Адаптированная образовательная программа на ребенка с ОВЗ
рабочая программа по логопедии
Целью данной АОП является проектирование модели коррекционно-развивающей психолого-педагогической работы, максимально обеспечивающей создание условий для развития ребенка с ТНР, его позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в соответствующих возрасту видах деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 58.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
«Детский сад комбинированного вида № 11 «Яблонька»
Адаптированная образовательная программа на ребенка с ОВЗ
Ф.И.О. дата рождения
Разработана: Ерошнко Н.Ю., учитель-логопед
, педагог-психолог
музыкальный руководитель
воспитатель
воспитатель
Ведущий специалист: Ерошенко Н.Ю., учитель-логопед
Период реализации: октябрь – апрель 2018-2019 г.
РАССМОТРЕНО Психолого-медико-педагогическим консилиумом МБДОУ №11 «____»_________________20___ г. |
| УТВЕРЖДЕНО Заведующий МБДОУ №11 __________________И.Ю. Морозова Приказ от «____»_______________20___ г. №____ |
СОГЛАСОВАНО Родители (законные представители) ____________(__________________) «_____»________________20___ г. |
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1 Пояснительная записка
Адаптированная образовательная программа (АОП) ребёнка с нарушением речи (НР) разработана в соответствии с АООП МБДОУ № 11.
Целью данной АОП является проектирование модели коррекционно-развивающей психолого-педагогической работы, максимально обеспечивающей создание условий для развития ребенка с ТНР, его позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в соответствующих возрасту видах деятельности.
Программа строится на основе задач, принципов и подходов, изложенных в АООП для детей с тяжелыми нарушениями речи (стр.4-6).
1.2 Значимые характеристики, необходимые для разработки и реализации АОП в том числе характеристики особенностей развития ребенка
Общие сведения о ребенке.
Возраст
Ребенок посещает подготовительную группу комбинированного типа.
Общие сведения о семье.
Семья полная. Родители интересуются проблемами своего ребенка, консультируются с педагогическим составом. Следуют рекомендациям специалистов.
Сведения о состоянии здоровья. Ребенок. относится ко второй группе здоровья, зрение и слух в норме.
Коллегиальное заключение ЦПМПК от ____________ г. рекомендовано:
Организация образовательного процесса
Форма получения образования | в дошкольной образовательной организации с полным включением в образовательный процесс |
Рекомендуемая программа | Адаптированная образовательная программа дошкольного образования с учетом психофизических особенностей ребенка с нарушением речи |
В специальных условиях для получения образования не нуждается.
Организация психолого-медико-педагогического сопровождения
Специалисты | Направления |
Учитель-логопед | По коррекции речи |
1.2.1 Особенности психического развития
Понимание инструкций: понимает, принимает инструкции, иногда требует повтора инструкции. Нуждается в помощи взрослого. Помощь принимает. Темп работы, работоспособность: темп средний.
Возможность коррекции допускаемых ошибок: при помощи наводящих вопросов.
Характеристика моторики, в том числе графической деятельности (рисунок, письмо):
-общая моторная гармоничность, ловкость ребёнка соответствуют возрастной норме;
-координация движений несколько нарушена
- сформированность мелкой моторики недостаточная;
-профиль литеральных предпочтений правосторонний
Особенности восприятия (зрительного, слухового, пространственного и др.):
- целосностное восприятие предметного изображения: самостоятельно складывает шестисоставную картинку,
- правильное восприятие объектов;
- цвет: соотносит с эталоном, показывает, называет;
- форма: соотносит с эталоном, показывает, называет с о стимулирующей помощью взрослого;
- ориентация в пространстве соответствует возрасту;
Особенности запоминания, мнестической деятельности:
-зрительная кратковременная память 5 из 10.
Характеристика внимания:
-переключаемость, застревания на предыдущём задании не наблюдается;
- целенаправленно-устойчиво;
-объём соответствует возрастной норме.
Особенности интеллектуальной деятельности: мышление наглядно-образное, задания требующие анализа, сравнения, обобщения выполняет при стимулирующей помощи взрослого.
Особенности речевого развития: развитие речи соответствует возрасту, достаточный предметный словарь, при составлении рассказа испытывает некоторые нарушения, используя простые предложения. испытывает затруднения при пересказывании, в звукопроизношении наблюдаются заметные нарушения, разборчивость речи снижена.
Общая характеристика деятельности: задания выполняет.
Индивидуально-психологические особенности. Взаимоотношения в группе с детьми складываются доброжелательно. С детьми, взрослыми и родителями мальчик общается дружелюбно, застенчива, охотно выполняет трудовые поручения взрослых, предпочитает настольные игры. самооценка адекватная.
1.2.2. Характеристика речевого развития ребенка.
Общая и мелкая моторика: Координация общих движенийне нарушена. Мелкая моторика пальцев рук развита недостаточно.
Артикуляционный аппарат: анатомических нарушений речевого аппарата нет, прямой прикус.
Устная речь:
-Понимание речи: инструкции понимает и выполняет.
