Адаптированная образовательная программа на ребенка с ОВЗ
рабочая программа по логопедии

Е рошенко Наталья Юрьевна

Целью данной АОП является проектирование модели коррекционно-развивающей психолого-педагогической работы, максимально обеспечивающей создание условий для развития ребенка с ТНР, его позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в соответствующих возрасту видах деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aop_na_rebenka_s_tyazhelym_narusheniem_rechi.docx58.68 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения

«Детский сад комбинированного вида № 11 «Яблонька»

Адаптированная образовательная программа на ребенка с ОВЗ

Ф.И.О.   дата рождения

Разработана:         Ерошнко Н.Ю., учитель-логопед

                                                , педагог-психолог

                                              музыкальный руководитель

                                                воспитатель

                                                 воспитатель

              Ведущий специалист: Ерошенко Н.Ю., учитель-логопед

              Период реализации: октябрь – апрель 2018-2019 г.

РАССМОТРЕНО

Психолого-медико-педагогическим

консилиумом МБДОУ №11

«____»_________________20___ г.

                                   

УТВЕРЖДЕНО

Заведующий МБДОУ №11

__________________И.Ю. Морозова

Приказ от «____»_______________20___ г. №____

СОГЛАСОВАНО

Родители (законные представители)

____________(__________________)

«_____»________________20___ г.

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

   1.1 Пояснительная записка

Адаптированная образовательная программа (АОП) ребёнка с нарушением речи (НР) разработана в соответствии с АООП МБДОУ № 11.

Целью данной АОП является проектирование модели коррекционно-развивающей психолого-педагогической работы, максимально обеспечивающей создание условий для развития ребенка с ТНР, его позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в соответствующих возрасту видах деятельности. 

Программа строится на основе задач, принципов и подходов, изложенных в АООП для детей с тяжелыми нарушениями речи (стр.4-6).

1.2 Значимые характеристики, необходимые для разработки и реализации АОП в том числе характеристики особенностей развития ребенка

Общие сведения о ребенке.

Возраст

Ребенок посещает подготовительную группу комбинированного типа.

Общие сведения о семье.

Семья полная. Родители интересуются проблемами своего ребенка, консультируются с педагогическим составом. Следуют рекомендациям специалистов.

Сведения о состоянии здоровья. Ребенок. относится ко второй группе здоровья, зрение и слух в норме.

Коллегиальное заключение ЦПМПК от ____________ г. рекомендовано:

Организация образовательного процесса

Форма получения образования

в дошкольной образовательной организации с полным включением в образовательный процесс

Рекомендуемая программа

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования с учетом психофизических особенностей ребенка с нарушением речи

В специальных условиях для получения образования не нуждается.

Организация психолого-медико-педагогического сопровождения

Специалисты

Направления

Учитель-логопед

По коррекции речи

1.2.1 Особенности психического развития

Понимание инструкций: понимает, принимает инструкции, иногда требует повтора инструкции. Нуждается в помощи взрослого. Помощь принимает. Темп работы, работоспособность: темп средний.

Возможность коррекции допускаемых ошибок: при помощи наводящих вопросов.

Характеристика моторики, в том числе графической деятельности (рисунок, письмо):

-общая моторная гармоничность, ловкость ребёнка соответствуют возрастной норме;

-координация движений несколько  нарушена

- сформированность мелкой моторики недостаточная;

-профиль литеральных предпочтений правосторонний

Особенности восприятия (зрительного, слухового, пространственного и др.):

- целосностное восприятие предметного изображения: самостоятельно складывает шестисоставную картинку,    

- правильное восприятие объектов;

- цвет: соотносит с эталоном, показывает, называет;

- форма: соотносит с эталоном, показывает, называет с о стимулирующей помощью взрослого;

 - ориентация в пространстве соответствует возрасту;

Особенности запоминания, мнестической деятельности:

-зрительная  кратковременная память 5 из 10.

Характеристика внимания:

-переключаемость, застревания на предыдущём задании не наблюдается;

- целенаправленно-устойчиво;

-объём соответствует возрастной норме.

Особенности интеллектуальной деятельности: мышление наглядно-образное, задания требующие анализа, сравнения, обобщения выполняет  при стимулирующей помощи взрослого.

Особенности речевого развития:  развитие речи соответствует возрасту, достаточный предметный словарь, при составлении рассказа испытывает некоторые нарушения, используя простые предложения. испытывает затруднения при пересказывании,  в звукопроизношении наблюдаются  заметные нарушения, разборчивость речи снижена.

Общая характеристика деятельности: задания выполняет.

Индивидуально-психологические особенности. Взаимоотношения в группе с детьми складываются доброжелательно. С детьми,  взрослыми и родителями  мальчик общается дружелюбно, застенчива,  охотно выполняет трудовые поручения взрослых,   предпочитает  настольные игры. самооценка адекватная.

1.2.2. Характеристика речевого развития ребенка.

Общая и мелкая моторика: Координация общих движенийне нарушена. Мелкая моторика пальцев рук развита недостаточно.

Артикуляционный аппарат: анатомических нарушений речевого аппарата нет, прямой прикус.

Устная речь:

-Понимание речи: инструкции понимает и выполняет.

-Активный словарь: Знает цвета, геометрические фигуры: круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, овал; владеет понятиями величины; Назвает обещающие слова: птицы, продукты, животные и т.д. Называет предметы, признаки предметов, действия.

