КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ЛОГОПУНКТА
статья по логопедии (средняя группа)

Коррекция нарушений речи в ДОУ в  усовиях логопункта

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon korrektsiya_narusheniy_rechi_v_dou_v_usoviyah_logopunkta.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ЛОГОПУНКТА.

Речь — важнейшая психическая функция, присущая только человеку. Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза (индивидуального развития организма от момента его зарождения до конца жизни) параллельно с физическим и умственным развитием ребёнка и служит показателем его общего развития.

Полноценное гармоничное развитие ребёнка невозможно без воспитания у него правильной речи. Такая речь должна быть не только правильно оформленной с точки зрения подбора слов (словаря), грамматики (словообразования, словоизменения), но чёткой и безупречной в плане звукопроизношения.

Овладение правильным произношением речевых звуков является одним из очень важных звеньев в развитии речи ребёнка. Произносительные нормы родного языка ребёнок усваивает постепенно (в начале заменяет трудные звуки более простыми, переставляет их, сокращает количество слогов в слове и т.п.), заканчивается процесс становления звукопроизношения к 5-летнему возрасту, когда ребёнок правильно может произносить все звуки. Однако благополучное формирование звукопроизносительной стороны речи происходит далеко не всегда. У многих детей дефекты звукопроизношения, возникнув и закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы и могут сохраниться на всю жизнь.

Недостатки устной речи могут являться причиной  ошибок в письменной речи. У 16,7%  будущих первоклассников имеются предпосылки к артикуляторно-акустической дисграфии (частичное специфическое нарушение процесса письма).

Дети с нарушениями речи не могут спонтанно стать на онтогенетический путь развития речи им требуется специальное коррекционное воздействие.

Работа в логопедическом пункте строится следующим образом: с начала сентября в течение 2-х недель проводится диагностика речи детей, со второй половины сентября по май осуществляется коррекция речи детей. Выпуск детей проводится в течение всего учебного года по мере устранения у них дефектов речи. Так же течение всего учебного года поводятся консультации по запросу родителей.

В логопедический пункт зачисляются дети, имеющие следующие нарушения речи:

- фонетическое недоразвитие речи (нарушение артикуляции отдельных или нескольких звуков, звукосочетаний или целых групп звуков),

- фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) - нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем,

- общее недоразвитие речи IV уровня (при ОНР IV уровня дети испытывают специфические затруднения в звукопроизношении и повторении слов со сложным слоговым составом, имеют низкий уровень фонематического восприятия, допускают ошибки при словообразовании и словоизменении, словарь достаточно разнообразен, однако дети не всегда точно знают и понимают значение редко встречающихся слов, антонимов и синонимов, пословиц и поговорок и т. д., в самостоятельной речи дети испытывают трудности в логическом изложении событий, часто пропускают главное и «застревают» на второстепенных деталях, повторяют ранее сказанное).  

В первую очередь на занятия зачисляются дети подготовительных к школе групп (6 лет) и школьники. Дети 5-тилетнего возраста зачисляются в логопункт, если у ребёнка нарушено несколько групп звуков или нарушения, резко несоответствующие возрастной норме, а также по мере освобождения мест.

Система работы в логопункте строится с учётом индивидуальных психологических особенностей каждого ребёнка, коррекционное воздействие направлено на устранение причин, вызвавших нарушения речи и профилактику речевых нарушений у воспитанников.

Основной формой работы в логопункте являются индивидуальные коррекционные занятия. Это обусловлено следующими причинами:

- необходимость учитывать расписание общеразвивающих занятий;

- различной структурой дефектов произношения у детей одной и той же возрастной группы;

- различным уровнем сформированности когнитивных процессов у детей со схожими речевыми дефектами;

- индивидуальным темпом усвоения материала;

- необходимостью одновременной коррекции нескольких звуков.

Работа по формированию правильного произношения у детей строится следующим образом:

  1. Развитие слухового внимания, фонематического восприятия формируемого звука.
  2. Артикуляционная гимнастика.
  3. Постановка звука.
  4. Автоматизация звука.
  5. Дифференциация формируемого звука и смешиваемого звука в произношении.

Продолжительность коррекционно-развивающей работы во многом обусловлена индивидуальными особенностями детей.

Логопедическое воздействие осуществляется различными методами, среди которых условно выделяются наглядные, словесные и практические.

Наглядные методы направлены на обогащение содержательной стороны речи, словесные – на обучение пересказу, беседе, рассказу без опоры на наглядные материалы. Практические методы  используются при формировании речевых навыков путем широкого применения специальных упражнений и игр.  К практическим методам можно отнести метод моделирования.

Метод моделирования является одним из перспективных направлений совершенствования процесса коррекционно–развивающего обучения и активно применяется в логопункте. Использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности детей. У ребёнка, владеющего формами наглядного моделирования появляется возможность применить заместители и наглядные модели в уме, представлять себе при их помощи то, о чем рассказывают взрослые, предвидеть возможные результаты собственных действий. Введение наглядных моделей  позволяет более целенаправленно закреплять навыки в процессе коррекционного обучения.

Дети, посещавшие логопункт, умеют вычленять звуки в словах, определять их последовательность, различать гласные и согласные звуки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мониторинг нарушений речи дошкольников в условиях логопункта ДОУ ( учитель-логопед Добрынина Э. Г.)

Хочется поделиться с коллегами удобным и доступным видом мониторинга для детей дошкольного возраста в условиях логопункта. Представлена система параметров оценки речевых и неречевых функций, таб...

Подвижные игры как средство про¬филактики и коррекции нарушений речи детей-логопатов в процессе фи¬зического воспитания.

Подвижные игры занимают осо­бое место в развитии, оздоровлении и реабилитации детей дошкольного возраста Игра – это естественное со­стояние ребенка, его основное занятие Игровая деятельность для дошко...

Подвижные игры как средство профилактики и коррекции нарушений речи детей.

Подвижные игры как средство профилактики  и коррекции нарушений речи детей.В сообщении даны рекомендации по  использованию различных видов игр в коррекционной работе с детьми, имеющими наруш...

Подвижные игры как средство профилактики и коррекции нарушений речи детей в процессе физического воспитания

Подвижные игры как средство профилактики и коррекции нарушений речи детей в процессе физического воспитания...

Коррекция нарушения речи дошкольников в условиях взаимодействия педагогов

В настоящее время перед логопедом, работающим в ДОУ, стоит большой комплекс коррекционно – развивающих задач, которые ему необходимо решить. Однако, ряд специфических особенностей работы на логопункте...

КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ЛОГОПУНКТА

В данном материале излагается коррекция нарушений речи детей в условиях логопункта....

Мультипликация как средство повышения эффективности коррекции речевых нарушений у детей в условиях логопункта

Статья в сборнике методических материалов "Традиционные и инновационные технологии в образовании детей с ОВЗ" - СПб.: ЛОИРО, 2017....