Занятие по обучению грамоте. Тема: «Звуки Р-РЬ. Буква Р.»
план-конспект занятия по логопедии

Мазина Людмила Михайловна

Занятие по обучению грамоте. Тема: «Звуки Р-РЬ. Буква Р.»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_r.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по обучению грамоте.

Тема: «Звуки Р-РЬ. Буква Р.»

Цель: 1.Закрепление навыков произношение и характеристика звука «Р».

           2. Развитие фонематического слуха.

          3.Определение места звука «Р» в словах (начало, конец).

          4. Звуковой анализ, составление схемы предложения.

          5. Деление слов на слоги.

          6. Составление предложений по предметным картинкам.

    7. Совершенствование навыков чтения;

ОБОРУДОВАНИЕ: Игрушка БУРАТИНО.

                                   Магнитная доска.

                                  Презентация.

                                  Зеркала (индивидуальные).

                                  Звуковички (индивидуальные).

                                  Схемы для составления схем (индивидуальные).                                  

                                   Карточки для чтения

План занятия.

Орг. Момент:

Логопед:- Ребята, у нас сегодня непростое занятие, к нам на занятия прошел гость. Кто это?

Дети: - Буратино.

Логопед: - Да, это Буратино. А кто такой БУРАТИНО?

Дети: - Буратино, это сказочный герой.

Логопед: - Посмотрите, Буратино для нас принес задания, которые мы должны будем выполнить. Выполним?

Дети: - Да. 

Логопед: - БУРАТИНО спрашивает, какой звук мы с вами учили на прошлом занятии,

- этот звук есть  в имени нашего гостя БУРАТИНО.

Дети: - Звук «Р».

Пальчиковая гимнастика:

Логопед: - А сейчас, Буратино предлагает  нам вмести,  с ним сделаем пальчиковую гимнастику про «Пальцы дружная семья»

 Пальцы дружная семья,

Друг без друга нам нельзя.

Вот большой, а это средней,

Безымянный и последний наш мизинец –малышок.

УУУ    указательный забыли

Чтобы пальцы дружно жили

Будем их соединять и движенья выполнять.

Артикуляционная гимнастика:

 Логопед: - Буратино предлагает  нам вмести,  с ним сделаем артикуляционную гимнастику, для того, чтобы наш язычок нас слушался:

  • вкусное варенье
  • чашечка
  •  грибок
  • дятел
  • лошадка

Артикуляционно-акустический образ звука.

           РРРР…… .

Логопед: - Ребята, что это рычит?

Дети: - Это рычит  мотор машины.

Логопед: - Да, это рычит  мотор машины.

      - Давайте, мы с вами заведем мотор машины.

Дети:  – РРРРР….

   - губки и зубки разомкнуты; 

   - язычок за верхними зубками, дрожит.

            -  воздух вырывается маленькими порциями. 

Логопед: - Давайте, мы дадим характеристику звука «Р».

       - Звук «Р»,  какой?

Дети: - согласный, твердый, звонкий, обозначается, синим цветом.

Логопед: - А какой буквой обозначается звук «Р.» (находят среди букв).

Слоговые дорожки:

Логопед: - Ребята,  Буратино  предлагает нам проговаривать слоговые дорожки. 

РА-РО-РУ-РЫ              РО-РУ-РЫ-РА        РУ-РЫ-РА-РО      РЫ-РА-РО-РУ

Ра-ра-ра – высокая гора.

Ра-ра-ра – глубокая нора.

Ро-ро-ро – новое перо.

Ру-ру-ру – скачет кенгуру.

Ру-ру-ру – коза грызёт кору.

Ры-ры-ры – полетели комары

Фонематический слух:

Логопед: - Давайте поиграем с Буратино в игру «Поймай звук» 

 (хлопни в ладоши когда услышишь звук «Р»)

а) на уровне ряда звуков:

Р Н Г Р З Р В Р Д Р Ж М Р

б) на уровне ряда слогов:

РА - ЛО – РУ – МЫ – ОР – ВА – РЫ - КО - АР

в) на уровне слов:

батон, рысь, груша, молоток, лук, пирамидка, стакан.