-Активный словарь: Знает цвета, геометрические фигуры: круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, овал; владеет понятиями величины; Назвает обещающие слова: птицы, продукты, животные и т.д. Называет предметы, признаки предметов, действия.
- Грамматический строй речи: допускает неточности при согласовании существительного с прилагательным в роде, числе, падеже, существительного с числительным.
-Слоговая структура речи: допускает пропуски и перестановки слогов в многосложных словах.
Звукопроизношение: разборчивость речи снижена не значительно, нарушено произношение: [с, з], [ л] [р,],[ р], [ц]
Фонематическое восприятие, звуковой анализ, синтез: недоразвитие фонематического восприятия.
Связная речь: составления рассказа и пересказа вызывает затруднение. Пользуется простыми предложения.
Темп и плавность речи (особенности речи, связанные с заиканием): не нарушены.
1.2.3. Особенности освоение ребенком ООП ДОУ
Направления развития | Дефициты развития |
Социально – коммуникативное | Навыки самообслуживания сформированы, но их выполнение требует контроля. Требует помощи в организации самостоятельной деятельности. Сталкиваясь с неудачами расстраивается. |
Познавательное | Испытывает затруднение при ориентировке в пространстве с помощью предлогов и наречий (за - перед, далеко - близко, над - под, у, около, назад – вперед), исходя из собственной пространственной позиции. Не владеет способами классификации предметов: не может устанавливать родо-видовые отношения межу понятиями, подбирая родовое понятие к группе видовых и наоборот, не может подобрать два-три видовых понятия к родовому. Не может использовать представления о сериационных отношениях предметов для определения степени выраженности общего для всех признака. |
Художественно – эстетическое | Не проявляет интереса к самостоятельному построению сюжета композиции. Редко проявляет креативность, воображение, в языковой, музыкальной области, в сфере изобразительных и пластических искусств. |
Развитие речи | Не владеет звуковым анализом слов с последующим построением модели из фишек-заместителей звуков, может назвать все звуки в последовательности, не различает гласные и согласнее (мягкие и твердые) звуки, не выделяет ударный гласный звук в слове. В общении испытывает сложность в подборе нужных слов. Рассказ по серии картинок составляет по наводящим вопросам. Наблюдаются аграмматизмы при образовании прилагательных от существительных, при согласовании существительного с прилагательным и числительным. Недоразвитие фонемат ического восприятия – звук на фоне других звуков не выделяет. Ошибки в воспроизведении оппозиционных слов. Смягчение шипящих и свистящих звуков, замена звука л на ль, р и рь на ль. |
Физическое | Недоразвитие мелкой моторики. Не уверенно, не точно, не выразительно выполняет упражнения. |
1.2.4. Предполагаемые результаты освоения программы представлены в АООП МБДОУ № 11 (стр. 13-17).
1.2.5. Оценка индивидуального развития проходи в соответствии с системой мониторинга представленной в АООП МБДОУ № 11 (стр. 17-21).
Результаты оценки индивидуального развития фиксируются в картах динамического контроля (Приложение 1,2). Динамика освоения АОП обсуждается на плановом ПМПк и следующей таблице специалисты ДОУ отмечают реализованные и не реализованные задачи:
Образовательные области | Задачи | Специалист Ф.И.О. | Результат | ||
Октябрь | Февраль | Май | |||
Познавательное развитие |
Классификация разнородного материала с выделением понятийных групп, опираясь на существенные признаки выделенных групп. | ||||
2. Ознакомление с пространством: - Ориентация на листе бумаги с помощью пространственных предлогов, наречий, обозначений характеристик листа бумаги (угол, левый край, верх, низ), указаний на точку отсчета (слева от…, вниз от…), сочетание двух признаков (верхний левый угол, нижний левый угол и п.т.). - ориентация по плану; - определение и называние места нахождения предмета относительно других предметов. | |||||
3. Развитие элементарных математических представлений: - анализ предметов сложной формы и воспроизведение ее из частей; - установление отношений межу числами числового ряда от 0 до 10; - овладение представлениями о временах года, месяцах, днях недели, последовательностью их изменения. | |||||
4. Ознакомление с природой: - формирование представлений (в том числе в форме заместителей и моделей) о растениях и животных, обитающих в различных природных зонах Земли (Крайнем Севере, тайге, степи (саванне), пустыне, джунглях), о характерных особенностях природных зон Земли, о взаимосвязи растений и животных с условиями жизни; - самостоятельное экспериментирование с объектами неживой и живой природы, формулирование выводов об их свойствах, опираясь на результаты эксперимента. | |||||
Речевое развитие | Развитие общих речевых навыков. 1.Выработка чёткого, координированного движения органов речевого аппарата. 2.Обучение короткому и бесшумному вдоху (не поднимая плечи), спокойному и плавному выдоху (не надувая щеки). 3. Работа над мягкой атакой голоса. Выработка умения пользоваться громким и тихим голосом. | ||||
Звукопроизношение 1.Разработка речевого аппарата, подготовка к постановке звуков Ш, Ж, С, З, Ц, Р, Р, Л. (проведение общей и специальной артикуляционной гимнастики). 2.Постановка неправильно произносимых звуков и закрепление поставленных: - Ш, Ж, С, Ц, З, Л, Р, Р; 3.Развитие всех видов контроля над собственным звукопроизношением. | |||||
