Главные вкладки

    Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматического строя речи в старшей логопедической группе для детей с онр по теме «ДЕРЕВЬЯ»
    план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

    Гусенкова Татьяна Ермахановна

    Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматического строя речи  в старшей   логопедической группе

    для детей с онр по теме:  «ДЕРЕВЬЯ»

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматического строя речи  в старшей   логопедической группе

    для детей с онр по теме:  «ДЕРЕВЬЯ»

    Цели и задачи

    В ходе непосредственно образовательной деятельности необходимо:

    • Активизировать словарь существительных, прилагательных, глаголов по теме «Деревья»  
    • Учить образовывать относительные прилагательные,  
    • Упражнять в правильном употреблении предлогов  НА, ПОД,
    • в образовании множественного числа существительных  в родительном падеже, в образовании  существительных с  уменьшительно-ласкательными суффиксами;
    • Развивать фонематические процессы слуховое  внимание и восприятие, память
    • Развивать мелкую, общую моторику.
    • Формировать память и мышление.
    • Расширять кругозор.
    • Воспитывать любознательность, взаимопомощь.

    Оборудование

    • Музыкальные инструменты: дудочка, трещётка, колокольчик, свисток, погремушки, бубен, палочки, колотушка;
    • Предметные картинки: деревья,  берёза, клён, рябина, липа, дуб,
    • Панно к д/игре «Один-много»
    • Листья деревьев берёзы, клёна, рябины, липы, дуба, осины, ивы
    • Шишки,  жёлуди, грибы, ели, пень
    • Наборное полотно
    • Стульчики по количеству детей

    Предварительная работа:

    -Познавательное занятие воспитателя по теме  «Деревья»,

    -Целевая прогулка в парк,

    - рассматривание иллюстраций

       

    ХОД ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

    Образовательная область

    Вид деятельности

    Содержание деятельности.

    Речевое развитие

    Речевая  деятельность

    1. Организационный момент

    Здравствуйте, дети!

    -Ребята, у нас сегодня гости. Посмотрите, какие ласковые и добрые лица у наших гостей. Давайте и мы улыбнемся им.

     Оргмомент.

    Игра «Угадай, что звучит?»

     Инструкция: «Слушайте  внимательно,  скажите, что звучит».

    Детям предлагается определить на слух, какой из инструментов звучит: бубен, погремушка, колокольчик.

    - Назовите эти инструменты (погремушка, колокольчик, бубен)

    Логопед: Я предлагаю вам сделать дых. упражнение, которое называется «Листочек».

    Физическое развитие

    Двигательная деятельность

    2. Дыхательное упражнение «Листочек»

    Логопед:  Осенью много красок у нас под ногами. Это опавшие листья. И ваши ладошки похожи на листочек ю. Покажите их. Сделайте глубокий вдох носом, на выдохе произнесите «Ах! » с восклицательной интонацией, и сдуйте листок -ладошку . (Дети повторяют упражнение 3-4 раза, логопед следит за правильностью вдоха и выдоха).

    Речевое развитие

    Речевая деятельность

    II Введение в тему.

    - Рассмотрим инструменты, из чего они сделаны? (из дерева)

    - Возьмите только деревянные. Почему они так называются? (они сделаны из дерева)

    - Что еще вокруг сделано из дерева, деревянное? (деревянный стол, деревянный стул)

    Логопед: Вот и поговорим сегодня о деревьях, раз вокруг так много деревянного.

    На наборном полотне выставлены 4  дерева.

    -Рассмотрите картинки назовите каждый предмет (берёза, клён, рябина..)

    - Назовите одним словом что это? (деревья).

    - Какие деревья вы ещё знаете? (липа, дуб, сосна, и т.д.)

    По мере называния логопед выставляет картинки.

    - Где растут деревья? (в лесу, в саду, в парке, на улице)

    - Мы были с вами в саду, в огороде, а вот в лес ещё не ходили. Хотите? (да)

    - Поедем мы на поезде.

     

    Речевое развитие

    Речевая деятельность

    III Образование существительных с  уменьшительно-ласкательными суффиксами

    Игра “Назови ласково”

    - Сядет в вагон тот, кто назовет дерево ласково

    Рябина - рябинка

    Береза - березка

    Осина - осинка

    Ель - елочка

    Сосна - сосенка

    Клен - кленок

    Дуб - дубок

    Тополь - тополек

    Дерево - деревце

    Ветка - веточка

    Лист - листочек

    -Молодцы, все заняли свои места? Отправляемся.

    Поезд наш едет, колеса стучат,

    В лес, он везет хороших ребят.

