Конспект по автоматизации звука «Щ».
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Конспект

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekty_zanyatiya_po_avtomatizatsii_zvuka_shch.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект по автоматизации звука «Щ».

Цель: 1. Автоматизация звука «щ» в обратных слогах.

           2. Развитие фонематического слуха.

           3. Развитие памяти, внимания.

           4. Активизация словарного запаса.

План занятия:

1.  Звук Щ (многократное произнесение).

2.  Слоги и слова

ащ-ащ-ащ— плащ

 ощ-ощ-ощ— хвощ, овощ, помощь

ещ-ещ-ещ— вещь, лещ

ящ-ящ-ящ— хрящ

ющ-ющ-ющ— плющ

3.  Слоговые ряды

ащ-ощ-ущ-ищ

ощ-ущ-ищ-ащ

ущ-ищ-ащ-ощ

ищ-ащ-ощ-ущ

4. Слова

борщ                     клещ                   прыщ                  мощь

хищный               хищник               товарищ             помощник

мощный              овощной             вездесущ              сведущ

5. Скороговорка

Ащ-ащ-ащ— у Тани новый плащ,

ещ-ещ-ещ— в реке плывет лещ,

ощ-ощ-ощ— у нас вкусный борщ,

ющ-ющ-ющ— на стенке вьется плющ.

6.  Игра "Запомни, повтори".

7.  Подбор предметов по признакам

хищный                   хищная               хищное

мощный                   мощная               мощное

овощной                  овощная              овощное

8.  Составление предложений со словами.

9.  Печатание буквы Щ, слогов ащ, ощ, ущ, ыщ, ищ, ещ, ящ;

слов плащ, лещ, борщ, помощь, овощ, вещь.

10. Итог занятия.

Конспект по автоматизации звука «Щ».

Цель: 1. Автоматизация звука «щ».

           2. Развитие фонематического слуха.

           3. Развитие памяти, внимания.

           4. Активизация словарного запаса.

План занятия:

1.  Звук Щ (многократное произнесение).

2.  Слоги и слова

ща-ща-ща— щавель, роща, пищать

щи-щи-щи— щит, ищи

 щу-щу-щу— щука, щупальцы

щё-щё-щё— щётка, щёки, ещё, щёлкать

ще-ще-ще— щель, щепка, щенок, щебечет.

3. Слоговые ряды

ща-що-щу-щи

що-щу-щи-ща

щу-щи-ща-що

 щи-ща-що-щу

4. Слова

площадь роща

щипцы клещи

возвращаться восхищаться

защитник факельщик

ущелье

ящик

прощать

трещина

пещера

пищать

прощение

гонщик

ящерица щеколда площадка

трещать угощать угощение

вращение сварщик восхищение

Пища

 щупальцы прищепка

5.  Счет 1-10 .

6.  Игра "Запомни, повтори".

7.  Спряжение в настоящем времени

Защищать тщедушного щенка

Возвращаться из экскурсии в пещеры

Восхищаться праздничной площадью.

8.  "Телеграф" — деление слов на слоги .

9.  Заучивание скороговорок

Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке.

Ты нас, мама, не ищи: щиплем щавель мы на щи.

Щуку я тащу, тащу, щуку я не упущу.

Щенок жалобно пищит: тащит он тяжелый щит.

А. Барто, "Щенок"

Щенок такой тщедушный был.

Его я щами все кормил,

От злющей стужи защищал,

Щенок от радости пищал.

Еще бы! Он счастливым рос!

Теперь мой щен— не щен, а пес. Настоящий!

Выделение и проговаривание слов со звуком Щ.

10.  Печатание по следам анализа

роща, пища,, гуща, щука, пищат, ищут, чаща.

Правописание ща, щу.

11.  Словообразование существительных, обозначающих профессии людей — игра "Кто это?"

 работает на экскаваторе— экскаваторщик

работает на подъемном кране —

работает на автокаре —

 дрессирует животных—

чистит обувь —

  играет на барабане —

делает кровлю —

делает кладку из камня —

  стеклит окна —

 точит ножи —

 регулирует уличное движение —

 Составление предложений с образованными словами.

12.  Упражнение в употреблении увеличительных суффиксов существительных по образцу

кулак — кулачище                    ремень—

сила —                                       топор —

рука—                                        нога-

сапог —                                      глаза —

голос—                                       нос-

карман —                                  усы —

Составление предложений с парами слов.

13.  Упражнение в образовании и употреблении действительных причастий настоящего времени — игра "Эхо"

журчать— журчащий  (ручей)         идти —

свистеть— свистящий (звук)           защищать —

шипеть— шипящая (змея)               щебетать-

блестеть —                                        пищать —

читать—                                           дрожать-

сверкать —                                       играть —

кричать —                                        восхищаться —

летать—                                           возвращаться —

кипеть—                                           бурлить-

нести—                                             дымиться —

14. Итог занятия.

Конспект по дифференциация звуков «Щ- Ч».

Цель: 1. Дифференциация звуков «щ-ч».

           2. Развитие фонематического слуха.

           3. Развитие памяти, внимания.

           4. Активизация словарного запаса.

План занятия:

1.  Звуки Ч — Щ (попеременное произнесение).

2.  Повторение звука Ч, слогов, слов, скороговорок.

3.  Повторение звука Щ, слогов, слов, скороговорок.

4.  Преобразование слогов, слов — игра "Наоборот"

а)  ча-ча-ча— ща-ща-ща          ащ-ащ-ащ—ач-ач-ач    

б)  точу— тащу                         печать— пищать

четко —                                    точить —

помечать —                                лечи —

моченый —                                получить —

5.  Воспроизведение слоговых рядов

ча-ча-ща                          ща-ша-ча

ча-ща-ща                         ща-ча-ча

ча-ща-ча                          ща-ча-ща

6.  Счет   1-10   (пищащий щеночек, чистая дощечка, копченая щука, сочный овощ, скучающий учащийся, хлопочущий чистильщик).