Развитие фонематического анализа и синтеза. 1. Развитие фонематического восприятия, анализ звукового состава слова (определение наличия звука в слове, выделение первого и последнего согласного в словах, отбор картинок с заданным звуком). 2. Дифференциация звуков Ш – С, Ш – Ж, Ж – З, Ч- Ц, Щ - Сь Р – Р, Р –Л в изолированном положении, в слогах, словах и предложениях. | |||||
Словарь 1.Обогащение словаря по лексическим темам. 2.Развитие словаря признаков (слова-антонимы, качественные и притяжательные прилагательные). 3.Закрепление навыков образования названий детёнышей животных, супплетивные формы. 4. Развитие глагольного словаря. | |||||
Грамматический строй речи. 1.Формирование умения согласовывать имена прилагательные с существительными в роде, числе и падеже, числительные с существительными мн. Числа в род. Падеже. 2.Развитие навыков словоизменения и словообразования. | |||||
Связная речь - Составление разных типов повествовательных текстов (реалистические рассказы, сказочные истории), название своего сочинения. - Развитие умения логически рассуждать, объяснять, доказывать, делать выводы, обобщать высказанное. - Пересказ литературного произведение с опорой на смысл и логику происходящих в нем событий, выражение своего эмоционального отношение к литературным героям. | |||||
Обучение грамоте - Различение на слух и правильное воспроизведение всех звуковых единицы родного языка. - Анализ 3-5сложные предложения. - Подбор слова к 3-5ти звуковым моделям. - Характеристика звуков (гласные, согласные, твердые, мягкие, ударные) | |||||
Социально-коммуникативное развитие | Владение навыками самообслуживания. | ||||
Развитие чувства собственного достоинства. Проявление инициативы в разных видах деятельности. Стремление активно познавать действительность, не боясь неуспеха и неудач, уверенность в своих силах. | |||||
Развитие способность делится со взрослыми своими чувствами и переживаниями; Развитие способность оказать помощь и принять её от другого. | |||||
Самостоятельная постановка целей, самостоятельное оценивания результатов действий, коррекция действий и целей и постановка на этой основе новых целей. | |||||
Развитие способности и готовности к кооперации и работе в команде. Проявление способности и готовности к самостоятельному разрешению простых конфликтов. | |||||
Проявление способности и готовности принимать на себя ответственность за собственные действия, за отношения с другими людьми, за состояние окружающего пространства и природы. | |||||
Художественно - эстетическое развитие | Развитие самостоятельности в продуктивной деятельности (изобразительной, конструктивно – модельной, музыкальной и другой). | ||||
Восприятие музыки, художественной литературы, фольклора: - Воспроизведение в хлопках, притопах ритмического рисунка музыки. - Соотнесение эмоциональной окраски движений с характером музыки с контрастными частями. - Придумывание движения для песен, игр, хороводов, активное участие в музыкальных играх. - Обсуждение услышанного (музыка, художественные произведения). - Разучивание стихов, песен, малых фольклорных форм. | |||||
Физическое развитие | Развитие мелкой моторики. 1.Развитие пальчиковой моторики (упражнения для пальцев). 2.Обводка и штриховка фигур. 3.Составление фигур, узоров из элементов (по образцу). 4.Работа со шнуровкой и мелкой мозаикой. | ||||
Развитие общей моторики - развитие способности чувствовать свое тело, контролировать свои движения, оценивать свои силы, умения и возможности. - развитие способности регулировать напряжение и расслабление, справляться со стрессом. - формирование интереса к физической культуре и совместным физическим занятиям со сверстниками. - формирование потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании. - развитие двигательных навыков и умений, физических качеств, координации движений. | |||||
Развитие представлений о ЗОЖ - развитие мотивации к занятиям спортом, активному и здоровому образу жизни. - воспитание ответственность за здоровье и хорошее самочувствие; - формирование навыков безопасного поведения в подвижных и спортивных играх, при пользовании спортивным инвентарём. |
Критерии оценивания: + выполняет, # с помощью педагога, - не выполняет.
II СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
1. Формы, способы, методы и средства реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников
Коррекционно-воспитательная работа - это строгая, продуманная система, которая позволяет осуществлять взаимосвязь и преемственность в работе логопеда, психолога, воспитателей, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре соблюдая единые требования к ребенку с речевой патологией.
Сентябрь отводится всеми специалистами для углубленной диагностики развития ребенка, сбора анамнеза, изучения рекомендаций специалистов ЦПМПК, индивидуальной работы с ребенком, совместной деятельности в режимных моментах, составления и обсуждения со всеми специалистами группы планов работы на первое полугодие.
В конце сентября специалисты, работающие в группе, на ПМПк ДОУ обсуждают результаты диагностики индивидуального развития ребёнка и на основании полученных результатов утверждают план работы на первое полугодие.
С 15 сентября начинается организованная образовательная деятельность с ребёнком с ОВЗ в соответствии с утверждённым планом работы.
