«Преодоление нарушений слоговой структуры слов у старших дошкольников»
консультация по логопедии

Боркова Ирина Вячеславовна

«Преодоление нарушений слоговой структуры слов у старших дошкольников»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon preodolenie_slogovoy_struktury_slov.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

                                    МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 9»

Консультация на тему:

«Преодоление нарушений слоговой структуры слов у старших дошкольников»

                                                                                                             Подготовила:

Учитель- логопед

Боркова И.В.

Богородск-2020г

Для воспитания полноценной личности нужно устранить все, что мешает свободному общению ребенка с коллективом. Важно, чтобы дети как можно раньше овладели родной речью, говорили правильно, четко, выразительно. В семье малыша понимают с полуслова и он не испытывает особых неудобств, если речь его несовершенна. Однако постепенно расширяется круг связей ребенка с окружающим миром; очень важно, чтобы его речь хорошо понимали и сверстники, и взрослые.

Еще острее встает вопрос о значении фонетически правильной речи с поступлением ребенка в школу. С первого дня пребывания в школе ребенку приходится широко пользоваться речью: отвечать и задавать вопросы в присутствии всего класса, читать вслух и недостатки речи обнаруживаются очень скоро. Особенно необходимым для ребенка становится правильное произношение звуков и слов тогда, когда он начинает овладевать грамотой. Между чистотой звучания детской речи и орфографической грамотностью установлена тесная связь. Младшие школьники пишут преимущественно так, как говорят, поэтому среди неуспевающих школьников младших классов (в первую очередь по родному языку и чтению) отмечается большой процент детей с дефектами фонетической стороны речи.

Наиболее часто на первый план в дошкольном возрасте выдвигается коррекция звукопроизношения и недооценивается значение формирования слоговой структуры слов, и это одна из причин возникновения дисграфии и дислексии у школьников.

Все фонетические нарушения речи должны быть своевременно выявлены и устранены.

Среди разнообразных нарушений речи у детей дошкольного возраста одним из наиболее трудных для коррекции является такое особое проявление речевой патологии, как нарушение слоговой структуры слов.

       Нарушение слоговой структуры слов сохраняется у детей с патологией речевого развития на протяжении многих лет, обнаруживаясь всякий раз, как только ребенок сталкивается с новой звуко-слоговой и морфологической структурой слова (например, мотоциклист, парикмахерская). Дети школьного возраста часто сознательно избегают употребления в спонтанной речи наиболее труднопроизносимых для них слов, пытаясь тем самым скрыть свой дефект от окружающих.

Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов складывается из развития речеслухового восприятия и речедвигательных навыков. В коррекционной работе можно выделить два этапа:

·         подготовительный (работа проводится на невербальном и вербальном материале; цель данного этапа подготовить ребенка к усвоению ритмической структуры слов родного языка);

         собственно коррекционный (работа ведется на вербальном материале; цель этого этапа непосредственная коррекция дефектов слоговой структуры слов у конкретного ребенка).

Подготовительный этап

 На этом этапе ребенку предлагаются задания сначала на невербальном материале, а затем на вербальном.

Работа на невербальном материале

1.      Игры и упражнения на развитие концентрации слухового внимания, слухового гнозиса ( Слуховой гнозис -узнавание предмета по характерному для него звуку) и слуховой памяти на материале неречевых звуков (Где позвонили? Узнай музыкальный инструмент по звуку. Сколько раз ударили в барабан?).

2.      Работа над ритмом (сначала над простым, затем над сложным). Детям предлагаются различные способы воспроизведения ритма: отхлопывание в ладоши, отстукивание мячом об пол, использование музыкальных инструментов барабана, бубна, металлофона.

Виды заданий следующие:

·         Хлопнуть в ладоши столько раз, сколько точек на кубике (сколько точек на карточке);

·         Сосчитать, сколько раз хлопнули в ладоши, и поднять карточку с соответствующей цифрой (ритм сначала предлагается простой, а затем сложный);

·         Сравнение ритмов: !-!!; !!-!!-!;

·         Узнавание ритмов и соотнесение их с определенным ритмическим рисунком, записанным символами;

·         Воспроизведение определенного ритма по образцу , по заданному рисунку;

·         Задания с использованием ударения для выделения части ритмического рисунка: !!!; !!!!!;

·         Произвольное воспроизведение ритма ребенком с после дующей записью ритмического рисунка символами;

·         Воспроизведение долгих звуков (дудка, губная гармошка символ «-») и коротких (барабан, бубен символ «+»).

