конспект ОД по развитию речи" Мой город Ярославль"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Жохова Наталия Николаевна

развитие лексико-грамматических категорий и связной речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_gorod.docx22.02 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

образовательной деятельности

учителя – логопеда

по развитию лексико-грамматического строя и связной речи

с детьми старшего дошкольного возраста.

тема «Мой город»

Подготовила:

Учитель-логопед

МДОУ д/с №140

Жохова Н. Н.

                                                                                02.04.2019г.

Цель организованной образовательной деятельности:

активизировать словарь по лексической теме «Мой город»

Задачи образовательных областей:

Речевое развитие:

  • Обогащать словарный запас детей
  • Развивать умение связно высказывать свое мнение
  • Воспитывать инициативность и самостоятельность в речевом общении с окружающими.

Познавательное развитие:

  • Формировать устойчивый интерес к родному городу;
  • Способствовать углублению и обобщению имеющихся представлений воспитанников о родном городе;
  • Развивать логическое мышление.
  • Развивать мелкую моторику.

Социально-коммуникативное развитие:

  • Развивать эмоциональную отзывчивость, доброжелательность;
  • Побуждать умение включаться в совместную деятельность.

Физическое развитие:

  • Совершенствовать двигательную активность, общую моторику

Коррекционные задачи:

  • развивать навыки коммуникативной стороны речи;
  • совершенствовать лексико-грамматический строй речи, качество произношения фонем русского языка, учить правильно образовывать однокоренные слова, согласовывать числительные с существительными, активизировать словарь антонимов, развивать связную речь.

Предполагаемый результат: формирование умения грамматически правильно выражать мысли о родном городе

Образовательная область: речевое развитие.

Виды деятельности: познавательно- исследовательская, коммуникативная,

Форма образовательной деятельности: совместная деятельность взрослых и детей в организованной-образовательной деятельности

Форма организации детей: групповая

Формы организации совместной деятельности: игровая мотивация, беседа, объяснение, вопросы к воспитанникам, рассказ, физкультминутка, показ слайдов, самоанализ воспитанников.

Интеграция областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

Предварительная работа:

  • Беседы с детьми о городе
    Разучивание: тематической физкультминутки , пальчиковой гимнастики.

Оборудование: карта (картинка – схема), разноцветные фишки (кружочки), картинки для работы над родственными словами, картинки для составления описательного рассказа

Ход организованной образовательной деятельности:

1.Объявление темы.

Утром Солнышко встает,              (Руки поднять вверх).

Всех на улицу зовет                       (Сгибать руки в локтях к груди).

Выхожу из дома я:                         (Показать рукой на себя).

«Здравствуй, улица моя!»             ( Выпрямить руки в стороны).

Здравствуй, Родина моя!              (Взять друг друга за руки).

- Ребята, скажите, что такое Родина?

(ответы детей)

У каждого из вас есть своя малая Родина – город, в котором вы живёте.

Как называется наш город?

- Ярославль

- Сегодня мы с вами побеседуем о нашем городе. Это будет интересно!

В  городе много различных зданий, чтобы их назвать загадки нужно отгадать.

Стоит дом, дети в нём,
Играют, веселятся,

Рисуют, поют,
И в целом чудесно,
В нём дети живут!
(Детский сад)

Тут на каждом этаже

Побывали мы уже.

Вот внизу - регистратура,

Врач лечебной физкультуры

И массажный кабинет.

А пройдёте коридор -

Там табличка "Доктор ЛОР".

(Поликлиника)

2.Зарядка для пальчиков.

Люблю по городу шагать, (шагают по кругу)
Люблю смотреть, (изобразить «бинокль»)
Люблю считать.(шевелят пальчиками)
Площадь – раз, (загибают пальчики по — одному, начиная с большого)
А «Дом торговли» — два,
Три – фонтан-удалец,
Четыре – Ледовый наш дворец.
Пять – по парку я гуляю,
Всякий уголок в нем знаю.
Шесть – на стадион хожу,
Там с коньками я дружу.
Семь – конечно, детский сад,
Сюда хожу пять дней подряд.
Восемь – детская площадка,
Здесь качели и лошадка.
Девять – «Фантик» магазин,
Много ярких там витрин.
Десять – это школа, дети!
Узнаешь там про все на свете!
Очень любим мы наш город (поочередно переставляем кулачки)
Он, красив, хорош  и молод! (хлопки)

3.Дидактическая игра «Экскурсия по городу».

Возьмём карту и отправимся на экскурсию по городу, а если потеряемся, нас выручат слова-помощники: между,  справа, слева. Двигаться будем по строчкам, направление подскажут стрелки.

- Ребята, назовите, что находится на первой строчке сверху.

(ответы детей)

- Закройте все картинки с изображением беседки синими кружочками,

Посчитайте их.

