ЗАНЯТИЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «В гостях у Хозяйки Медной горы»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Крылова Галина Николаевна

ЗАНЯТИЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ  КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«В гостях у Хозяйки Медной горы»

Программное содержание:

  • формировать у детей начальные знаний о неживой природе;
  • уточнить знания о свойствах и видах камней, их использовании человеком;
  • закреплять преставления детей о горах, развивать навыки поисковой деятельности, воображение;
  • развивать разговорную речь, используя распространенные предложения;
  • воспитывать эстетические чувства на основе экологического воспитания.

 

Материал к занятию:

Картины с изображением гор, коллекции камней, увеличительные линзы, бижутерия, платки, макеты гор, музыкальные композиции Григ «Утро», Глюк «Мелодия», «Бетховен», «Соната», В.Высоцкий «Вершина».

 

Предшествующая работа:

Беседы с детьми, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы: Детской энциклопедии, А.А. Плешаков «От земли до неба», сказов П.Бажова, рассматривание  глобуса, просмотр диафильмов «Горы и их образования», «Горы и равнины».

 

Обращаю внимание на гостей:

- Ребята, если сейчас мы с вами отгадаем загадку, то узнаем много нового и интересного.

Включаю звуковое письмо:

Они бывают разные

Бурые и белые,

Желтые и серые,

Острые и плоские,

Скромные и броские,

Лежат везде,

То тут, то там

Приносят пользу нам.

- Как вы думаете, что это?

Дети: Камни.

- А вы хотите быть исследователями камней?

Дети: Да.

- Тогда, я вам предлагаю стать учеными и отправиться в научную лабораторию. Давайте оденем спецодежду, пройдем и займем свои места.

Дети одевают халатики, шапочки, эмблемы и проходят за столы.

- У каждой лаборатории есть свое название. Как бы вы хотели назвать нашу лабораторию, если мы будем исследовать камни?

Дети: «Алмаз», «Самоцветы», «Каменный цветок», Малахитовая шкатулка» и т.д.

- Выбираем название лаборатории

Какие прекрасные, необычные названия. Давайте выберем одно, я вам предлагаю назвать нашу лабораторию «Каменный цветок». Вы не против?

Дети: Нет.

Ставлю на стол большую эмблему с изображением каменного цветка.

- А что делают ученые изучая камни? Как они их изучают?

Дети: Они их рассматривают в лупу, обследуют, трогают, стучат и т.д.

- Вот сейчас, товарищи ученые, вы исследуете свой камень и поведаете нам о таинствах своего камня.

/Даю детям время для обследования своего камня, 2-3 мин./

- А теперь вам слово. Кто хочет рассказать?

Рассказы 3-4 детей

  1. Гранит
  2. Мрамор                                описывают и дают в заключении сами
  3. Ракушечник                         название камня

 

Дети: я думаю, что у меня …/гранит/…

- С этими камнями мы уже с вами знакомы. А вот у  Ксюши камень необычный и мы его название не знаем.

/Предлагаю описать./

Описание камня – шпат.

- Этот камень называется шпат. Он бывает разных цветов (голубой, красный, зеленый, желтый). Считается самым распространенным минералом на земле. После обработки он используется для изготовления украшений.

Вот какой интересный камень.

- А кто хочет рассказать об использовании гранита, мрамора и ракушечника?

Ответы детей.

- Все эти камни, товарищи ученые, являются маленькой частичкой больших гор. Значит все они называются…

Дети: Горные.

- А что вы еще знаете о камнях, которые вам хорошо известны, только они находятся в недрах земли и широко используются в нашей жизни?

Дети: Это каменный уголь и торф.

- Как вы думаете, где могут использоваться эти камни и какие они имеют свойства?

Дети: Для тепла, горят и т.д. (рассуждения детей).

А вы бы хотели посмотреть, как горят каменный уголь и торф?

Дети: Да.

- Тогда я вам предлагаю посмотреть опыт, который проделаю я. Попробую их поджечь. (Проделываю опыт – горит). Делаем вывод.

- А как вы думаете, будет ли гореть горный камень?

/Рассуждения детей/

Беру, поджигаю горный камень, делаем вывод, что горный камень не горит, а камни, которые находятся в недрах земли - горят, теплые.

- Опыты, которые мы с вами посмотрели можно проводить только взрослым, а почему?

Дети: Рассуждения детей.

- Конечно, молодцы. С огнем шутки плохи и брать спички в руки детям нельзя.

- А теперь послушайте Загадку «Белый камушек растаял, на доске следы оставил»?

