Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматических категорий в старшей логопедической группе для детей с ОНР по теме: «Зима, зимующие птицы»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Квитка Елена Анатольевна

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:

- учить детей подбирать однокоренные слова;

- учить детей образовывать глаголы прошедшего времени;

- учить детей образовывать прилагательные и существительные с помощью суффиксов с уменьшительно-ласкательным значением;

- расширить словарь по теме;

- развивать логическое мышление, внимание;

- развивать умение подбирать имена существительные к прилагательным;

- воспитывать интерес к изменениям, происходящим в природе и к обитателям природы, желание защищать и оберегать их.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon no_13_tarshaya_gruppa._zima_zimuyushchie_ptitsy.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматических категорий в старшей   логопедической группе для детей с ОНР

по теме: «Зима, зимующие птицы». Занятие № 13

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:

В ходе интегрированной образовательной деятельности необходимо:

- учить детей подбирать однокоренные слова;

- учить детей образовывать глаголы прошедшего времени;

- учить детей образовывать прилагательные и существительные с помощью суффиксов с уменьшительно-ласкательным значением;

- расширить словарь по теме;

- развивать логическое мышление, внимание;

- развивать умение подбирать имена существительные к прилагательным;

- воспитывать интерес к изменениям, происходящим в природе и к обитателям природы, желание защищать и оберегать их.

 Оборудование: сюжетная картинка «Зима», предметные картинки зимующих птиц, клубок белых ниток.

Ход НОД.

Образова-тельная область

Вид деятельности

Содержание деятельности

Речевое развитие

коммуникативная деятельность

  1. Организационный момент.

Игра «Какие слова подходят к картинке».

На доске выставлена картинка «Зима», логопед называет разные слова, а дети хлопают в ладоши, если слово подходит к картинке.

Слова: Снег, горка, снежный ком, лето, пляж, зима, мороз, босоножки, снегири и др.

Речевое развитие

Коммуникативная деятельность

  1. Тема НОД.

Логопед держит в руках белый клубок ниток.

- Ребята, на что похож этот клубок?  - На снежный ком.

-Правильно, сегодня у нас не простое занятие – мы будем играть со снежным комком.

Логопед кладет комочек на тарелку с нарисованными стрелками и заданиями  - где остановится клубочек – то задание и выполняем.

- Все задания будут про ЗИМУ!

Речевое развитие

Коммуникативная деятельность

  1. Вводная беседа.

Логопед рассказывает детям о ЗИМЕ.

Зима.

Белая и холодная пришла зима на землю, с глубокими снегами, трескучими морозами и вьюгами.

 Небо покрыто серыми облаками, часто идет снег. Он белого цвета, непрозрачный, рыхлый, сыпучий.

В безветренную погоду снег падает на землю медленно, спокойно и покрывает все вокруг ровным слоем.

НО стоит подуть ветру, как заметет, закружит метель, оставляя высокие сугробы.

Лес утонул в снегу. Деревья и кустарники стоят голые, только хвойные деревья по-прежнему зеленеют. На деревьях в это время года лежит снег, он надежно защищает их от холода.

Ручьи, реки, озера зимой скованы льдом. Лед бесцветный, прозрачный, хрупкий.

Трудно зимой птицам и животным. Хоть и спасает их пушистая шерсть и плотные перья от лютой стужи, нередко бывает им голодно . Поэтому зверей и птиц зимой надо подкармливать. Для этого люди развешивают на деревьях  кормушки, насыпают корм, а около мест обитания диких животных раскладывают сено, морковь, капусту.

С наступлением зимних холодов люди начинают одеваться теплее, чем осенью. И все ждут наступления весны.

Речевое развитие

коммуникативная деятельность

  1. Развитие лексико-грамматических категорий.

Логопед:

Снежный комочек начинает свой путь.

Покатился снежный ком,

Для себя нашел он дом.

В доме том живет загадка.

Подберите к ней отгадку.

Чем покрыта зимой земля? –СНЕГОМ.

- Правильно. У слова снег есть родственники, а какие это слова – мы сейчас узнаем!

