«Возможности развития слоговой структуры слова у старших дошкольников с ОНР средствами компьютерных технологий»
методическая разработка по логопедии

Чумакова Марина Васильевна

Для усвоения и развития слоговой структуры слова у старших дошкольников с общим недоразвитием речи нужно подключать как можно больше двигательной активности, так как с движением у ребёнка будет лучше закрепляться речевой материал. Слова различной слоговой конструкции можно отхлопать, отстучать, отпрыгать, отшагать и так далее.

Эффективные методы работы над слоговой структурой слова:

• Придумать слова, добавив слоги к слову (картинке)

• Добавление или уменьшении числа слогов в слове с изменением смысла слова (машина-шина, палатка-латка)

• Упражнять в слоговом анализе одно- двух- и трёхсложных слов

• Закреплять умение анализировать слоговой состав слова

• Учить синтезировать двух- трёхсложные слова

• Закреплять умение анализировать слоговую структуру слов

• Совершенствовать слоговой анализ и синтез

• Совершенствовать умение синтезировать слова из слогов

• Учить определять места слога в слове

• Закреплять умение анализировать и синтезировать двух- трёхсложные слова

• Упражнять в синтезе двухсложных слов.

• Закрепление навыка слогового анализа слов.

• Закрепление навыка деления слов на слоги (цепочки слов).

Информационно-коммуникационные технологии в настоящий момент являются неотъемлемой частью современного образования. Внедрение инновационных технологий призвано, прежде всего, улучшить качество обучения, повысить мотивацию детей к получению новых знаний, ускорить процесс усвоения знаний.

Под компьютерными технологиями мы понимаем дидактическую сущность обучения и их соотношение с педагогическими технологиями, а также их место в структуре организации учебного процесса.

В настоящее время всё большую популярность приобретают различные сервисы в сети Интернет, которые предоставляют много возможностей для эффективной работы учителя - логопеда. Одним из таких сервисов является LearningApps.org. 

Сервис LearningApps.org является приложением Web 2.0 для поддержки обучения и процесса преподавания с помощью интерактивных модулей (упражнений). Целью данного приложения является также собрание интерактивных блоков и возможность сделать их общедоступным. Такие блоки (так называемые приложения или упражнения) не включены по этой причине ни в какие программы или конкретные сценарии. С помощью веб-сервиса Learning Apps можно создавать небольшие интерактивные задания, но в комплексе с системой управления обучением (LMS), например, Moodle, можно разработать весьма красочный и интересный электронный курс.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 56 комбинированного вида

«Ромашка» г. Химки»Описание: C:\Users\Света\Desktop\DSCN3041.JPG

Консультация для воспитателей

«Возможности развития слоговой структуры слова у старших дошкольников с ОНР средствами компьютерных технологий»

Подготовила и провела

Учитель-логопед

Чумакова М.В

2023 г.

Для усвоения и развития слоговой структуры слова у старших дошкольников с общим недоразвитием речи нужно подключать как можно больше двигательной активности, так как с движением у ребёнка будет лучше закрепляться речевой материал. Слова различной слоговой конструкции можно отхлопать, отстучать, отпрыгать, отшагать и так далее.

Эффективные методы работы над слоговой структурой слова:

• Придумать слова, добавив слоги к слову (картинке)

• Добавление или уменьшении числа слогов в слове с изменением смысла слова (машина-шина, палатка-латка)

• Упражнять в слоговом анализе одно- двух- и трёхсложных слов

• Закреплять умение анализировать слоговой состав слова

• Учить синтезировать двух- трёхсложные слова

• Закреплять умение анализировать слоговую структуру слов

• Совершенствовать слоговой анализ и синтез

• Совершенствовать умение синтезировать слова из слогов

• Учить определять места слога в слове

• Закреплять умение анализировать и синтезировать двух- трёхсложные слова

• Упражнять в синтезе двухсложных слов.

• Закрепление навыка слогового анализа слов.

• Закрепление навыка деления слов на слоги (цепочки слов).

Информационно-коммуникационные технологии в настоящий момент являются неотъемлемой частью современного образования. Внедрение инновационных технологий призвано, прежде всего, улучшить качество обучения, повысить мотивацию детей к получению новых знаний, ускорить процесс усвоения знаний.

Под компьютерными технологиями мы понимаем дидактическую сущность обучения и их соотношение с педагогическими технологиями, а также их место в структуре организации учебного процесса.

В настоящее время всё большую популярность приобретают различные сервисы в сети Интернет, которые предоставляют много возможностей для эффективной работы учителя - логопеда. Одним из таких сервисов является LearningApps.org.  

Сервис LearningApps.org является приложением Web 2.0 для поддержки обучения и процесса преподавания с помощью интерактивных модулей (упражнений). Целью данного приложения является также собрание интерактивных блоков и возможность сделать их общедоступным. Такие блоки (так называемые приложения или упражнения) не включены по этой причине ни в какие программы или конкретные сценарии. С помощью веб-сервиса Learning Apps можно создавать небольшие интерактивные задания, но в комплексе с системой управления обучением (LMS), например, Moodle, можно разработать весьма красочный и интересный электронный курс.