Дети: Мел.

- Кто хочет еще раз убедится в том, что мел оставляет следы, возьмите и попробуйте у себя на дощечках. А какие свойства мела вы знаете?

Дети: Мягкий, крошится, гладкий и т.д.

- А кто из вас может назвать использование мела?

Высказывания детей.

- Итак, товарищи ученые, поработав в нашей лаборатории мы убедились в чем?

Дети: В том, что камни бывают разные, имеют разные свойства (рассуждения детей).

- А как вы думаете, можно ли камни назвать младшими братьями гор?

Дети: Можно.

- А почему?

Дети: Рассуждения детей. (Они находятся в горах, это камень – частичка большой горы и т.д.)

- А сейчас, я вам предлагаю покинуть нашу лабораторию и приглашаю вас на экскурсию в картинную галерею, где мы с вами полюбуемся на красоту и разнообразие гор.

Дети снимают спецодежду, выходят из-за столов.

Звучит легкая музыка. Подходим к картинной галерее.

- Посмотрите, какое разнообразие картин представлено на этой выставке. Вам нравится?

Дети: Да.

- Какое место занимают горы на этих картинах? Что в них общего?

Дети: Центральное, главное, большое и т.д.

- А чем они отличаются?

Дети: (рассуждения детей) Время года, гамма цветов и т.д.

- Какое настроение возникает у вас при виде этих картин?

Дети: (рассуждения детей) Величие, гордость, радость, тревога.

- Какая из рассматриваемых картин вам больше всего понравилась и почему?

Расскажите.

Дети: 1-2 рассказа обобщенных детьми.

- Ребята, а названия каких гор вы знаете?

Дети: Высказывания детей. (Уральские, Кавказские и т.д.)

- А как вы думаете, опасны ли горы? И почему?

Дети: Высказывания детей (обвалы, снежные заносы, лавины, землетрясение).

- Но как бы не были, ребята, опасны горы, люди всегда пытались их покорить. Как вы думаете, кто эти люди?

Дети: Альпинисты.

- А какими должны быть альпинисты?

Дети: Высказывания детей (сильными, смелыми и т.д.).

- Хотите послушать, как в песне воспевают храбрость и мужество этих людей?

Включаю запись В.Высоцкого «Вершина».

- Красоту гор, ребята, их необычность и величественность воспевали не только художники и композиторы, но и известные поэты, такие как Ф.Тютчев, А.Пушкин, М.Лермонтов. И мы с вами эти стихи читаем и знаем. Кто нам хочет рассказать словами поэта о красоте гор.

Дети читают стихи.

Звучит музыка Григ «Утро».

«Ночевала тучка золотая»

«Горные вершины»

- А вы бы хотели сами прямо сейчас превратится в горы, камни.

Дети: Да.

Рассказ стихов.

Включаю Бетховен «Соната».

Дети разбирают платки, изображают горы, камни.

- Молодцы, необычной красоты и сказочными получились у вас разнообразие камней и гор. А теперь, мы с вами продолжаем наше путешествие и знакомство с царством камней и гор.

- Люди, давно стали восторгаться необычностью, силой камня, которые уберегали их от болезней, от несчастий, приносили силу. А как вы думаете, что будет с камнем, если его отшлифовать, отточить? То он может использоваться как украшение, орнамент, бижутерия.

Вы не догадались, о каких камнях сейчас я вам предлагаю поговорить?

Дети: Драгоценных.

Звучит музыка. Из-за макета гор появляется Хозяйка Медной Горы.

Хозяйка Медной Горы: Кто это о моих камнях здесь говорит? Здравствуйте, юные любители гор. Догадались, кто Я?

Дети: Хозяйка Медной Горы.

Хозяйка Медной Горы: Правильно. А не за камнями ли драгоценными вы ко мне пожаловали? А знаете ли вы названия каменьев, которыми я владею?

Дети: Рассуждения детей (рубин, малахит и т.д.).

Хозяйка Медной Горы: Хорошо, за то что вы знаете так много названий камней, я вам покажу свои драгоценности и одарю вас украшениями. Ведь камни – это дети самой природы. Мир камней разнообразен. Мы с вами смотрим под ноги не только, чтобы не споткнуться, не упасть, а для того, чтобы найти, рассмотреть одно из чудес природы – камень. Наряжайтесь, да любуйтесь на красоту мою, на несметные мои богатства.

Открывает шкатулку и раздает детям бусы, кольца, подвески.