Ритмический рисунок может быть следующим: --++, ++-+-- и т.д.

3.      Формирование общей координации движений под ритмическую музыку: маршировка, легкий бег, ходьба.

4.      Упражнения на развитие динамического праксиса рук: выполнение движений (левой, правой рукой, двумя руками) по образцу, по словесной инструкции или под счет: кулак ребро, кулак ребро ладонь.

5.      Упражнения на развитие реципрокной координации рук: выполнение движений одновременно обеими руками (кулак левой руки ребро правой руки и т.д.).

6.      Графические упражнения на переключение (продолжи строчку): 0-0-0...; +=+=...

Работа на вербальном материале

1.      Игры и упражнения, направленные на формирование таких пространственно-временных представлений, как начало, середина, конец; перед, за, после; первый, последний. Данные понятия важны при усвоении ребенком последовательности звуко-слогового ряда, звуконаполняемости слов простой и сложной слоговой структуры.

В целях пропедевтики ознакомления детей со звуко-слоговым рядом можно рекомендовать создание дидактических игровых ситуаций с использованием, например, русской народной сказки «Репка.В ходе беседы с ребенком в его пассивном и активном словаре уточняются и закрепляются понятия: первый последний, начало середина конец, между за перед после (Кто тянул репку первым? Кто стоял между дедкой и внучкой? Кто стоял за бабкой? и т.д.).

        В процессе работы с младшими дошкольниками можно проводить игровые занятия на развитие подражательности (Сделай так, как я: выполнение движений по образцу взрослого), игры, сопровождающиеся речью (Руки в стороны в кулачок, разжимай и на бочок), простые упражнения на формирование динамического праксиса рук (Покажи ладошки, спрячь ладошки: руки сжать в кулачки, разжать). Кроме того, детям предлагается выполнение действий с музыкальными игрушками (Подуди в дудку). Если ребенок знаком с понятиями один много, то задание может быть следующим: Подуди в дудку много раз. Подуди в дудку один раз. Все перечисленные виды упражнений постепенно подготавливают ребенка к усвоению ритмической структуры родного языка.

Формирование звукопроизношения на данном этапе не является самостоятельной задачей: оно тесно связано с усвоением слов разной слоговой структуры. Детей обучают неосознанному членению слов на слоги, послоговому проговариванию слова. Воспроизведение слова сопровождается отхлопыванием с соблюдением ритма. Проговариваются прямые одинаковые слоги (да-да, да-да), слоги с разными звуками (ма-па, па-ма), закрытые и обратные слоги (пап-ап).

Коррекционный этап

 Коррекционная работа проводится на вербальном материале и состоит из нескольких уровней. Особое значение на каждом уровне отводится «включению в работу» помимо речевого анализатора также слухового, зрительного и тактильного.

Уровень гласных звуков

Детям предлагаются следующие задания:

·         Произнести звук А столько раз, сколько точек на кубике;

·         Произнести звук О столько раз, сколько раз взрослый хлопнул в ладоши;

·         Пропевание серий звуков с четкой артикуляцией, повторение звуков за взрослым, чтение букв, запись буквенного ряда (слуховой и зрительный диктанты): А У И О; АУ ИА ОА; АУИ ИАУ; АУА УАУ; АУИА ИУАО;

·         Те же задания с выделением ударного звука: АУА, АУА, АУА;

·         Узнавание серии звуков по беззвучной артикуляции и произнесение их с голосом;

·         Взрослый отстукивает ритм, а ребенок должен в соответствии с этим ритмом произнести гласные звуки следующим образом: А-АА; АА-А; ААА; ААА; ААА.

