Психологические особенности детей с нарушением речи
статья по логопедии (младшая группа)

Михейкина Диляра Ильдусовна

         Результаты многочисленных исследований свидетельствуют о том, что недоразвитие или повреждение различных звеньев речевой системы приводят к возникновению ряда вторичных или третичных отклонений у детей дошкольного возраста с нарушением речи. Это значит, что у таких детей на фоне нарушений речи могут появляться и недостатки в развитии когнитивных (мыслительных) и творческих способностей, а также нарушения в сферах взаимоотношений -  со взрослыми, со сверстниками и к самому себе.

        Можно выделить следующие психологические особенности у детей   с  нарушением  речи:

•    Снижение уровня развития интеллекта

•    Затруднены процессы памяти и восприятия

•    Неустойчивость внимания, быстрая истощаемость, частая отвлекаемость

•    Неразвитость эмоционально-волевой сферы: поведение у детей неровное, неустойчивое, неуравновешенное

•   Могут наблюдаться   частые   расстройства   сна   с   наличием   ночных страхов и сновидений

•    Искажены навыки общения со сверстниками и  взрослыми - частые конфликты

•    Формируется   неадекватная    самооценка   -   или   заниженная, или завышенная.

Игры и упражнения, которые помогут Вам!

1.   «Зеркало» - родитель и ребенок находятся друг против друга. Родитель показывает лицом какую - то мимику или маску (можно показывать разное настроение, а можно строить любые «рожицы»), ребенок - «зеркало» - повторяет все движения.

2.   «Тень» - родитель и ребенок находятся друг против друга. Родитель показывает любое движение или фигуру (можно всем телом, можно только руками и т.д.), ребенок - «зеркало» - повторяет.

3.   «Через   стекло» -   родитель   и ребенок   стоят друг   против   друга, представить, что между ними «стекло» и не слышно, что говорят. Родитель говорит слово, но не звуком,  а  артикуляцией  (губами), ребенок должен догадаться, какое слово ему «показали».

4.   «Наоборот» - родитель говорит слово, к которому можно подобрать контрастное слово, любую речевую категорию, а ребенок придумывает слово «наоборот». Например: пол - потолок, черный - белый и т.д.

5.   «Ветер, дождь и гром» - (ребенок может сидеть, а может стоять) - родитель говорит в разном порядке слова: «ветер, дождь, гром». На слово «ветер» - ребенок трет ладонями друг о друга, на слово «дождь» - пальчиками    рук    «барабанит»    по    коленям,    на    слово    «гром»-попеременно стучит ногами по полу. Постепенно убыстряется темп.

6.   «Ладушки» - родитель и ребенок садятся друг против друга. Играют в ладушки все время изменяя темп, от медленного до быстрого и наоборот.

7.   «Тарабарский язык» - родитель и ребенок сидят друг против друга. Попытаться разговаривать   между   собой   на любом   придуманном, несуществующем языке, поможет вам фантазия и раскрепощенность. Продолжительность такого разговора не менее 5 минут.

8.   «Придумываем вместе сказку» - в спокойной обстановке родитель предлагает   ребенку   придумать   вместе   сказку.   Родитель      может сочинить     первое     предложение, ребенок    сочиняет    следующее предложение, родитель    сочиняет    третье    предложение,    ребенок четвертое  и т.д.   Другой  вариант,  когда родитель  сочиняет начало предложения, а ребенок заканчивает его.

9.   «Хорошо  -  плохо»   -  родитель  предлагает ребенку  любое  слово, обозначающее     предмет     или     явление.     Затем     этот     предмет рассматривается с точки зрения, что о нем можно рассказать хорошего и   полезного,   и  что   можно  рассказать   отрицательного.   Например, яблоко - это хорошо, потому что это витамины, приятный вкус и т.д., но яблоко - это плохо, потому что, кусая его, можно сломать зуб, съесть червяка и не заметить и т.д.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon psihologicheskie_osobennosti_detey_s_narusheniyami_rechi.doc224.5 КБ

Предварительный просмотр:

Результаты многочисленных исследований свидетельствуют о том, что недоразвитие или повреждение различных звеньев речевой системы приводят к возникновению ряда вторичных или третичных отклонений у детей дошкольного возраста с нарушением речи. Это значит, что у таких детей на фоне нарушений речи могут появляться и недостатки в развитии когнитивных (мыслительных) и творческих способностей, а также нарушения в сферах взаимоотношений -  со взрослыми, со сверстниками и к самому себе.

