Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматического строя речи в старшей логопедической группе для детей с ОНР по теме: «Зима: обобщение по теме».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Квитка Елена Анатольевна

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:

 - обобщить  знания детей о зиме, её приметах, уточнить названия зимних месяцев.

- формировать знания детей о приметах зимы с опорой на дидактическую игру «Что бывает зимой?»;

- учить детей рассказывать о приметах зимы с опорой на карточки-символы;

- формировать умение подбирать родственные слова с опорой на игру «Доскажи словечко»;

- формировать умение отвечать на вопросы педагога с опорой на дидактическую игру «Ответь правильно»;

- развивать мышление, внимание, память посредствам дидактических игр;

- развивать артикуляционный аппарат и речевое дыхание с опорой на артикуляционную и дыхательную гимнастику;

- воспитывать интерес и любовь к занятиям через занимательные упражнения и наглядный материал;

- воспитывать усидчивость, целеустремленность при выполнении заданий через слово педагога. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon no24_starshaya_gruppa._obobshchenie_po_teme_zima.doc77.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматического строя речи  в старшей   логопедической группе для детей с ОНР по теме: «Зима: обобщение по теме». Занятие №24

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:

В ходе непосредственно образовательной деятельности необходимо:

 - обобщить  знания детей о зиме, её приметах, уточнить названия зимних месяцев.

- формировать знания детей о приметах зимы с опорой на дидактическую игру «Что бывает зимой?»;

- учить детей рассказывать о приметах зимы с опорой на карточки-символы;

- формировать умение подбирать родственные слова с опорой на игру «Доскажи словечко»;

- формировать умение отвечать на вопросы педагога с опорой на дидактическую игру «Ответь правильно»;

- развивать мышление, внимание, память посредствам дидактических игр;

- развивать артикуляционный аппарат и речевое дыхание с опорой на артикуляционную и дыхательную гимнастику;

- воспитывать интерес и любовь к занятиям через занимательные упражнения и наглядный материал;

- воспитывать усидчивость, целеустремленность при выполнении заданий через слово педагога.  

ОБОРУДОВАНИЕ:

- картинки для артикуляционной гимнастики;

- бутылочки с импровизированным снегом из пенопласта,

- трубочки для дутья;

- картинка «Зима»;

-  картинки «Зимние месяцы»;

- карточки-символы с признаками зимы;

- снежинки по одной каждому;

- синичка с кормушкой по одной каждому;

- презентация «Кабы не было зимы».

ХОД ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Образовательная область

Вид деятельности

Содержание деятельности.

Речевое развитие

Коммуникатив-ная деятельность

I. Организационный момент

1. Приветствие, рефлексия, введение в тему занятия

- Здравствуйте, ребята! Какое у вас настроение? Покажите ваше настроение. У вас в коробочках лежат 2 снеговика: один грустный, второй веселый. Выберите и покажите того снеговика, который соответствует вашему настроению  (дети выбирают из коробочки снеговика, соответствующего их настроению и показывают своё настроение мимикой).

- Сегодня к нам на занятие пришла гостья. Хотите узнать кто это? Тогда отгадайте загадку.

Снег на полях.

Лёд на реках.

Вьюга гуляет.

Когда это бывает? Зимой

- Правильно. Сегодня в гости к нам пришла Зимушка-Зима (демонстрируется подделка «Зима»).

Физическое развитие

Двигательная деятельность

2. Артикуляционная гимнастика «Зима» (с опорой на зрительное восприятие с помощью зеркала)

- Зима, ребята, бывает морозная и суровая. Поэтому, чтобы не замерзнуть, давайте разомнём наши язычки.

Мы во двор гулять ходили,

Язычком снежок ловили

И в снегу валялись смело –

Потом горлышко болело.

Строгий доктор приезжал

Нам лекарства назначал.

Движения языка влево - вправо.

Широкий язык высовывается изо рта, затем поднимается вверх в виде чашечки, утягивается в рот.

Круговые движения языка («вкусное варенье).

Рот широко открыт.

Кончик языка поднят вверх, произносим на сильном выдохе:

«Тр-р-р-р».

Открыли и закрыли рот.

Физическое развитие

Двигательная деятельность

3. Дыхательная гимнастика «Вьюга»

- Зима пришла к нам не одна. Захватила она с собой вьюгу снежную. Сейчас мы с вами изобразим вьюгу.  (Детям раздаются бутылки с импровизированным снегом и трубочки).

- Медленно наберите воздух через нос, дуйте через трубочку на снег. Вот так вьюга у нас разгулялась!

Речевое развитие

Коммуника-тивная деятельность

II. Основной этап

1. Беседа о зиме (формирование представлений о зиме)

Демонстрируется картинка «Зима»

- Ребята, посмотрите на картинку. Какое время года на ней изображено? (Зима)

- За каким временем года наступает зима? (За осенью)

- Зима наступает внезапно или постепенно? (Постепенно: сначала с каждым днём становится всё холоднее, потом выпадает первый снег, потом снега становится много, замерзают речки и озёра, и наступает зима).