- Грамматический строй речи: допускает неточности при согласовании существительного с прилагательным в роде, числе, падеже, существительного с числительным.

-Слоговая структура речи: допускает пропуски и перестановки слогов в многосложных словах.

Звукопроизношение: разборчивость речи снижена не значительно, нарушено произношение: [с, з], [ л] [р,],[ р], [ц]

Фонематическое восприятие, звуковой анализ, синтез: недоразвитие фонематического восприятия.

Связная речь: составления рассказа и пересказа вызывает затруднение. Пользуется простыми предложения.

Темп и плавность речи (особенности речи, связанные с заиканием): не нарушены.

1.2.3. Особенности освоение ребенком ООП ДОУ

Направления развития

Дефициты развития

Социально – коммуникативное

Навыки самообслуживания сформированы, но их выполнение требует контроля. Требует помощи в организации самостоятельной деятельности. Сталкиваясь с неудачами расстраивается.

Познавательное

Испытывает затруднение при ориентировке в пространстве с помощью предлогов и наречий (за - перед, далеко - близко, над - под, у, около, назад – вперед), исходя из собственной пространственной позиции.

Не владеет способами классификации предметов: не может устанавливать родо-видовые отношения межу понятиями, подбирая родовое понятие к группе видовых и наоборот, не может подобрать два-три видовых понятия к родовому.

Не может использовать представления о сериационных отношениях предметов для определения степени выраженности общего для всех признака.

Художественно – эстетическое

Не проявляет интереса к самостоятельному построению сюжета композиции.

Редко проявляет креативность, воображение, в языковой, музыкальной области, в сфере изобразительных и пластических искусств.

Развитие речи

Не владеет звуковым анализом слов с последующим построением модели из фишек-заместителей звуков, может назвать все звуки в последовательности, не различает гласные и согласнее (мягкие и твердые) звуки, не выделяет ударный гласный звук в слове.

В общении испытывает сложность в подборе нужных слов. Рассказ по серии картинок составляет по наводящим вопросам. Наблюдаются аграмматизмы при образовании прилагательных от существительных, при согласовании существительного с прилагательным и числительным. Недоразвитие фонемат

ического восприятия – звук на фоне других звуков не выделяет. Ошибки в воспроизведении оппозиционных слов. Смягчение шипящих и свистящих звуков, замена звука л на ль, р и рь на ль.

Физическое

Недоразвитие мелкой моторики.

Не уверенно, не точно, не выразительно выполняет упражнения.

1.2.4. Предполагаемые результаты освоения программы представлены в АООП МБДОУ № 11 (стр. 13-17).

1.2.5. Оценка индивидуального развития проходи  в соответствии с системой мониторинга представленной в АООП МБДОУ № 11 (стр. 17-21).

Результаты оценки индивидуального развития фиксируются в картах динамического контроля (Приложение 1,2). Динамика освоения АОП обсуждается на плановом ПМПк  и следующей таблице специалисты ДОУ отмечают реализованные и не реализованные задачи:

Образовательные области

Задачи

Специалист Ф.И.О.

Результат

Октябрь

Февраль

Май

Познавательное развитие

  1.  Развитие элементов логического мышления:

Классификация разнородного материала с выделением понятийных групп, опираясь на существенные признаки выделенных групп.

2. Ознакомление с пространством:

- Ориентация на листе бумаги с помощью пространственных предлогов, наречий, обозначений характеристик листа бумаги (угол, левый край, верх, низ), указаний на точку отсчета (слева от…, вниз от…), сочетание двух признаков (верхний левый угол, нижний левый угол и п.т.).

- ориентация по плану;

- определение и называние места нахождения предмета относительно других предметов.

3. Развитие элементарных математических представлений:

- анализ предметов сложной формы и воспроизведение ее из частей;

- установление отношений межу числами числового ряда от 0 до 10;

- овладение представлениями о временах года, месяцах, днях недели, последовательностью их изменения.

4. Ознакомление с природой:

- формирование представлений (в том числе в форме заместителей и моделей) о растениях и животных, обитающих в различных природных зонах Земли (Крайнем Севере, тайге, степи (саванне), пустыне, джунглях), о характерных особенностях природных зон Земли, о взаимосвязи растений и животных с условиями жизни;

- самостоятельное экспериментирование с объектами неживой и живой природы, формулирование выводов об их свойствах, опираясь на результаты эксперимента.

Речевое развитие

Развитие общих речевых навыков.

 1.Выработка   чёткого, координированного движения органов речевого аппарата.

  2.Обучение короткому и бесшумному вдоху (не поднимая плечи), спокойному и плавному выдоху (не надувая щеки).

  3. Работа над мягкой атакой голоса. Выработка умения пользоваться    громким и тихим голосом.

Звукопроизношение

 1.Разработка речевого аппарата, подготовка к постановке звуков Ш, Ж, С, З, Ц, Р, Р, Л. (проведение общей и специальной артикуляционной гимнастики).

2.Постановка неправильно произносимых звуков и закрепление поставленных:

- Ш, Ж, С, Ц, З, Л, Р, Р;

3.Развитие всех видов контроля над собственным звукопроизношением.

Развитие фонематического анализа и синтеза.