Подбор однокоренных слов к слову СНЕГ по картинкам – СНЕЖОК, СНЕГОВИК, СНЕГИРИ, СНЕЖИНКА, СНЕЖНЫЙ КОМ, СНЕГУРОЧКА, СНЕГОПАД.

Социально-коммуникатив-ное развитие   Речевое развитие

Игровая деятельность

  1. Игра «А что вчера».

(снежный ком катится дальше, стихотворение то же) .

Упражнение детей в образовании глаголов в форме прошедшего времени.


Сегодня снег блестит, а вчера
…. БЛЕСТЕЛ.

Сегодня снег падает, а вчера … ПАДАЛ.

Сегодня снег сверкает, а вчера … СВЕРКАЛ.

Сегодня снег тает, а вчера … ТАЯЛ.

Сегодня снег хрустит, а вчера … ХРУСТЕЛ.

Сегодня снег идет, а вчера… ШЕЛ.

Социально-коммуникатив-ное развитие  Речевое развитие

Игровая деятельность

  1. Игра «Подбери предмет».

(комочек катится дальше – следующее задание, стих тот же).

Придумать как можно больше слов, отвечающих на вопрос КТО? Или ЧТО?

НАСТУПАЕТ … ЧТО?  - ЗИМА.

ЛЕЖИТ … ЧТО? – СНЕГ.

ВАЛИТ …ЧТО? – СНЕГ.

КРУЖАТСЯ … ЧТО? –СНЕЖИНКИ.

СВИЩЕТ …ЧТО? – ВЕТЕР.

КАТАЮТСЯ …КТО? – ДЕТИ, МАЛЫШИ.

БУШУЕТ … ЧТО? – БУРЯ.

ЛЕПЯТ … КТО? – ДЕТИ

ЛЕПЯТ …ЧТО? – СНЕВИКА, СНЕЖНЫЙ КОМ, ГОРКУ.

ЗАМЕРЗАЕТ …ЧТО? – РЕЧКА, ОЗЕРО, ПРУД

СЪЕЖИЛИСЬ …КТО? –СНЕГИРИ, ВОРОБЬИ, СИНИЧКИ.

БЛЕСТИТ ..,ЧТО? – СНЕГ

И т.д.

Физическое развитие

Двигательная деятельность

  1. Физкультминутка.

«Снеговик».

Давай, дружок, смелей, дружок, кати по снегу свой снежок (дети идут по кругу и «катят» впереди себя снежки),

Он превратился в толстый ком («рисуют» руками в воздухе ком),

И станет ком снеговиком. («рисуют» снеговика)

Его улыбка так светла!! (показывают руками улыбку на лице)

Два глаза, шляпа, нос, метла! (показывают глаза, прикрывают голову ладошкой, показывают нос, встают прямо, держат воображаемую метлу).

Социально-коммуникатив-ное развитие Речевое развитие

Игровая деятельность

  1. Игра «4 лишний»

(комок катится дальше  - новое задание) .

Найди лишнюю птицу, которую не встретишь зимой у кормушки.

СОРОКА, ВОРОНА, СКВОРЕЦ, ВОРОБЕЙ.

СИНИЦА, СНЕГИРЬ, ДЯТЕЛ, ЖУРАВЛЬ.  И др.

Ответы: Скворец, журавль.

Почему этих птиц мы не встретим у кормушки?

- А как нужно заботиться о тех птицах, которые остаются зимовать?

- А как мы их называем? ЗИМУЮЩИЕ.

Речевое развитие

Коммуникативная деятельность

  1. Рассказ логопеда о зимующих птицах.

Птицы, которые остаются зимовать или прилетают к нам на зимовку с севера называются ЗИМУЮЩИЕ. Многие птицы зимой держаться стайками, которые перелетают с места на место в поисках пищи.

Особенно заметны стайки мелких птиц – синиц, снегирей, воробьев.

Каждый вечер, в сумерки, они летят на ночлег в сады или парки с высокими деревьями. Длинную зимнюю ночь птицы проводят по разному. Вороны и галки ночуют большими стаями на деревьях в парках, садах, рощах, распушив перья и прижавшись друг к другу. Синицы, дятлы, корольки укрываются от холода в дуплах. В кроне густых елок ночуют снегири.

