Адаптированная рабочая программа учителя-логопеда
рабочая программа по логопедии (младшая группа)

Шульц Юлия Викторовна

Рабочая программа по коррекционной и образовательной деятельности учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности для детей 3-5 лет с ОВЗ (задержкой психического развития), разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, Федеральным государственным стандартом дошкольного образования, в соответствии с основной общеобразовательной программой муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад № 18 «Улыбка» города Нерюнгри:

«ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» в соответствии ФГОС ДО под редакцией Н. Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой и дополнена Комплексной образовательной программой дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) 3-7 лет. Автор: Нищева Н. В.

Используемые парциальные программы: Современная система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР (с 3 до 7 лет). Автор Н. В. Нищева; Обучение грамоте детей дошкольного возраста. Парциальная программа. Автор Н. В. Нищева

Рабочая программа предназначена для детей 3-5 лет с ОВЗ (ЗПР) группы компенсирующей направленности № 9. Программа рассчитана на 37 недель для реализации в течение одного учебного года и распределено по месяцам и неделям.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Принято педагогическим советом                                                                       Утверждаю:

Протокол от __________ № _____                                               Заведующая МДОУ № 18

«Улыбка» города Нерюнгри

_________ А.И. Онофрийчук

«___» _____________ 2019 г.

Введено в действие приказом

от __________ 2019 г. № ____

Адаптированная

рабочая программа

учителя-логопеда Шульц Ю.В.

в группе компенсирующей направленности для детей 3-5лет

с ОВЗ (задержкой психического развития) № 9

Муниципального дошкольного образовательного учреждения

№ 18 «Улыбка» города Нерюнгри

2019-2020 учебный год

Автор:

Шульц Ю.В., учитель-логопед

Нерюнгри, 2019 г.

Содержание

Содержание

Страницы

1

Целевой раздел

1.1

Пояснительная записка

3

1.2

Цель и задачи Рабочей программы

4

1.3

Принципы и подходы в организации образовательного процесса

5

1.4

Возрастные и индивидуальные особенности развития речи детей 3-5 лет с ЗПР

6

1.5

Планируемые результаты освоения программы

8

2

Содержательный раздел

2.1

2.2

План организации коррекционной и образовательной деятельности учителя логопеда

Основные направления коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда с детьми 3-5 лет с ЗПР

9

11

2.3

Содержание коррекционной и образовательной логопедической деятельности

11

2.4

2.5

Календарно-тематическое планирование коррекционной и образовательной деятельности учителя-логопеда

Организация образовательной деятельности с квалифицированной коррекцией нарушений речи

17

17

2.6

Формы и методы реализации коррекционной и образовательной логопедической деятельности

17

2.7

2.8

Взаимодействие с семьей, социумом

Совместная деятельность учителя-логопеда с воспитателями группы.

18

19

2.9

Организация коррекционно-развивающей деятельности (часть, формируемая участниками образовательных отношений)

19

3

Организационный раздел

3.1

Организация предметно-пространственной среды кабинета учителя-логопеда

20

3.2

Оснащение логопедического кабинета

23

3.3

Методическое обеспечение логопедической деятельности

24

Приложения

Приложение 1. Календарно-тематическое планирование коррекционной и образовательной деятельности с детьми 3-5 лет с ОВЗ (ЗПР) раздела «Речевое развитие»

Приложение 2. Перспективный план работы с родителями

Приложение 3. Перспективный план работы с педагогами

Приложение 4. Циклограмма работы учителя-логопеда

Приложение 5. График работы учителя-логопеда

Приложение 6. Комплексно-тематический план проектной деятельности по развитию познавательно-речевых компонентов с детьми 3-5 лет с ЗПР

1. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка

Рабочая программа по коррекционной и образовательной деятельности учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности для детей 3-5 лет с ОВЗ (задержкой психического развития), разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, Федеральным государственным стандартом дошкольного образования, в соответствии с основной общеобразовательной программой муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад № 18 «Улыбка» города Нерюнгри:

«ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» в соответствии ФГОС ДО под редакцией Н. Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой и дополнена Комплексной образовательной программой дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) 3-7 лет. Автор: Нищева Н. В.

Используемые парциальные программы: Современная система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР (с 3 до 7 лет). Автор Н. В. Нищева; Обучение грамоте детей дошкольного возраста. Парциальная программа. Автор Н. В. Нищева

Рабочая программа предназначена для детей 3-5 лет с ОВЗ (ЗПР) группы компенсирующей направленности № 9. Программа рассчитана на 37 недель для реализации в течение одного учебного года и распределено по месяцам и неделям.

Коррекционно-образовательный процесс в группе для детей с ОВЗ организуется в соответствии с возрастными потребностями и индивидуально-типологическими особенностями развития воспитанников, объединяющей характеристикой которых является наличие у них специфических нарушений речи (ОНР), при наличии нормального слуха и зрения и сохранных предпосылках интеллектуального развития.

Рабочая программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

- Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Приказом Министерства Образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;

- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

- Методическим письмом Департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 февраля 2014 г. № 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования»;

- Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;

- Письмом Министерства образования РФ от 27.03.2000 г. «О психолого-медико-педагогическом консилиуме»;

- Письмом Министерства образования РФ от 28 января 1998 г. «Об учителях-логопедах и педагогах-психологах образовательных учреждений»;

- Конвенцией о правах ребенка, ООН 1989 г; Юнеско;

- Устав ДОУ «Улыбка».

- Лицензия на осуществление образовательной деятельности от 27.08.2015 г. № 1090 (приказ МО РС(Я) от 27.08.2015 г. № 01-16/3544).

Реализуемая программа строится на принципах личностно-развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослого с детьми.

1.2. Цель и задачи Рабочей программы

Цель: построение системы коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей имеющих нарушения в речевом развитии в возрасте от 3 до 5 лет, предусматривающей полное взаимодействие и преемственность действий всех специалистов дошкольного образовательного учреждения и родителей дошкольников. Комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечивает их всестороннее гармоничное развитие.