1. Развитие фонематического восприятия, анализ звукового состава слова (определение наличия звука в слове, выделение первого и последнего   согласного в словах, отбор картинок с заданным звуком).

2. Дифференциация звуков Ш – С, Ш – Ж, Ж – З, Ч- Ц, Щ - Сь Р – Р, Р –Л  в изолированном положении, в слогах, словах и предложениях.

Словарь

1.Обогащение    словаря    по    лексическим    темам.

2.Развитие    словаря    признаков (слова-антонимы, качественные и притяжательные прилагательные).

3.Закрепление навыков образования названий детёнышей животных, супплетивные формы.  

4. Развитие глагольного словаря.

Грамматический строй речи.

1.Формирование умения согласовывать имена прилагательные с существительными в роде, числе и падеже, числительные с существительными мн. Числа в род. Падеже.

2.Развитие навыков словоизменения и словообразования.

 Связная речь

- Составление разных типов повествовательных текстов (реалистические рассказы, сказочные истории), название своего сочинения.

- Развитие умения логически рассуждать, объяснять, доказывать, делать выводы, обобщать высказанное.

- Пересказ литературного произведение с опорой на смысл и логику происходящих в нем событий, выражение своего эмоционального отношение к литературным героям.

Обучение грамоте

- Различение на слух и правильное воспроизведение всех звуковых единицы родного языка.

- Анализ 3-5сложные предложения.

- Подбор слова к 3-5ти звуковым моделям.

- Характеристика звуков (гласные, согласные, твердые, мягкие, ударные)

Социально-коммуникативное развитие

Владение навыками самообслуживания.

Развитие чувства собственного достоинства.

Проявление инициативы в разных видах деятельности.

Стремление активно познавать действительность, не боясь неуспеха и неудач, уверенность в своих силах.

Развитие способность делится со взрослыми своими чувствами и переживаниями;

Развитие способность оказать помощь и принять её от другого.

Самостоятельная постановка целей, самостоятельное оценивания результатов действий, коррекция действий и целей и постановка на этой основе новых целей.

Развитие способности и готовности к кооперации и работе в команде.

Проявление способности и готовности к самостоятельному разрешению простых конфликтов.

Проявление способности и готовности принимать на себя ответственность за собственные действия, за отношения с другими людьми, за состояние окружающего пространства и природы.

Художественно - эстетическое развитие

Развитие самостоятельности в продуктивной деятельности (изобразительной, конструктивно – модельной,

музыкальной и другой).

Восприятие музыки, художественной литературы, фольклора:

- Воспроизведение в хлопках, притопах ритмического рисунка музыки.

- Соотнесение эмоциональной окраски движений с характером музыки с контрастными частями.

- Придумывание движения для песен, игр, хороводов, активное участие в музыкальных играх.

-  Обсуждение услышанного (музыка, художественные произведения).

- Разучивание стихов, песен, малых фольклорных форм.

Физическое развитие

Развитие мелкой моторики.

1.Развитие пальчиковой моторики (упражнения для пальцев).        

2.Обводка и штриховка фигур.

3.Составление фигур, узоров из элементов (по образцу).

4.Работа со шнуровкой и мелкой мозаикой.

Развитие общей моторики

- развитие способности чувствовать свое тело, контролировать свои движения, оценивать свои силы, умения и возможности.

- развитие способности регулировать напряжение и расслабление, справляться со стрессом.

- формирование интереса к физической культуре и совместным физическим занятиям со сверстниками.

 - формирование потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.

- развитие двигательных навыков и умений, физических качеств, координации движений.

Развитие представлений о ЗОЖ

- развитие мотивации к занятиям спортом, активному и здоровому образу жизни.

- воспитание ответственность за здоровье и хорошее самочувствие;

- формирование навыков безопасного поведения в подвижных и спортивных играх, при пользовании спортивным инвентарём.

Критерии оценивания: +   выполняет,  #  с помощью педагога, -   не выполняет.

II СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

1. Формы, способы, методы и средства реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников

Коррекционно-воспитательная работа - это строгая, продуманная система, которая позволяет  осуществлять взаимосвязь и преемственность в работе логопеда, психолога, воспитателей, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре соблюдая единые требования к ребенку с речевой патологией.  

Сентябрь отводится всеми специалистами для углубленной диагностики развития ребенка, сбора анамнеза, изучения рекомендаций специалистов ЦПМПК, индивидуальной работы с ребенком, совместной деятельности в режимных моментах, составления и обсуждения со всеми специалистами группы планов работы на первое полугодие.

В конце сентября специалисты, работающие в группе,  на ПМПк ДОУ обсуждают результаты диагностики индивидуального развития ребёнка и на основании полученных результатов утверждают план работы на первое полугодие.  

С 15 сентября начинается организованная образовательная деятельность с ребёнком с ОВЗ в соответствии с утверждённым планом работы.

На плановом ПМПк ДОУ в ноябре и феврале специалисты ДОУ обсуждают темпы динамики индивидуального развития ребёнка и обсуждают план на работы на следующий квартал.

Заведующий ДОУ утверждает план работы с воспитанником вначале каждого периода работы. Плановое заседание ППк ДОУ проводится в конце учебного года с целью обсуждения динамики индивидуального развития воспитанника.  

Организация взаимодействия участников образовательных отношений

Участники сопровождения

Направления работы

(специалист)

Программы

Формы проведения

Количество часов

Специалист Ф.И.О.

