Методическая разработка "Система игровых упражнений для вызывания звуков"
методическая разработка по логопедии (средняя группа)

Карелина Ирина Владимировна

                            Большое значение в работе по формированию правильного звукопроизношения отводится игре и                                                                                                                                                                                                                                игровым приёмам. Это обусловлено тем, что игра - ведущий вид деятельности  детей дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_igrovyh_uprazhneniy_dlya_vyzyvaniya_zvukov.docx461.32 КБ

Предварительный просмотр:

Система

игровых упражнений для вызывания звуков

Учитель-логопед

Карелина Ирина Владимировна

G:\dead6661a68d8636e676e9f88e6138e5.png

г. Асино, 2019г.

     

      Ведущие зарубежные и отечественные педагоги рассматривают игру как одно из, наиболее эффективных средств обучения и воспитания детей-дошкольников, организации их жизни и совместной деятельности. Игра в детском возрасте - норма, ребёнок должен играть, даже если он делает самое серьёзное дело. Игра отражает внутреннюю потребность детей в активной деятельности, это средство познания окружающего мира; в игре дети обогащают свой чувственный и жизненный опыт; вступают в определенные отношения со сверстниками и взрослыми.

     Большое значение в работе по формированию правильного звукопроизношения отводится игре и игровым приёмам. Это обусловлено тем, что игра - ведущий вид деятельности детей дошкольников, игра - активизирует деятельность детей, позволяет организовать работу с детьми, у которых обнаруживаются те или иные негативные черты характера, отрицательные личностные проявления, нарушения в развитии эмоционально-волевой сферы, что часто наблюдается у детей с нарушениями речи.

     В педагогической и логопедической литературе известны работы, посвященные устранению заикания в игре (Г.А. Волкова, И.Г. Выгодская, ЕЛ. Пеллингер, Л.П.Успенская), применению ряда игровых упражнений по воспитанию звуковой культуры речи у детей, посещающих массовые детские сады (М.Г. Генинг, Н.А. Герман). Однако игровые приемы в работе по постановке звуков у детей с нарушениями звукопроизношения описаны недостаточно.

     С физиологической точки зрения постановка звука - это создание нового условного рефлекса. Нужный артикуляционный уклад расчленяется на элементарные движения, которые тренируются с помощью подготовительной  артикуляционной   гимнастики.   Простые  отработанные движения вводятся в комплекс, и таким образом вырабатывается артикуляционный уклад нужного звука. При воспроизведении правильного уклада и подключении выдыхаемой голосом струи, ребёнок произносит нужный звук. Постановка может быть закончена после многократного повторения изолированного звука.

     При тяжелых речевых нарушениях (чаще при различных формах дизартрии) этап постановки звука затягивается. Многократное повторение одного и того же упражнения утомляет ребёнка. У него теряется интерес к занятиям, пропадает желание посещать кабинет логопеда. Устают все: специалист, ребёнок, родители. А между тем активное участие самих детей в коррекционном процессе - залог успеха в этой работе. Чтобы повысить интерес детей к логопедическим занятиям, нужны разнообразные творческие задания, новые подходы к упражнениям по постановке звуков.

     Игровые методы, так же как и упражнения должны обязательно включаются в практику работы по вызыванию звуков. Это позволяет решить сразу несколько задач:

  • пробудить в ребёнке желание самому активно участвовать в процессе исправления звукопроизношения;
  • расширить и обогатить диапазон игровых умений и навыков;
  • повысить познавательную активность и работоспособность детей;
  • активизировать процессы восприятия, внимания, памяти;
  • превратить процесс обучения и научения в интересную игру.

     Учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей, широко применяю игровые приёмы и упражнения, стараюсь обыграть каждое упражнение. Приведу некоторые игровые приёмы, которые можно использовать при постановке звуков.

     Как отмечалось выше постановка звука - это создание нового условного рефлекса. Нужный артикуляционный уклад расчленяется на элементарные     движения,      которые     тренируются      с      помощью подготовительной артикуляционной гимнастики. Все упражнения артикуляционной гимнастики обыгрываются.

     При выполнении упражнения «Заборчик», говорю ребёнку, что на его заборчик сели разные птицы: сердитая ворона, драчливый воробей, красивая ласточка, осторожная трясогузка и т.д., что позволяет добиться необходимой длительности удержания артикуляционной позы.

     При выполнении упражнения «Грибок», рассказываю ребёнку, что под его красивый грибок бегут, ползут, летят прятаться от дождя насекомые: муравей, бабочка, гусеница и так до 10. Дождь идёт, а грибок растёт все выше и выше.