Зимой птицы жмутся к человеческому жилью. Ведь зима страшна птицам голодом, а не холодом. Поэтому зимой обязательно нужно подкармливать птиц.

Социально-коммуникатив-ное развитие Речевое развитие

Игровая деятельность

  1. Игра «Сосчитай птиц».

Согласование количественных прилагательных  с существительными.

Один воробей, два воробья, три воробья, четыре воробья, пять воробьев.

И т.п.

(СОВА, ГОЛУБЬ, СНЕГИРЬ, СИНИЦА)

Социально-коммуникатив-ное развитие Речевое развитие

Игровая деятельность

  1. Игра «Большой – маленький».

Образование имен существительных и прилагательных с уменьшительно-ласкательным значением.

Зимующие птицы отличаются друг от друга окраской перьев, строением клюва, и конечно же размером – есть большие птицы, а есть совсем крохотные.

Острый клюв – остренький клювик.

Тонкие лапы – тоненькие лапки.

Длинная шея – длинненькая шейка.

Белая грудь – беленькая грудка.

Черное крыло – черненькое крылышко.

Толстая шея – толстенькая шейка.

Короткий хвост – коротенький хвостик.

Светлые перья – светленькие перышки.

Социально-коммуникатив-ное развитие Речевое развитие

Игровая деятельность

  1.  Игра «Угадай птичку».

Шустрый, быстрый, ловкий, драчливый, боевой, смелый. (ВОРОБЕЙ).

Красногрудый, ленивый, грустный, малоподвижный. (СНЕГИРЬ).

Желтогрудая, тонкая, юркая, веселая, умная. (СИНИЦА).

Красноголовый, большой, умный, зимующий. (ДЯТЕЛ)

Большеглазая, сонная, ночная, малоподвижная, зимующая (СОВА). 

Речевое развитие

Коммуникативная деятельность

  1. ИТОГ ЗАНЯТИЯ, ОЦЕНКА РАБОТЫ ДЕТЕЙ.

Речевое развитие

Коммуникативная деятельность

  1. Домашнее задание.

Составить рассказ о зимующей птице по плану.

А) название

Б) цвет, части тела

В) чем покрыто

Г) голос

Д) чем питается

Е) как передвигается

Ж) жилище

З) детеныши

И) польза.

Социально-коммуникатив-ное развитие

Трудовая деятельность

  1. Трудовые поручения во время НОД


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматического строя речи в старшей логопедической группе для детей с онр по теме «ДЕРЕВЬЯ»

Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматического строя речи  в старшей   логопедической группе для детей с онр по теме:  «ДЕРЕВЬЯ»...

Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматического строя речи в старшей логопедической группе для детей с ОНР по теме: «Детский сад».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:Познакомить детей с нахождением, назначением и названием комнат и групп в детском саду,Закрепить названия и назначение предметов, находящихся в групповой комнате,Выучить имена, отчества ...

Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматического строя речи в старшей логопедической группе для детей с ОНР по теме: «Игрушки».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:уточнить с детьми названия игрушек, способы игры с ними;научить выделять составные части, форму, цвет, материал;образовывать существительные родительного падежа, существитель­ные с у...

Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматического строя речи в старшей логопедической группе для детей с ОНР по теме: «Моя семья».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:расширить знания детей по теме: «Семья»,закрепить понятие о родственных отношениях в семье,учить согласовывать существительные с прилагательными, образовывать и правильно упо...

Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматического строя речи в старшей логопедической группе для детей с ОНР по теме: «Продукты питания».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:Закрепить знания детей о том, что пищу готовят повара на кухне, названия блюд завтрака, обеда, ужина;Закрепить названия продуктов, из которых готовят первые, вторые и третьи блюда,Активи...

Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматического строя речи в старшей логопедической группе для детей с ОНР по теме: «Посуда».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:- закрепить знания детей названий посуды;- учить называть и различать кухонную, столовую и чайную посуду; называть части посуды и внешние признаки;- учить детей образовывать слова с умен...

Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматического строя речи в старшей логопедической группе для детей с ОНР по теме: «Профессии».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:- учить детей называть профессии по месту работы или роду занятия;- закреплять у детей употребление имен существительных в творительном падеже;- упражнять в образовании имен существитель...