Логопедическая помощь (учитель – логопед)

АОП ДО для детей НРР МБДОУ №11

Индивидуальная

30 мин. в неделю

Психологическая помощь (педагог – психолог)

АОП ДО для детей НРР МБДОУ №11

Индивидуальная

30 мин. в неделю

Педагогическая помощь (воспитатель)

АОП ДО для детей НРР МБДОУ №11

Индивидуальная

Групповая

НОД

15 мин. в неделю

15 мин. в неделю

Музыкальное развитие (музыкальный руководитель)

АОП ДО для детей НРР МБДОУ №11

НОД

Физическое развитие (инструктор по физ. Воспитанию)

АОП ДО для детей НРР МБДОУ №11

НОД

Методы и приемы логопедического воздействия

Практические методы

Наглядные методы

Словесные методы

Упражнения на устранение  артикуляторных и голосовых расстройств, на постановку звуков

  1. Подражательно-исполнительские методы

 (дыхательные, голосовые, артикуляторные, развивающие общую, ручную моторику).

  1. Конструирование  букв и изображение из элементов.
  1. Упражнения творческого характера.

Наблюдение - применение картин, рисунков, профилей артикуляции, макетов, а также с показом артикуляции звука, упражнений.

Рассказы. пересказы сказок, литературных произведений .

Игровой метод  игры: с пением, дидактические, подвижные, творческие, драматизации.

Воспроизведение аудио записей.

Предварительная беседа и итоговые, обобщающие беседы.

Моделирование звуков.

Видео материалы, презентации используются при автоматизации звуков речи .

Словесные приемы: показ образца, пояснение, объяснение, педагогическая оценка.

Пояснение и объяснение включаются в наглядные и практические методы.

Формы работы учителя-логопеда

  1.  Индивидуальные и подгрупповые  коррекционные занятия с детьми.
  2. Взаимосвязь с семьями воспитанников.
  3.  Совместная деятельность с воспитателями и специалистами ДОУ.
  4.  Организация предметно-развивающей среды.

Основные методы коррекционных воздействий:

индивидуальная игровая терапия (упражнения по развитию логического мышления О.К. Никифоровой «Учимся думать играя», задания на развитие внимания памяти мышления);

элементы сказкотерапии: чтение, проигрывание психотерапевтических сказок, составление историй совместно с ребенком;

психогимнастика (М.И. Чистяковой);

- кинезиологическая гимнастика;

- пальчиковая гимнастика;

- упражнения на эмоции и эмоциональный контакт;

- коммуникативные упражнения;

- мимические и пантомимические этюды;

- элементы психологического тренинга;

- арттерапия: работа с красками, тестом, пластилином, пастелью;

релаксационные упражнения: нервно-мышечное расслабление, дыхательные техники, использование визуальных образов;

игры по развитию психомоторики.

Коррекция познавательных процессов.

Психический

процесс

Рекомендуемые игры

Мышление

Наглядно-образное

- Игры-обобщения: «Назови одним словом» (картинки и слова).

Игры-классификации: «Что лишнее?» (слова и картинки), с объяснениями. Желательно подбирать задания на исключение по нескольким параметрам – форма, величина, цвет; игра «Разложи на две группы» - разложить без пояснений, карточки с изображением. Игры на выделение-дополнение по определенному признаку «Пришей заплатку к коврику».

Логическое

- Игры и упражнения на составление рассказа по серии картинок. Сначала нужно правильно расположить картинки. Рассказ должен быть связанным, иметь начало и конец, поощряется упоминание эмоциональных состояний героев, присвоение им имен. Логические игры «Продолжи ряд»

Память

- Запоминаем небольшие стихотворения, тексты.

- Игры «Что изменилось?», «Чего не стало?» для детей 5-7 лет.

- Игры на запоминания карточек-картинок.

- Игры на соотношение слов и пиктограмм (схематических изображений) и припоминание потом по ним слов.

Восприятие

- Игра на поиск формы, похожей на предмет «Что на что похоже?».

- Игры-опознания: «Силуэты», «Сколько предметов спряталось на картинке?», «Заштрихованные картинки».

- Игры «Дорисуй картинку» - угадать, что нарисовано и дорисовать до целого.

Мелкая моторика

- Игры с формами, танграмы, разрезные картинки, пазлы по возрасту.

- Игры с мелкими предметами, конструктором.

- Дорисовывание узоров (хвостики мышкам, ручки зонтикам), рисование элементов букв.

- Игры с крупами (разложить на две кучки гречку и рис), массаж пальчиков, массаж карандашами, игры с грецкими орехами, су-джоками.

- Пальчиковая гимнастика, шнуровки, лепка.

  1. Направления развития ребенка по освоению пяти образовательных областей

Направления развития

Задачи

Содержание работы

«Физическое развитие»

1. Развитие общей и мелкой моторики

Логоритмические упражнения под музыку.

Упражнения на развитие общей и мелкой моторики., подвижные игры.

2. Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта.

Беседы, рассматривание иллюстраций, дидактические игры, «Забавные превращения», «Много действий», «Самые, самые» и т.д. разработка проектов совместно с родителями.

3. Становление ценностей здорового образа жизни.