Организация коррекционно-развивающей работы в компенсирующих группах для детей дошкольного возраста с ОВЗ на основе системно-деятельностного подхода направлена на совершенствование у детей основных видов речевой деятельности: овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы общего образования.

Задачи:

  • Изучение уровня речевого развития и индивидуальных особенностей детей, нуждающихся в логопедической поддержке, определение основных направлений и содержание работы с каждым ребёнком.
  • Систематическое проведение необходимой профилактической и коррекционной работы с детьми в соответствии с планами индивидуальных и подгрупповых занятий.
  • Проведение мониторинговых исследований результатов коррекционной работы, определение степени речевой готовности детей к следующей ступени обучения.
  • Формирование у педагогического коллектива ДОУ и родителей (законных представителей) информационной готовности к логопедической работе, оказание помощи в организации полноценной речевой среды.
  • Координация деятельности педагогов и родителей (законных представителей) в рамках речевого развития детей (побуждение родителей к сознательной деятельности по речевому развитию дошкольников в семье).

Часть, формируемая участниками образовательных отношений.

Цель: поиск эффективных инновационных средств сохранения психического здоровья и коррекций познавательного и речевого развития дошкольников с ОВЗ

Задачи:

- Коррекционные: коррекция внимания и восприятия, расширение кругозора, диапазона восприятия, средств выразительности речи, мышления, мелкой моторики и координации движений, повышение мотивации детей; стабилизация психоэмоционального напряжения, стимулировать креативность, оригинальность мышления, повышение мотивации при выполнении заданий на занятиях специалистов;

- Развивающие: развитие речевой и познавательной активности, художественных способностей детей, в том числе и как личности, способности к творчеству, саморегуляции чувств и поведения, мелкой моторики, тонких движений пальцев рук

- Воспитательные: обучение корректному общению, умению действовать по правилам, усвоению этики поведения при общении со сверстниками и педагогами, профилактика неадекватных форм поведения, умения выражать свои мысли, чувства, желания;

1.3. Принципы и подходы в организации образовательного процесса.

Данная программа:

  • Строится на принципе реализации деятельностного подхода к воспитанию и обучению детей с ЗПР с опорой на ведущую деятельность возраста;
  • Соответствует принципу развивающего обучения;
  • Сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики);
  • Соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности, позволяя решать поставленные цели и задачи при использовании разумного «минимума» материала;
  • Обеспечивает единство воспитательных, развивающих и коррекционных целей, и задач процесса образования, в ходе которых формируются ключевые качества в развитии дошкольника с ЗПР;
  • Строится с учетом принципа интеграции содержания образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей 3-4 лет и 4-5 лет с ЗПР, спецификой и возможностями образовательных областей;
  • Основывается на принципе комплексно-тематического построения образовательного процесса;
  • Предусматривает решение образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и в самостоятельной деятельности дошкольников в непосредственно образовательной деятельности и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
  • Предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми (в игре);
  • Строится на принципе культуросообразности;
  • Учитывает национальные ценности и традиции в образовании.

1.4. Возрастные и индивидуальные особенности развития речи детей 3-5 лет с ЗПР группы № 9

Симптоматика ЗПР включает позднее начало развития речи, ограниченный словарный запас, аграмматизм, дефекты звукопроизношения. Это недоразвитие может быть выражено в разной степени.

У детей 3-5 лет с ОНР наблюдается:

Обиходная фразовая речь с нарушениями лексико-грамматического и фонетического строя.

Фразовая речь: предложения простые нераспространенные. Отмечаются грубые ошибки в употреблении грамматических конструкций, отсутствует согласование прилагательных с существительными, отмечается смешение падежных форм и т. д.

Понимание обращенной речи: значительно развивается. Отмечается недостаточное понимание изменений значения слов. Наблюдаются трудности в различении морфологических элементов, выражающих значение числа и рода, понимание логико-грамматических структур, выражающие причинно- следственные, временные и пространственные отношения.

Словарный запас: пассивный словарный запас ограничен, не сформирован предметный и глагольный словарь, связанный с трудовыми действиями взрослых, растительным и животным миром. Отмечается незнание не только оттенков цветов, но и основных цветов. Нередко название части предмета заменяется называнием самого предмета в целом, либо словом, схожим по значению.

Грамматический строй речи: отмечаются ошибки в согласовании числительного с существительным, прилагательного с существительным в роде, числе и падеже. Допускают ошибки в использовании простых предлогов, вплоть до полного их отсутствия в предложении.

Звукопроизношение: типичны грубые нарушения слоговой структуры и звуконаполняемости слов, но могут повторять отдельно трех- и четырехсложные слова вслед за взрослым, но искажают их в речевом потоке. У детей выявляется недостаточность фонетической стороны речи. Недостатки произношения могут выражаться в искажении, замене или смешении звуков, или большом количестве несформированных звуков, включая ранний онтогенез.

Связная речь: отмечаются трудности при планировании собственного высказывания и отборе языковых средств, «застревают» на второстепенных событиях, пропуская главное.

Дети, поступающие в группу компенсирующей направленности, имеют общее недоразвитие речи I; II; III уровней, при котором нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне.

В настоящее время выделяют четыре уровня речевого развития, отражающие состояние всех компонентов языковой системы у детей с общим недоразвитием речи (Филичева Т. Б.).

При первом уровне речевого развития речевые средства ребенка ограничены, активный словарь практически не сформирован и состоит из звукоподражаний, звукокомплексов, лепетных слов. Высказывания сопровождаются жестами и мимикой. Характерна многозначность употребляемых слов, когда одни и те же лепетные слова используются для обозначения разных предметов и явлений. Возможна замена названий предметов названиями действий и наоборот. В активной речи преобладают корневые слова, лишенные флексий. Пассивный словарь шире активного, но тоже крайне ограничен. Практически отсутствует понимание категории числа существительных и глаголов, времени, рода, падежа. Произношение звуков носит диффузный характер. Фонематическое развитие находится в зачаточном состоянии. Ограничена способность восприятия и воспроизведения слоговой структуры слова.

