Конспект открытого показа совместной деятельности по познавательной исследовательской деятельности для детей от 5 до 6 лет Тема: «Почему осенью перелетные птицы улетают в теплые края»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Булгару Анна Ивановна

Конспект ООД для детей от 5 до 6 лет Тема: «Почему осенью перелетные птицы улетают в теплые края»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx30.11 КБ

Предварительный просмотр:

 

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №2 «Рябинка»

Конспект открытого показа

совместной деятельности по познавательной исследовательской деятельности

в группе «Смешарики» общеразвивающей направленности для детей от 5 до 6 лет

Тема: «Почему осенью перелетные птицы улетают в теплые края»

                                                                               Разработчик: Булгару А.И.- воспитатель

г.Мегион 30 октября 2023г.

                                                                     

Цель; Формировать  у  детей  умения:   проводить  самостоятельные   исследования (почему  птицы  улетают  на  юг, места их обитания, приспособленность к жизни в разных местах, особенности внешнего вида), сравнивать,  анализировать,  делать выводы  и  умозаключения.

Программное содержание :
 Развивать умения устанавливать причинно-следственные связи.
Определять  значимости 
птиц для природы, людей Расширять знания детей о перелетных  и водоплавающих птицах.
Вызвать интерес к исследовательской деятельности, устанавливать простейшие связи, делать выводы. «Для чего птицам перья», « Почему гуси не мокнут в воде» «Почему у водоплавающих 
птиц такой клюв».

Способствовать развитию умения классифицировать птиц (водоплавающие, перелётные .
Воспитывать умение внимательно слушать и оценивать ответы товарищей.

Обогащение и уточнение словаря: 

Существительные: птица, лебедь, скворец, журавль, аист, грач, кукушка, соловей, жаворонок, иволга, утка, цапля, ласточка, мандаринка. Пингвин. Гусь (дикий), корм, насекомые, железо, Внешние признаки, части тела: перья, пух, крылья, клюв, голова, глаза, грудка, две лапы, перепонки, коготки, хвост.

Глагольный словарь: щебетать, куковать, курлыкать, щелкать, летать, улетать, ходить, прыгать, махать, клевать, плавать, нырять. 

Прилагательные перелетные, водоплавающие,  быстрые, проворные, голосистые, трудолюбивые, , ; большая, маленькая, певчая, чёрный, теплые (края.

Предварительная работа:
Беседы: Перелетные птицы. Водоплавающие птицы.
Чтение стихов, рассказов.  Пальчиковые  игры, Загадки  про времена года. Подвижные и дидактические игры на тему «Птицы».

Использование карточек исследования по  О.А.Савенкова
Разучивание стих. И.Токмаковой «Опустел скворечник»
Чтение сказки «Как лебедь остался один».

Загадки о перелетных птицах.

Рисование «Ласточка».

Аппликация «Гусь».

Просмотр  Фильм «Серая шейка», студия «Союзмультфильм»,

Слушание песни сл. А. Плещеева; «Осенняя песня», из цикла «Времена года»П. Чайковского.

Оборудование ИКТ. Презентация «Перелетные птицы» , «Водоплавающие птицы»

Материал: картинки с изображением птиц, перья гусиные, ёмкости с водой, пипетка, растительное масло, , вата.

Форма проведения -  опытно-экспериментальная деятельность

Методические приёмы: Мотивация, наглядные (картинки – птицы), ИКТ; словесные (беседы, игровые (дидактические игры, физминутка , пальчиковая гимнастика, упражнение для глаз) пальминг для глаз. : игровой,  показ, вопросы. проблемно-поисковый, наблюдение за обьектом.
Виды детской деятельности:
игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно – исследовательская деятельность.

1. Организационный момент. Игра -приветствие

«Добрый день солнцу и птицам!»
    Добрый день солнцу и птицам!
  Добрый день улыбчивым лицам!

   Добрый день всем людям на свете

   Добрый день маме и папе

   Добрый день останется с нами!

1.Проблемная: «Письмо от Незнайки»
Ребята мы получили письмо. Вам интересно  узнать, от кого письмо ?