Беседы, рассматривание иллюстраций, дидактические игры «Хорошо, плохо», «Законченное предложение», «Главное действие» и т.д., разработка проектов совместно с родителями.

4.Овладение элементарными нормами и правилами культурно-гигиенических навыков

Беседы, рассматривание иллюстраций, дидактические игры «Что сначала, что потом», «Исправь ошибки Незнайки», «Правила этикета» и т.д.

«Социально – коммуникати вное развитие»

1.Развитие коммуникативных способностей в разных видах деятельности.

Беседы, рассматривание иллюстраций, коммуникативные игры «Комплименты», «Ищу друга», «Ожившие игрушки» ит.д..

2.Развитие социального и эмоционального интеллекта.

Беседы, рассматривание иллюстраций, дидактические игры «Назови настроение», «Когда это бывает», «Театр настроения» разработка проектов совместно с родителями.

«Познавательное развитие»

1. формирование первичных представлений о себе, других людях.

Беседы, экскурсии, рассматривание иллюстраций, фотографи, дидактические игры «Професии», «Расскажи о своем городе», «Семья» и т. д., разработка проектов совместно с родителями.

2. формирование первичных представлений о объектах окружающего мира (пространство, время, природа)

Беседы, экскурсии, рассматривание иллюстраций, дидактические игры «Когда это бывает», «Где находиться», «Я знаю …», разработка проектов совместно с родителями.

3. формирование первичных математических представлений

Называние антонимов: высокий-низкий, широкий-узкий, длинный-короткий, толстый-тонкий.

Развитие математических операций, сравнений, обобщений предметов.

Игры за закрепление количественного и порядкового счета, согласование существительных с числительными.

«Речевое развитие»

1. Развитие слухового восприятия и фонематического слуха.

Узнавание и воспроизведение гласных звуков громко-тихо, близко-далеко, со сменой артикуляционных укладов.

Подключение движений руками.

Узнавание звука на фоне ряда звуков.

Узнавание звуков на фоне слова.

Определение первого гласного звука в слове.

Определение последнего гласного и согласного звука в слове

2. Закрепление правильного звукопроизношения.

Артикуляционная гимнастика.

Проговаривание чистоговорок, скороговорок.

Контроль за звукопроизношение в течении дня.

3. Развитие импрессивной речи.

Исправление семантической ошибки в предложении.

Понимание значения пространственных наречий.

Понимание сравнительных конструкций.

Исключение лишнего предмета. Игра,,4-й лишний,,; ,,Найди пару,,; ,,Ассоциации,,

Обобщения предметов по видовым ( родовым ) признакам. Игра,. Сравни предметы,,

Узнавание предмета по описанию. Использование ,,чудесного мешочка,,

4. .Развитие лексико-грамматического строя речи, связной речи.

Классификация предметов.

Образование прилагательных от существительных. Использование лото:  ,,Что из чего?;,,Повар,,;,,Ателье,,

Расширение словаря признаков, слов-действий:  ,,Подбери предмет к действию,,; ,,Подбери признак к предмету,,.

Называние антонимов: высокий-низкий, широкий-узкий, длинный-короткий, толстый-тонкий.

Установление причинно-следственных конструкций. Составление рассказов по серии картинок.

5. Знакомство с книжной литературой, детской литературой.

Чтение художественных произведений.

Обучение пересказу.

Разучивание стихов, малых фольклорных форм.

«Художественно – эстетическое развитие»

1.Развитие продуктивной деятельности детей (изобразительной, конструктивно – модельной, музыкальной и другой).

Рисование песком, камешками, веревочками, крупой.

Изготовление поделок из природного материала.

Музыкально-дидактические игры «Что звучит», «Чья музыка» и т.д.

2. Формирование элементарных представлений о видах искусства;

Рассматривание репродукций, фотографий, иллюстраций. Обсуждение увиденного (картины, скульптура, архитектура).

 Составление рассказов по картинам.

Составление описательных рассказов о народных игрушках.

Конструктивные игры.

3. Восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;

Обсуждение  услышанного (музыка, художественные произведения).

Разучивание стихов, песен, малых фольклорных форм.

3. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников 

Эффективность коррекционно – развивающей работы в комбинированной группе во многом зависит от преемственности в работе логопеда и родителей. Задача учителя-логопеда – помочь родителям осознать свою роль в процессе развития ребенка, вооружить определенными методами и приемами преодоления речевого нарушения, наполнить конкретным содержанием рекомендации по усвоению и закреплению полученных знаний.

В начале учебного года по результатам проведенной стартовой психолого-педагогической и логопедической диагностики с родителями детей, у которых были выявлены речевые нарушения, логопедом проводятся индивидуальные консультации для ознакомления с результатами. В индивидуальные беседы в деликатной форме   разъясняется речевой диагноз ребенка. Родителям рассказывается об особенностях речевого нарушения именно их ребенка. Учитель-логопед раскрывает структуру дефекта и намечает пути наиболее быстрого его устранения. Даются подробные рекомендации о том, к кому из специалистов необходимо обратиться дополнительно. Родители получают практические советы как нужно с ним заниматься, на что следует в первую очередь обращать внимание. Проводимая индивидуальная работа позволяет установить более тесный контакт с родителями, выявить потребности в коррекционно-педагогических знаниях, проблемы, которые их волнуют.