Социально-коммуникативное развитие      Речевое развитие

Игровая деятельность

2. Дидактическая игра «Что бывает зимой?» (формирование и активизация знаний о признаках зимы)

- Ребята, давайте посмотрим, что бывает зимой? (Детям раздаются карточки-символы с признаками зимы. Они по очереди выходят к доске, демонстрируют свою карточку, называют признак зимы и прикрепляют карточку на доску).

1. Земля покрыта снегом.

2. На небе темные тучи.

3. Реки и лужи покрыты льдом.

4. Дует холодный ветер.

5. Мороз.

6. Перелетные птицы улетели на юг.

7. Животные прячутся от холода.

8. Люди надевают теплую одежду.

9. Дети катаются на санках, лыжах и коньках.

Речевое развитие

Коммуника-тивная деятельность

3. Беседа о зимних месяцах (формирование представлений о зимних месяцах)

 - Зима, ребята, также пришла со своими сыновьями – зимними месяцами. Кто знает, как называются зимние месяцы? (декабрь, январь, февраль)

- Как называется первый месяц зимы? (Декабрь; демонстрируется условная картинка декабря)

ДЕКАБРЬ

В декабре, в декабре

Много снегу во дворе.

Снег на крыше, на крылечке,

Солнце в небе голубом.

В нашем доме топят печки,

В небо дым идет столбом.

- Почему в доме топят печку? (Холодно)

- Как называется второй месяц зимы? (Январь; демонстрируется условная картинка января).

ЯНВАРЬ

Январь - начало года,        

Силён его мороз.          

Уснула вся природа.          

Теперь уж не до гроз.  

- Как называется третий месяц зимы? (Февраль; демонстрируется условная картинка февраля).

ФЕВРАЛЬ

Дуют ветры в феврале,

Воют в трубах громко.

Змейкой мчится по земле

Легкая поземка.

- Что часто дует в феврале? (Ветер)

- Что такое поземка? Почему она змейкой мчится по земле?

- Вот мы с вами и познакомились с зимними сыновьями - месяцами.

- Но Зима принесла с собой ещё и своих внучек – снежинок (детям раздаются снежинки).  Давайте покажем? что же умеют делать снежинки, а заодно и отдохнём.

Физическое развитие

Двигательная деятельность

4. Физкультминутка «Снежинки»

Импровизация движений

Мы веселые снежинки,
В воздухе кружимся.
Дунул ветер – полетели,
Мы летели, мы летели,
И не землю тихо сели. 
Ветер снова набежал
И снежинки все поднял.
Закружились, полетели, 
И на землю снова сели. 

- Ой, ребята, разыгрались мы тут с вами. А Зима-то с собой ещё и снеговика принесла. Но ему нужна наша помощь, а  то он рассыпался от ветра. Поможем Зиме его собрать? Но чтобы его собрать, нужно с зимними задачками справиться.

Социально-коммуникативное развитие      Речевое развитие

Игровая деятельность

5.  Дидактическая игра «Доскажи словечко» (формирование умение подбирать родственные слова)

- Зимой все вокруг покрыто белым пушистым снегом. Давайте поиграем со словом снег. Я буду вам говорить предложение, а вы его будете досказывать, добавлять последнее слово.

Тихо, тихо, как во сне, падает на землю…снег

С неба все скользят пушинки – серебристые…снежинки

На посёлки, на лужок все снижается - …снежок

Вот веселье для ребят – все сильнее - …снегопад

Все бегут вперегонки, все хотят играть в …снежки

Словно в белый пуховик нарядился - …снеговик

Рядом снежная фигурка – это девочка - …снегурка

На снегу-то, посмотри – с красной грудкой …снегири

- Молодцы, ребята! Справились с заданием Зимушки-зимы. Вот у нас и первый ком для снеговика появился. (Детям раздаётся по большому  белому кругу «кому» для снеговика; они выкладывают у себя на столе).

Социально-коммуникативное развитие      Речевое развитие

Игровая деятельность

6. Дидактическая игра «Ответь правильно» (развитие умения отвечать на вопросы педагога)

- Суровая Зима приготовила для вас коварные вопросы. Сейчас мы на них ответим.

Снег белый или синий?

Лед твердый или мягкий?

Снег капает или идет?

Зимой бывает снегопад или листопад?

Лед скользкий или шершавый?

На улице мороз или жара?

Зимой одеваемся тепло или легко?

Снеговика лепят или строят?

На коньках катаются или качаются?

- Молодцы! Вот и ещё один ком появился. (Детям раздаётся  по второму   белому кругу «кому» для снеговика; они выкладывают у себя на столе).

Социально-коммуникативное развитие

Игровая деятельность

7. Дидактическая игра «Назови ласково» (формирование умения образовывать существительные с уменшительно-ласкательными суффиксами)

- А сейчас нас ждёт следующая игра-задание от морозной Зимы.

