“Поможем Соне найти козу Зойку”.
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Булатникова Светлана Валерьевна

Конспект логопедического занятия по дифференциация звуков С - З в словах

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_gostyah_u_zoi-soni.docx37.01 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия

по дифференциация звуков С - З в словах

“Поможем Соне найти козу Зойку”.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • закреплять умение дифференцировать звуки С - З в словах. Коррекционно-развивающие:
  • развивать фонематический слух и восприятие;
  • развивать высшие психические функции: память, внимание, словесно-логическое мышление;
  • развивать грамматический строй речи: упражнение в образовании притяжательных прилагательных;
  • активизировать словарь по теме “Домашние животные”.

Коррекционно-воспитательные:

  • воспитывать интерес к логопедическим занятиям.

Оборудование:

  • предметные картинки для выполнения артикуляционной гимнастики, упражнения на дыхание:
  • солнышко, заборчик, лопатка, горка, зубная щетка; насос, комарик;
  • предметные картинки для игры “У кого кто?”; “Четвертый лишний”:
  • коза, козленок, козлята, козел, свинья, поросенок, поросята, лиса;
  • игрушки: кукла Соня, коза;
  • индивидуальные зеркала, цветные фишки для выкладывания звуковой схемы слова, буквы разрезной азбуки.
  • карточки со словами: собака, коза, свинья, лиса;
  • тетради.

Ход

1. Организационный момент.

У детей на столах лежат картинки с изображение домашних животных6 козы, козленка, собаки, свиньи.

- Сядет тот, кто правильно назовет свою картинку.

2. Постановка цели занятия:

Логопед показывает куклу:

- Сегодня на занятие к нам пришла Соня.

- Ребята, какой первый звук в слове СОНЯ? (Звук С)

- Отгадайте загадку и вы узнаете, кто есть у Сони.

С бородою, а не старик, с рогами, а не бык,

Не конь, а брыкается, доят, а не корова,

С пухом, а не птица, лыко дерет, а лаптей не плетет?   (Коза)

Логопед показывает игрушечную козу.

- Послушайте, КОЗЗЗЗА, какой звук я произнесла дольше другого? (Звук З)

- Сегодня на занятии мы будем учиться различать звуки С - З в словах.

- Однажды пошла Соня пасти козу на лужок, а коза кустик за кустик, деревце за деревце и потерялась. Поможем Соне найти козу Зойку, выполним все задания.

3.Артикуляционная гимнастика.

- Чтобы правильно произносить звуки “С” - “З”, сделаем артикуляционную гимнастику.

Логопед показывает картинки по ходу выполнения артикуляционных упражнений. “Солнышко”, “Заборчик” и т.д.

     Упражнение “Улыбка”.

Солнце улыбается, а у тебя получается?

Вот улыбка до ушей, хоть завязочки пришей.

     Упражнение “Заборчик”.

Ну, а это вот заборчик. Язычка мы спрячем кончик.

Зубы крепко ты сомкни, губы плавно разведи.

     Упражнение “Лопатка”.

Вот лопаточка лежит,

Язычок наш не дрожит.

     Упражнение “Почистим нижние зубки”.

Чистим, чистим зубы мы,

Будут чистые они.

Упражнение “Горка”.

Кончик в зубы ты упри. Спинку горкой изогни.

Вышла горка - хороша, хоть катай там малыша.

     Упражнение “Язычок отдыхает”.

Язычок наш загорает. Легко, спокойно отдыхает

И тихонько напевает: “И – и – и – и ”.

4. Развитие силы выдоха. Упражнение “Насос”.

Вдох через нос, долгий выдох через рот. Дети подносят ко рту руку тыльной стороной и ощущают холодную струю воздуха.

Губки улыбаются, зубки появляются…

Воздух носиком вдыхаем, через зубы выдыхаем…

Мы в насос сейчас играем! С – с – с - с…

-Мимо комарик пролетел и зазвенел: з –з –з –з.

