Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматического строя речи в старшей логопедической группе для детей с ОНР по теме: «Моя семья».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Квитка Елена Анатольевна

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:

  1. расширить знания детей по теме: «Семья»,
  2. закрепить понятие о родственных отношениях в семье,
  3. учить согласовывать существительные с прилагательными, образовывать и правильно употреблять притяжательные прилагательные, образовывать антонимы и синонимы,
  4. учить составлять сложносочиненные предложения с союзом А и описательные рассказы по картине,
  5. развивать память и внимание, моторику пальцев рук. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon no_16_starshaya_gruppa._moya_semya.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматического строя речи  в старшей   логопедической группе для детей с ОНР по теме: «Моя семья». Занятие № 16

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:

В ходе непосредственно образовательной деятельности необходимо:

  1. расширить знания детей по теме: «Семья»,
  2. закрепить понятие о родственных отношениях в семье,
  3. учить согласовывать существительные с прилагательными, образовывать и правильно употреблять притяжательные прилагательные, образовывать антонимы и синонимы,
  4. учить составлять сложносочиненные предложения с союзом А и описательные рассказы по картине,
  5. развивать память и внимание, моторику пальцев рук.  

ОБОРУДОВАНИЕ:

  • Сюжетная картинка «Семья», предметные картинки.

РЕЧЕВОЙ МАТЕРИАЛ:

  • Семья, родители, родственники, дети, мама, папа, бабушка, дедушка, сын, дочь, сестра, брат, внук, внучка,
  • Родная, любимая, заботливая, старшие, младшие, молодые, старые, ласковая, стройная, умная, красивая, внимательная, серьезная и др.

Образовательная область

Вид деятельности

Содержание деятельности.

Речевое развитие

Коммуникативная деятельность

  1. Организационный момент.

Сядет на место тот, кто правильно назовет свое имя и фамилию.

Речевое развитие

Коммуникативная деятельность

  1. Рассматривание картины «Семья».

Беседа по вопросам:

- Кого вы видите на картине?

- Как можно назвать их одним словом?

- С кем ты живешь?

- Сколько человек в твоей семье?

- Назови членов своей семьи?

- Кто самый младший? Старший?

Речевое развитие

Социально-коммуникативное развитие

Коммуникативная деятельность, Игровая деятельность

  1. Дидактические игры.

Игра «Подбери признак».

Мама (какая?) – добрая, веселая, заботливая….

Бабушка (какая?) –

Дедушка (какой?) –

Брат (какой?) –

 Папа (какой?) –

Игра «Чей, чья, чьё, чьи?»

- Ты чей? (мамин, папин, бабушкин….)

- Ты чья? Шапка чья? (мамина, папина, дедушкина….)

- Пальто чьё?

- Варежки чьи?

Игра «Скажи наоборот».

- Старший - …

Большой - ….

Молодой - ….

Старше - …

И т.д.

Игра «Подбери похожее словечко» (подбор синонимов).

 Мальчик – мальчишка, мальчуган, парнишка, паренек, хлопец, хлопчик, пацан.

Отец – папа, папаня, папенька, родитель, батя, батюшка,

Ребенок – малыш, крошка, дитя, карапуз, чадо, кровинка,

Дедушка – дед, старик, дедок, предок,

Бабушка – бабка, баба, бабуся, старушка.

Физическое развитие

Двигательная деятельность

  1. Физкультминутка

Пальчиковая игра «Моя семья».

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – я
Вот и вся моя семья.

Руки держат сжатыми в кулачки, в такт стихотворения пальчики разгибают начиная с большого.

Речевое развитие

Коммуникативная деятельность,

  1. Игра «Кто с кем?»

- Бабушка с внучкой,

- Мама с дочкой,

- Папа с сыном,

- Дедушка с внуком,

- Сестра с братом и др.

Речевое развитие

Коммуникативная деятельность

  1. Закрепление понятия о родственных отношениях в семье.

Назвать ФИО себя, каждого члена семьи, домашний адрес, профессию и место работы родителей.

Речевое развитие

Коммуникативная деятельность, Продуктивная деятельность

  1. Составление рассказа о своей семье или по картине «Семья» по опорным вопросам.

Кого вы видите на картинке?

Как назвать их одним словом?

Сколько в этой семье человек?

Кто самый старший?

Кто самый младший?

Чем они занимаются?

Какая часть суток изображена на картинке?

Пример рассказа логопеда или «сильного ребенка».

На картинке изображены люди: мама, папа, бабушка, дедушка, сын и дочка. Это одна семья. В этой семье 6 человек. Самый старший здесь дедушка Петя, а самый младший – сынок Рома. Эта семья празднует день рождения дочери Вики. Ей исполнилось 6 лет. На картине изображен вечер.

Рассказы детей по картинке или про свою семью.

Например: Моя семья состоит из 3 человек. Это мама Оля, папа Саша и я – их дочка Вика. Еще у меня есть бабушка Валя и дедушка Юра. Но они живут отдельно от нас. Самый старший в нашей семье – это дедушка Юра,  ему 74 года. А самая младшая – я. Мне 6 лет.

Итог занятия.

Социально-коммуникативное развитие

Трудовая деятельность

  1. Трудовые поручения в ходе НОД.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматического строя речи в старшей логопедической группе для детей с онр по теме «ДЕРЕВЬЯ»

Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматического строя речи  в старшей   логопедической группе для детей с онр по теме:  «ДЕРЕВЬЯ»...

Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматического строя речи в старшей логопедической группе для детей с ОНР по теме: «Детский сад».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:Познакомить детей с нахождением, назначением и названием комнат и групп в детском саду,Закрепить названия и назначение предметов, находящихся в групповой комнате,Выучить имена, отчества ...

Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматического строя речи в старшей логопедической группе для детей с ОНР по теме: «Игрушки».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:уточнить с детьми названия игрушек, способы игры с ними;научить выделять составные части, форму, цвет, материал;образовывать существительные родительного падежа, существитель­ные с у...

Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматического строя речи в старшей логопедической группе для детей с ОНР по теме: «Продукты питания».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:Закрепить знания детей о том, что пищу готовят повара на кухне, названия блюд завтрака, обеда, ужина;Закрепить названия продуктов, из которых готовят первые, вторые и третьи блюда,Активи...

Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматического строя речи в старшей логопедической группе для детей с ОНР по теме: «Посуда».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:- закрепить знания детей названий посуды;- учить называть и различать кухонную, столовую и чайную посуду; называть части посуды и внешние признаки;- учить детей образовывать слова с умен...

Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматического строя речи в старшей логопедической группе для детей с ОНР по теме: «Профессии».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:- учить детей называть профессии по месту работы или роду занятия;- закреплять у детей употребление имен существительных в творительном падеже;- упражнять в образовании имен существитель...

Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматического строя речи в старшей логопедической группе для детей с ОНР по теме: «Зима: обобщение по теме».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ: - обобщить  знания детей о зиме, её приметах, уточнить названия зимних месяцев.- формировать знания детей о приметах зимы с опорой на дидактическую игру «Что бывает зимо...