     При выполнении упражнения «Чашечка» рассказываю о том, какие смешные котята бегут пить молоко из его чашечки: серенький, рыженький, пёстренький, беленький с голубыми глазами и т.д.

     При выполнении артикуляционных упражнений и постановке звуков, подключаю руку ребёнка, она имитирует положение органов артикуляции, «Хоботок» - рука в щепотке, «Горка» - кисть руки принимает форму горки, «Чашечка» - две ладони соединяются вместе и принимают форму чашечки. При постановке звука /Л/ имитируем движение языка к зубам при помощи его ладони и моих пальцев, которые выполняют роль его зубов. При постановке звука /Р/ имитируем пальцами вибрацию переднего края чашечки и т.д.

     Эти приёмы помогают удерживать статическую позу, ребёнку весело и интересно, он меньше устает. Таким образом, в игровой форме, через артикуляционные упражнения, начинаю формировать уклады нарушенных звуков, пробую постановку.

     Постановку любого звука начинаю с подражания звукам, которые издают животные или предметы. Например, звук /Р/ (рычание собаки или звук работающего мотора), звук /Ш/ (шум волны, набегающей на берег, или как шипит гусь), /Ж/ (жужжание жука), /З/ (писк комара) и т.д. Элемент подражания хорош тем, что используя его, мы заставляем работать слух и зрение ребёнка.

     При постановке звука /С/ рассказываю сказку о гномике Язычке, который будет исполнять роль альпиниста. Нижние зубы - уступ скалы, на котором надо непременно удержаться. Ведь даже страшно подумать, что произойдет, если альпинист потеряет опору под ногами! Конечно, контролировать точность движений придётся с помощью зеркала. Ребёнок будет очень стараться: гномик Язычок не должен сорваться со скалы! А чтобы язычок не пытался выскочить за зубки их плотно сжимать.

     При межзубном стигматизме, для вызывания звука /С/ рассказываю ребёнку вот такую историю: «Жил-был ручеёк. Очень неугомонный и говорливый. Он обрушивал целый водопад звуков. Только вот беда, звуки эти получались не совсем правильные, а какие-то шепелявые и разбрызгивались во все стороны. Окружающие не могли понять, о чём же говорит ручеёк. Чтобы голос ручейка стал чистым, пришлось построить плотину. Для этого сожмём зубки. Вот так. Замечательно! Улыбнёмся. Ручейку оставим маленькую щёлочку между передними зубками, чтобы он стекал холодной, ровной струйкой». А теперь длительно произнесите звук «С», демонстрируя ребёнку безукоризненно правильную артикуляцию. Пусть ребёнок подставит свою ладошку под подбородок и убедится, что струйки воздуха холодная и узкая.

     Затем прошу ребёнка организовать свой «ручеёк». Эти получится не сразу. Главное, чтобы язык не высовывался между зубами и не мешал произнесению звука «С». Ребёнок пробует уже в который раз и все безрезультатно? В таком случае поможет спичка (без серной головки) и продолжение истории о говорливом ручейке.

«Однажды путь ручейку загородило бревно (Поместим спичку одним концом между резцами ребёнка и прошу удержать в таком положении. Язык находится внизу ротовой полости и не высовывается!) Ручейку пришлось очень сильно постараться, чтобы убрать преграду!»   Ребёнок с напором произносит звук «С», направляя струйку воздуха точно на спичку. Она должна вылететь, как пробка из бутылки. Это упражнение надо делать под строгим контролем взрослого, чтобы спичка случайно не оказалась в дыхательных путях ребёнка.

     При шипящем или боковом сигматизме, когда к звуку надо «идти» от межзубного положения языка, играем с ребёнком в игру «Шепелявый язычок». Показываю ребёнку, как смешно получается, если сказать слоги, а затем ''Слова, просунув язык между зубами. Затем предлагаю ребёнку произнести также. Если у ребёнка не получается межзубное произношение, то пробуем межгубное, автоматизируем его в словах, а затем снова возвращаемся к межзубному. Когда звук окрепнет, «соскальзываем» на нужную артикуляцию.

Для постановки свистящих звуков использую стихотворения:

В санки язычок уселся,

Сам сегодня он оделся,

В зубки горкой,
Упершись, собрался,

И-И-И — стрелой с горы помчался,

Губы улыбаются,

Зубы размыкаются — И-И-И-С-С-С.

Под скорлупкою секрет:

Т-С-Т-С, разбуди -

найдёшь ответ.

В скорлупе щелчок,

Треск — родился малышок.