         

На сайте представлена целая коллекция интерактивных заданий и упражнений, которые можно использовать в коррекционно - развивающей работе с детьми на разных этапах занятия. Используя задания, разработанные другими пользователями, можно создавать свои собственные материалы. Создать упражнение, задание достаточно просто, так как интерфейс сервиса не вызывает никаких сложностей. Можно для примера посмотреть уже существующее упражнение, а затем приступить к созданию своего, нажав на вкладку «Новое упражнение».

Все предлагаемые виды упражнений разбиты на несколько категорий:

  • Выбор – упражнения на выбор правильных ответов (викторина, выделить слова, слова из букв, “кто хочет стать миллионером?”);
  • Распределение – задания на установление соответствия (игра “Парочки”, “найди на карте”, “найди пару”, пазл “Угадайка”, сортировка картинок, классификация);
  • Последовательность – на определение правильной последовательности (расставить по порядку, хронологическая линейка);
  • Заполнение – упражнения, в которых надо вставить правильные ответы в нужных местах (викторина с вводом текста, виселица, заполнить пропуски, заполнить таблицу, кроссворд).
  • Онлайн игры -упражнения-соревнования.

Используемые на занятие задания сохраняю в папке "Мои упражнения", разложив игры и задания: "Грамматика", "Игры по автоматизации и дифференциации звуков, "Лексика", "Обучение грамоте", "Предлоги", "Словарь", "Истории в картинках", «Фонематическое восприятие», «Ассоциации», «Логические цепочки», «Память, мышление, восприятие», и др.C:\Users\Марина\Downloads\IMG_0122.jpg

Я воспользовалась сервисом LearningApps.org для разработки авторских интерактивных и мультимедийных игровых мероприятий.

В таблице представлены  интерактивные задания социального сервиса

LearningApps.org.,  используемые мною  на   логопедических  занятиях (примеры) на развитие слоговой структуры слова у старших дошкольников с ОНР

Название

папки

Название

Приложения

Название шаблона

Дети с

Цели

Ссылка

1

Словарь

Игра «Кто что делает?»

Распределение

Найти пару  

ОНР

Учить детей, рассматривая картинку, называть изображенные на ней предметы и их качества, действия

https://learningapps.org/view20513051

2

Словарь

Игра «Кто где живет?»

Распределение

Найти пару  

ОНР

Формировать умения соотносить изображение животных, птиц  с его местом обитания, правильно называя животное, птицу

https://learningapps.org/view20513383

3

Словарь

Игра «Да или нет»

Распределение Классификация  

ОНР

Формировать глагольный словарь, учить правильно отвечать на вопрос.

https://learningapps.org/view20522986

4

Словарь

Игра «Чистит – режет»

Распределение Классификация

ОНР

Формировать глагольный словарь.

https://learningapps.org/view20548752

5

Словарь

Игра «Пахнет, плывет, стучит»

Распределение Классификация

ОНР

Формировать глагольный словарь.

https://learningapps.org/view20549258

6

Словарь

Игра «Мемори Перевертыши»

Простой порядок

ОНР

Формировать глагольный словарь.

https://learningapps.org/watch?v=p36bohnx221

7

Словарь

Игра «Летает – НЕ летает»

Распределение Классификация  

ОНР

Формировать глагольный словарь.

https://learningapps.org/watch?v=pz9q3m5oc21

8

Словарь

Игра «Бодает – НЕ бодает»

Распределение Классификация  

ОНР

Формировать глагольный словарь.

https://learningapps.org/watch?v=p8jqmr4o321

9

Словарь

Игра «Клюет – НЕ клюет»

Распределение Классификация  

ОНР

Формировать глагольный словарь.

https://learningapps.org/watch?v=pbwffcixa21

10

Словарь

Игра «Бегает – НЕ бегает

Распределение Классификация  

ОНР

Формировать глагольный словарь.

https://learningapps.org/watch?v=pfu0fohnj21


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование слоговой структуры слова у старших дошкольников

Проверить прочность усвоения детьми знаний, умений и навыков, сформированных на занятиях по обучению грамоте....

«Цикл дидактических игр на развитие слоговой структуры слов детей старшего дошкольного возраста»

Методическая разработка«Цикл дидактических игр на развитие слоговой структуры слов детей старшего дошкольного возраста»...

«Преодоление нарушений слоговой структуры слов у старших дошкольников»

laquo;Преодоление нарушений слоговой структуры слов у старших дошкольников»...

Картотека игр по формированию слоговой структуры слова у старших дошкольников

Материал будет интересен логопедам и воспитателям групп компенсирующей направленности...

Системно-деятельностный подход в формировании слоговой структуры слова у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Сообщение на тему"Системно- деятельностный подход в формировании слоговой структуры слова у старших дошкольников с общим недоразвитием речи"...

Формирование слоговой структуры слова у старших дошкольников с ОНР

Статья об особенностях нарушения слоговой структуры слова у старших дошкольников с ОНР, методах и приемах формирования слоговой структуры....

«Цикл дидактических игр на развитие слоговой структуры слов детей старшего дошкольного возраста»

Игры направленные на развитие слоговой структуры слова у старших дошкольников....