                     Дорогие ребята, группы Смешарики! Я, Незнайка из  Цветочного Города. У меня  всегда столько проблем  из-за того, что не хочу заниматься и читать книжки. Вот и сейчас;  Знайка дал мне задание  узнать как можно больше информации о «Жизни перелётных птиц» но я , ничего не знаю. Помогите мне пожалуйста!
Ну что, ребята поможем ?
Да!
 
2.Основная часть.

ИКТ Фото  -Птицы поют

Почему птицы поют?  

1. Ответы детей. 

Пение –это птичий язык. Пением птицы привлекают подруг, отпугивают соперников и оповещают о том, что это территория занята. Особым криком они предупреждают других птиц о приближении врага. Птиц, которые издают особенно красивые звуки, называют певчими.
 Какие изменения происходит в жизни птиц осенью?
Дети.   Осенью птицы собираются в стаи и улетают на юг, чтобы перезимовать.
Воспитатель. Ребята, как вы думаете, почему птицы улетают именно осенью?
Дети. Потому что становится холодно, нечего кушать.
Воспитатель. Правильно. И самое главное то, что нет корма для жизни. Вы знаете, что осенью многие насекомые исчезают: или прячутся, или погибают. Значит, если птицы питаются насекомыми, им зимой нечем будет прокормиться.
Воспитатель : Назовите, каких перелетных птиц вы  знаете?
Фото перелетных птиц на экране Дети называют  перелетных птиц: Дети рассуждают.

Гимнастика для глаз.
Любопытная Варвара смотрит влево, смотрит вправо, А потом на потолок, так тихонько отдохнёт. Глазки закрываем, сном волшебным засыпаем.

Фото перелетных птиц на экране Дети рассуждают

Пальчиковая игра «Журавлики -журавли»

Журавлики –журавли
Оторвались от земли
Крылья к небу вскинули
Милый край покинули
Журавлики, журавли.
   Какую пользу нам приносят птицы? Дети рассуждают

 Игра на зрительную память и внимание «Кто улетел?»

Правила игры: воспитатель прикрепляет на доску 5-6 изображений перелётных птиц (постепенно количество картинок увеличивается) и предлагает детям назвать всех птиц. Затем говорит, что одна из птиц улетит на юг и просит детей закрыть глаза. Убирает одно изображение птицы
Например: на юг улетел  скворец

Воспитатель: А как называют птиц, которых мы видим на озере, в море?
 Дети; водоплавающие птицы

Позже всех улетают дикие утки и гуси, лебеди -  это водоплавающие птицы.

- Почему же они от нас улетают?(им нечего есть т. к зимой водоемы замерзают)

- А каких ещё птиц вы знаете, которые водятся у водоёмов?

(журавли, аисты,  ......)

Фото водоплавающих птиц.

         А я хочу вас познакомить с другими водоплавающими птицами. 
Включается медиа-система.

  Утка – Мандаринка, считается одной из самых красивых птиц в мире.  Она  любит жить на дереве, а плавать в холодных водах.

А это кто? (Пингвин). Чем она необычна? (не умеет летать, самая большая водоплавающая птица, живет в Антарктиде).

    Воспитатель. А вы знаете, куда занесены редкие, исчезающие  птицы? (В Красную книгу). Это…(обращается внимание детей на медиа-систему). Государство заботится о них  и охраняет их.

Воспитатель: А как дети могут беречь природу, помогая птицам (строить домики, кормушки, не засорять водоёмы, не оставлять после себя мусор)?

     Игра «Найди отличие» Рассмотрите картинки гуся  и сравните с трясогузкой.

Почему у гуся на лапках перепонки, а у трясогузки их нет?

Дети. Чтобы быстро плавать и держаться на воде.

Почему у водоплавающих птиц такой клюв?

Дети:  У них должны быть такие клювы, которые помогут добывать им пищу в воде; у аиста, журавля, цапли — длинные клювы; доставать лягушек со дна; у гусей, уток, лебедей — плоские, широкие клювы). — вылавливать корм, процеживая воду.
Ребята, а вы хотите немного поиграть?
Тогда подходите ко мне. Закройте глаза и представьте, что вы сказочные птицы, представили? Я вам буду называть текст, а вы выполняйте движения в соответствии с текстом под музыку, хорошо?

      Звучит музыка, и дети выполняют движения.

