Презентация детского проекта на тему "Почему не все птицы улетают в теплые края?"
презентация по логопедии

Бикмаева Алла Николаевна

Детский проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл detskiy_proekt.docx26.29 КБ

Предварительный просмотр:

Детский проект

«»

Тип проекта: информационно-творческий.

Вид проекта: групповой.

Продолжительность: краткосрочный.

Возраст детей-участников: 5-6 лет.

Участники: дети, педагоги  и родители  группы.

Актуальность:

Проблема: почему не все птицы улетают осенью на юг.
Цель: расширить знания детей о птицах родного края, их образе жизни, и поведении, а также воспитать бережное отношение к пернатым друзьям.
Задачи:
-провести наблюдения за птицами нашего края осенью

-развивать познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдений за повадками птиц;
-выяснить, почему некоторые птицы улетают в тёплые края, а остальные остаются зимовать вместе снами;
-вызвать желание помочь крылатым друзьям в зимнее время года;
- научить детей правильно подкармливать птиц;
-воспитывать заботливое отношение к птицам.

Этапы реализации проекта

  1. Подготовительный этап. (1неделя).

Педагоги вместе с детьми

- определили тему, задачи и механизмы реализации проекта;
-изучили познавательную, художественную и методическую литературу, статьи в журналах.
-подготовили оборудование для реализации данного проекта; сделали подборку игр для детей старшего дошкольного возраста;
-приготовили оборудование для оформления календаря наблюдений за птицами;
-подготовили совместно с родителями сообщения о птицах;
-сделали опорные карточки с изображением птиц;

-разработали цикл наблюдений за птицами нашего края;
-подобрали серию мультфильмов о птицах.

1. Рассматривание иллюстраций с изображением птиц нашего края.
2. Защита сообщений детьми о птицах.
          Дети совместно с родителями приготовили сообщения о птицах нашего края. Из сообщений мы узнали чем каждая птица питается, как себя ведёт в то или иное время года, где и когда гнездится, о её оперении и т.д.  Из сообщений мы узнали, что многие птицы питаются насекомыми, червяками, ягодами, остальная часть питается ягодами рябины, яблони. Следовательно, с наступлением зимы природа замирает: исчезают насекомые, червяки, поэтому птицам нечем питаться, и они улетают в тёплые края, в более лучшие для них условия выживания. Остальные птицы такие, как ворона, воробей, синица, голубь, свиристель, сорока и другие птицы остаются зимовать. Они отлично переносят климат нашей местности.
3. Наблюдения за птицами в осеннее и зимнее время года.
   Наблюдая за птицами мы выяснили, какие птицы прилетают на территорию детского сад (это голуби, синицы, снегири, воробьи, вороны).
3. Практические (рисование, конструирование, лепка) и познавательные занятия (ознакомление с окружающим, чтение художественной литературы, развитие речи) с детьми , просмотр мультфильмов .
1 неделя ноября:
Понедельник : ознакомление с природным окружением на тему: Птицы родного края.
Вторник: конструирование на тему «Птица».
Среда: рисование по теме «Снегири на ветках».
Четверг: лепка на тему «Птицы на кормушке».
Пятница: развитие речи «Чтение худ. произведения Е. Чарушина «Воробей», рисование на тему «Воробушки».
      Просмотр мультфильмов.
4. Проведение игр «Найди свой домик», «Перелёт птиц», «Кто, где зимует?», Раздели птиц на перелётных и зимующих».
3 неделя ноября:
5. Изготовление родителями и детьми кормушек для птиц. Дети принесли кормушки в детский сад, мы на своём участке развесили кормушки. Каждый день вели наблюдения из окна за птицами. Первые три дня никого не было у кормушек, наследующий день прилетели воробьи, съели не весь корм. Сделали вывод, что необходимо птиц подкармливать меньшим количеством корма. На следующий день прилетела ворона, съела корм в одной кормушке и улетела. Два дня никто не прилетал. Сменили корм и наблюдали дальше. В полдень прилетела стайка воробьёв полакомиться, со слов других людей прилетали и синички. Птицы постепенно распознали «столовую», и прилетать стали довольно часто, чаще всего - это воробьи. Следователь, мы сделали вывод: что можем помочь выжить некоторым птицам в трудное для них зимнее время.
3. Заключительный этап.
Выпуск экологической газеты «Берегите птиц!». Экологический праздник «Птицы – наши друзья».