Уровень слогов

Данные виды работ целесообразно проводить на этапе автоматизации и дифференциации отрабатываемых  звуков. Задания могут быть следующие:

·         Составление всех возможных слогов из предложенных букв («Кто больше?»);

·         Нанизывание колец на стержни с одновременным произнесением цепочки слогов (на каждое кольцо один слог);

 Упражнение с пальцами «Пальчики здороваются» (на каждое соприкосновение пальцев руки с большим пальцем этой же руки произносится один слог);

·         Сосчитать, сколько слогов логопед произнес (слоги прямые, обратные, со стечением согласных);

·         Назвать ударный слог в цепочке услышанных слогов;

·         Наращивание слогов («Скажи на один слог больше, чем я»): са-со...;

·         Уменьшение количества слогов («Скажи на один слог меньше, чем я»): са-со-су-сы;

·         Чтение цепочек слогов: са-со-су-сы; сы-са-со-су;

·         Отстукивание слоговых цепочек путем соприкосновения большого и среднего или большого и указательного пальцев ведущей руки, причем одинаковые слоги отстукиваются теми же пальцами: са-со-со, со-са-со;

·         Чтение или повторение за логопедом серии слогов:

а-са, а-со, а-су, а-сы;

и-са, и-со, и-су, и-сы;

у-со, у-со, у-су, у-сы;

о-са, о-со, о-су, о-сы;

·         Запоминание и повторение цепочки слогов: са-со-со; со-са-са; са-со-са; со-са-со; са-са-со; со-со-са;

·         Повторение за логопедом, чтение серии слогов со стечением согласных: ста-сто-сту-сты;

о-ста, а-сто, а-сту, а-сты;

и-ста, и-сто, и-сту, и-сты;

о-ста, о-сто, о-сту, о-сты;

у-ста, у-сто, у-сту, у-сты.

Примечание. В некоторых случаях артикуляционные упражнения можно заменить упражнениями на проговаривание стечений согласных звуков, но в них включаются только те звуки, которые ребенок может правильно произносить.

·         Придумать цепочку из стольких слогов, сколько точек выпадет на кубике, записать слоги;

               Придумать слог к схеме: СГ, ГС, СГС, ССГ, ГСС;

·         «Скажи наоборот» (игра с мячом): са-ас, тса-аст;

·         Беглое чтение слоговых таблиц с прямыми и обратными слогами, слогами со стечением согласных;

·         «Кто быстрее?»: в таблице записаны слоги (разных типов); ребенок должен быстро найти и прочитать названный логопедом слог;

·         Запись слогов различных типов под диктовку;

·         Запись цепочек слогов различной длины с подчеркиванием гласных или согласных, твердых или мягких согласных, звонких или глухих согласных; выполнение звуко-слогового анализа цепочки слогов (в зависимости от коррекционной задачи);

·         Зрительный диктант цепочки слогов, содержащей слоги различных типов.

Уровень слова

При отработке слов различной слоговой структуры надо учитывать следующее:

·         структура осваиваемых слов расширяется и усложняется за счет уже имеющихся в речи ребенка конструкций;

·         формирование слоговой структуры слов ведется на основе определенных схем слов, которые закрепляются как изолированно, так и в составе фразы;

Таким образом, характер воздействия при развитии слоговой структуры слова определяется уровнем речевого развития ребенка, а также индивидуальными трудностями при овладении элементами речи. Как уже отмечалось, развитие слоговой структуры слов ведется на основе определенных схем слов, которые закрепляются как изолированно, так и в составе фраз.

Порядок отработки слов с различными типами слоговой структуры ::

·         Двусложные слова из открытых слогов (вата);

·         Трехсложные слова из открытых слогов (машина);

·         односложные: слова, представляющие собой закрытый слог (мак);

·         двусложные слова с закрытым слогом (лимон);

 двусложные слова со стечением согласных в середине слова (банка);

·         двусложные слова с закрытым слогом и стечением согласных (чайник);

·         трехсложные слова с закрытым слогом (теремок);

·         трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом (автобус);

·         трехсложные слова с двумя стечениями согласных (матрешка);

·         односложные слова со стечением согласных в начале и в конце слова (флаг, винт);

·         двусложные слова с двумя стечениями согласных (звезда);

·         четырехсложные слова из открытых слогов (кукуруза).

В процессе отработки слов с различными типами слоговой структуры можно использовать следующие виды игр и упражнений.

Фонематический и слоговой анализ слов

1.      Игра «Телеграф»: «передать» слово, отстучав его ритмическую структуру (количество слогов).

2.      Игра с мячом: ударить мячом об пол столько раз, сколько слогов в слове; удары сопровождаются четким произнесением слогов.

3.      Деление слов на слоги, произнесение слогов с одновременным выполнением механического действия (нанизывание колец на стержни); сравнить слова: где колец больше, то слово и длиннее.