Наглядная форма работы учителя-логопеда ДОУ с семьей – библиотека игр и упражнений – является стимулом к активному участию родителей в коррекционно-логопедическом процессе. Родители имеют возможность воспользоваться подобранным учителем-логопедом практическим материалом

 Важной формой взаимодействия учителя-логопеда с родителями является тетрадь домашних заданий. В зависимости от специфики нарушения речи каждого конкретного ребенка, задания даются не только по формированию словаря, грамматических умений и навыков, на развитие внимания и памяти, обучение грамоте, но и звукопроизношению. Данные рекомендации родители могут получить в устной форме на вечерних приемах по вторникам и еженедельно по четвергам в письменной форме в тетрадях. Она заполняется 1 раз в неделю.    

Психолог и узкие специалисты проводят консультативную работу по запросу родителей.

Организационный раздел

  1.  Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка 

Образовательный процесс в дошкольном учреждении строится с учетом различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения) и организуется в совместной деятельности взрослых и детей, самостоятельной деятельности детей в рамках непосредственно образовательной деятельности и в режимных моментах.        

День пребывания ребёнка в ДОУ делится на три блока:

1. УОБ – утренний образовательный блок – продолжительность с 7 до 9 утра, включает в себя:

- совместную деятельность педагога с ребенком;

- свободную самостоятельную деятельность детей.

2. РБ – развивающий блок – продолжительность с 9 до 11 часов - представляет собой непосредственно образовательную деятельность.

3. ВР – вечерний блок – продолжительность с 1530 до 1900 включает в себя:

- совместную деятельность педагога с ребенком;

- свободную самостоятельную деятельность детей;

 - досуговую деятельность.

        Содержание образовательной области «Речевое развитие» реализует учитель-логопед и воспитатель, другие специалисты подключаются к работе и планируют образовательную деятельность в соответствии с рекомендациями учителя-логопеда. Логопед проводит коррекционные занятия (индивидуальные, подгрупповые), оказывает консультативную помощь воспитателям, специалистам, родителям. Воспитатель организует НОД, совместную и самостоятельную деятельность в соответствии с ООП и рекомендациями учителя логопеда.

        Содержание образовательной области «Познавательное развитие» реализуют воспитатели, педагог-психолог, учитель-логопед. При этом педагог-психолог проводит коррекционные занятия по развитию высших психических функций, совершенствованию эмоционально-волевой сферы. Воспитатели работают над развитием любознательности и познавательной мотивации, формированием познавательных действий, первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира.

        Содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» реализует воспитатели, остальные специалисты и родители воспитанника подключаются к их работе.

        Содержание образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» реализует воспитатели, музыкальный руководитель в соответствии с ООП и АООП.

        Содержание образовательной области «Физическое развитие» реализует воспитатели, инструктор по физической культуре.

Образовательный процесс проходит при обязательном подключении родителей воспитанника, они должны в полной мере участвовать в коррекционной работе выполняя рекомендации педагогов.

        Основной формой работы во всех пяти образовательных областях АОП является игровая деятельность – основная форма деятельности дошкольника. Все коррекционно-развивающие индивидуальные и подгрупповые занятия в соответствии с АОП носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями.

        Содержание АОП реализуется с учетом комплексно-тематического принципа, предполагающего выбор смысловой темы, которая раскрывается на фронтальных (групповых) и индивидуальных занятиях в совместной и самостоятельной деятельности. Каждый специалист составляет план работы в соответствии с темой на неделю (Приложение 1). Здесь же отслеживаются особенности выполнения детьми заданий.

Расписание подгрупповых и индивидуальных коррекционно-развивающих занятий учителя - логопеда

Дни недели

Формы работы

Время

понедельник

Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия

15. 00- 18.00

вторник

Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия

15. 00- 18.00

среда

Индивидуальные / подгрупповые коррекционно-развивающие занятия

7.00-12.00

четверг

Индивидуальные / подгрупповые коррекционно-развивающие занятия

7.00-12.00

Расписание подгрупповых и индивидуальных коррекционно-развивающих занятий педагога - психолога

Дни недели

Формы работы

Время

понедельник

Коррекционно-развивающие занятия по подгруппам

Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия

9.00-9.20

9.20-10.00

вторник

Коррекционно-развивающие занятия по подгруппам

8.00-9.00

9.00-10.00

среда

Коррекционно-развивающие занятия по подгруппам

Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия

8.00-10.00

15.00-16.00

пятница

Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия

8.00-9.00

10.00-11.00

  1. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды

Предметно-пространственная развивающая среда в группе компенсирующей направленности и кабинете учителя-логопеда создает возможности для успешного устранения речевого дефекта, преодоления отставания в речевом развитии, позволяет ребенку проявлять свои способности не только в организованной, образовательной, но и в свободной деятельности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе, способствует всестороннему гармоничному развитию личности.

РППС, обеспечивающая потребности и нужды детей с ТНР включает в себя:

Комнату психологической разгрузки (сенсорная комната)

В обобщенном виде оборудование сенсорной комнаты включает в себя:

-мягкую среду, которая представлена мягкими напольными и настенными покрытиями, пуфиками и подушечками с гранулами, сенсорной тропой, тактильными дорожками для ног, сухим душем и т.п.

- панно, настенные модули для сравнения цветов,  геометрических форм, величин, развития подвижности рук и т.п.