                                           Планируемый результат:
     

Изучая птиц нашего края и наблюдая за птицами, помогая им, у детей расширятся знания о друзьях наших меньших, сформируется эмоциональное отношение к миру природы. Они научатся радоваться, огорчаться, удивляться природным объектам. Мир птиц станет неотъемлемой частью мира каждого человека.
        Дети научаться относиться к себе как к части природы, практическим действиям по охране природы. Развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении анализировать, делать выводы.
        Дети научатся контролировать свои поступки, научатся ухаживать за птицами.

Конспект подгрупповой НОД в старшей логопедической группе

 по образовательной области «Речевое развитие»

Тема:

Интеграция образовательных областей:

Программные задачи:

Оборудование:

Предварительная работа:

Ход НОД

Логопед подзывает детей. Здоровается.

- Ребята, сегодня к нам пришли гости, поздоровайтесь.

(стук в дверь)

- Кто –то еще спешит к нам.

(Входит Незнайка – воспитатель)

- Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали?

- Конечно, узнали, Незнайка. Как ты здесь оказался.

- Мои друзья подарили мне фотоаппарат. И я решил сделать фотовыставку. Я фотографировал все вокруг. А сегодня я увидел очень красивую птичку, я бежал, бежал за ней вот и оказался у вас.

- А что же это за птица?

- Я не знаю. Но могу показать вам ее фотографию.

- Покажи. Наши ребята уже многое знают о птицах, они обязательно тебе помогут.

(Незнайка достает фотографии. Выставляет их на мольберт)

Игра «Незнайкины фотографии»

На доке выставляются картинки,  изображением отдельных частей тела птиц (голова, грудка, крыло, хвост). Дети узнают птицу по ее части.

- Какие вы молодцы. Может вы мне еще, что-нибудь расскажите о птицах.

- Конечно, Незнайка, проходи, присаживайся и поиграй с  нами.

(дети садятся на стулья полукругом)

- Ребята, вспомните, какие птицы были на фотографиях.

(ответы детей)

- Как вы думаете, какую из этих птиц можно назвать лишней? Почему?

Игра «Четвертый лишний» (дифференциация перелетных и зимующих птиц)

- Скажите, а что значит перелетные птицы, зимующие птицы?

(предполагаемые ответы детей: перелетные птицы – это те птицы, которые осенью улетают от нас в теплые края и возвращаются обратно только веной. А зимующие птицы – это те, которые остаются зимовать вместе с нами и никуда не улетают)

- А почему одни птицы улетают в теплые края, а другие нет.

- Незнайка, наши ребята тоже хотят это узнать. Мы уже много говорили о птицах и узнали, почему перелетные птиц улетают на юг. Сейчас ребята тебе расскажут.

(ответы детей)

- Ну, а тогда, почему другие птицы остаются?

- А вот в этом нам еще предстоит разобраться. Для начала давайте вспомним, какие птицы остаются  нами зимовать. В этом нам поможет календарь наблюдений, который мы  вами заполняли.

(внесения календаря наблюдений за птицами. В календаре дети ежедневно отмечали, какие птицы прилетали на участок, к кормушке, летали в округе).

Дети вспоминают названия зимующих птиц.

                                Бывают птицы разными:

                                Одни боятся вьюг

                                И улетают на зиму

                                На добрый, тёплый юг.

                                Другие – те народ иной:

                                В мороз над лесом кружат,

                                Для них разлука с родиной

                                Страшнее лютой стужи.

                                К их пёрышкам взъерошенным

                                Не пристают снежинки,

                                Они и под порошами

                               Резвятся для разминки.

                                                                    К. Мухаммади

А знаете ребята, что с давних пор на Руси в ноябре отмечался Синичкин день – день встречи зимующих птиц. Издавна к этому дню люди готовили кормушки, читали стихи про птиц, загадывали загадки, играли и просто любовались зимними птахами. Почему этот день называется «Синичкин день»? Да потому что в народе говорили, что «синица  для Руси божья птица». Раньше в старину на неё гадали: бросали крошки хлеба, кусочки сала и наблюдали: если синичка сначала станет клевать сало, то в доме будет вестись живность, если станет клевать крошки хлеба, то будет в доме достаток. В народе говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». А какие ещё приметы, связанные с птицами вы знаете?

(ответы детей)

А сейчас забавная задача ожидает вас. Сосчитайте, сколько птичек прилетело, в этот час?

Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли.
Поползень, лесной – сосед,
Будет вам зимой обед.
В гости первый день недели.
К нам синицы прилетели.
А во вторник, посмотри,
Прилетели снегири.
Три вороны были в среду.
Мы не ждали их к обеду,
А в четверг со всех краев –
Стая жадных воробьев.
В пятницу в столовой нашей 
Голубь лакомился кашей.
А в субботу на пирог.
Налетело семь сорок. 