Дети подходят к зеркалу, любуются украшениями, благодарят Хозяйку Медной Горы.

Хозяйка Медной Горы: А вот, скажите, мне ребята, любите ли вы природу и умеете ли вы ее беречь?

Дети: Да, мы природу бережем и в обиду не даем.

Воспитатель: А в подарок за твое гостеприимство ребята тебе стихотворение прочитают, о том, как они любят природу и почему ее надо беречь.

 

СТИХ

На нашем шарике земном

Где мы родились и живем, 

Где в травах, летняя роса

И голубые небеса,

Где море, горы, степи, лес –

Полно таинственных чудес,

По лесу бродит серый волк

И ландыш тоненький цветет,

В степи ковыль, как нежный шелк

Расчесывает ветерок,

Гремит на скалах водопад

И брызги радугой летят.

А в синем море, толстый кит –

Большой, как дом, на волнах спит.

Не разрушайте этот мир, девчонки и мальчишки

Иначе эти чудеса останутся лишь в книжках.

Чтоб был в источниках Нарзан,

С полянки – земляника,

Будь осторожен, как Тарзан,

Дружи с природой дикой

Ты – тоже часть ее чудес

И для того темнеет лес,

И речка светлая течет,

И по весне сирень цветет

И надо постараться,

Нам с этим не расстаться!!!

 

Хозяйка Медной Горы: Вот теперь я вижу, что вы природу бережете и за это вам дарю еще один подарок.

Ну, До свиданья, дети, мне пора охранять свои сокровища.

Дети: Спасибо.

- А сейчас, ребята, после нашего путешествия по картинной галерее. Побывав в гостях у Хозяйки Медной Горы мы отправляемся с вами в детский сад.

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

ЗАНЯТИЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ  КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«В гостях у Хозяйки Медной горы»

Программное содержание:

  • формировать у детей начальные знаний о неживой природе;
  • уточнить знания о свойствах и видах камней, их использовании человеком;
  • закреплять преставления детей о горах, развивать навыки поисковой деятельности, воображение;
  • развивать разговорную речь, используя распространенные предложения;
  • воспитывать эстетические чувства на основе экологического воспитания.

Материал к занятию:

Картины с изображением гор, коллекции камней, увеличительные линзы, бижутерия, платки, макеты гор, музыкальные композиции Григ «Утро», Глюк «Мелодия», «Бетховен», «Соната», В.Высоцкий «Вершина».

Предшествующая работа:

Беседы с детьми, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы: Детской энциклопедии, А.А. Плешаков «От земли до неба», сказов П.Бажова, рассматривание  глобуса, просмотр диафильмов «Горы и их образования», «Горы и равнины».

Обращаю внимание на гостей:

- Ребята, если сейчас мы с вами отгадаем загадку, то узнаем много нового и интересного.

Включаю звуковое письмо:

Они бывают разные

Бурые и белые,

Желтые и серые,

Острые и плоские,

Скромные и броские,

Лежат везде,

То тут, то там

Приносят пользу нам.

- Как вы думаете, что это?

Дети: Камни.

- А вы хотите быть исследователями камней?

Дети: Да.

- Тогда, я вам предлагаю стать учеными и отправиться в научную лабораторию. Давайте оденем спецодежду, пройдем и займем свои места.

Дети одевают халатики, шапочки, эмблемы и проходят за столы.

- У каждой лаборатории есть свое название. Как бы вы хотели назвать нашу лабораторию, если мы будем исследовать камни?

Дети: «Алмаз», «Самоцветы», «Каменный цветок», Малахитовая шкатулка» и т.д.

- Выбираем название лаборатории

Какие прекрасные, необычные названия. Давайте выберем одно, я вам предлагаю назвать нашу лабораторию «Каменный цветок». Вы не против?

Дети: Нет.

Ставлю на стол большую эмблему с изображением каменного цветка.

- А что делают ученые изучая камни? Как они их изучают?

Дети: Они их рассматривают в лупу, обследуют, трогают, стучат и т.д.

- Вот сейчас, товарищи ученые, вы исследуете свой камень и поведаете нам о таинствах своего камня.

/Даю детям время для обследования своего камня, 2-3 мин./

- А теперь вам слово. Кто хочет рассказать?

Рассказы 3-4 детей

  1. Гранит
  2. Мрамор                                описывают и дают в заключении сами
  3. Ракушечник                         название камня

Дети: я думаю, что у меня …/гранит/…

- С этими камнями мы уже с вами знакомы. А вот у  Ксюши камень необычный и мы его название не знаем.