При переходе ко второму уровню речевого развития речевая активность ребенка возрастает. Активный словарный запас расширяется за счет обиходной предметной и глагольной лексики. Возможно использование местоимений, союзов и иногда простых предлогов. В самостоятельных высказываниях ребенка уже есть простые нераспространенные предложения. При этом отмечаются грубые ошибки в употреблении грамматических конструкций, отсутствует согласование прилагательных с существительными, отмечается смешение падежных форм. Понимание обращенной речи значительно развивается, хотя пассивный словарный запас ограничен, не сформирован предметный и глагольный словарь, связанный с трудовыми действиями взрослых, растительным и животным миром. Отмечается незнание не только оттенков цветов, но и основных цветов. Типичны грубые нарушения слоговой структуры и звуко - наполняемости слов. У детей выявляется недостаточность фонетической стороны речи (большое количество сформированных звуков).

Третий уровень речевого развития характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Отмечаются попытки употребления даже предложений сложных конструкций. Лексика ребенка включает все части речи. При этом может наблюдаться неточное употребление лексических значений слов. Появляются первые навыки словообразования. Ребенок образует существительные и прилагательные с уменьшительными суффиксами, глаголы движения с приставками. Отмечаются трудности при образовании прилагательных от существительных. По-прежнему отмечаются множественные аграмматизмы. Ребенок может неправильно употреблять предлоги, допускает ошибки в согласовании прилагательных и числительных с существительными. Характерно недифференцированное произношение звуков, причем замены могут быть нестойкими. Недостатки произношения могут выражаться в искажении, замене или смешении звуков. Более устойчивым становится произношение слов сложной слоговой структуры. Ребенок может повторять трех- и четырехсложные слова вслед за взрослым, но искажает их в речевом потоке. Понимание речи приближается к норме, хотя отмечается недостаточное понимание значений слов, выраженных приставками и суффиксами.

Четвертый уровень речевого развития (Филичева Т. Б.) характеризуется незначительными нарушениями компонентов языковой системы ребенка. Отмечается недостаточная дифференциация звуков [т—т'—с—с'—ц], [р—р'—л—л1—j] и т.д. Характерны своеобразные нарушения слоговой структуры слов, проявляющиеся в неспособности ребенка удерживать в памяти фонематический образ слова при понимании его значения. Следствием этого является искажение звуко -наполняемости слов в различных вариантах. Недостаточная внятность речи и нечеткая дикция оставляют впечатление «смазанности». Остаются стойкими ошибки при употреблении суффиксов (единичности, эмоционально-оттеночных, уменьшительно-ласкательных). Отмечаются трудности в образовании сложных слов. Кроме того, ребенок испытывает затруднения при планировании высказывания и отборе соответствующих языковых средств, что обусловливает своеобразие его связной речи. Особую трудность для этой категории детей представляют сложные предложения с разными придаточными.

1.5. Планируемые результаты освоения программы.

Целевые ориентиры программы:

Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;

Для детей 3-4 лет

Ребенок проявляет речевую активность, вступает в контакт со сверстниками и взрослыми, понимает названия действий, предметов, признаков, может показать по просьбе взрослого части тела и лица куклы, части и детали машинки, стула;

  • понимает двухступенчатую инструкцию;
  • называет предметы, объекты, изображенные на картинке, и действия, ими совершаемые;
  • принимает участие в диалоге;
  • рассказывает простые потешки;
  • общается с помощью предложений, состоящих из двух-трех слов;
  • правильно произносит простые согласные звуки;
  • не нарушает звуко-слоговую структуру двухсложных слов;
  • не допускает ошибок при употреблении существительных в именительном падеже единственного и множественного числа, существительных в винительном падеже единственного числа без предлога, при согласовании прилагательных с существительными единственного числа мужского и женского рода, при употреблении существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Для детей 4-5 лет

  • Ребенок контактен, эмоциональные реакции адекватны, в общении проявляется эмоциональная стабильность;
  • понимание обращенной речи приближается к норме;
  • в активном словаре представлены существительные, глаголы, прилагательные, некоторые простые предлоги, сочинительные союзы;
  • ребенок понимает различные формы словоизменения;
  • может пересказать текст из трех-четырех простых предложений с опорой на картинку и небольшой помощью взрослого, пытается использовать сложносочиненные предложения;
  • может составить описательный рассказ по вопросам;
  • повторяет вслед за взрослым простые четверостишья;
  • различает нарушенные и ненарушенные в произношении звуки, владеет простыми формами фонематического анализа;
  • речь ребенка интонирована.

2. Содержательный раздел

2.1. План организации коррекционной и образовательной деятельности учителя-логопеда

Педагогическая диагностика индивидуального развития ребенка дошкольного возраста с ОНР

Для проведения индивидуальной педагогической диагностики учителем-логопедом разработаны «Карта развития ребенка младшего дошкольного возраста я тяжелым нарушением речи (ОНР)», «Карта развития ребенка дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи (ОНР) с 4 до 7 лет» и стимульный материал для проведения обследования.

Педагогическая диагностика индивидуального развития детей осуществляется учителем-логопедом в первую и вторую неделю сентября.

Задачами диагностики являются выявление особенностей общего и речевого развития детей: состояния компонентов речевой системы, соотношения развития различных компонентов речи, импрессивной и экспрессивной речи, сопоставление уровня развития языковых средств с их активизацией (использованием в речевой деятельности).

Данная диагностика позволяет выявить не только негативную симптоматику в отношении речевого развития ребенка, но и позитивные симптомы, компенсаторные возможности, зону ближайшего развития.

Диагностика позволяет решать задачи развивающего обучения и адаптировать Примерную программу в соответствии с возможностями и способностями каждого ребенка.

Проведение индивидуальной педагогической диагностики в середине и конце учебного года в группах компенсирующей направленности необходимо в связи с тем, что следует определить динамику развития каждого ребенка и целесообразность его дальнейшего пребывания в группе данного вида.