На плановом ПМПк ДОУ в ноябре и феврале специалисты ДОУ обсуждают темпы динамики индивидуального развития ребёнка и обсуждают план на работы на следующий квартал.
Заведующий ДОУ утверждает план работы с воспитанником вначале каждого периода работы. Плановое заседание ППк ДОУ проводится в конце учебного года с целью обсуждения динамики индивидуального развития воспитанника.
Организация взаимодействия участников образовательных отношений
Участники сопровождения
Направления работы (специалист) | Программы | Формы проведения | Количество часов | Специалист Ф.И.О. |
Логопедическая помощь (учитель – логопед) | АОП ДО для детей НРР МБДОУ №11 | Индивидуальная | 30 мин. в неделю | |
Психологическая помощь (педагог – психолог) | АОП ДО для детей НРР МБДОУ №11 | Индивидуальная | 30 мин. в неделю | |
Педагогическая помощь (воспитатель) | АОП ДО для детей НРР МБДОУ №11 | Индивидуальная Групповая НОД | 15 мин. в неделю 15 мин. в неделю | |
Музыкальное развитие (музыкальный руководитель) | АОП ДО для детей НРР МБДОУ №11 | НОД | ||
Физическое развитие (инструктор по физ. Воспитанию) | АОП ДО для детей НРР МБДОУ №11 | НОД |
Методы и приемы логопедического воздействия
Практические методы | Наглядные методы | Словесные методы |
Упражнения на устранение артикуляторных и голосовых расстройств, на постановку звуков
(дыхательные, голосовые, артикуляторные, развивающие общую, ручную моторику).
| Наблюдение - применение картин, рисунков, профилей артикуляции, макетов, а также с показом артикуляции звука, упражнений. | Рассказы. пересказы сказок, литературных произведений . |
Игровой метод игры: с пением, дидактические, подвижные, творческие, драматизации. | Воспроизведение аудио записей. | Предварительная беседа и итоговые, обобщающие беседы. |
Моделирование звуков. | Видео материалы, презентации используются при автоматизации звуков речи . | Словесные приемы: показ образца, пояснение, объяснение, педагогическая оценка. Пояснение и объяснение включаются в наглядные и практические методы. |
Формы работы учителя-логопеда
- Индивидуальные и подгрупповые коррекционные занятия с детьми.
- Взаимосвязь с семьями воспитанников.
- Совместная деятельность с воспитателями и специалистами ДОУ.
- Организация предметно-развивающей среды.
Основные методы коррекционных воздействий:
- индивидуальная игровая терапия (упражнения по развитию логического мышления О.К. Никифоровой «Учимся думать играя», задания на развитие внимания памяти мышления);
- элементы сказкотерапии: чтение, проигрывание психотерапевтических сказок, составление историй совместно с ребенком;
- психогимнастика (М.И. Чистяковой);
- кинезиологическая гимнастика;
- пальчиковая гимнастика;
- упражнения на эмоции и эмоциональный контакт;
- коммуникативные упражнения;
- мимические и пантомимические этюды;
- элементы психологического тренинга;
- арттерапия: работа с красками, тестом, пластилином, пастелью;
- релаксационные упражнения: нервно-мышечное расслабление, дыхательные техники, использование визуальных образов;
- игры по развитию психомоторики.
Коррекция познавательных процессов.
- Направления развития ребенка по освоению пяти образовательных областей
Направления развития | Задачи | Содержание работы |
«Физическое развитие» | 1. Развитие общей и мелкой моторики | Логоритмические упражнения под музыку. Упражнения на развитие общей и мелкой моторики., подвижные игры. |
2. Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта. | Беседы, рассматривание иллюстраций, дидактические игры, «Забавные превращения», «Много действий», «Самые, самые» и т.д. разработка проектов совместно с родителями. | |
3. Становление ценностей здорового образа жизни. | Беседы, рассматривание иллюстраций, дидактические игры «Хорошо, плохо», «Законченное предложение», «Главное действие» и т.д., разработка проектов совместно с родителями. | |
4.Овладение элементарными нормами и правилами культурно-гигиенических навыков | Беседы, рассматривание иллюстраций, дидактические игры «Что сначала, что потом», «Исправь ошибки Незнайки», «Правила этикета» и т.д. | |
«Социально – коммуникати вное развитие» | 1.Развитие коммуникативных способностей в разных видах деятельности. | Беседы, рассматривание иллюстраций, коммуникативные игры «Комплименты», «Ищу друга», «Ожившие игрушки» ит.д.. |
2.Развитие социального и эмоционального интеллекта. | Беседы, рассматривание иллюстраций, дидактические игры «Назови настроение», «Когда это бывает», «Театр настроения» разработка проектов совместно с родителями. | |
«Познавательное развитие» | 1. формирование первичных представлений о себе, других людях. | Беседы, экскурсии, рассматривание иллюстраций, фотографи, дидактические игры «Професии», «Расскажи о своем городе», «Семья» и т. д., разработка проектов совместно с родителями. |
2. формирование первичных представлений о объектах окружающего мира (пространство, время, природа) | Беседы, экскурсии, рассматривание иллюстраций, дидактические игры «Когда это бывает», «Где находиться», «Я знаю …», разработка проектов совместно с родителями. | |