Вот на ветках посмотри, сказочные птицы

( руку ко лбу "смотрим вдаль", меняя руки)

Распустили перышки, греются на солнышке.

(пальцы и взмахи руками)

Головою вертят, улететь хотят

(поворот головы вправо, влево)

Улетели, полетели, полетели за метелью.

(взмахи руками имитация полёта )

                 Улетели птицы .

Сказочные птицы улетели, а на память нам оставили перышко.
Опыт №  1. Посмотри на перьях. Сравни их (цвет, различия).

- Найди самое длинное перо. Это перо называется «маховое».

- Возьми перо в руки. Какое оно на ощупь, по размеру? (плотное, жесткое, большое)

Дыхательные упражнения «Подуй на перышко».
Ребята, а как вы думаете, зачем птицам перья?
 --Перья защищают птиц от ушибов, от холода, сохраняют тепло и помогают летать.

А , вы хотите  узнать «Почему не намокают перья водоплавающих птиц»

Да!

Давайте мы с вами пройдем в нашу лабораторию.

( одеваем шапочки и халаты)

Мы с вами станем настоящими ученными.

Дети с педагогом проходят к столу, где будут проводиться опыты.

      Опыт «Почему не намокают перья водоплавающих птиц»

Цель: опытным путём выяснить, что защищает перья водоплавающих птиц

от намокания.

Материалы и оборудование: стаканы с водой, перья птиц, салфетки, пинцет, шапочки, фартуки.

Воспитатель обращает внимание на вату на столе, она похожа на пух водоплавающих птиц.

Дети скатывают шарики из ваты, бросают их в воду и наблюдают (шарики тонут).

Дети  комментируют происшедшее.

      Воспитатель: Дети, как сделать, чтобы шарик из ваты не тонул?

Предложение детей.

 Педагог предлагает смазанный растительным  маслом ватный шарик пустить в воду. Дети  наблюдают, повторяют действия воспитателя и комментируют.

Вывод; У всех водоплавающих птиц на спине возле хвостика есть железа, вырабатывающая жир. А он, как известно, отталкивает воду.

Утка нажимает клювом на эту железу, выдавливает жир и натирается им. Такая смазка делает оперение непромокаемым и сохраняет в нём воздушную прослойку, что тоже помогает держаться на плаву.

Итог: Ребята, что нового вы сегодня узнали? Что вам больше всего понравилось? А почему? Вы довольны своей работой?

        Мне было  очень приятно с вами работать.
 А  что  вам,  больше  всего  понравилось?
Дети высказываются ; 

     Ребята, Незнайке  было очень интересно с вами проводить время ,  он  очень многое от вас узнал и  обязательно поделиться знаниями со Знайкой и  со  своим друзьями  коротышками.
А сейчас он приглашает вас поиграть в игру «Сокол и галка».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого показа совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «В стране шахматных чудес»

Вызвать у детей интерес к игре в шахматы, познакомить детей в игровой форме с историей шахмат....

Конспект открытого показа совместной деятельности педагога с детьми по художественно – эстетическому развитию «Мир искусства портрета» в подготовительной к школе группе

Конспектоткрытого показа совместной деятельности педагога с детьми  по художественно – эстетическому развитию «Мир искусства портрета»  в подготовительной к школе груп...

Конспект занятия непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию для детей 5-6 лет Тема «Перелетные птицы весной»

Я предлагаю вашему вниманию конспект занятия по познавательному развитию на тему "Перелетные птицы", с учетом возрастных особенностей старших дошкольников. Данный конспект рекомендуется для ...

Образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим с детьми средней группы «Почему не все птицы улетают в теплые края?»

Процессы восприятия в раннем детстве очень ярки и сильны, они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что позволяет успешно встраивать первые «кирпичики» экологической культуры...

Презентация_к_образовательной_деятельности "Почему не все птицы улетают в теплые края?"

Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди. Джордж Бернард Шоу....

Конспект открытого показа совместной деятельности взрослого с детьми среднего возраста, по развитию речи на тему «Транспорт» с использованием блоков Дьенеша Тема: «Юные автомеханики»

Расширить, уточнить и активизировать словарь детей по теме «транспорт». Воспитывать положительное отношение к окружающему, взаимопомощь,  способствовать  сплочению  детского...