Коррекционно-образовательная деятельность учителя-логопеда реализуется по следующему учебному плану:

Раздел

Количество в неделю

Формы образовательной деятельности

3-4 лет

4-5 лет

Обязательная часть

Развитие речи

1/15 мин

1/20мин

подгрупповые занятия

Часть, формируемая участниками образовательных отношений

Образовательная деятельность с квалифицированной коррекцией нарушений речи

10-15мин

15-20мин

в индивидуальной форме по индивидуальному образовательному плану, согласно циклограмме

Проектная деятельность с использованием арт-технологий

1/15 мин

1/20мин

осуществляется в групповой форме в режимные моменты

Итого

1

1

Специальные условия реализации программы в группе для детей с ОВЗ (ЗПР)

1) обеспечение эмоционального благополучия;

2) поддержка индивидуальности и инициативы детей,

3) установление правил взаимодействия в разных ситуациях, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками; развитие умения детей работать в группе сверстников;

4) построение вариативного развивающего образования.

Механизмы адаптации Программы для детей с ОВЗ (ЗПР)

-   отбор содержания НОД с опорой на знания детей;

- сокращение продолжительности непосредственно образовательной деятельности с высокой умственной нагрузкой на 3-5 мин;

- планирование образовательного процесса по принципу «возвращения назад» для обеспечения лучшего усвоения и запоминания материала детьми;

- индивидуализация образования на основе Индивидуальных коррекционно-образовательных маршрутов.

2.2. Основные направления коррекционной и образовательной деятельности учителя-логопеда с детьми 3-5 лет с ОВЗ (ЗПР).

Основные направления деятельности определены с учетом специальных образовательных потребностей и индивидуальных возможностей детей.

На научной основе, с помощью специфических логопедических средств, учитель-логопед способствует формированию необходимых условий для успешной адаптации детей с речевыми нарушениями к учебно-воспитательному процессу и реализации их личностных возможностей:

- коррекция, развитие и совершенствование устной речи воспитанников путем фонетических (фонематических), морфологических и синтаксических обобщений;

- помощь естественному стремлению ребенка преодолеть возрастные и патологические недостатки речи;

- развитие основных психических процессов (памяти, внимания, мышления).

Программа коррекционной работы на дошкольной ступени образования включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают её основное содержание:

-диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление речевых нарушений у детей с ОВЗ, проведение обследования состояния речи и подготовку рекомендаций по оказанию им помощи в условиях образовательного учреждения и домашних условий;

-коррекционно- развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания обучения и коррекцию речевых нарушений у детей с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения, способствует формированию коммуникативных, регулятивных, личностных, познавательных навыков;

-консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с нарушениями речи и их семей по вопросам реализации, дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации воспитанников;

-информационно – просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для детей с нарушениями речи, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.

2.3. Содержание коррекционной и образовательной логопедической деятельности.

Образовательная область «Речевое развитие»

Младший дошкольный возраст (с 3 до 4 лет)

Развитие импрессивной речи

Работать над накоплением пассивного словаря, усвоением слов, обозначающих части тела и лица человека, предметы ближайшего окружения, простейшие игровые и бытовые действия, признаки предметов. Формировать умение соотносить предметы, действия, признаки с их словесным обозначением.

Учить понимать обобщающие слова (игрушки, туалетные принадлежности, одежда, обувь, мебель, продукты питания, посуда, домашние птицы, животные; дикие птицы, животные; цветы).

Уточнять понимание личных местоимений (я, мы, ты, вы, он, она, они), притяжательных местоимений (мой, твой), притяжательных прилагательных (мамин, папин).

Учить различать глаголы и прилагательные, противоположные по значению (надевать  снимать, завязывать  развязывать; большой  маленький, длинный  короткий, широкий — узкий, высокий — низкий).

Учить понимать предлоги и наречия, выражающие пространственные отношения (в, на, вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа).

Формировать различение количественных числительных (один, два, три).

Учить дифференцировать формы единственного и множественного числа имен существительных мужского и женского рода (кот  коты, мяч  мячи, дом  дома, кукла — куклы, рука — руки), понимать падежные окончания имен существительных мужского и женского рода в единственном числе в винительном, родительном, дательном, творительном, предложном падежах; имена существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами (-к, -ик, -чик, -ок, -чек, -очк, -ечк, -ен, -ят).

Учить дифференцировать формы единственного и множественного числа глаголов (играет  играют, спит  спят); глаголы прошедшего времени по родам (сидел  сидела); возвратные и невозвратные глаголы (умывает  умывается).

Работать над различением падежных форм личных местоимений (меня, мне, тебя,тебе).

Воспитывать внимание к звукослоговой структуре слова. Учить различать на слух длинные и короткие слова.

Формировать умение вслушиваться в речь. Развивать в ситуативной речи понимание простых предложений и коротких текстов.

Развитие экспрессивной речи

Развитие экспрессивного словаря

Расширять, уточнять, активизировать номинативный словарь на основе обогащения представлений об окружающем по лексическим темам: семья, игрушки, туалетные принадлежности, одежда, обувь, мебель, продукты питания, посуда, домашние птицы и животные, дикие птицы и животные, транспорт, цветы, насекомые. Активизировать использование слов, обозначающих существенные части, детали предметов и объектов.

Формировать глагольный словарь за счет активного усвоения глаголов по изучаемым лексическим темам.

Ввести в речь прилагательные, обозначающие признаки и качества предметов: цвет (красный, синий, желтый, зеленый), свойства (сладкий, кислый), величину (большой, маленький), оценку (хороший, плохой).

Ввести в речь личные местоимения (я, мы, ты, вы, он, она, они).

Обогатить активной словарь наречиями, обозначающими местонахождение предметов (там, тут, вот, здесь), сравнение (больше, меньше), количество (много, мало), оценку действий (хорошо, плохо), ощущения (тепло, холодно, вкусно).