3. формирование первичных математических представлений | Называние антонимов: высокий-низкий, широкий-узкий, длинный-короткий, толстый-тонкий. Развитие математических операций, сравнений, обобщений предметов. Игры за закрепление количественного и порядкового счета, согласование существительных с числительными. | |
«Речевое развитие» | 1. Развитие слухового восприятия и фонематического слуха. | Узнавание и воспроизведение гласных звуков громко-тихо, близко-далеко, со сменой артикуляционных укладов. Подключение движений руками. Узнавание звука на фоне ряда звуков. Узнавание звуков на фоне слова. Определение первого гласного звука в слове. Определение последнего гласного и согласного звука в слове |
2. Закрепление правильного звукопроизношения. | Артикуляционная гимнастика. Проговаривание чистоговорок, скороговорок. Контроль за звукопроизношение в течении дня. | |
3. Развитие импрессивной речи. | Исправление семантической ошибки в предложении. Понимание значения пространственных наречий. Понимание сравнительных конструкций. Исключение лишнего предмета. Игра,,4-й лишний,,; ,,Найди пару,,; ,,Ассоциации,, Обобщения предметов по видовым ( родовым ) признакам. Игра,. Сравни предметы,, Узнавание предмета по описанию. Использование ,,чудесного мешочка,, | |
4. .Развитие лексико-грамматического строя речи, связной речи. | Классификация предметов. Образование прилагательных от существительных. Использование лото: ,,Что из чего?;,,Повар,,;,,Ателье,, Расширение словаря признаков, слов-действий: ,,Подбери предмет к действию,,; ,,Подбери признак к предмету,,. Называние антонимов: высокий-низкий, широкий-узкий, длинный-короткий, толстый-тонкий. Установление причинно-следственных конструкций. Составление рассказов по серии картинок. | |
5. Знакомство с книжной литературой, детской литературой. | Чтение художественных произведений. Обучение пересказу. Разучивание стихов, малых фольклорных форм. | |
«Художественно – эстетическое развитие» | 1.Развитие продуктивной деятельности детей (изобразительной, конструктивно – модельной, музыкальной и другой). | Рисование песком, камешками, веревочками, крупой. Изготовление поделок из природного материала. Музыкально-дидактические игры «Что звучит», «Чья музыка» и т.д. |
2. Формирование элементарных представлений о видах искусства; | Рассматривание репродукций, фотографий, иллюстраций. Обсуждение увиденного (картины, скульптура, архитектура). Составление рассказов по картинам. Составление описательных рассказов о народных игрушках. Конструктивные игры. | |
3. Восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; | Обсуждение услышанного (музыка, художественные произведения). Разучивание стихов, песен, малых фольклорных форм. |
3. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников
Эффективность коррекционно – развивающей работы в комбинированной группе во многом зависит от преемственности в работе логопеда и родителей. Задача учителя-логопеда – помочь родителям осознать свою роль в процессе развития ребенка, вооружить определенными методами и приемами преодоления речевого нарушения, наполнить конкретным содержанием рекомендации по усвоению и закреплению полученных знаний.
В начале учебного года по результатам проведенной стартовой психолого-педагогической и логопедической диагностики с родителями детей, у которых были выявлены речевые нарушения, логопедом проводятся индивидуальные консультации для ознакомления с результатами. В индивидуальные беседы в деликатной форме разъясняется речевой диагноз ребенка. Родителям рассказывается об особенностях речевого нарушения именно их ребенка. Учитель-логопед раскрывает структуру дефекта и намечает пути наиболее быстрого его устранения. Даются подробные рекомендации о том, к кому из специалистов необходимо обратиться дополнительно. Родители получают практические советы как нужно с ним заниматься, на что следует в первую очередь обращать внимание. Проводимая индивидуальная работа позволяет установить более тесный контакт с родителями, выявить потребности в коррекционно-педагогических знаниях, проблемы, которые их волнуют.
Наглядная форма работы учителя-логопеда ДОУ с семьей – библиотека игр и упражнений – является стимулом к активному участию родителей в коррекционно-логопедическом процессе. Родители имеют возможность воспользоваться подобранным учителем-логопедом практическим материалом
Важной формой взаимодействия учителя-логопеда с родителями является тетрадь домашних заданий. В зависимости от специфики нарушения речи каждого конкретного ребенка, задания даются не только по формированию словаря, грамматических умений и навыков, на развитие внимания и памяти, обучение грамоте, но и звукопроизношению. Данные рекомендации родители могут получить в устной форме на вечерних приемах по вторникам и еженедельно по четвергам в письменной форме в тетрадях. Она заполняется 1 раз в неделю.
Психолог и узкие специалисты проводят консультативную работу по запросу родителей.
Организационный раздел
- Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка
Образовательный процесс в дошкольном учреждении строится с учетом различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения) и организуется в совместной деятельности взрослых и детей, самостоятельной деятельности детей в рамках непосредственно образовательной деятельности и в режимных моментах.