5. Уточнение акустико-артикуляционных признаков звуков С - З

Артикуляция звука С.

При произнесении звука С:

- губы растянуты в улыбку;

- зубы “заборчиком” со щелью;

- кончик языка за нижними зубами;

- воздушная струя холодная, направленная вниз,

- голосовые связки не работают.

Характеристика звука С.

- Звук С согласный, глухой, твердый.

Аналогично дается характеристика и объясняется артикуляция звука З.

6. Соотнесение звука с буквой. Пальчиковая азбука.

Логопед вывешивает карточки с печатной и письменной буквой “С”.

- Какой буквой обозначается звуки С - З? Сделаем буквы при помощи пальчиков.

Буква “С” Левая рука. Большой палец полусогнут, направлен вверх. Остальные пальцы

сомкнуты, полусогнуты, направлены вниз.

Буква “3” Большие пальцы обеих рук соединяются между собой боковыми краями, руки

направлены влево.

7. Дифференциация звуков С - З в слогах. Игра “Наоборот”.

- Я буду произносить слоги со звуком С, вы должны сказать со звуком З и наоборот.

СА…, ЗУ…, ИЗ…, ОСО…, ЗНА…, СВЫ…

8. Дифференциация звуков С - З в словах. Игра “Эхо”.

- Я буду произносить слоги со звуком З, вы должны ответить эхом; сказать слова со звуком С.

Зуб – суп, зайка – сайка, Лиза – лиса, коза – коса, роза – роса. Злить – слить, посади – позади.

8. Физминутка.

Са-са-са — вот летит оса. (Дети делают взмахи руками)

Са-са-са — укусила в нос оса. (Показывают на нос)

Со-со-со — стал мой нос, как колесо. (Делают руками колесо)

Сы-сы-сы — не боюсь я злой осы. (Покачивают головой)

Су-су-су — я осу в руке несу. (Показывают кулак)

За-за-за — вот идет коза. (Показывают “козу”)

Зы-зы-зы — нет нигде козы. (Разводят руками)

Зу-зу-зу — я домой веду козу. (Показывают веревочку в кулаке)

9. Игра “Четвёртый лишний”.

Для детей, умеющих читать, слова написаны на карточках.

Собака, коза, свинья, лиса.

10. Развитие грамматического строя речи.

А) Упражнение в образовании притяжательных прилагательных:

У козы голова чья ? (козья).

Хвост козий.

Копыто козье.

Рога козьи.

Б) игра “У кого кто?”,

У свиньи поросенок, поросята.

У козы и козла козленок, козлята.

11. Рабата с азбукой, составление звуковой схемы слов КОЗА, СОНЯ.

Уровень сложности 1:

- составление звуковой схемы слов КОЗА, СОНЯ.

Уровень 2:

- составление из букв разрезной азбуки, преобразование слова:

коза - козу - козе, козы, козам,

12. Работа в тетрадях.

-Запишите слова в два столбика, в первый со звуком “С”, во второй со звуком “З”.

Коза, козел, козлята, береза, незабудка, Соня, куст, сосна, оса.

13. Итог занятия.

- Какие звуки учились различать? Какие задания были интересными?Что запомнилось больше всего? Как считаете, кто занимался хорошо(самооценка)?

 

Литература

1. Бездетная О. С., Серга О. А. Звуковая полянка // Логопед. 2005. №6.

2. Романова Г.В. Формирование правильной дикции у дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 64 с. (Библиотека Логопеда). (1)

3. Соболева А. В. Загадки-смекалки. Практическое пособие для логопедов, воспитателей и родителей / Под. Ред. Проф. Т.Б. Филичевой. – М.: “Гном - Пресс”,1999. – 96 с. (В помощь логопеду).

4. Шевченко И.Н. Конспекты занятий по развитию фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников. – СПб.: ООО “ИЗДАТЕЛЬСТВО “ДЕТСТВО – ПРЕСС”, 20

Тема: «Дифференциация звуков С-З»

Цели занятия:

- Закрепить умение дифференцировать близкие по акустическим признакам звуки «с — з» на материале слогов, слов различной слоговой структуры, фраз и предложений.