Формирование и совершенствование грамматического строя речи

Учить образовывать и использовать в речи формы единственного и множественного числа имен существительных мужского и женского родов в именительном падеже (кот  коты, мяч  мячи, дом  дома, кукла  куклы, нога  ноги).

Формировать умение образовывать и использовать в речи формы имен существительных мужского и женского родов в винительном, родительном, дательном, творительном, предложном падежах (беспредложные конструкции), затем предложные конструкции с простыми предлогами со значением пространственного расположения, направления действия (в, на, у).

Учить образовывать и использовать в речи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами (-к, -ик, -чик, -ок, -чек, -очк, -ечк, -ен, -ят).

Формировать умение образовывать и использовать в речи формы повелительного наклонения глаголов в единственном и множественном числе (иди, идите), инфинитива (стоять, петь), глаголов изъявительного наклонения в единственном и множественном числе настоящего времени (стоит, стоят).

Учить различать, образовывать и использовать формы глаголов прошедшего времени мужского и женского рода, единственного и множественного числа (упал, упала, упали).

Обучать согласованию прилагательных с существительными мужского и женского рода единственного числа в именительном падеже (большой мяч, маленькая груша).

Формировать умение образовывать, использовать в речи и согласовывать с именами существительными мужского и женского рода притяжательные прилагательные (мамин, папин).

Формировать умение согласовывать числительное «один» с существительными в роде и числе в именительном падеже (один жук, одна кукла, одно ведерко).

Учить согласовывать притяжательные местоимения с существительными (моя книжка, мой мяч), правильно употреблять местоимения меня, мне.

Формировать двусловное предложение (Дай мяч. Катя спит. Аня, иди. Я пою. Можно кубик?), фразы с прямым дополнением (Вова, дай мяч. Аня, на кубик. Даня ест суп.)

Формировать умение отвечать на поставленные вопросы по простым сюжетным картинкам (Кто это? Что он делает? Что это?), составлять предложения по небольшой сюжетной картинке с одним действующим лицом (Дети спят. Мама варит суп.)

Развитие фонематической системы речи

Воспитывать внимание к звуковой стороне речи.

Формировать умение различать гласные звуки по принципу контраста: [а] — не [а], [у] — [а], [и] — [у], [э] — [о], [и] — [о], [э]— [у]; гласные, близкие по артикуляции: [у]—[о].

Учить дифференцировать согласные раннего онтогенеза, отличающиеся по артикуляции, в открытых слогах: [б]—[н], [м]—[т], [п]—[г] и т. п.

Формировать умение различать слова, сходные по звучанию (кот  кит, бочка  точка, миска — киска).

Развивать внимание к звукослоговой структуре слова в упражнениях на различение длинных и коротких слов; на простукивание, прохлопывание, протопывание слогового рисунка слова.

Развитие фонетической стороны языка

Формировать правильное речевое диафрагмальное дыхание и длительный ротовой выдох. Развивать длительность речевого выдоха.

Развивать силу, динамику и модуляцию голоса. Развивать подражание речевым звукам.

Активизировать движения артикуляционного аппарата с помощью специальных упражнений и уточнить артикулирование (четкость произношения) гласных звуков [а], [о], [у], [и] и согласных раннего онтогенеза: [м], [м], [н], [н], [п], [п’], [т], [т’], [ф] [ф], [в], [в], [б], [б], [к], [к], [г], [г], [х], [х]

Воспитывать правильный, умеренный темп речи.

Развивать интонационную выразительность, ритмичность речи.

Развитие речевого общения и разговорной диалогической речи

Воспитывать потребность в речевом общении.

Формировать умение заканчивать фразу, учить договаривать за взрослым слова и словосочетания в потешках, упражнениях, стихотворениях.

Формировать умение отвечать на вопросы по прослушанным сказкам.

Учить отвечать на вопросы по предметной, сюжетной картинкам, по демонстрации действий.

Развивать умение передавать содержание знакомой сказки по серии картинок с помощью логопеда.

Заучивать небольшие песенки, потешки, стихотворения с опорой на картинки. Развивать эмоционально-выразительные жесты и мимику.

Средний дошкольный возраст (с 4 до 5 лет)

Развитие словаря

Работать над накоплением пассивного словарного запаса и активизацией в речи существительных, глаголов, прилагательных по всем изучаемым лексическим темам на основе ознакомления с окружающим, расширения представлений о предметах ближайшего окружения, явлениях общественной жизни и природы.

Учить понимать обобщающее значение слов и формировать обобщающие понятия.

Расширять словарь за счет активного усвоения и использования в экспрессивной речи личных местоименных форм, притяжательных местоимений, притяжательных прилагательных, определительных местоимений, наречий, количественных и порядковых числительных.

Сформировать понимание простых предлогов.

Сформировать понятие слово и умение оперировать им.

Формирование грамматического строя речи

Учить различать и употреблять существительные мужского, женского и среднего рода в единственном и множественном числе в именительном падеже. 

Формировать умение понимать вопросы косвенных падежей и употреблять существительные мужского, женского и среднего рода в косвенных падежах сначала в беспредложных конструкциях, затем в предложных конструкциях с простыми предлогами.

Учить образовывать и использовать в речи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Формировать умение образовывать и использовать в речи глаголы в повелительном наклонении, инфинитиве, в настоящем и прошедшем времени в изъявительном наклонении.

Учить различать и употреблять противоположные по значению названия действий и признаков.

Обучать согласованию притяжательных местоимений и имен прилагательных с существительными мужского, женского и среднего рода.

Формировать умение согласовывать числительные с существительными мужского и женского рода.

Формировать умение составлять предложения из нескольких слов по вопросам, по картинке и по демонстрации действия, дополнять предложения недостающими словами.

Обучать распространению простых предложений однородными подлежащими и сказуемыми.

Развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа

Развитие просодической стороны речи

Формировать правильное речевое дыхание и длительный ротовой выдох.

Формировать навык мягкого голосоведения.