День пребывания ребёнка в ДОУ делится на три блока:
1. УОБ – утренний образовательный блок – продолжительность с 7 до 9 утра, включает в себя:
- совместную деятельность педагога с ребенком;
- свободную самостоятельную деятельность детей.
2. РБ – развивающий блок – продолжительность с 9 до 11 часов - представляет собой непосредственно образовательную деятельность.
3. ВР – вечерний блок – продолжительность с 1530 до 1900 включает в себя:
- совместную деятельность педагога с ребенком;
- свободную самостоятельную деятельность детей;
- досуговую деятельность.
Содержание образовательной области «Речевое развитие» реализует учитель-логопед и воспитатель, другие специалисты подключаются к работе и планируют образовательную деятельность в соответствии с рекомендациями учителя-логопеда. Логопед проводит коррекционные занятия (индивидуальные, подгрупповые), оказывает консультативную помощь воспитателям, специалистам, родителям. Воспитатель организует НОД, совместную и самостоятельную деятельность в соответствии с ООП и рекомендациями учителя логопеда.
Содержание образовательной области «Познавательное развитие» реализуют воспитатели, педагог-психолог, учитель-логопед. При этом педагог-психолог проводит коррекционные занятия по развитию высших психических функций, совершенствованию эмоционально-волевой сферы. Воспитатели работают над развитием любознательности и познавательной мотивации, формированием познавательных действий, первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира.
Содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» реализует воспитатели, остальные специалисты и родители воспитанника подключаются к их работе.
Содержание образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» реализует воспитатели, музыкальный руководитель в соответствии с ООП и АООП.
Содержание образовательной области «Физическое развитие» реализует воспитатели, инструктор по физической культуре.
Образовательный процесс проходит при обязательном подключении родителей воспитанника, они должны в полной мере участвовать в коррекционной работе выполняя рекомендации педагогов.
Основной формой работы во всех пяти образовательных областях АОП является игровая деятельность – основная форма деятельности дошкольника. Все коррекционно-развивающие индивидуальные и подгрупповые занятия в соответствии с АОП носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями.
Содержание АОП реализуется с учетом комплексно-тематического принципа, предполагающего выбор смысловой темы, которая раскрывается на фронтальных (групповых) и индивидуальных занятиях в совместной и самостоятельной деятельности. Каждый специалист составляет план работы в соответствии с темой на неделю (Приложение 1). Здесь же отслеживаются особенности выполнения детьми заданий.
Расписание подгрупповых и индивидуальных коррекционно-развивающих занятий учителя - логопеда
Дни недели | Формы работы | Время |
понедельник | Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия | 15. 00- 18.00 |
вторник | Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия | 15. 00- 18.00 |
среда | Индивидуальные / подгрупповые коррекционно-развивающие занятия | 7.00-12.00 |
четверг | Индивидуальные / подгрупповые коррекционно-развивающие занятия | 7.00-12.00 |
Расписание подгрупповых и индивидуальных коррекционно-развивающих занятий педагога - психолога
Дни недели | Формы работы | Время |
понедельник | Коррекционно-развивающие занятия по подгруппам Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия | 9.00-9.20 9.20-10.00 |
вторник | Коррекционно-развивающие занятия по подгруппам | 8.00-9.00 9.00-10.00 |
среда | Коррекционно-развивающие занятия по подгруппам Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия | 8.00-10.00 15.00-16.00 |
пятница | Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия | 8.00-9.00 10.00-11.00 |
- Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды
Предметно-пространственная развивающая среда в группе компенсирующей направленности и кабинете учителя-логопеда создает возможности для успешного устранения речевого дефекта, преодоления отставания в речевом развитии, позволяет ребенку проявлять свои способности не только в организованной, образовательной, но и в свободной деятельности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе, способствует всестороннему гармоничному развитию личности.
РППС, обеспечивающая потребности и нужды детей с ТНР включает в себя:
Комнату психологической разгрузки (сенсорная комната)
В обобщенном виде оборудование сенсорной комнаты включает в себя:
-мягкую среду, которая представлена мягкими напольными и настенными покрытиями, пуфиками и подушечками с гранулами, сенсорной тропой, тактильными дорожками для ног, сухим душем и т.п.
- панно, настенные модули для сравнения цветов, геометрических форм, величин, развития подвижности рук и т.п.
- светильники, приборы со световыми и звуковыми эффектами и т.п.
Спортивное оборудование
Спортивные комплексы;
Дополнительное оборудование: маты настенные и напольные, полифункциональные многопрофильные модульные комплексы (в различной комплектации и модификации), гимнастические палки и гантели, гимнастические скамейки и лесенки с разным количеством ступеней, игровые обручи, мячи надувные и резиновые разного размера, веревочные лестницы, различные коврики и дорожки и т.п..
Оборудование для игр и занятий;
Наборы для песко-аква терапии: столики-ванны для игр с песком и водой, наборы резиновых, пластиковых игрушек, совочки, лопатки, ведерки, грабли и т.п.