- Упражняться в написании слов с аппозиционными звуками «с — з».

- Развивать внимание и память и мышление

- Активизировать и расширять словарный запас детей.

Оборудование:

Рабочие тетради, ручки, простые карандаши, символы: «глухой звук», «звонкий звук», карточки со слогами, предметные картинки на соответствующие звуки, зрительно-поисковый тренажер, раздаточный материал – корректурная проба.


Методы и приемы ,используемые на занятии: - словесные

- наглядные

- практические


Ход занятия

  1. 1. Самоопределение к деятельности. (Коммуникативные, регулятивные УУД).
    - Утром солнышко проснулось
    Нам ребята, улыбнулось,
    Глазки тихо закрываем,
    Руки к небу поднимаем.
    Лучик солнышка возьмем
    И к сердечку поднесем.
    -Вы почувствовали тепло зимнего солнышка?
    - Подарите это тепло своему соседу и гостям. Пусть сегодня благоприятствует теплая дружеская атмосфера. Логопед привлекает внимание детей, приветствует их.

2. Организационный момент.

Логопед предлагает детям отгадать загадки и назвать первый звук в словах-отгадках:

Все лето стояли,
Зимы ожидали.
Дождались поры –
Помчались с горы(Санки).

Не барашек и не кот,
Носит шубу круглый год.
Шубка серая для лета,
Для зимы другого цвета. (Заяц.)

Логопед:
- Выделите первый звук в названиях предметов: санки, заяц. Дайте характеристику каждому звуку звуки [с] - согласный, глухой, твердый; звуки [з] - согласный, звонкий, твердый. Чем отличается один звук от другого?
Чем звуки обозначаются на письме?
- А какой буквой на письме обозначаются звуки [с]? Какой буквой на письме обозначаются звуки [з]?
Ученик:
- Звуки на письме обозначаются буквами С и З.
Логопед:
- Вы догадались, с какими звуками мы будем работать? А с какими буквами?
- Ребята, предположите, как сегодня будет звучать тема нашего занятия?
Ученик:
- Звуки [с], [з], буквы С – З.
Логопед:
- Правильно, сегодня на занятии вы будете сравнивать, различать парные согласные звуки [с] и [з] и буквы С и З между собой.
- Какова наша цель?
- Научиться безошибочно, определять звуки [з], [с] в слогах, словах, предложениях и правильно записывать их.

3. Развитие фонематического восприятия.

-Логопед называет слоги и предлагает детям показать символ звонкого звука «колокольчик», если услышат слог со звуком «з» и символ глухого звука «перечеркнутый колокольчик», если услышат слоги со звуком «с»:

ас, зу, асы, ис, зо, ыза, вса, уз, зна, ста, со, ску, зме, оза, вза, узу, осо.

-Речевая зарядка. Логопед предлагает проговорить чистоговорки.

СА-СА-СА- в лесу бегает лиса.

СО-СО-СО- у Вовы колесо.

ЗА-ЗА-ЗА- уходи домой коза.

ЗУ-ЗУ-ЗУ- моем Катю мы в тазу.

-Логопед предлагает детям назвать картинки и выбрать «лишнюю» в каждом ряду:

- забор, сом, роза, заяц

- сумка, стул, зонт, лиса

Дети объясняют свой выбор

4.Минутка чистописания.

В тетрадях запишите дату
Логопед:
- Запишите в тетрадь заглавных и строчных букв столько, сколько их в карточке

5. Работа со словами.

Логопед предлагает детям записать слова, вставляя пропущенные буквы «з» или «с» в тетради, в два столбика.(сколько слогов в слове и определить место звука в слове)

ва-а
кра-ки
пе-ок
гла-а
берё-а
мо-тик
я-ык
бу-ы

6. Динамическая пауза.

«Пальчиковая гимнастика».