Воспитывать правильный умеренный темп речи (по подражанию логопеду).

Развивать ритмичность и интонационную выразительность речи, модуляцию голоса.

Коррекция произносительной стороны речи

Уточнить произношение гласных звуков и согласных раннего онтогенеза в свободной речевой деятельности.

Активизировать движения речевого аппарата, готовить его к формированию звуков всех групп.

Сформировать правильные уклады свистящих и шипящих звуков, автоматизировать поставленные звуки в игровой и свободной речевой деятельности.

Работа над слоговой структурой слова

Формировать умение различать на слух длинные и короткие слова.

Формировать умение запоминать и воспроизводить цепочки слогов со сменой ударения и интонации; цепочки слогов с разными согласными и одинаковыми гласными; цепочки слогов со стечением согласных.

Научить правильно передавать ритмический рисунок двухсложных и трехсложных слов, состоящих из открытых слогов; односложных слов; двухсложных слов со стечением согласных с простым звуковым наполнением со зрительной опорой.

Сформировать понятие слог (часть слова) и умение оперировать этим понятием.

Совершенствование фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза

Сформировать умение различать гласные и согласные звуки.

Научить выделять из ряда звуков гласные звуки.

Сформировать первоначальные навыки анализа и синтеза. Научить выполнять анализ и синтез слияний гласных звуков.

Научить выделять начальные ударные гласные [а], [у], [о], [и], из слов, различать слова с начальными ударными гласными.

Научить выделять согласные звуки [т], [п], [н], [м], [к] из ряда звуков, cлогов, слов, из конца и начала слов; дифференцировать звуки, отличающиеся по артикуляционным и акустическим признакам ([м]—[н], [п]—[т], [б]—[д], [к]—[т]) в ряду звуков, слогов, слов.

Научить производить анализ и синтез сначала обратных, а потом и прямых слогов, и слов из трех звуков (ам, он, пу, та, кот, уха).

Научить подбирать слова с заданным звуком.

Сформировать понятия звук, гласный звук, согласный звук и умение оперировать этими понятиями.

Развитие связной речи и навыков речевого общения

Развивать умение вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание.

Развивать реакцию на интонацию и мимику, соответствующую интонации.

Работать над соблюдением единства и адекватности речи, мимики, пантомимики, жестов — выразительных речевых средств в игре и ролевом поведении. Формировать умение «оречевлять» игровую ситуацию.

Развивать умение поддерживать беседу, задавать вопросы и отвечать на них, выслушивать друг друга до конца.

Формировать умение повторять за взрослым описательный рассказ из 23 простых предложений, а затем составлять короткий описательный рассказ по алгоритму или предложенному взрослым плану с помощью взрослого.

Формировать навыки пересказа. Обучать пересказывать хорошо знакомые сказки или небольшие тексты с помощью взрослого и со зрительной опорой.

2.4. Календарно-тематическое планирование коррекционной и образовательной деятельности учителя-логопеда

Календарно-тематическое планирование коррекционно-развивающей работы с детьми 3-5 лет с ОВЗ (ЗПР) образовательной области «Речевое развитие»

(Приложение 1)

2.5. Организация образовательной деятельности с квалифицированной коррекцией нарушений речи

1. Особенности организации и проведения:

-организационные формы (микрогрупповые 2-3 человека по схожему дефекту, индивидуальные)

-виды образовательной деятельности (НОД, образовательная деятельность в режимные моменты, индивидуальные коррекционно-развивающие занятия, самостоятельная деятельность детей)

2. Индивидуальные занятия проводятся не менее 3 раз в неделю по 15-20 минут с учетом дефекта детей.

2.6. Формы и методы реализации коррекционной и образовательной логопедической деятельности.

формы

методы

фронтальные 3-4 лет (15мин), 4-5лет (20мин)

наглядное моделирование, логоритмические упражнения, психогимнастика, игровое моделирование, здоровьесберегающие технологии и т.д.

индивидуальные для детей 3-4 лет (10-15 мин)

наглядное моделирование, логоритмические упражнения, психогимнастика, игровое моделирование, здоровьесберегающие технологии и т.д.

индивидуальные для детей 4-5 лет (15-20 мин)

наглядное моделирование, логоритмические упражнения, психогимнастика, игровое моделирование, здоровьесберегающие технологии и т.д.

Логопедическое воздействие осуществляется различными методами, среди которых условно выделяются наглядные, словесные и практические.

Наглядные методы направлены на обогащение содержательной стороны речи, словесные – на обучение пересказу, беседе, рассказу без опоры на наглядные материалы. Практические используются при формировании речевых навыков путем широкого применения специальных упражнений и игр. К практическим методам можно отнести широко используемые в последнее время методы моделирования и метод проектов.

Метод моделирования является одним из перспективных направлений совершенствования процесса коррекционно – развивающего обучения. Использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности детей. У ребенка, владеющего формами наглядного моделирования появляется возможность применить заместители и наглядные модели в уме, представлять себе при их помощи то, о чем рассказывают взрослые, предвидеть возможные результаты собственных действий. Введение наглядных моделей позволяет более целенаправленно закреплять навыки в процессе коррекционного обучения.

Здоровьесберегающие технологии так же очень важны для наших детей с ограниченными возможностями здоровья, т.к. это как правило дети с ослабленным здоровьем. Подбор элементов различных здоровьесберегающих технологий зависит от возрастных и психофизиологических особенностей детей. К ним относятся: зрительная гимнастика, смена статических и динамических поз, голосовые и дыхательные упражнения, подвижные игры речевого характера, упражнения для коррекции общей и мелкой моторики. Постепенно включая в каждое занятие различные виды массажа, динамические паузы, пальчиковые игры, гимнастику для глаз, логопед создает необходимую атмосферу, снижающую напряжение и позволяющую использовать все время занятия более эффективно. Все упражнения следует выполнять на фоне позитивных ответных реакций ребенка.

2.7. Взаимодействие с семьей, социумом.