- светильники, приборы со световыми и звуковыми эффектами и т.п.

Спортивное оборудование

Спортивные комплексы;

Дополнительное оборудование: маты настенные и напольные, полифункциональные многопрофильные модульные комплексы (в различной комплектации и модификации),  гимнастические палки и гантели, гимнастические скамейки и лесенки с разным количеством ступеней, игровые обручи, мячи надувные и резиновые разного размера, веревочные лестницы, различные коврики и дорожки  и т.п..

Оборудование для игр и занятий;

Наборы для песко-аква терапии: столики-ванны для игр с песком и водой, наборы резиновых, пластиковых игрушек, совочки, лопатки, ведерки, грабли и т.п.

Конструкторы разной величины и наборы фигур для плоскостного и объемного конструирования, конструкторские наборы и т.п.

Оборудование для творческих занятий: театральные ширмы, наборы кукольных, теневых и пальчиковых театров, фланелеграфы, мольберты, доски и панели для работы с пластилином и глиной, формочки для работы с гипсом, клеенчатые фартуки и т.п.

Развивающие и обучающие игры, различные виды домино, головоломок; игры, направленные на развитие интеллектуальных, сенсорных, моторных возможностей детей, а также – на развитие представлений об окружающем мире, на формирование практических и социальных навыков и умений.

Игровая среда

Игровые наборы для девочек, типа наборов по уходу за детьми, для уборки, глажки, набор «Парикмахерская», «Магазин», «Набор Принцессы» и т.п.

Игровые наборы для мальчиков, типа мастерской, набора доктора, набора инструментов, набора пожарника и полицейского и т.д.

Игрушки: мягкие и твердые, различного размера, плюшевые  и выполненные из различных материалов: пластмассовые, резиновые, деревянные  (машинки, куклы, мячи, кубики, пирамидки).

Оборудование логопедического кабинета

Мебель: столы, стулья в количестве, достаточном для подгруппы детей, шкафы, стеллажи или полки для оборудования;

Зеркала: настенное большое зеркало с ширмой, индивидуальные маленькие и средние зеркала по количеству детей;

 Зонды логопедические для постановки звуков, а также вспомогательные средства для исправления звукопроизношения (шпатели, резиновые соски-пустышки, пластинки для миогимнастики и т.д.). Обязательно: средства для санитарной обработки инструментов: емкость средняя или малая, спиртовой раствор, ватные диски (вата), ватные палочки, салфетки, марля и т.п.

Дидактические материалы для обследования и коррекционной работы:

- альбомы для обследования и коррекции звукопроизношения, слоговой структуры слов;

- наборы наглядно-графической символики (по темам: звуки, предлоги, схемы для звуко-слогового анализа и синтеза, схемы для составления предложений, рассказов, словообразовательные схемы и уравнения и т.п.);

- дидактические пособия по развитию словарного запаса: обобщающие понятия (посуда, овощи-фрукты, дикие и домашние животные, транспорт, детеныши животных, одежда, обувь и т.п.), целый предмет и его части, части тела человека, и животных, слова-действия, признаки предметов (качественные, относительные, притяжательные), слова – антонимы, слова – синонимы, слова с переносным значением и т.п.

- дидактические пособия по развитию грамматического строя речи по темам: согласование существительных с прилагательными, глаголами, числительными; глаголов с местоимениями; простые и сложные предлоги; простые и сложные предложения; однородные члены предложения, картинки и с изображением предметов, объектов, обозначаемых родственными и однокоренными словами и т.д.

- дидактические пособия по развитию связной речи: картины, серии картин; наборы предметных и сюжетных картинок для распространения или уточнения сюжетной линии; игрушки для составления рассказов-описаний, сборники сказок, рассказов для составления пересказов, различные детские хрестоматии; загадки, потешки, поговорки, скороговорки (в зависимости от возраста и уровня речевого развития детей) и т.п.

- дидактические пособия по развитию оптико-пространственных ориентировок: листы бумаги, плоскостные и объемные геометрические формы, настенные и настольные панно, модули, лабиринты и т.п.

- дидактические пособия по развитию моторно-графических навыков: наборы для развития чувствительности и подвижности рук, настенные и настольные панно и модули,  конструкторы, ручки, карандаши, фломастеры, глина, пластилин и т.п.

- дидактические пособия по обучению элементам грамоты, разрезная азбука букв, схемы слов, контурные, силуэтные, объемные  и др. изображения букв, изображения букв со смешанными или отсутствующими графическими элементами, рабочие тетради.

Пособия для обследования и развития слуховых функций

Звучащие игрушки, музыкальные инструменты (бубен металлофон, пианино, барабан, гитара, балалайка, гармошка, колокольчики) предметные картинки, обозначающие низко и высоко частотные слова (школа, чайник, щетка, шапка пирамида, лампа, ракета, лодка), сюжетные картинки.

Пособия для обследования и развития интеллекта

Пирамидки разной величины, кубики вкладыши, набор матрешек разного размера, «почтовый ящик», счетные палочки, разрезные картинки (на 2,3,4 части), наборы картинок по тематическим циклам (для выделения 4-ой лишней), наборы парных картинок для сравнения (аппликация и цветок в вазе), кукла и девочка, лев в клетке мягкая игрушка льва, настольная лампа и солнце, самолет и птица, Снегурочка и елочная игрушка), серии сюжетных картинок, альбом с заданиями на определение уровня логического мышления.