- одна беседка, две беседки…пять беседок.

- Внимание! потерялась! Я в беседке между театром и цирком (дети снимают кружок с картинки)

- Какое слово помогло объяснить, где я нахожусь.

Игра продолжается с использованием слов: справа, слева.

4.Физминутка.

Мы по городу шагаем (шаг на месте)
То, что видим, называем:
Светофоры и машины (поворот головы влево)
Ярмарки и магазины (поворот вправо)
Скверы, улицы, мосты
И деревья и кусты! (Потянулись вверх — присели)

Назови, что видишь

Я вижу театр

Я вижу больницу

Я вижу цирк…Как можно назвать одним словом всё, что вы перечислили…- здания. Все здания в городе расположены на улицах. Улиц в городе много, все они разные.

5.Игра с мячом “Скажи наоборот”.

Логопед начинает предложение, а дети заканчивают.

Одна улица новая, а другая улица старая.

Одна улица узкая, а другая улица широкая.

Одна улица ближняя, а другая улица дальняя

Одна улица длинная, а другая улица короткая.

Одна улица светлая, а другая улица темная.

Одна улица грязная, а другая улица чистая.

Одна улица «веселая», а другая улица «грустная».

Одна улица тихая, а другая улица шумная.

Одна улица большая, а другая улица маленькая.

Знаете ли вы, почему место, где живет много людей, называется городом? Давайте мы произнесем слово «город» медленно, вслушаемся в это слово. В давние времена велись частые войны за землю. Чтобы защитить себя от врагов люди огораживались высокими заборами, а потом ставили крепости. Вы слышите в словах «огородить», «огораживались» знакомое слово? (Ответы детей) Да, это слово «город». С тех пор огороженное место называют городом. Так от старинного слова «град» образовалось современное слово «город».

6.Игра «Семейка слов» подбор родственных слов к слову «город».

Соберите родственную семейку слов к слову «город». Дети называют родственное слово, на доске появляются картинки ( в центре получившейся из картинок фигуры  - изображение-город Ярославль)

Большой город, а маленький ….(городок)

Житель города …(горожанин)

Дом за городом …. (загородный)

Название старинной игры … (городки)

Полицейский в старые времена…(городовой)

Огороженное место, где выращивают овощи…(огород)

Ограда из жердей и прутьев…(изгородь)

Территория за границей города…(пригород)

Все эти слова образовались от слова «город». 

Это слова родственники. Послушайте внимательно, если услышите родственное слово – кладите  на гусеницу зелёный кружок, лишнее слово – кружок красный.

- город, загородный, грибной, городок, городовой, изгородь, грозовой. Для каких слов вы выбрали красные круги? Поясните, почему слова «грибной» и грозовой лишние.

7.Составление описательных рассказов о городе

– Ребята, расскажите, пожалуйста, о нашем городе. А чтобы при рассказе ничего не забыть, предлагаю из картинок-помощников составить схему этого рассказа.

Первая картинка будет обозначать название нашего города.

Вторая – герб города.

Третья – расскажет о достопримечательностях и поможет назвать их.

Четвёртая- назовёт ваше самое любимое место в городе.

Пример рассказа:

Мой город – Ярославль. На гербе города изображён медведь, стоящий на задних лапах. Мой город очень красив: много зелени, цветов и парков. В моём городе есть театр, цирк, зоопарк, колесо обозрения и много детских площадок. Больше всего я люблю парк развлечений, потому что там всегда весело, интересно,  можно зайти в кафе и поесть мороженое.

Итог занятия.

О чем мы сегодня говорили? Что вам больше всего понравилось?



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ООД в подготовительной группе. «Путешествие по городам «Золотого кольца России» Город Ярославль».

Конспект занятия в подготовительной группе на тему:«Путешествие по городам «Золотого кольца России» Город Ярославль». (Познавательное, развитие речи, конструирование из бумаги)Цель: Расширить зна...

Конспект по познавательному развитию "Мой город"

Образовательная деятельность в детском саду (конспект занятия)Организационная информацияПримечание (дополнительная информация к конспекту)1.Доминирующая образовательная областьПознавательное развитие...

конспект по познавательному развитию "Наш город" для детей подготовительной группы

Конспект занятия по ознакомлению детей с достопримечательностями родного города. В занятии использованы игровые технологии....

Конспект ООД по развитию речи "Город Красивой Речи"

Конспект ООД по развитию речи "Город Красивой Речи"...

Конспект по познавательному развитию:"Энгельс- город наш родной".

Цель:Познакомить детей с историей создания города Энгельса,воспитывать патриотические чувства к малой Родине,активизировать словарь детей....

План-конспект беседы по развитию речи "Город, в котором я живу" (старший дошкольный возраст )

Формирование основ патриотического воспитания духовно-нравственной культуры детей на базе центра нравственно-патриотического воспитания в группе....