Цель: способствовать созданию условий для проявления речевой активности и подражательности, преодоления речевого нарушения в условиях семьи.

Задачи:

- познакомить с играми и упражнениями для развития артикуляционной, общей и мелкой моторики ребёнка.

- провести консультации, направленные на развитие у ребёнка потребности к познанию и общению со взрослыми и сверстниками.

- оказать индивидуальную помощь родителям по вопросам контроля за выполнением заданий и рекомендаций логопеда.

- провести групповую консультацию - практикум для родителей для увеличения знаний родителей о проблемах ребенка и возможности оказания помощи своему ребенку.

- способствовать работе родителей с детьми над произношением, расширением словарного запаса, грамматического строя и связной речи ребёнка

В группе компенсирующей направленности учитель-логопед проводит для родителей открытые и совместные игры, привлекает родителей к коррекционно-развивающей работе через систему методических рекомендаций. Эти рекомендации родители получают в устной форме на вечерних приемах и еженедельно в письменной форме в специальных тетрадях. Составлен план работы учителя – логопеда по взаимодействию с родителями на 2019 – 2020учебный год (Приложение 3).

Для родителей представлен стенд «Советы логопеда». Применяются различные формы по взаимодействию с родителями: анкетирование, родительские собрания, консультации, практикумы, презентации, памятки, информационные листы. «Родительские уголки» помогают родителям организовать развивающее общение с ребенком и дома, и на прогулке.

2.8. Совместная деятельность учителя - логопеда с воспитателями группы.

Основными задачами совместной коррекционной работы логопеда и воспитателя являются:

1.Практическое усвоение лексических и грамматических средств языка.

2.Формирование правильного произношения.

3.Подготовка к обучению грамоте, овладение элементами грамоты.

4.Развитие навыка связной речи.

Взаимодействие с воспитателями логопед осуществляет в разных формах. Это обсуждение результатов диагностики развития ребенка; обсуждение и выбор форм, методов и приемов коррекционно-развивающей работы; оснащение развивающего предметного пространства в групповом помещении; взаимопосещение НОД, и совместное проведение комплексной НОД; а также еженедельные задания. Учителем-логопедом с составлен годовой перспективный план по организации совместной деятельности с воспитателями группы (Приложение 4)

2.9. Организация коррекционно-развивающей деятельности (часть, формируемая участниками образовательных отношений)

Современные реалии диктуют необходимость внедрения новых технологий, методов и средств в обучении и развитии ребенка. Изменения, происходящие в жизни общества и государства безусловно влияют и на представления о том, каким общество и государство "видят" ребенка дошкольного возраста, получившего гарантированное Конституцией Российской Федерации дошкольное образование.

Использование элементов арт-терапии является безопасным средством коррекции психических процессов. Поскольку связь между сторонами психической деятельности и речевыми нарушениями очевидна, то, применяя элементы арт-терапии в коррекционной работе с детьми, можно повысить физическую, умственную работоспособность или, наоборот, оказать тормозящее действие при психическом возбуждении, снизить мышечную напряженность, помочь детскому организму в развитии навыков самоконтроля и рефлексии психосоматического состояния организма.

Наряду с традиционными и специальными логопедическими методами, и приемами, направленными на коррекцию речевого нарушения и развитие активной сознательной деятельности в индивидуальные и подгрупповые занятия, включаются элементы инновационных направлений арт-терапии.

Идея использования таких элементов в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими речевые нарушения, обусловлена спецификой организации образовательной работы по квалифицированной коррекции и проводится в режимные моменты 1 раз в неделю в подгрупповой форме.

Целью детско-родительского проекта является поиск эффективных средств для сохранения психического здоровья и коррекций познавательного и речевого развития дошкольников с ОВЗ

Реализация проектной деятельности осуществляется в соответствие комплексно-тематического плана. (Приложение 6)

3. Организационный раздел

3.1. Организация предметно-пространственной среды кабинета учителя-логопеда

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря в кабинете учителя-логопеда и групповом помещении в соответствии с Программой должны обеспечивать:

игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность детей, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой); двигательную активность, в том числе развитие крупной, мелкой, мимической, артикуляционной моторики, участие в подвижных играх; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей.

Правильно организованная предметно-пространственная развивающая среда в кабинете логопеда создает возможности для успешного устранения речевого дефекта, преодоления отставания в речевом развитии, позволяет ребенку проявлять свои способности не только в организованной образовательной, но и в свободной деятельности, стимулирует развитие творческих способностей, самостоятельности, инициативности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе, а значит, способствует всестороннему гармоничному развитию личности. Предметно-развивающее пространство следует организовать таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность упражняться в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, добиваться поставленной цели под наблюдением взрослого и под его не директивным руководством.

Обстановка, созданная кабинете учителя-логопеда, должна уравновешивать эмоциональный фон каждого ребенка, способствовать его эмоциональному благополучию. Эмоциональная насыщенность — одна из важных составляющих развивающей среды. Следует учитывать то, что ребенок скорее и легче запоминает яркое, интересное, необычное. Разнообразие и богатство впечатлений способствует эмоциональному и интеллектуальному развитию. В оформлении логопедического кабинета психологи советуют использовать мягкие пастельные цвета, отдавать предпочтение нежно-голубой и нежно-зеленой гамме, именно эти цвета спектра способствуют успешному речевому развитию. Необходимо продумать вопрос с дополнительным освещением каждого рабочего уголка, каждого центра. В помещениях должно быть уютно, светло и радостно, следует максимально приблизить обстановку к домашней, чтобы снять стрессообразующий фактор.