Отгадывание загадок:

Сам алый сахарный,

Кафтан зеленый бархатный.    (арбуз)

 

Стоит копна посреди двора:

Спереди вилы, сзади метла.   (корова)

Ярко красный, но не мак,

В огороде – не сорняк.

Сочный лакомый синьор.                                               

 Угадали?                 (помидор)

Поднялись ворота-

Всему миру красота.     (радуга)

Не конь, а бежит,

Не лес, а шумит.        (река)

Не зверь, не птица,  а нос, как спица.

Кто его убьет, тот свою кровь прольет.    (комар)

Слова:  

На экране: Арбуз, корова, ветер, радуга, река, комар.

Игра « Найди лишний предмет».

- Что  лишнее?  РЕКА

- Почему? В слове РЕКА — звук «РЬ» мягкий, обозначается зеленым цветом.

На экране: Арбуз, корова, ветер, радуга, комар.

   - Определение места звука в слове:

Физкультминутка:

             Буратино.

  Буратино потянулся,

  Раз нагнулся, два нагнулся,

  Руки в стороны развел –

  Видно ключик не нашел.

  Чтобы ключик нам достать

  На носочки нужно встать.

Составление предложений:  

Логопед: - Ребята, а сейчас мы составим предложения со словом РАДУГА

 На небе появился радуга.

    Схема:  - Сколько слов в этом предложении?

                   -Какое из них слово РАДУГА?

                   -Сколько слогов в слове РАДУГА?

                   - Сколько звуков в слогов?

        – Выложите на доске схему слова РАДУГА

                  – Сколько согласных?

         - Сколько гласных?

        – Выложите на доске слово РАДУГА

Чтение таблиц:

РА           АР                    Мама моет раму.

РО          ОР                    Рыба плавает в реке.

РО          ОР                     Рома моет руки.
РЫ          ЫР

РУ           УР
РЭ

РАК                                  РЕ - КА
РИС                                  ГО - РЫ
РОТ                                  РУ  -  КИ

МИР                                 РЫ  -  БА

ТИР                                  РО  -  ЗА

               

Припоминание и проговаривание скороговорок на звук «Р».

 «Доскажи словечко»

- А сейчас, давайте поиграем с Буратино в игру с мячом: 

_ак, _ыба,  топо_, кове_, _адуга, _оза, _уки, помидо_, зефи_, тиг_.

Итог занятия:

Логопед: - Какой звук мы с вами сегодня закрепляли?

Дети: - Звук «Р».

Логопед: - Звук «Р» - какой?

Дети: - Звук «Р» - согласный, звонкий, может быть твердым - обозначается синим цветом,

                    может быть мягким - обозначается зеленым цветом.

             -Звук «Р» на письме обозначается букой «Р»

Домашние задание: 

                  - Дома вы найдете и разукрасите букву «Р» на картинке.

Логопед: - Ребята, Буратино понравилось наше занятие, приготовил для вас наклейки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте. Тема: Звуки С, СЬ. Буква С.

Данный конспект отражает систему занятий по обучению грамоте детей с ОНР, которая построена так , чтобы подвести ребёнка к осмыслению способа чтения, сформировать внимание к словам, их фонетике, морфо...

Конспект занятия по обучению грамоте. Тема: Звуки С, СЬ. Буква С.

   Данный конспект отражает систему зантятий по обучению грамоте детей с общим недоразвитием речи, которая построено так, чтобы подвести ребенка к осмыслению способов чтения, сформиро...

Конспект занятия по обучению грамоте. Тема: «Звуки и буква Д»

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе с использование ЭОР....

Конспект открытого фронтального логопедического занятия по обучению грамоте.Тема : « Звуки С , С’. Буква С »

Конспект открытого  фронтального логопедического занятия по обучению грамоте.Тема : « Звуки  С , С’.  Буква  С »...

Конспект занятия по обучению грамоте Тема:«Звуки В — В’. Буква В.»

Задачи:— закрепить знания о звуках В — В’;— познакомить с новой буквой;— закрепить умение соотносить звук с буквой;— закрепить зрительный образ буквы;— закреп...

Презентация к занятию по обучению грамоте. Тема: «Звуки [т], [т’]. Буква Т"

Презентация к занятию по обучению грамоте в старшей группе...