4.      Ребенок записывает цифру, обозначающую количество слогов в слове (слова диктует логопед).

5.      Разбор слова с количественным и качественным анализом его звуко-слогового состава.

6.      Разбор слова по схеме: сколько слогов в слове, какой слог первый, последний, какой слог стоит перед заданным слогом, после заданного слога, между заданными слогами.

«Разрезные картинки»: разрезать картинки на столько равных частей, сколько слогов в слове, подписать, назвать каждый слог.

8.      «Рассели животных по домам»: одноэтажный дом кот, двухэтажный лиса (каждый слог записать на отдельный «этаж» дома).

9.      Игра с мячом: дети передают мяч друг другу и одновременно называют слог какого-то слова; получивший мяч ребенок называет следующий слог, и т.д.

10.  Объяснить значение слова пароход; из каких 2 слов оно образовано.

11.  Исправить ошибку в словах: мотолок, моколо. Варианты:

·         слова написаны неправильно;

·         слова произносятся неправильно (если ребенку трудно выполнить задание, то в помощь дается картинка).

12.  Назвать лишнее слово: мартышка, бегемот, жираф, крокодил.

13.  Что изменилось в слове? Лис, лиса, лисица.

14.  Ребенку предлагается ряд картинок (слов), из них надо выбрать самое длинное слово название изображенного предмета, самое короткое, назвать одинаковые по количеству слогов слова.

15.  Взрослый показывает картинки, а дети должны показать цифру, обозначающую ударный слог в слове, соответствующем картинке.

16.  Анализ слов: изменилось ли количество слогов в слове с появлением новой буквы (звука)? Низ вниз; шил сшил.

17.  Назвать ласково: Оля- Оленька, Вова -Вовочка и т.д. (слоговой анализ слов).

18.  Чтение слов, лишенных смысла, с отхлопыванием ритмической структуры слова.

19.  Какие слова рифмуются, а какие нет; анализ количества слогов в них: рак, бак, так, банан.

20.  Найти одинаковые звукосочетания из трех звуков (букв) в словах: парик, пар, парикмахер, парикмахерская, пароход. Объединить эти слова в 2 группы по смыслу. Найти самое длинное слово и самое короткое. Объяснить значения слов.

  Ребенку предлагается ряд слов. Надо найти одинаковый слог во всех этих словах: самолет, молоко, прямо, мороженое.

22.  Уточнение правила переноса слов в русском языке и слогообразующей роли гласных: сколько в слове гласных звуков, столько и слогов; но нельзя отделять переносом слог, состоящий из одной буквы Аня, юла, оса и т.д. (2 слога, но переносить слово нельзя).

Фонематический и слоговой синтез слов

1.      Дополнить данные слоги одинаковым слогом ША: МА+, КА+

2.      Разгадать ребусы: КОФ. ЛАС. КОС.

3.      Из кубиков «построить» слово, соединив кубики стрелками: ЛЕТ СА МО

4.      Из двух слов образовать одно: лед, колоть (ледокол).

5.      Логопед медленно произносит слово по слогам: со-ба-ка, а ребенок произносит это слово целиком.

6.      «Разрезные картинки». Ребенку дается задание сложить картинку, которая разрезана на столько частей, сколько слогов в слове. Ребенку объясняют, что если сложить картинку не правильно, то слоги поменяются местами и слово потеряет смысл.

7.      Образовать слово по аналогии (упражнение на словообразование): дом домик, кот ... Уточнить, какое звукосочетание появляется во всех этих словах.

8.      Изменить по аналогии: дом дома, лес ... (упражнение в словоизменении). Уточнить, изменилось ли количество слогов.

9.      Дополнить слово подходящим слогом: землями..., смо-роди...

10.  Выбрать слоги из таблицы и составить слова: МАША, ЛАПА, УРА, УШИ, РАМА, НАШИ, НАША, ЛАРА, РАНА, ШИНА, МАРА, ПАША, МАЛА, МАШИ, ЛАМА. МА РА НА ША У ЛА ШИ ПА

11.  Из карточек, на которых написаны слоги, составить слова, лишенные смысла, прочитать их.

12.  Дописать слог в названиях изображенных на картинках предметов: маши..., куби...