 З. Александрова «Новая столовая»

Я предлагаю вам  смоделировать эту задачу. Выбрать картинки с изображением птиц в необходимом количестве и посадить их в кормушку.

Воспитатель. Посчитайте, сколько  прилетело на нашу кормушку поползней, синиц, воробьёв, голубей, сорок?  Ответьте на вопросы: 
1. Какие птицы прилетали первыми на кормушку? 
2. В какой день недели прилетали вороны? 
3. Сколько ворон прилетало?
4. Чем лакомился голубь на кормушке? 
5. Чем угощались сороки? 
6. Сколько было сорок на кормушке? 
Молодцы, и с этим заданием справились!

А сейчас вы превратитесь в стайку птиц. По  условному музыкальному звуку  зимующие птицы должны собраться в одну стаю, а перелётные – в другую. Затем каждая стая смотрит, нет ли чужих в их рядах.

Игра повторяется с обменом карточек.

Причина - голод. Одним птицам зимой есть что кушать, а другим - нечего. Зимовать у нас остаются главным образом такие птицы:
1) зерноядные птицы (например, щеглы, коноплянки, некоторые овсянки) - они питаются семенами растений, которые зимой не покрыты снегом (кустарников, деревьев)
2) растительноядные птицы (например, тетерев, глухарь) - обычно питаются зелеными частями растений. Конечно, зимой лиственные деревья сбрасывают листья, потому эти птицы начинают есть хвою сосны, березовые сережки, почки.
3) птицы-извлекатели (синицы, поползни, пищухи) - они хотя и питаются насекомыми, но преимущественно теми, которых находят в трещинах коры деревьев, или в других укрытыях. В эти укрытия насекомые набиваются на зиму, а синицы их оттуда извлекают
4) птицы-синантропы (ворона, галка, полевой и домовый воробьи, сизый голубь) - они обитают в населенных пунктах, где всегда находят себе пропитание, даже зимой.
5) птицы-хищники (ястребы, некоторые совы) - они охотятся на добычу, которая на зиму никуда не исчезает.

А большинство других птиц улетает зимовать на юг, потому что здесь зимой не может найти себе корма.

На юг улетает большинство птиц северных широт. К ним относятся ласточки, дрозды, утки, журавли и многие другие. Остаются только самые морозоустойчивые, среди которых, вороны, голуби, воробьи или синицы. Правда в большей степени это зависит не столько от морозоустойчивости, сколько от их способности подстраиваться под жизнь мегаполиса. Вороны, голуби и другие пернатые научились жить вместе с человеком, для них не существует зимой недостатка в пище, они вполне довольны любой еде из мусорных бачков. Тем же птицам, кто питается насекомыми, приходится лететь туда, где теплее и насекомые водятся в достаточных количествах.

Таким образом, основная причина того, что птицы периодически пускаются в дальние перелеты, довольно проста. Из-за зимних холодов количество доступной пищи настолько уменьшается, что они оказываются перед реальной угрозой голодания. Таким образом, если птицы хотят выжить, они вынуждены улетать в теплые края.

Птицы отправляются в дальние перелеты, чтобы быть уверенными в том, что количество выживших особей их вида (даже несмотря на риск быть отнесенными ветром) будет больше, чем когда они останутся зимовать в холодных краях. Когда же риск, связанный с миграцией, превосходит риск зимовки, птицы ведут оседлый образ жизни. А вот у чибисов и певчих дроздов ни один из способов зимовки не имеет преимущества перед другими.

Время начала перелета птиц определяется погодой, причем направление и сила ветра более важны, чем температура.

Многие птицы регулярно возвращаются в то же самое место, откуда улетали на зимовку. Ученые наблюдали окольцованных птиц, пролетавших над одним и тем же местом в одно и то же время несколько лет подряд.

В заключение остается добавить, что птицы способны ориентироваться по звездам и солнцу, но как им это удается, учеными до сих пор не установлено.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Птицы улетают в теплые края"

Конспект занятия "Птицы улетают в теплые края"...

Презентация по проекту по экологическому воспитанию «Помоги птицам зимой»

Презентация знакомит с этапами реализации педагогического проекта по экологическому воспитанию в ДОУ...

Образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим с детьми средней группы «Почему не все птицы улетают в теплые края?»

Процессы восприятия в раннем детстве очень ярки и сильны, они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что позволяет успешно встраивать первые «кирпичики» экологической культуры...

Презентация_к_образовательной_деятельности "Почему не все птицы улетают в теплые края?"

Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди. Джордж Бернард Шоу....

Аппликация "Птицы улетают в теплые края"

Конспект занятияАппликация "Птицы улетают в теплые края"...