Игры с липучками как средство развития слоговой структуры слова
учебно-методическое пособие по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Комарова Марина Юрьевна

О важности данной проблемы говорит тот факт, что своевременное овладение правильной речью является одним из главных факторов для становления полноценной личности ребенка, а усвоение слоговой структуры слова лежит в основе овладения грамотой и успешного обучения ребенка в школе.

Особую значимость проблема формирования слоговой структуры слова приобретает в условиях детского сада для детей с нарушениями речи, так как именно там происходит подготовка к обучению грамоте дошкольников.

Игры с липучками могут заинтересовать, даже с ребенка с  низкой мотивацией к логопедическим занятиям. Сами игры ярки, и являются привлекательными для детей. Картинный материал необходимо, тщательно подбирать с учетом принципа последовательности, с учетом поэтапного усложнения материала. Лист главный с тенями необходимо заламинировать и на тени наклеить липучку. Маленькие картинки необходимо тоже заламинировать и наклеить липучку. Так получается 14 листов, подобранных, в сооответсвии, с типом слоговой структуры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

О важности данной проблемы говорит тот факт, что своевременное овладение правильной речью является одним из главных факторов для становления полноценной личности ребенка, а усвоение слоговой структуры слова лежит в основе овладения грамотой и успешного обучения ребенка в школе.

Особую значимость проблема формирования слоговой структуры слова приобретает в условиях детского сада для детей с нарушениями речи, так как именно там происходит подготовка к обучению грамоте дошкольников.

Логопедическая работа по устранению нарушений слоговой структуры слова не может ограничиваться коррекционной задачей исправления лишь данного недостатка. Необходимо развивать фонематическое восприятие, словарный запас, грамматические формы и интеллектуальные функции: мышление, память, внимание. Поэтому требуется разнообразный учебный материал, который следует преподносить в игровой форме. На его поиск учитель-логопед обычно затрачивает значительные усилия.

Необходимый лексический материал в форме разнообразных игр и игровых упражнений специалисты могут найти в данномпособии. В его основу положен принцип системного подхода к коррекции речевых нарушений, а также классификация А.К. Марковой, которая выделяет 14 типов слоговой структуры слова по возрастающей степени сложности. Слова усложняются как в наращивании количества слогов (используются односложные, двусложные, трехсложные и четырехсложные слова), так и в степени сложности слога (открытый - закрытый, прямой - об-ратный, слог со стечением согласных и без него). Таким образом были выделены следующие темы:

1.        Двусложные слова, состоящие из открытых слогов.

2.        Трехсложные слова, состоящие из открытых слогов.

3.        Односложные слова.

4.        Двусложные слова с закрытым слогом.

5.        Двусложные слова со стечением согласных в середине слова.

6.        Двусложные слова, состоящие из закрытых слогов.

7.        Трехсложные слова с закрытым слогом.

8.        Трехсложные слова со стечением согласных.

9.        Трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом.

10.        Трехсложные слова с двумя стечениями согласных.

11.        Односложные слова со стечением согласных в начале или в середине слова.

12.        Двусложные слова с двумя стечениями согласных.

13.        Трехсложные слова со стечением согласных в начале и в середине слова.

14.        Многосложные слова, состоящие из открытых слогов.

Система работы по коррекции нарушений слоговой

структуры слова рассчитана на два учебных года (старшая и подготовительная группы).

 Список используемых источников:

1.Четверушкина Н.С. Слоговая структура слова: Системный метод устранения нарушений. - М.: Национальный книжный центр, 2015. - 192 с.

        2. Занятия Н. Коняхиной (открытый источник интернета)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры и упражнения для развития слоговой структуры слова.

Начиная с трехлетнего возраста, малыша можно знакомить с  ударными инструментами. Приобретать их лучше всего вместе с ребенком. Сходите всей семьей в магазин игрушек и обратите внимание мал...

Дидактические игры на развитие слоговой структуры слов.

В материале приводится описание дидактических игр, которые позволят ребёнку легче усвоить слоговую структуру слова и закрепить речевой материал....

Игры на развитие слоговой структуры слова в коррекционной работе логопеда.

Нарушение слоговой структуры слов часто встречаются у детей с общим недоразвитием речи, с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, с моторной алалией.Речевое развитие характеризуется трудностями в ...

Консультация для воспитателей: "Игры на развитие слоговой структуры слова"

Подборка игровых упражнений для всех этапов работы над слоговой структурой слова дошкольников с ОНР...

Консультация Тема: «Нарушение слоговой структуры у дошкольников. Игры для развития слоговой структуры слова»

Усвоение слоговой структуры речи является одной из предпосылок для овладения грамотой и дальнейшего успешного обучения ребенка в школе.Актуальность данной проблемы очевидна, поскольку овладение грамот...

«Возможности развития слоговой структуры слова у старших дошкольников с ОНР средствами компьютерных технологий»

Для усвоения и развития слоговой структуры слова у старших дошкольников с общим недоразвитием речи нужно подключать как можно больше двигательной активности, так как с движением у ребёнка будет лучше ...