7.  Спряжение в настоящем времени

чистить щеткой щенка

чистить сочные овощи для угощения

чистить копченую щуку для угощения.

8.  Словообразование действительных причастий настоящего времени

читать — читающие учащиеся

скучать— скучающая девочка

трещать— трещащие сучья

хлопотать — хлопочущий учитель

кричать— кричащий человек

скучать— скучающая женщина

точить— точащий инструмент точильщик

9.  Повторение названий профессий — игра "Кто это?"

точит ножи— точильщик

чинит часы— часовщик

чистит обувь— чистильщик

Составление предложений с образованными словами.

10.  Вставить пропущенные слова в следующие предложения

Внучка приготовила для бабушки угощение— чудесный торт с кремом из... молока. К столу подали... картофель и... щуку. На десерт были... яблоки. Бабушка купила внучке кофточку из ... шерсти. Телега громыхала по ... мостовой. Хорошо писать на .... бумаге. Посреди комнаты стоят стол и стулья с ... ножками.

 Слова для вставки: сгущенный, печеный, копченый, моченый, лощеный, мощеный, крученый, точеный.

11.  Образование слов с уменьшительно-ласкательным значением — игра "Назови ласково"

щука—   щучка                       щепка —            щенок —                                 

 доска —                                вещь—               щель-

щека—                                  щипцы —            плащ—                                   

щетка —                              ящик —                лещ —

12.  Заучивание скороговорок

Черной ночью черный кот прыгнул в черный дымоход.

В дымоходе чернота, отыщи-ка там кота!

Ученик учил уроки — у него в чернилах щеки.

Не кричи, не пищи— червячка поищи.

А под старым кирпичищем мы с тобой вдвоем поищем.

Часовщик, прищурив глаз, чинит часики для нас.

Щеткой чищу я щенка, щекочу ему бока.

13.  Выделение из заученных скороговорок слов

а)  на звук Щ;

б)  на звук Ч.

15.  Выделение, печатание слов на Ч, Щ (из этих стихотворений), составление схем под ними.

16.  Упражнение в правописании ча, ща, чу, щу.

17. Итог занятия.

Конспект по дифференциация звуков «Щ- СЬ».

Цель: 1. Дифференциация звуков «щ-сь».

           2. Развитие фонематического слуха.

           3. Развитие памяти, внимания.

           4. Активизация словарного запаса.

План занятия:

1.  Звуки Щ — С'   (попеременное произнесение).

2.  Повторение звука Щ, слогов, слов, скороговорок.

3.  Повторение звука С', слогов, слов, скороговорок.

4.  Игра "Наоборот"

ся-ся-ся— ща-ща-ща           ащ-ащ-ащ— ась-ась-ась

се-се-се—                           ощ-ощ-ощ —

сю-сю-сю—                       ущ-ущ-ущ —

си-си-си—                          ищ-ищ-ищ —

сё-сё-сё—                          ещ-ещ-ещ—

ысь-ысъ-ысъ—                  ящ-ящ-ящ —

5.  "Запомни, повтори"

а)   ся-ся-ща          ща-ща-ся            ась-ась-ащ         

ащ-ащ-ась             ся-ща-ща            ща-ся-ся          

асъ-ащ-ащ            ащ-асъ-асъ        ся-ща-ся        

ща-ся-ща              ась-ащ-ась         ащ-ась-ащ

б)   хвостище — усищи — блестящий — освещение

стекольщик — следующий — носильщик — светящийся

(менять порядок слов).

6.  Дифференциация Щ - С' в упражнении с картинками — "Четвертый лишний"

сирень, васильки, плющ, листья        — плющ

щегол, гусь, снегирь, синица               — щегол

свекла, овощ, слива, апельсин           — овощ

ящерица, щука, щенок, гусенок         — гусенок

щипцы, клещи, сеялка, ящик             — сеялка

7. Спряжение в настоящем времени

посвящать песенку возвращающейся весне

посещать весеннюю рощу

любоваться весенней рощей

восхищаться веселым щебетанием возвращающихся птиц.

8. Родственные слова

весна — весной, весенний, веснушка, веснушчатая, "Веснянка ".

9.  Игра "Закончи слово" (по карточкам для чтения)

ры.., ло.., ле., помо.., ее.., та., паю., пове.., .и, хво., укра.., ово., бою.., сме.., бор., мо.., купаю.., смею...

10. Итог занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Автоматизация звука Л в слогах"

Занятие адресовано логопедам, работающим с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи.  Занимательная форма занятия, игровые при­емы, смена видов заданий позволяет удержать внимание де...

Конспект занятия "Автоматизация звука Ш через формирование семантического поля"

Семантическое поле - комплекс ассоциаций, возникающий вокруг одного слова. Связи, которые возникают между словами, называются валентностью слова. Организация семантических полей может включать задания...

2. Конспект занятия «Автоматизация звука [ч] в связной речи »

  Цель занятия: разработать серию конспектов занятий по проблемам методики русский язык как иностранный....

Конспект занятия "Автоматизация звука (Л)"

Конспект можно использовать с детьми старшего дошкольного возраста для закрепления материала по автоматизации звука (Л) в слогах, словах, предложениях. Можно использовать как обучающий материал со ста...

Конспект НОД «Автоматизация звука "Р". Интересные истории со Смешариками»

laquo;Автоматизация звука "Р". Интересные истории со Смешариками»...

Конспект занятия «Автоматизация звука [Л ] в слогах и словах»

Конспект подгруппового занятия.Тема: «Автоматизация звука [Л ] в слогах и словах»...