Соединение пальцев подушечками, начиная с мизинцев, по одной паре пальцев на каждую стихотворную строчку (ладони не касаются друг друга).

На базар ходили мы, (мизинцы)
Много груш там и хурмы, (безымянные)
Есть лимоны, апельсины, (средние)
Дыни, сливы, мандарины, ( указательные)
Но купили мы арбуз – (большие)
Это самый вкусный груз! (Пальцы сжимаются в кулак, а большой поднимается вверх)


7. Работа со словосочетаниями и предложениями.

Логопед рассказывает детям, что в компьютер попал «вирус» и в словах появились ошибки:

У Кати новый зарафан.
В небе летит замолет.
Во двор въехал грусовик.
В вазе стояла мимоса.

Детям предлагается исправить ошибки и записать получившиеся предложения.

8. Физминутка.
(Регулятивные, коммуникативные УУД).
Раз- два - все вставайте, Три- четыре – приседайте, Пять-шесть – повернись, Семь-восемь – улыбнись, Девять-десять – не зевайте, Свое место занимайте.

9. Дифференциация звуков в предложении Игра «Собери и прочти предложение» (слова каждого предложения записаны на отдельных листах, свернуты, находятся в футлярах от «Киндер – сюрприз»)

1) В зоопарке живет слон. 2) Лиса испугала зайца. 3) Смотрит солнышко в окошко. 4) У забора растет крапива. 5) Едет зайка на трамвае.


10 .Игра «закончи предложение».
Логопед бросает ребенку мяч, проговаривая начало предложения, ребенок называет подходящее слово (выбирает из предложенных картинок) возвращая логопеду мяч.

В магазин привезли сладкие…….
Кролику дали сочную……………
Соне подарили новые……………
В саду распустились красивые…..
(арбузы, коза, капуста, санки, розы).

11. Работа с буквами – Пропишите буквы на ладошках, на спинах друг другу. Отгадайте, какую букву написал вам на спине сосед по парте. – Отметь разными фигурами буквы: С – квадратом, З – Кружком. С З П Н О С Р З Т В С З – Оживим буквы: (детям предлагается нарисовать глаза, нос, рот, волосы, руки, ноги).

12.Итог – Вам понравилось занятие? – Что понравилось больше? – Что делали? – Что узнали?

Конспект логопедического занятия по теме "Дифференциация звуков С - З в словах".

Алёхина О.Г., учитель-логопед, г. Осинники Кемеровской области.

 

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • закреплять умение дифференцировать звуки “С” - “З” в словах . Коррекционно-развивающие:
  • развивать фонематический слух и восприятие;
  • развивать высшие психические функции: память, внимание, словесно-логическое мышление;
  • развивать грамматический строй речи: упражнение в образовании притяжательных прилагательных;
  • активизировать словарь по теме “Домашние животные”.

Коррекционно-воспитательные:

  • воспитывать интерес к логопедическим занятиям.

Оборудование:

  • предметные картинки для выполнения артикуляционной гимнастики, упражнения на дыхание:
  • солнышко, заборчик, лопатка, горка, зубная щетка; насос, комарик;
  • предметные картинки для игры “У кого кто?”; “Четвертый лишний”:
  • коза, козленок, козлята, козел, свинья, поросенок, поросята, лиса;
  • игрушки: кукла Соня, коза;
  • индивидуальные зеркала, цветные фишки для выкладывания звуковой схемы слова, буквы разрезной азбуки.
  • карточки со словами: собака, коза, свинья, лиса;
  • тетради.

Сюжетно-игровая основа: “Поможем Соне найти козу Зойку”.

Ход

1. Организационный момент.

У детей на столах лежат картинки с изображение домашних животных6 козы, козленка, собаки, свиньи.

- Сядет тот, кто правильно назовет свою картинку.

2. Постановка цели занятия:

Логопед показывает куклу:

- Сегодня на занятие к нам пришла Соня.