- Я кидаю вам снежок с обычным словом, а вы возвращаете мне ласковое.

Зима – зимушка

Снег – снежок

Снежинка – снежиночка

Мороз – морозик

Сосулька – сосулечка

Лед – ледок

Холод – холодок

- Молодцы! Вот и третий  ком прикатился! (Детям раздаётся по третьему   белому кругу «кому» для снеговика; они выкладывают у себя на столе).

Социально-коммуникативное развитие     Речевое развитие

Игровая деятельность

8. Дидактическая игра «Где птичка?» (на понимание предложных конструкций)

- Ребята, холодная Зима отправила птиц в теплые края. Но некоторые птицы остались зимовать. Как называются такие птицы? (Зимующие). Осталась зимовать и синичка. Замерзла она. Давайте поиграем с синичкой, чтобы она согрелась.

Детям раздаются картонные синички и кормушки, и они выполняют соответствующие инструкции.

Синичка прилетела и села НА кормушку.

Синичка перелетела и села ПОД кормушкой.

Перелетела синичка и села НАД кормушкой.

Летала синичка, летала и села СБОКУ от кормушки.

Села синичка НА кормушку, поклевала зернышек и улетела.

- Молодцы, ребята. Справились ещё с очередным заданием от Зимушки-зимы. Вот и появились у Снеговичка глаза, губы, рот. (Дети приклеивают снеговику глаза, нос, рот).

- Молодцы, ребята! Вот мы с вами и слепили Снеговика. Лепили мы его, лепили, а наши пальчики устали и замёрзли от холодного снега. Давайте их согреем.

Физическое развитие

Двигательная деятельность

9. Пальчиковая гимнастика

Раз, два, три, четыре, пять,            Загибают пальчики по одному.

Мы во двор пошли гулять.            Идут по столу указательным и средним  

                                                         пальчиками

Бабу снежную лепили,                    «Лепят» комочек двумя ладонями.

Птичек крошками кормили,           «Крошат» хлеб всеми пальчиками.

С горки мы потом катались,          Ведут указ. пальцем по ладони.

А еще в снегу валялись.                  Ладошки кладут на стол одной и другой  

                                                         стороной

Все в снегу домой пришли.           Отряхивают ладошки.

Съели суп и спать легли.                «Едят ложкой» суп, кладут ладони по ухо.

Речевое развитие

Коммуника-тивная деятельность

III. Заключительный момент, подведение итогов занятия

- Ребята, Зима вам говорит большое спасибо за работу. Она обещает, что зимой не будет вас сильно морозить. И дарит вам на прощание зимнюю сказку, чтобы вы посмотрели,  какая Зима бывает красивая, и  не боялись её мороза.

Демонстрируется презентация «Кабы не было зимы».

- Молодцы, ребята! До свидания!

Социально-коммуникативное развитие

Трудовая деятельность

Трудовая деятельность во время НОД.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматических категорий в старшей логопедической группе для детей с ОНР по теме: «ОСЕНЬ».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ: - обобщить и систематизировать знания детей об осени:дни  становятся короче, холоднее,часто идут дожди,листья на деревьях и кустарниках желтеют, сохнут, опадают;исчезают...

Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматических категорий в старшей логопедической группе Для детей с ОНР по теме: «ФРУКТЫ. САД».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:закрепить и уточнить знания детей о фруктах;закрепить умение детей составлять описательные рассказы;образовывать при­лагательные от существительных, уменьшительно-ласкательные фор&sh...

Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматических категорий в старшей логопедической группе для детей с ОНР по теме: «ОВОЩИ. ОГОРОД».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:закрепить знания детей об овощах;закрепить умение со­ставлять описательные рассказы,образовывать уменьшительно-лас­кательную форму существительных,согласовывать числительные с су...

Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматических категорий в старшей логопедической группе для детей с ОНР по теме: «ЛЕС. ГРИБЫ. ЯГОДЫ».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:- учить детей различать съедобные и несъедобные грибы;- выучить названия некоторых ягод и грибов;-тренировать детей в образовании и употреблении имен существительных в родительном падеже...

Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматических категорий в старшей логопедической группе для детей с ОНР по теме: «Перелетные птицы».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:            - активизировать словарь детей по теме «перелетные птицы»;- учить детей образовывать и употреблять приставо...

Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматических категорий в старшей логопедической группе для детей с ОНР по теме: «Дикие животные и их детеныши».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:уточнить знания детей о животных: знать названия, их  внешние признаки, повадки, как передвигаются, чем питаются, где живут и т.д.;образовывать сложные прилагательные, притяжа­т...

Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматических категорий в старшей логопедической группе для детей с ОНР по теме: «Домашние птицы и их детеныши».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:- познакомить детей с названиями домашних птиц и обобщающим словом;-учить правильно называть детенышей домашних птиц;- образовывать множественное число существительных ;- подбирать синон...