Можно выделить следующие психологические особенности у детей   с  нарушением  речи:

•    Снижение уровня развития интеллекта

•    Затруднены процессы памяти и восприятия

• Неустойчивость внимания, быстрая истощаемость, частая отвлекаемость

•    Неразвитость эмоционально-волевой сферы: поведение у детей неровное, неустойчивое, неуравновешенное

•   Могут наблюдаться   частые   расстройства   сна   с   наличием   ночных страхов и сновидений

•    Искажены навыки общения со сверстниками и  взрослыми - частые конфликты

•    Формируется   неадекватная    самооценка   -   или   заниженная, или завышенная.

Игры и упражнения, которые помогут Вам!

1.   «Зеркало» - родитель и ребенок находятся друг против друга. Родитель показывает лицом какую - то мимику или маску (можно показывать разное настроение, а можно строить любые «рожицы»), ребенок - «зеркало» - повторяет все движения.

2.   «Тень» - родитель и ребенок находятся друг против друга. Родитель показывает любое движение или фигуру (можно всем телом, можно только руками и т.д.), ребенок - «зеркало» - повторяет.

3.   «Через   стекло» -   родитель   и ребенок   стоят друг   против   друга, представить, что между ними «стекло» и не слышно, что говорят. Родитель говорит слово, но не звуком,  а  артикуляцией  (губами), ребенок должен догадаться, какое слово ему «показали».

4.   «Наоборот» - родитель говорит слово, к которому можно подобрать контрастное слово, любую речевую категорию, а ребенок придумывает слово «наоборот». Например: пол - потолок, черный - белый и т.д.

5.   «Ветер, дождь и гром» - (ребенок может сидеть, а может стоять) - родитель говорит в разном порядке слова: «ветер, дождь, гром». На слово «ветер» - ребенок трет ладонями друг о друга, на слово «дождь» - пальчиками    рук    «барабанит»    по    коленям,    на    слово    «гром»-попеременно стучит ногами по полу. Постепенно убыстряется темп.

6.   «Ладушки» - родитель и ребенок садятся друг против друга. Играют в ладушки все время изменяя темп, от медленного до быстрого и наоборот.

7.   «Тарабарский язык» - родитель и ребенок сидят друг против друга. Попытаться разговаривать   между   собой   на любом   придуманном, несуществующем языке, поможет вам фантазия и раскрепощенность. Продолжительность такого разговора не менее 5 минут.

8.   «Придумываем вместе сказку» - в спокойной обстановке родитель предлагает   ребенку   придумать   вместе   сказку.   Родитель      может сочинить     первое     предложение, ребенок    сочиняет    следующее предложение, родитель    сочиняет    третье    предложение,    ребенок четвертое  и т.д.   Другой  вариант,  когда родитель  сочиняет начало предложения, а ребенок заканчивает его.

9.   «Хорошо  -  плохо»   -  родитель  предлагает ребенку  любое  слово, обозначающее     предмет     или     явление.     Затем     этот     предмет рассматривается с точки зрения, что о нем можно рассказать хорошего и   полезного,   и  что   можно  рассказать   отрицательного.   Например, яблоко - это хорошо, потому что это витамины, приятный вкус и т.д., но яблоко - это плохо, потому что, кусая его, можно сломать зуб, съесть червяка и не заметить и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологические особенности детей с нарушениями речи

Дети с речевыми расстройствами (нарушениями) обычно имеютфункциональные или органические отклонения в состоянии ЦНС....

«ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ»

Дети с общим недоразвитием речи имеют ряд психологических особенностей, которые затрудняют формирование речевой деятельности и требуют целенаправленной коррекции.В данной статье описаны особенно...

Психологические особенности детей с нарушениями речи

Психологические особенности детей с нарушениями речи...

Консультация: "Психологические особенности детей с нарушениями речи"

В данной консультации рассмотренны особенности познавательной, коммуникативной, эмоциональной сфер ребёнка с нарушениями речи, а также особенности деятельности...

Консультация для педагогов «Психологические особенности детей с нарушениями речи»

Особенности речевого развития детей с нарушениями речи оказывают влияние на формирование личности дитя, на формирование всех психических действий. Дети  имеют ряд психолого-педагогических особенн...

Презентация " Психологические особенности детей с нарушениями речи"

В презентации указаны психологические особенности детей с нарушениями речи...