Конструкторы разной величины и наборы фигур для плоскостного и объемного конструирования, конструкторские наборы и т.п.
Оборудование для творческих занятий: театральные ширмы, наборы кукольных, теневых и пальчиковых театров, фланелеграфы, мольберты, доски и панели для работы с пластилином и глиной, формочки для работы с гипсом, клеенчатые фартуки и т.п.
Развивающие и обучающие игры, различные виды домино, головоломок; игры, направленные на развитие интеллектуальных, сенсорных, моторных возможностей детей, а также – на развитие представлений об окружающем мире, на формирование практических и социальных навыков и умений.
Игровая среда
Игровые наборы для девочек, типа наборов по уходу за детьми, для уборки, глажки, набор «Парикмахерская», «Магазин», «Набор Принцессы» и т.п.
Игровые наборы для мальчиков, типа мастерской, набора доктора, набора инструментов, набора пожарника и полицейского и т.д.
Игрушки: мягкие и твердые, различного размера, плюшевые и выполненные из различных материалов: пластмассовые, резиновые, деревянные (машинки, куклы, мячи, кубики, пирамидки).
Оборудование логопедического кабинета
Мебель: столы, стулья в количестве, достаточном для подгруппы детей, шкафы, стеллажи или полки для оборудования;
Зеркала: настенное большое зеркало с ширмой, индивидуальные маленькие и средние зеркала по количеству детей;
Зонды логопедические для постановки звуков, а также вспомогательные средства для исправления звукопроизношения (шпатели, резиновые соски-пустышки, пластинки для миогимнастики и т.д.). Обязательно: средства для санитарной обработки инструментов: емкость средняя или малая, спиртовой раствор, ватные диски (вата), ватные палочки, салфетки, марля и т.п.
Дидактические материалы для обследования и коррекционной работы:
- альбомы для обследования и коррекции звукопроизношения, слоговой структуры слов;
- наборы наглядно-графической символики (по темам: звуки, предлоги, схемы для звуко-слогового анализа и синтеза, схемы для составления предложений, рассказов, словообразовательные схемы и уравнения и т.п.);
- дидактические пособия по развитию словарного запаса: обобщающие понятия (посуда, овощи-фрукты, дикие и домашние животные, транспорт, детеныши животных, одежда, обувь и т.п.), целый предмет и его части, части тела человека, и животных, слова-действия, признаки предметов (качественные, относительные, притяжательные), слова – антонимы, слова – синонимы, слова с переносным значением и т.п.
- дидактические пособия по развитию грамматического строя речи по темам: согласование существительных с прилагательными, глаголами, числительными; глаголов с местоимениями; простые и сложные предлоги; простые и сложные предложения; однородные члены предложения, картинки и с изображением предметов, объектов, обозначаемых родственными и однокоренными словами и т.д.
- дидактические пособия по развитию связной речи: картины, серии картин; наборы предметных и сюжетных картинок для распространения или уточнения сюжетной линии; игрушки для составления рассказов-описаний, сборники сказок, рассказов для составления пересказов, различные детские хрестоматии; загадки, потешки, поговорки, скороговорки (в зависимости от возраста и уровня речевого развития детей) и т.п.
- дидактические пособия по развитию оптико-пространственных ориентировок: листы бумаги, плоскостные и объемные геометрические формы, настенные и настольные панно, модули, лабиринты и т.п.
- дидактические пособия по развитию моторно-графических навыков: наборы для развития чувствительности и подвижности рук, настенные и настольные панно и модули, конструкторы, ручки, карандаши, фломастеры, глина, пластилин и т.п.
- дидактические пособия по обучению элементам грамоты, разрезная азбука букв, схемы слов, контурные, силуэтные, объемные и др. изображения букв, изображения букв со смешанными или отсутствующими графическими элементами, рабочие тетради.
Пособия для обследования и развития слуховых функций
Звучащие игрушки, музыкальные инструменты (бубен металлофон, пианино, барабан, гитара, балалайка, гармошка, колокольчики) предметные картинки, обозначающие низко и высоко частотные слова (школа, чайник, щетка, шапка пирамида, лампа, ракета, лодка), сюжетные картинки.
Пособия для обследования и развития интеллекта
Пирамидки разной величины, кубики вкладыши, набор матрешек разного размера, «почтовый ящик», счетные палочки, разрезные картинки (на 2,3,4 части), наборы картинок по тематическим циклам (для выделения 4-ой лишней), наборы парных картинок для сравнения (аппликация и цветок в вазе), кукла и девочка, лев в клетке мягкая игрушка льва, настольная лампа и солнце, самолет и птица, Снегурочка и елочная игрушка), серии сюжетных картинок, альбом с заданиями на определение уровня логического мышления.
Пособия для обследования и развития фонематических процессов, формирования навыков языкового анализа и синтеза, обучения грамоте.
Разрезная азбука.
Символы звуков, схемы для анализа и синтеза слогов, слов.
Символы для составления картинно-графической схемы предложений.
Символы простых и сложных предлогов.