Центр речевого и креативного развития в кабинете логопеда

  1. Настенное зеркало с лампой дополнительного освещения.
  2. Скамеечка для занятий у зеркала.
  3. Крупные предметные картинки по изучаемым лексическим темам.
  4. Книжки раскладушки по изучаемым лексическим темам.
  5. Книжки-малышки с народными потешками и колыбельными песенками и яркими картинками.
  6. Простые сюжетные картинки.
  7. Серии сюжетных картинок.
  8. Парные картинки по изучаемым лексическим темам (одинаковые предметы и объекты и отличающиеся по размеру
    и цвету предметы и объекты).
  9. «Алгоритм» описания игрушки.
  10. «Лото» (для маленьких) по изучаемым темам.
  11. «Любимые сказки» для младшей логопедической группы (СПб.,   «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,   2004),   плоскостной  и  на
    стольный театры.
  12. Книжки-игрушки издательств «ОЛМА-ПРЕСС» и «Бел-
    факс» (сказки «Репка», «Курочка Ряба», «Волк и козлята»).
  13. «Играй-ка 3» (СПб., «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003) для уточнения математического словаря.
  14. Альбом «Круглый год» (СПб., «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005).
  15. Альбом «Мир природы. Животные» (СПб., «ДЕТСТВО-
    ПРЕСС», 2005).
  16. Игрушки для уточнения произношения в звукоподражаниях.
  17. Предметные картинки для уточнения произношения в звукоподражаниях.
  18. Предметные картинки для уточнения произношения гласных и согласных раннего онтогенеза.
  19. Небольшие игрушки и муляжи по изучаемым темам, разнообразный счетный материал (для формирования математического словаря).
  20. Настольно-печатные дидактические игры для формирования
    и совершенствования грамматического строя речи («Один и
    много», «Кого не стало?», «Чего не хватает?», «Телевизор», «Что ты видишь?», «Большой — маленький», «Мой, моя, мои», «Веселый котенок» (уточнение понимания предлогов
    и обучение употреблению их в активной речи) и др.
  21. Дыхательные тренажеры и игрушки для развития дыхания (свистки, свистульки, дудочки, перышки, сухие листочки
    и лепестки цветов и т. п.).

Основные направления работы по оснащению логопедического кабинета:

  • Оборудование центра для индивидуальных занятий с детьми
  • Оснащение образовательного процесса дидактическими материалами

Зонирование

Содержание

Зона индивидуальной коррекции речи

Настенное зеркало, стол, два стула, карточки с изображениями основных артикуляционных упражнений, игры для развития дыхания, игрушки для артикуляционной и пальчиковой гимнастики

Зона подгрупповой непосредственной образовательной деятельности.

Комплекты мебели (стол – стул) для одновременного размещения группы детей.

Зона методического, дидактического и игрового сопровождения.

Материалы по обследованию речи детей;

Материалы по коррекции звукопроизношения;

Материалы по преодолению ОНР (общего недоразвития речи);

Материалы по развитию фонематических процессов;

Пособия по дидактическому обеспечению коррекционного процесса

3.2. Оснащение логопедического кабинета

Оснащение логопедического кабинета отражено в Приложении 5 «Паспорт логопедического кабинета»

3.3. Методическое обеспечение осуществления логопедической деятельности.

Методическая литература (библиотека кабинета представлена личным фондом учителя-логопеда в электронном виде)

Обязательная часть

Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой;

Нищева Н. В. Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) 3-7 лет. СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2018.

Нищева Н. В. Современная система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016.

Нищева Н. В. Планирование коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) и рабочая программа учителя-логопеда. – СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015.

Нищева Н. В. Комплексно-тематическое планирование коррекционной и образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи (с 3 до 4 и с 4 до 5лет). – СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016.

Образовательная область «Речевое развитие»

Нищева Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в младшей группе для детей с ОНР. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016.

Нищева Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в средней группе для детей с ОНР. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016.

Нищева Н. В. Тетрадь для младшей логопедической группы детского сада. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016.

Нищева Н. В. Тетрадь для средней логопедической группы детского сада — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016.

Нищева Н. В. Развивающие сказки — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015.

Нищева Н. В. Картотеки методических рекомендаций для родителей дошкольников с ОНР — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014.

Нищева Н. В. Картотека заданий для автоматизации правильного произношения и дифференциации звуков разных групп — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015.

Нищева Н. В. Картинки и тексты для автоматизации звуков. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015.

Нищева Н. В. Веселая артикуляционная гимнастика. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016.

Часть ДОУ

Нищева Н. В. Будем говорить правильно. - СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС

Логопедия / под ред. Л. С. Волковой — М. 2005.

Лопатина Л. В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста. — СПб.,

2005.

Филичева Т. Б., Туманова Т. В., Чиркина Г. В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Программно-методические рекомендации. — М., 2009.

ФиличеваТ. Б.,Чиркина Г. В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. — М., 2007.

Крупенчук О.В.Научите меня говорить правильно! /

Успенская Л.П, Успенский М.Б.Учитесь правильно говорить /

Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь/

Максаков А.И.Правильно ли говорит ваш ребёнок /


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерный конструктор рабочей программы учителя-логопеда, учителя -дефектолога

Данный материал, был предоставлен слушателям курсов АППО для написания рабочей программы учителя-логопеда(дефектолога)...

Рабочая программа учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи (старший и подготовительный дошкольный возраст) Автор-составитель: учитель-логопед Зайцева Е.В.

Представленная «Рабочая программа учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи (старший и подготовительный дошкольный возраст) МБДОУ « Детски...

Структурные и содержательные аспекты проектирования рабочей программы учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения в условиях реализации ФГОС (в помощь учителю-логопеду)

Структурные и содержательные аспекты проектирования рабочей программы учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения в условиях реализации ФГОС (в помощь учителю-логопеду)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя-логопеда «Логопедический клуб для родителей «ЛОГОПЕДиЯ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАучителя-логопеда«Логопедический клуб для родителей«ЛОГОПЕДиЯ»...

Рабочая программа учителя - логопеда для детей 6-7 лет группы компенсирующей направленности срок реализации программы 2019-2020 учебный год

Структура рабочей программы учителя-логопеда 1ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ31.1.Пояснительная записка          32.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ52.1. Образовательная дея...


 

Комментарии

Спасибо большое, за предоставленную работу. Очень полезный материал для дальнейшей работы.