- Ребята, какой первый звук в слове СОНЯ? (Звук “С”)

- Отгадайте загадку и вы узнаете, кто есть у Сони.

С бородою, а не старик,

С рогами, а не бык,

Не конь, а брыкается,

Доят, а не корова,

С пухом, а не птица,

Лыко дерет, а лаптей не плетет?

(Коза)

Логопед показывает игрушечную козу.

- Послушайте, КОЗЗЗЗА, какой звук я произнесла дольше другого? (Звук “З”)

- Сегодня на занятии мы будем учиться различать звуки “С” - “З” в словах.

- Однажды пошла Соня пасти козу на лужок, а коза кустик за кустик, деревце за деревце и потерялась. Поможем Соне найти козу Зойку, выполним все задания.

3.Артикуляционная гимнастика.

- Чтобы правильно произносить звуки “С” - “З”, сделаем артикуляционную гимнастику.

Логопед показывает картинки по ходу выполнения артикуляционных упражнений. “Солнышко”, “Заборчик” и т.д.

Упражнение “Улыбка”.

Солнце улыбается,

А у тебя получается?

Вот улыбка до ушей,

Хоть завязочки пришей.

Упражнение “Заборчик”.

Ну а это вот заборчик.

Язычка мы спрячем кончик.

Зубы крепко ты сомкни,

Губы плавно разведи.

Упражнение “Лопатка”.

Вот лопаточка лежит,

Язычок наш не дрожит.

Упражнение “Почистим нижние зубки”.

Чистим, чистим зубы мы,

Будут чистые они.

Упражнение “Горка”.

Кончик в зубы ты упри,

Спинку горкой изогни.

Вышла горка - хороша,

Хоть катай там малыша.

Упражнение “Язычок отдыхает”.

Язычок наш загорает.

Легко, спокойно отдыхает

И тихонько напевает: “И – и – и – и ”.

4. Развитие силы выдоха. Упражнение “Насос”.

Вдох через нос, долгий выдох через рот. Дети подносят ко рту руку тыльной стороной и ощущают холодную струю воздуха.

Губки улыбаются,

Зубки появляются…

Воздух носиком вдыхаем,

Через зубы выдыхаем…

Мы в насос сейчас играем!

С – с – с - с…

-Мимо комарик пролетел и зазвенел: з –з –з –з.

5. Уточнение акустико-артикуляционных признаков звуков “С” - “З”

Артикуляция звука “С”.

При произнесении звука “С”:

- губы растянуты в улыбку;

- зубы “заборчиком” со щелью;

- кончик языка за нижними зубами;

- воздушная струя холодная, направленная вниз,

- голосовые связки не работают.

Характеристика звука “С”.

- Звук “С” согласный, глухой, твердый.

Аналогично дается характеристика и объясняется артикуляция звука “З”.

6. Соотнесение звука с буквой. Пальчиковая азбука.

Логопед вывешивает карточки с печатной и письменной буквой “С”.

- Какой буквой на письме обозначается звуки “С” - “З”?

- Сделаем буквы при помощи пальчиков.

Буква “С”

Левая рука. Большой палец полусогнут, направлен вверх. Остальные пальцы

сомкнуты, полусогнуты, направлены вниз.

Буква “3”

Большие пальцы обеих рук соединяются между собой боковы-ми краями, руки

направлены влево.

Левая рука. Пальцы (кроме большого и указательного) сом-кнуты,

полусогнуты и направлены вверх.

Правая рука. Пальцы (кроме большого и указательного) сомкнуты,

полусогнуты и направлены вниз.

7. Дифференциация звуков “С” - “З” в слогах. Игра “Наоборот”.

- Я буду произносить слоги со звуком “С”, вы должны сказать со звуком “З” и наоборот.

СА…, ЗУ…, ИЗ…, ОСО…, ЗНА…, СВЫ…

8. Дифференциация звуков “С” - “З” в словах. Игра “Эхо”.

- Я буду произносить слоги со звуком “З”, вы должны ответить эхом; сказать слова со звуком “С”.