Наборы букв разной величины (заглавные и прописные), печатные, наборы элементов букв, которые можно раскрасить, вырезать по контуру, заштриховать, слепить из теста, пластилина, сделать из проволоки, картона, бархатной бумаги или наждачной.
Карточки с перевернутыми буквами, схемами слов разной сложности.
Дидактические игры в соответствии с разделами коррекционно-развивающей работы с детьми с ТНР.
Оборудование речевого центра в комбинированных группах
Речевые центры комбинированных групп отвечаю следующим требованиям:
- Необходимым атрибутом речевого центра является зеркало, игровой, дидактический, наглядный материал.
- Дидактическое оснащение соответствует структуре речевых нарушений детей, их индивидуальным и возрастным особенностям (по коррекции звукопроизношения, слоговой структуры слова, обогащению словаря, формированию грамматического строя речи, грамматике).
- В основу наполняемости речевого центра составляет тематическое планирование по лексическим темам.
- Речевой центр размещен рядом с книжным уголком.
- Оформление центра эстетично, привлекательно для детей, и вызывает стремление к самостоятельной деятельности.
- Игровой материал доступен для ребенка.
- Центр не перегружен оборудованием.
Наполняемость речевого центра:
Автоматизация и дифференциация звуков
Картинки на все группы звуков. Картотека чистоговорок, стихов, скороговорок.
Слоговая структура слова. Игры на:
- фонематический и слоговой анализ слов;
- фонематический и слоговой синтез слов;
- смешанные упражнения на анализ и синтез слов.
Расширение, уточнение и активизация словарного запаса дошкольников.
Игры и иллюстративного материала по тематическому планированию на:
- ознакомление с предметами и явлениями окружающей действительности, формирование понятий;
- раскрытие многозначности слова;
- расширение запаса синонимов и антонимов;
- формирование правильного употребления слова в связной речи.
Формирование грамматического строя речи. Игры на:
Словоизменение:
- категории числа: «Один - много»(стол – столы, красивый – красивые, едет – едут);
- категории рода: «Он, она, оно» (он – заяц, она – девочка, оно – солнце);
- категории падежа:
родительный падеж: «У кого тетрадь? Чего не стало?»;
дательный падеж: «Подарить кому?»;
винительный падеж: «Рисую что? Кормит кого?»;
творительный падеж: «Чем рисует мальчик? Кем гордится мама?»;
предложный падеж: «Говорю о ком? Читаю о чём?».
Словообразование:
- образование уменьшительно-ласкательных форм существительных;
- образование прилагательных от существительных;
- образование приставочных глаголов;
- образование глаголов от существительных и звукоподражаний;
- образование сложных слов.
Согласование:
- существительных с местоимениями;
- существительных с прилагательными;
- существительных с числительными;
- глаголов прошедшего времени с местоимениями.
Формирование фразы:
- Различные виды предложений (от простых к сложным);
Связная речь. Сюжетные картинки по тематическому планированию, мнемо-таблицы.
Грамота. Игры на звуковой анализ и синтез.
1.3. Программно-методическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса
Содержание работы по освоению образовательных областей в комбинированной группе представлено в АООП для детей с тяжелыми нарушениями речи. (стр.74 -79).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальная адаптированная образовательная программа для ребенка с ОВЗ
Индивидуальная адаптированная программа составлена после прохождения курсов повышения квалификации по теме: «Инновационные методы коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возра...
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/02/picture-747625-1454385312.jpg)
Адаптированная образовательная программа для ребенка со сложным дефектом
Заключение: психическое развитие не соответствует условно возрастным нормам (задержка психического развития, парциальная несформированность смешанного типа), медленный темп деятельности, сниженная раб...
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/02/picture-747625-1454385312.jpg)
Адаптированная образовательная программа для ребенка со сложным дефектом (безречевого)
Заключение: раннее дефицитарное развитие, парциальная несформированность смешанного типа, несформированность всех средств языка у глухого ребёнка, ЗУНы не сформированы в соответствии с возрастом, что ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/15/picture-710617-1489592701.jpg)
Адаптированная образовательная программа для ребенка с РАС.
Адаптированная образовательная программа для ребенка с РАС представляет собой систему коррекционно-развивающей работы с ребенком-инвалидом (атипичный аутизм), имеющим системное недоразвитие речи. В пр...
![](/sites/default/files/pictures/2018/03/12/picture-160817-1520835471.jpg)
Разработка адаптированной образовательной программы для ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида»
Требования Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" ФЗ 273 от 29.12.2012 части 1 статьи 79 гласят: «… содержание образования и условия...
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/25/picture-249661-1582606937.jpg)
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА для ребенка с ОВЗ Срок реализации программы 01.09.19-01.03.20
Планирование работы во всех пяти образовательных областях учитывает особенности речевого и общего развития ребенка. Комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого и псих...
![](/sites/default/files/pictures/2020/09/02/picture-1265550-1599069405.jpg)
ПРОЕКТИРОВАНИЕ АДАПТИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДЛЯ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Методические рекомендации
В методических рекомендациях представлены нормативные и методические основания разработки адаптированной образовательной программы для ребенка с ограниченными возможностями здоровья дошкольного возрас...