопедической группе для детей с ОНР по теме: «Зима, зимующие птицы»

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:- учить детей подбирать однокоренные слова;- учить детей образовывать глаголы прошедшего времени;- учить детей образовывать прилагательные и существительные с помощью суффиксов с уменьши...