/Предлагаю описать./

Описание камня – шпат.

- Этот камень называется шпат. Он бывает разных цветов (голубой, красный, зеленый, желтый). Считается самым распространенным минералом на земле. После обработки он используется для изготовления украшений.

Вот какой интересный камень.

- А кто хочет рассказать об использовании гранита, мрамора и ракушечника?

Ответы детей.

- Все эти камни, товарищи ученые, являются маленькой частичкой больших гор. Значит все они называются…

Дети: Горные.

- А что вы еще знаете о камнях, которые вам хорошо известны, только они находятся в недрах земли и широко используются в нашей жизни?

Дети: Это каменный уголь и торф.

- Как вы думаете, где могут использоваться эти камни и какие они имеют свойства?

Дети: Для тепла, горят и т.д. (рассуждения детей).

А вы бы хотели посмотреть, как горят каменный уголь и торф?

Дети: Да.

- Тогда я вам предлагаю посмотреть опыт, который проделаю я. Попробую их поджечь. (Проделываю опыт – горит). Делаем вывод.

- А как вы думаете, будет ли гореть горный камень?

/Рассуждения детей/

Беру, поджигаю горный камень, делаем вывод, что горный камень не горит, а камни, которые находятся в недрах земли - горят, теплые.

- Опыты, которые мы с вами посмотрели можно проводить только взрослым, а почему?

Дети: Рассуждения детей.

- Конечно, молодцы. С огнем шутки плохи и брать спички в руки детям нельзя.

- А теперь послушайте Загадку «Белый камушек растаял, на доске следы оставил»?

Дети: Мел.

- Кто хочет еще раз убедится в том, что мел оставляет следы, возьмите и попробуйте у себя на дощечках. А какие свойства мела вы знаете?

Дети: Мягкий, крошится, гладкий и т.д.

- А кто из вас может назвать использование мела?

Высказывания детей.

- Итак, товарищи ученые, поработав в нашей лаборатории мы убедились в чем?

Дети: В том, что камни бывают разные, имеют разные свойства (рассуждения детей).

- А как вы думаете, можно ли камни назвать младшими братьями гор?

Дети: Можно.

- А почему?

Дети: Рассуждения детей. (Они находятся в горах, это камень – частичка большой горы и т.д.)

- А сейчас, я вам предлагаю покинуть нашу лабораторию и приглашаю вас на экскурсию в картинную галерею, где мы с вами полюбуемся на красоту и разнообразие гор.

Дети снимают спецодежду, выходят из-за столов.

Звучит легкая музыка. Подходим к картинной галерее.

- Посмотрите, какое разнообразие картин представлено на этой выставке. Вам нравится?

Дети: Да.

- Какое место занимают горы на этих картинах? Что в них общего?

Дети: Центральное, главное, большое и т.д.

- А чем они отличаются?

Дети: (рассуждения детей) Время года, гамма цветов и т.д.

- Какое настроение возникает у вас при виде этих картин?

Дети: (рассуждения детей) Величие, гордость, радость, тревога.

- Какая из рассматриваемых картин вам больше всего понравилась и почему?

Расскажите.

Дети: 1-2 рассказа обобщенных детьми.

- Ребята, а названия каких гор вы знаете?

Дети: Высказывания детей. (Уральские, Кавказские и т.д.)

- А как вы думаете, опасны ли горы? И почему?

Дети: Высказывания детей (обвалы, снежные заносы, лавины, землетрясение).

- Но как бы не были, ребята, опасны горы, люди всегда пытались их покорить. Как вы думаете, кто эти люди?

Дети: Альпинисты.

- А какими должны быть альпинисты?

Дети: Высказывания детей (сильными, смелыми и т.д.).

- Хотите послушать, как в песне воспевают храбрость и мужество этих людей?

Включаю запись В.Высоцкого «Вершина».

- Красоту гор, ребята, их необычность и величественность воспевали не только художники и композиторы, но и известные поэты, такие как Ф.Тютчев, А.Пушкин, М.Лермонтов. И мы с вами эти стихи читаем и знаем. Кто нам хочет рассказать словами поэта о красоте гор.

Дети читают стихи.

Звучит музыка Григ «Утро».

«Ночевала тучка золотая»

«Горные вершины»

- А вы бы хотели сами прямо сейчас превратится в горы, камни.

Дети: Да.

Рассказ стихов.

Включаю Бетховен «Соната».

Дети разбирают платки, изображают горы, камни.