Т-С-Т-С, Ц-Ц-Ц-Ц.

Наш широкий язычок

На солнышке лежал,

Под лучами загорал,

В дом его мы занесём,
Краешки к зубам прижмём,
Кончик в нижние упрём.
Зубки мы прикроем,
(Совсем не закроем).

В улыбочке губки —

Показывают зубки.

Воздух выдувается,

Звук [с] получается.

Звук [з], как и [с], получаем,

Лишь только голос подключаем

И нисколько не скучаем.

Идёт узкая струя,

Ох, холодная она.

Голос наш дрожит и льётся,

Словно песенка поется.

Звук [ц] ставим мы от [с] и [з].

Воздух сильно выдуваем

И струю мы получаем.

Надо нам края прижать,

Язычок внизу держать.

     Для вызывания шипящих звуков использую игровой приемы «Змейка». Как известно, шипение — привилегия змеи. Изобразим её с помощью руки. Кисть — это голова, остальное — гибкое тело. Вот ваша змея ползёт по столу, делает стойку (опора на локоть), вытягивает голову вперёд и, раскрывая пасть, шипит: «Ш-ш-ш...». Обращаю внимание ребёнка на то, что язык — «чашечка» поднят вверх, а губы вытягиваются трубочкой. Если последнее не получается большим и указательным пальцами слегка надавливаю на щеки. Ещё раз пошипим. Если у ребёнка не получается удерживать язычок «чашечкой» применяю ватную палочку, приподнимаю его к нёбу и чуть отодвигаю назад.

     Аналогично работаю и над звуком «Ж». В данном случае отталкиваюсь от звука «3». Изображаем доброго жука и жужжим: «Ж-ж».

Можно использовать и стихотворные тексты:

Пусть не хвастает змея —

Чашечка у нас своя,

Губы трубочкой тяни,

Язычок приподними.
Тёплый воздух пропусти,

Зашипи попробуй громко,

Отползай, змея, в сторонку —

ш-ш-ш.

В путь пора нам собираться,

С ветерочком покататься,

Чуть прислушайся, малыш,

ть-ш, ть-ш, ть-ш,

ч-ч-ч-ч-ч.

Веет свежий ветерок:

Ш-Ч-Ш-Ч-Ш-Ч,

Он в дороге нам помог

-Щ-Щ-Щ.

Произносим мы звук [ш],

Губы тянутся уже.

Их слегка лишь округлили,

Зубы сблизить не забыли.

Широкий кончик языка

Вверх мы подняли пока.

Посредине языка

Есть воздушная река:

Тёплый воздух создает.

Ну, а голос не звучит,

Потихоньку лишь шипит.

Произносим мы звук [ж],

Точно так, как и звук [ш].

Только голос подключаем –

Звонкий [ж] мы получаем.

Чтоб звук [ч] произносить,

Нужно губки округлить.

Выдвинуть вперёд слегка,

Как у буб-ли-ка.

Зубки сблизить и пока

Ждать удара языка.

Широкий кончик его

В нёбо упирается,

И воздушная река снова получается.

Короткая и тёплая, —

Это точно знаю я.

Говорить шипящий [щ]
Мы научимся сейчас.

Но для этого, друзья,

Улыбаться нам нельзя.

Губы вновь округлены,

Зубки сближены, видны.

Язычок вверху у нас,

Делай так же сей же час.

Широкий кончик языка

В «кочки» упирается,
Ну, а теплая струя слабо выдувается.

     При постановке звука /Л/ рассказываю ребёнку про то, как любопытный язычок попал в капкан хвостиком, а потом с силой выдернул его. Кончик языка, зажатый зубами, с силой выдергивается - слышится отчетливый звук /Л/.

     Можно рассказать ребёнку и такую историю: «Жил-был маленький пароходик. Ходил он по морю и возил грузы. Вот только большие пароходы его не замечали и даже не отвечали на его приветствие. Все потому, что голосок у пароходика был очень слабенький и вместо протяжного гудка: «Л-Л-Л» он выводил что-то невнятное и тихое, кажется: «В-В-В». Пароходик решил, во что бы то ни стало научиться гудеть правильно. Стал он пробовать разные варианты приветствия: «У-У-У! О-О-О! Нет, явно не то!» С досады пароходик прикусил свой язычок и произнес: «Ы-Ы-Ы...» И - о чудо: над водной гладью прозвучал ясный и чёткий звук «Л»! Пароходик подумал, что ослышался, и повторил: «Ы-Ы-Ы..Л» снова прикусив язычок. Звук «Л» получился ещё более отчётливым. А большие пароходы, услышав это, отвечали громкими и протяжными гудками: «Л-Л-Л!» Так пароходик научился гудеть правильно».