Зуб – суп, зайка – сайка, Лиза – лиса, коза – коса, роза – роса. Злить – слить, посади – позади.

8. Физминутка.

Са-са-са — вот летит оса. Дети делают взмахи руками.

Са-са-са — укусила в нос оса. Показывают на нос.

Со-со-со — стал мой нос, как колесо. Делают руками колесо.

Сы-сы-сы — не боюсь я злой осы. Покачивают головой.

Су-су-су — я осу в руке несу. Показывают кулак.

За-за-за — вот идет коза. Показывают “козу”.

Зы-зы-зы — нет нигде козы. Разводят руками.

Зу-зу-зу — я домой веду козу.

Показывают веревочку в кулаке.

9. Игра “Четвёртый лишний”.

Для детей, умеющих читать, слова написаны на карточках.

Собака, коза, свинья, лиса.

10. Развитие грамматического строя речи.

А) Упражнение в образовании притяжательных прилагательных:

У козы голова чья ? (козья).

Хвост козий.

Копыто козье.

Рога козьи.

Б) игра “У кого кто?”,

У свиньи поросенок, поросята.

У козы и козла козленок, козлята.

11. Рабата с азбукой, составление звуковой схемы слов КОЗА, СОНЯ.

Уровень сложности 1:

- составление звуковой схемы слов КОЗА, СОНЯ.

Уровень 2:

- составление из букв разрезной азбуки, преобразование слова:

коза - козу - козе, козы, козам,

12. Работа в тетрадях.

-Запишите слова в два столбика, в первый со звуком “С”, во второй со звуком “З”.

Коза, козел, козлята, береза, незабудка, Соня, куст, сосна, оса.

13. Итог занятия.

- Какие звуки учились различать?

 

Литература

1. Бездетная О. С., Серга О. А. Звуковая полянка // Логопед. 2005. №6.

2. Романова Г.В. Формирование правильной дикции у дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 64 с. (Библиотека Логопеда). (1)

3. Соболева А. В. Загадки-смекалки. Практическое пособие для логопедов, воспитателей и родителей / Под. Ред. Проф. Т.Б. Филичевой. – М.: “Гном - Пресс”,1999. – 96 с. (В помощь логопеду).

4. Шевченко И.Н. Конспекты занятий по развитию фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников. – СПб.: ООО “ИЗДАТЕЛЬСТВО “ДЕТСТВО – ПРЕСС”, 20


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие "Поможем зайчонку найти друзей"

Конспект занятия в младшей группе.Цель: продолжать учить рисовать методом "тычок";- уточнить знания детей о зайце....

Совместная деятельность педагога с детьми первой младшей группы. Тема: «Поможем медведице найти медвежат»

Совместная деятельность педагога с детьми первой младшей группы детского сада.Физическая культура.Тема: «Поможем медведице найти медвежат»Условия проведения: занятие проводится во второй п...

ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО НОД в подготовительной группе «Поможем голубю найти друзей»

Интеграция. Коммуникация. Познание. Худ. творчество. Музыка.Задачи.Образовательные:1.     Закрепление навыка четкого произношения поставленных звуков в словах, фразах.2....

Поможем сороке найти хозяина бус

«Поможем сороке найти хозяина бус» Конспект образовательной игровой ситуации по экологическому воспитанию во 2-й мл. группе....

ИГРА - ПУТЕШЕСТВИЕ «ПОМОЖЕМ ЗАЙЧИКУ НАЙТИ ДРУЗЕЙ»

Приобщение детей к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками посредством игровой деятельности....

Конспект игры- занятия с элементами экпериментирования на тему:"Поможем Антошке найти игрушки"

Продолжать знакомить детей со свойствами воды;Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования, умение сравнивать и делать выводы;Развивать речь детей,активизировать их словарь...

“Поможем Соне найти козу Зойку”.

Конспект логопедического занятия по дифференциация звуков С - З в словах...