- Молодцы, необычной красоты и сказочными получились у вас разнообразие камней и гор. А теперь, мы с вами продолжаем наше путешествие и знакомство с царством камней и гор.

- Люди, давно стали восторгаться необычностью, силой камня, которые уберегали их от болезней, от несчастий, приносили силу. А как вы думаете, что будет с камнем, если его отшлифовать, отточить? То он может использоваться как украшение, орнамент, бижутерия.

Вы не догадались, о каких камнях сейчас я вам предлагаю поговорить?

Дети: Драгоценных.

Звучит музыка. Из-за макета гор появляется Хозяйка Медной Горы.

Хозяйка Медной Горы: Кто это о моих камнях здесь говорит? Здравствуйте, юные любители гор. Догадались, кто Я?

Дети: Хозяйка Медной Горы.

Хозяйка Медной Горы: Правильно. А не за камнями ли драгоценными вы ко мне пожаловали? А знаете ли вы названия каменьев, которыми я владею?

Дети: Рассуждения детей (рубин, малахит и т.д.).

Хозяйка Медной Горы: Хорошо, за то что вы знаете так много названий камней, я вам покажу свои драгоценности и одарю вас украшениями. Ведь камни – это дети самой природы. Мир камней разнообразен. Мы с вами смотрим под ноги не только, чтобы не споткнуться, не упасть, а для того, чтобы найти, рассмотреть одно из чудес природы – камень. Наряжайтесь, да любуйтесь на красоту мою, на несметные мои богатства.

Открывает шкатулку и раздает детям бусы, кольца, подвески.

Дети подходят к зеркалу, любуются украшениями, благодарят Хозяйку Медной Горы.

Хозяйка Медной Горы: А вот, скажите, мне ребята, любите ли вы природу и умеете ли вы ее беречь?

Дети: Да, мы природу бережем и в обиду не даем.

Воспитатель: А в подарок за твое гостеприимство ребята тебе стихотворение прочитают, о том, как они любят природу и почему ее надо беречь.

СТИХ

На нашем шарике земном

Где мы родились и живем,  

Где в травах, летняя роса

И голубые небеса,

Где море, горы, степи, лес –

Полно таинственных чудес,

По лесу бродит серый волк

И ландыш тоненький цветет,

В степи ковыль, как нежный шелк

Расчесывает ветерок,

Гремит на скалах водопад

И брызги радугой летят.

А в синем море, толстый кит –

Большой, как дом, на волнах спит.

Не разрушайте этот мир, девчонки и мальчишки

Иначе эти чудеса останутся лишь в книжках.

Чтоб был в источниках Нарзан,

С полянки – земляника,

Будь осторожен, как Тарзан,

Дружи с природой дикой

Ты – тоже часть ее чудес

И для того темнеет лес,

И речка светлая течет,

И по весне сирень цветет

И надо постараться,

Нам с этим не расстаться!!!

Хозяйка Медной Горы: Вот теперь я вижу, что вы природу бережете и за это вам дарю еще один подарок.

Ну, До свиданья, дети, мне пора охранять свои сокровища.

Дети: Спасибо.

- А сейчас, ребята, после нашего путешествия по картинной галерее. Побывав в гостях у Хозяйки Медной Горы мы отправляемся с вами в детский сад.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого комплексного занятия «В гостях у хозяйки медной горы» для детей подготовительной группы с ЗПР

Конспект открытого комплексного занятия «В гостях у хозяйки медной горы» для детей подготовительной группы с ЗПР ...

конспект занятия с элементами экспериментирования "В гостях у Хозяйки Медной горы" в подготовительной группе детского сада

Занятие для старших дощкольников по познавательному развитию, содержит элементы экспериментальной деятельности, что делает его более интересным и содержательным....

конспект интегрированного занятия в подготовительной группе "В гости к Хозяйке Медной горы!"

Конспект интегрированного затнятия в подготовительной группе "В гости к Хозяйке Медной горы!"подготовила воспитатель 1 кв. категории  Васильева Татьяна Сергеевна  МБДОУ детский сад "Березка"...

Интегрированное занятие в старше-подготовительной группе «В гостях у Хозяйки Медной горы».

1.Формировать творческие и музыкальные способности детей дошкольного возраста.2. совершенствовать развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.3. Расширять представления де...

Конспект итоговой ООД (речевое развитие + познавательное развитие) в подготовительной группе «В гостях у Хозяйки Медной горы»

Цель:  Подготовка старших дошкольников к обучению в школе через формирование универсальных предпосылок учебной деятельности и необходимых умений и навыков....