    Социально-коммуникативное развитие

    Игровая деятельность, речевая деятельность

    IV   Образование множественного числа существительных  в родительном падеже

    Игра « Один - много»

    - Посмотрите  в окно вагона,  вдали  виден лес.

    -Назовите чего много в лесу? (много берёз, много рябин, много,  много осин, деревьев,  берез, дубов, клёнов и т.д.)

    -Внимание остановка, выходите из вагона

    -По узкой тропинке мы шагаем, тут корни деревьев и ноги мы с вами высоко поднимаем.

     -Мы пришли на полянку

    -Чего много на поляне? (много ёлок, листьев, грибов, шишек, желудей.)

    - чего много в лесу?

    Социально-коммуникативное развитие

    Игровая деятельность, речевая деятельность

    V.   Образование относительных прилагательных

    Игра « Какой лист?».

    - Осенью ветер срывает с деревьев листья. Листья кружатся и падают на землю. Как называется это явление? (листопад)

    -Возьмите тот лист, который вам нравится больше всех.

    -У меня лист клена, он называется кленовый лист.

    -У тебя какой лист? Назови!

    - А у тебя? (с липы - липовый)

    А у тебя? (с рябины - рябиновый)……

     (дубовый, рябиновый, липовый, березовый)

    - С  каких деревьев упали ваши листья.

    -Мой лист упал с клена, а у тебя? (с дуба, липы, рябины, с клена)

    Физическое развитие

    Двигательная деятельность

    VI.  Физминутка.

    - Поиграем  с листочками .

    Станем мы деревьями сильными, большими

    Ноги - это корни, их расставим шире,

    Тело ствол могучий и чуть-чуть качается

    И своей верхушкой в небо упирается

    Руки это ветви, крону образуют.

    А на ветках листья.

    Листья осенние тихо кружатся,

    Падают листья, на землю ложатся,

    И под ногами шуршат, шелестят,

    Будто опять закружиться хотят

    - Что делали листочки? (висели, летели, кружились, падали, шуршали, шелестели)

    - Как называется  явление, когда падают листья? (листопад)

    Социально-коммуникативное развитие

    Игровая деятельность, речевая деятельность

    VII . Употреблении предлогов  НА, ПОД,

    Игра «Где прячется лист?»

    -Мой кленовый  лист любит играть в прятки.

    -Лёг на грибок,  спрячется под грибок

    - Куда спрятался листок?

    На  ёлке,  под ёлкой.

    На пне и т.д.

    И ваши листья умеют прятаться?

    - Положите на гриб

    -Куда спрятался листок?

    -Под гриб

    -А сейчас, где листок?

    -На ёлку

    --Куда спрятался листок?

    -Под ёлку

    А сейчас, где листок?

    IX.. Фонопедическое упражнение

    Логопед: Молодцы! А давайте теперь с вами споём как листочки.

    Осенние листочки на веточке сидят,

    Осенние листочки детям говорят:

    Осиновый – А-А-А,

    Рябиновый – И-И-И,

    Березовый – О-О-О,

    Дубовый – У-У-У,

    (Пропевание гласных) .

    Подуй на листочек.

    (Дети 3-4 раза дуют на руки - «листья», не раздувая щек) .

    Очень хорошо!

    Речевое развитие

    Речевая деятельность

    Речевое развитие

    Речевая деятельность

    X.   Итог занятия.

    Вот и подошло к концу наше путешествие, мы вернулись в детский сад.

    Расскажите,  где мы были? Где гуляли?


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Занятие по развитию лексико-грамматического строя речи для детей старшей группы с ОНР по теме "Домашние животные"

    занятие для детей старшей группы с ОНР, по лексической  теме "Домашние животные"...

    Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматического строя речи в старшей логопедической группе по теме: "Детский сад"

    В приложенном файле представлен конспект (технологическая карта) НОД по совершенствованию лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР 3 уровня в старшей логопедической группе. В конспекты прописа...

    Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматического строя речи в старшей логопедической группе по теме: "Транспорт"

    В приложенном файле представлен конспект (технологическая карта) НОД по логопедии (фронтальное занятие) по совершенствованию ЛГСР в старшей логогруппе у детей с ОНР 3 уровня по теме: Транспорт....

    Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи для детей старшего возраста с ОНР на тему: «Домашние птицы».

    Цель логопедического занятия: формирование лексико-грамматических средств языка.Задачи:Коррекционно-образовательные: закреплять названия домашних птиц и их птенцов, расширять знания о домашн...

    Конспект открытого фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи в старшей группе детей с ОНР

    Конспект будет интересен практикующим учителям-логопедам, воспитателям логопедических групп и студентам педагогических заведений....