     А теперь и ребёнок, взяв на вооружение опыт пароходика, прикусывает кончик язычка и протяжно произносит «Ы-Ы-Ы». Должен получиться звук «Л».

Когда гудок, наконец, приобретет нужное звучание, ребёнок будет переполнен гордостью и представит себя пароходиком.

Можно использовать и стихотворные тексты:

Парусом язык подняв,

Плотно к нёбушку прижав,

Звук Ы-Ы долго потяни,

Среди волн мы не одни.

Звук Л-Л-Л прячется в воде.

Мы найдем его везде.

Губы открыты,
Зубы не сжимай,
Они разомкнут, видны,
Посмотри со стороны.
Язык вверх поднялся,
К бугоркам прижался,

По бокам у нас щель!
Это нужно, поверь.

Чрез неё мы воздух дуем,

Нужный звук мы образуем.

     Среди нарушений звуковой системы речи дефекты звуков /р/, /р / наиболее распространены и труднопреодолимы. Постановку осуществляю при помощи

механического вызывания дрожания кончика языка. Вибрация производится зондом или ватной палочкой.

     При постановке звука /Р/ заводим моторчик у жука (от звука /ж/) и у осы (от звука /з/).

Игровой приём «Отправляемся в гости к звуку».

Брёл по кочкам язычок:
Прыг да скок —

д-д-д-д-д,

По буграм пошёл быстрей,

Догони его скорей –

д-д-д-д-д-д.

Использую и стихотворные тексты:

Воздух носом ты вдыхай,

Через ротик выдыхай –

ДЖ, ДЖ, ДЖ, ДЖ.

Чтоб звук [р] получился,

Ты с ним долго не возился,

Выполняй всё, как и я.

Всё получится, друзья!

Ротик свой мы открываем,

Язычок приподнимаем,

В бугорочки упираем,

Краешки к зубам прижмём,

Да и сильно дуть начнём.

Язычок наш задрожит,

Никуда не убежит.

Всем он так и говорит:

«Эта сильная струя

Дрожать заставила меня.

Не от страха я дрожу,

Лишь мотор свой завожу».

Практика подтверждает эффективность этих приемов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: "Система игровых упражнений для вызывания звуков"

 С физиологической точки зрения постановка звука - это создание нового условного рефлекса. Нужный артикуляционный уклад расчленяется на элементарные движения, которые тренируются с помощью подготовите...

«Игровые упражнения по автоматизации звуков у детей с речевыми нарушениями»

Звуки – основной строительный материал человеческой речи, и только при их чёткой, точной передачи речь может быть понята правильно, а значит – служить средством общения....

Игровые упражнения на автоматизацию звуков в словах

После проведения занятий, посвященных автоматизации звука в слогах, начинается новый этап работы. Главная задача логопеда на этом этапе работы - научить ребенка правильно произносить слова с поставлен...

Логопедические игровые упражнения для автоматизации звука "Ш"

Материал   адресован учителям-логопедам, содержит авторскую разработку игр для автоматизации звука "Ш" в словах, предложениях, текстах.  Речевой  материал подобран таким образом, чтобы ...

Конспект совместной деятельности с ребёнком по коррекции звукопроизношения. Занимательная автоматизация. Игры и игровые упражнения по автоматизации звука (Р).

Конспект совместной деятельности с ребёнкомпо коррекции звукопроизношения.Занимательная автоматизация.Игры и игровые упражнения по автоматизации звука (Р). "Игрушечная стройка"...

Игровые упражнения по автоматизации звуков для детей с нарушениями звуков

                         Звуки  – основной строительный материал человеческой речи, и только при их  чёткой, точ...

Развитие фонематических процессов в играх и игровых упражнениях "Волшебный мир звуков"

Учебно-методическое пособие разработаноо в соответствии с ФГОС ДО и отображает актуальные проблемы обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста с ФФНР. Использование в работе данного посо...


 

Комментарии

Кулагина Ирина Александровна

Ирина Владимировна, спасибо за ценные упражнения, буду использовать!

Солдатова Татьяна Леонидовна

Ирина Владимировна, спасибо за интересный материал! Как отмечалось выше, постановка звука - это создание нового условного рефлекса. Нужный артикуляционный уклад расчленяется на элементарные движения, которые тренируются с помощью подготовительной артикуляционной гимнастики. Все упражнения артикуляционной гимнастики обыгрываются.