Пособия для обследования и развития фонематических процессов,  формирования навыков языкового анализа и синтеза,  обучения грамоте.

Разрезная азбука.

Символы звуков, схемы для анализа и синтеза слогов, слов.

Символы для составления картинно-графической схемы предложений.

Символы простых и сложных предлогов.

Наборы букв разной величины (заглавные и прописные), печатные, наборы элементов букв, которые можно раскрасить, вырезать по контуру, заштриховать, слепить из теста, пластилина, сделать из проволоки, картона, бархатной бумаги или наждачной.

Карточки с перевернутыми буквами, схемами слов разной сложности.

Дидактические игры в соответствии с разделами коррекционно-развивающей работы с детьми с ТНР.

Оборудование речевого центра в комбинированных группах

Речевые центры комбинированных групп отвечаю следующим требованиям:

  1. Необходимым атрибутом речевого центра является зеркало, игровой, дидактический, наглядный материал.
  2. Дидактическое оснащение соответствует структуре речевых нарушений детей, их индивидуальным и возрастным особенностям (по коррекции звукопроизношения, слоговой структуры слова, обогащению словаря, формированию грамматического строя речи, грамматике).
  3. В основу наполняемости речевого центра составляет тематическое планирование по лексическим темам.
  4.  Речевой центр размещен рядом с книжным уголком.
  5.  Оформление центра эстетично, привлекательно для детей, и вызывает стремление к самостоятельной деятельности.
  6. Игровой материал доступен для ребенка.
  7.  Центр не перегружен оборудованием.

Наполняемость речевого центра:

Автоматизация и дифференциация звуков

Картинки на все группы звуков. Картотека чистоговорок, стихов, скороговорок.

Слоговая структура слова. Игры на:

  • фонематический и слоговой анализ слов;
  • фонематический и слоговой синтез слов;
  • смешанные упражнения на анализ и синтез слов.

Расширение, уточнение и активизация словарного запаса дошкольников.

Игры и иллюстративного материала по тематическому планированию на:

  • ознакомление с предметами и явлениями окружающей действительности, формирование понятий;
  • раскрытие многозначности слова;
  • расширение запаса синонимов и антонимов;
  • формирование правильного употребления слова в связной речи.

Формирование грамматического строя речи. Игры на:

Словоизменение:

  • категории числа: «Один - много»(стол – столы, красивый – красивые, едет – едут);
  • категории рода: «Он, она, оно» (он – заяц, она – девочка, оно – солнце);
  • категории падежа:

                   родительный падеж: «У кого тетрадь? Чего не стало?»;

                   дательный падеж: «Подарить кому?»;

                   винительный падеж: «Рисую что? Кормит кого?»;

                   творительный падеж: «Чем рисует мальчик? Кем гордится мама?»;

                   предложный падеж: «Говорю о ком? Читаю о чём?».

Словообразование:

- образование уменьшительно-ласкательных форм существительных;

- образование прилагательных от существительных;

- образование приставочных глаголов;

- образование глаголов от существительных и звукоподражаний;

- образование сложных слов.

 Согласование:

- существительных с местоимениями;

- существительных с прилагательными;

- существительных с числительными;

- глаголов прошедшего времени с местоимениями.

Формирование фразы:

- Различные виды предложений (от простых к сложным);

Связная речь. Сюжетные картинки по тематическому планированию, мнемо-таблицы.

Грамота.  Игры на звуковой анализ и синтез.

1.3. Программно-методическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса

Содержание работы по освоению образовательных областей в комбинированной группе представлено в АООП для детей с тяжелыми нарушениями речи.  (стр.74 -79).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальная адаптированная образовательная программа для ребенка с ОВЗ

Индивидуальная адаптированная программа составлена после прохождения  курсов повышения квалификации  по теме: «Инновационные методы коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возра...

Адаптированная образовательная программа для ребенка со сложным дефектом

Заключение: психическое развитие не соответствует условно возрастным нормам (задержка психического развития, парциальная несформированность смешанного типа), медленный темп деятельности, сниженная раб...

Адаптированная образовательная программа для ребенка со сложным дефектом (безречевого)

Заключение: раннее дефицитарное развитие, парциальная несформированность смешанного типа, несформированность всех средств языка у глухого ребёнка, ЗУНы не сформированы в соответствии с возрастом, что ...

Адаптированная образовательная программа для ребенка с РАС.

Адаптированная образовательная программа для ребенка с РАС представляет собой систему коррекционно-развивающей работы с ребенком-инвалидом (атипичный аутизм), имеющим системное недоразвитие речи. В пр...

Разработка адаптированной образовательной программы для ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида»

Требования  Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" ФЗ 273 от 29.12.2012  части  1 статьи 79  гласят: «… содержание образования и условия...

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА для ребенка с ОВЗ Срок реализации программы 01.09.19-01.03.20

Планирование работы во всех пяти образовательных областях учитывает особенности речевого и общего развития ребенка. Комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого и псих...

ПРОЕКТИРОВАНИЕ АДАПТИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДЛЯ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Методические рекомендации

В методических рекомендациях представлены нормативные и методические основания разработки адаптированной образовательной программы для ребенка с ограниченными возможностями здоровья дошкольного возрас...