                                     Смешанные упражнения на анализ и синтез слов

1.      Поменять слоги местами, составить слово: рады дыра, сосна насос.

2.      Образовать новое слово из первых слогов двух слов: чайник + капуста = чайка малина + машина = мама

3.      Один ребенок произносит слово медленно по слогам: пу-го-ви-ца, а другой произносит это слово целиком.

4.      Определить, какой слог пропущен: ко-...-ва; са-...-лет.

Фонематические представления

1.      Разложить картинки под схемы слов: (дуб) (сосна) (береза) (кот) (коза) (корова)

2.      Построить «дома», «поселить» туда любые слова (на каждый «этаж» вписывать один слог):

·         РАК ЗИ ВО

·         МА РО

·         ТА

3.      Придумать родственные слова к слову снег (снеговик, снежок, снежинка, снежный) задание аналогичное предыдущему.

4.      Назвать любое слово, придумать слово на один слог длиннее (короче); аналогичное задание с картинками (выбор картинок).

5.      Придумать слова, состоящие из 1, 2, 3, 4 слогов.

6.      Цепочка слов (дети придумывают слово, начинающееся с последнего звука услышанного слова): тигр рыба.

7.      Закончить слово: ла.., ла.., ла.., ма.., ку...

8.      Придумать слова к схемам:

·         КА-... (каша)

·         КА-...-... (калина)

·         ...-КА-....... (рукавицы, макароны)

·         ...-КА (ложка, ручка)

Придумать слова, оканчивающиеся на -ЧОК (каблучок, сверчок).

10.  Придумать куклам имена, состоящие из 2 и 3 слогов; подарить им подарки, названия которых состоят соответственно из 2 и 3 слогов (используются картинки); объяснить, почему никому не подарили ПЛАЩ и БОСОНОЖКИ.

11.  Придумать слова, соответствующие ритмическому рисунку:

·         !; !!; !!!; !!!!;

·         ! !!' !!!' !!!' !!!.

12.  Придумать чистоговорку по образцу: шо-шо-шо хоро шо; ши-иш-ши ...

13.  Подобрать рифму к словам: мак гамак; зайка ...

14.  Разложить картинки на две кучки: кто это? и что это? Объяснить значение слов: строитель, строительство; парик, парикмахерская, парикмахер; водопровод, водопроводчик; часы, часовщик; милиция, милиционер.

15.  Ребенку предлагается звукосочетание со стечением согласных; придумать с этим звукосочетанием слова (хвалить, хватать, хватит).

В ходе отработки слов различной слоговой структуры не обходимо обращать внимание на смыслообразующую роль фонем и семантику слов.

Работа по коррекции слоговой структуры слов должна вестись длительно, систематизированно, по принципу от простого к сложному, с учетом ведущего вида деятельности детей (занятия в игровой форме) и с применением наглядности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование дидактических игр в коррекционно – развивающей работе по преодолению нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Использование дидактических игр в коррекционно – развивающей работе по преодолению нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи.Киселева Элла АнатольевнаУчитель-л...

Использование дидактических игр в коррекционно – развивающей работе по преодолению нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Использование дидактических игр в коррекционно – развивающей работе по преодолению нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи.Киселева Элла АнатольевнаУчитель-л...

Использование дидактических игр в коррекционно – развивающей работе по преодолению нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи

Использование дидактических игр в коррекционно – развивающей работе по преодолению нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи.Киселева Элла АнатольевнаУчитель-л...

Коррекционные упражнения по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста (1 класс слоговой структуры)

1. Упражнение "УЗНАЙ, КТО ЭТО?"2. Упражнение "КОНЕЦ СЛОВА ЗА ТОБОЙ"3. Упражнение "НАЙДИ и НАЗОВИ"Цель.1. Учить произносить двухсложные слова из открытых слогов (1 ый тип слоговой структуры)2. Учить со...

Коррекционные упражнения по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста (2 класс слоговой структуры)

Логопедическая работа по коррекции слоговой структуры должна быть развивающей и включать в себя  работу над фонематическим восприятием, словарным запасом, грамматическим строем речи, развитием ВП...

Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи посредством игр и упражнений в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного

На сегодняшний день очень актуальна проблема речевого развития детей дошкольного возраста. Число детей с речевыми нарушениями неуклонно растет. Чаще всего нарушения речи носят системный характер. Нару...