Проектная деятельность в дошкольной организации: из опыта работы.
статья по логопедии (средняя группа)

Кривохижина Ольга Владимировна

Чтот такое пректная деятельность, этапы работы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проектная деятельность в дошкольной организации: из опыта работы.

   Проектная деятельность — метод реализации индивидуального подхода к обучению, использующий продуктивную, творческую, познавательную или исследовательскую деятельность воспитанников ДОУ. В ходе проектной деятельности дошкольники расширяют кругозор, словарный запас, получают новые знания и учатся находить им практическое применение. Проекты в детском саду —  это результат совместной деятельности взрослых (родителей и педагогов) и детей, направленный на: развитие предметных навыков и знаний у дошкольников, необходимых для успешной учебы в школе ( умение анализировать собственные возможности, ставить задачи, находить пути и оптимальные средства их решения); гармоничное развитие личности ребенка (дети учатся работать в коллективе, находить компромиссы, добиваться поставленных целей, демонстрировать лидерские качества и инициативность, уверенно себя вести в ситуации неопределенности). 

    Проектная деятельность предполагает интеграцию нескольких видов деятельности, объединенных  единой тематикой, глубокое и всестороннее изучение проблемы.

    Основная цель детских проектов в ДОУ по ФГОС заключается в: получении опыта творческой деятельности, воображения, развитии свободной самостоятельной личности; практики коллективного творчества и сотрудничества.

    В своей образовательной деятельности коллектив нашей группы использовал  методику проекта, которая базируется на принципе «я познаю то, что мне пригодится, и знаю, где и как я смогу применить полученные навыки и знания». Эта методика обеспечивает баланс между теоретическими и практическими навыками. Она позволяет активизировать природную любознательность детей и направить ее в нужное русло. Это позволяет отказаться от авторитарной педагогики в пользу принципов сотрудничества в совместной деятельности.  Практика применения проектов в деятельности нашей группы показывает, что воспитанникам она: дает гибкость мышления и самостоятельность в принятии решений; стимулирует использование сенсорики в решении задач на практике; позволяет осознать границы знания и незнания. Педагоги также ощущают положительную динамику, поскольку: практикуют поисковую профессиональную деятельность; учатся планировать работу в соответствии с интересами и способностями детей; самостоятельно планируют воспитательно-образовательный процесс. 

    Целью проектной деятельности в нашей группе является не только готовый продукт, но и сам процесс его создания, в ходе которого педагоги наставляют, помогают, стимулируют интерес и активное участие детей, а те в свою очередь отвечают вовлеченностью. Работа над любым проектом в группе проходит пять этапов:

  1. Погружение и выбор темы. Воспитатель вместе с детьми выбирает наиболее интересную тему, планирует познавательную работу.  Использует систему трех вопросов: Что я знаю? Что хочу узнать? Как я могу это узнать?  Педагогам важно не только поддержать ребенка в его стремлении изучать тот или иной вопрос, но и создать условия для познавательной деятельности, организовать с ним диалог. Для успешного выбора действительно актуальной темы педагоги используют метод создания проблемной ситуации, осознание которой поможет выбрать направление и цель проектной работы. 
  2. Планирование .Педагог планирует процесс осуществления проектной деятельности, содержание, ставит образовательные задачи, продумывает разновидности деятельности, собирает материалы. Затем вместе с воспитанниками он собирает интересные факты, касающиеся предмета проектирования, разрабатывает план работы на примере тематической схемы, чертежа, в который ребенок сможет вносить свои предложения.
  3.  Реализация. На этапе реализации педагогу отводится роль помощника, но не руководителя. Ему важно создать максимально комфортные условия для осуществления запланированного, задействовать как можно больше видов деятельности, что будет способствовать всестороннему развитию детей, его личностных, социальных и учебных компетенций. В ходе проблемного обсуждения активизируется исследовательская деятельность детей, желание анализировать, сравнивать, экспериментировать, делать выводы. В процессе работы дети являются инициаторами и активными участниками деятельности: они осуществляют поисковую работу, осмысление, передачу опыта, обсуждение, коммуникацию, творческую и исследовательскую деятельность. У детей должно быть ощущение самостоятельного выбора, для этого педагог должен тонко направлять, но не доминировать над решениями и выбором воспитанников.  К реализации проекта в группе привлекаются и другие специалисты  (логопед, музыкальный руководитель).
  4. Презентация. Поскольку итогом проекта должен стать ценный для детей материальный продукт, раскрывающий способности и потенциал дошкольников, презентация проекта должна дать возможность поделиться эмоциями, продемонстрировать результаты труда. При этом педагог должен помочь детям не только презентовать свою работу, рассказать о ней, но и осмыслить результаты, достижения. Дошкольникам в рамках подготовке к школе важно формировать навыки выступлений перед публикой, овладения невербальными средствами общения, эмоциональной сферой.  Чаще всего презентация готового проекта проводится в формате круглого стола, праздника, спектакля, выставки, на которые можно пригласить родителей или членов семей воспитанников.   Социальная и личная значимость проекта обеспечивает эмоциональный накал на этапе презентации результатов деятельности. Педагогам важно помочь малышам не только продемонстрировать свой продукт, но и порадоваться за успехи других, искренне и доброжелательно поделиться впечатлениями. 
  5. Рефлексия. Завершающим этапом работы над проектом является рефлексия всех участников проектной деятельности: педагог на педсовете или в личной беседе с родителями дошкольника рассказывает об изменении собственной позиции в ходе реализации задачи. Как правило, наблюдается поэтапное изменение от обучающе-организующей роли воспитателя в начале работы до корректирующей и направляющей на этапе презентации продукта.  Дети нуждаются в похвале и поощрениях, педагогу важно обсудить с ними достигнутые результаты, помочь осознать, какие навыки и умения они получили в процессе работы. В ходе общения с дошкольником педагогу важно показать социально важную результативность его труда, показать, что весь путь осуществления проекта был пройден не зря и он может быть использован в дальнейшем. Продолжительность отдельных этапов реализации проекта зависит от выбранной темы, возраста детей, характера проектной деятельности, числа участников. Важно не только разработать проект, но привести его к созданию готового продукта, который можно будет представить публике. Наличие результата позволит детям испытывать чувство гордости, будет стимулировать инициативность, умение анализировать, планировать, ставить цели и достигать их. Общество получает социально активных, творчески развитых, отмеченных гражданско-патриотическими чувствами детей. 

Проектная деятельность в ДОУ является частью прогрессивного образовательно-воспитательного процесса. Поскольку в силу возраста и отсутствия соответствующего опыта дети не могут самостоятельно найти противоречие, поставить цель, планировать свою деятельность, реализация проектов в детском саду строится на принципах сотрудничества детей и взрослых, которые сопровождают каждый этап работы.



Предварительный просмотр:

Дидактические игры для детей среднего дошкольного возраста с нарушениями речи.

  Средний возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Поэтому особое внимание уделяется оборудованию центра «Будем говорить правильно», в котором имеются  картотеки предметных и сюжетных картинок и настольно-печатные дидактические игры для уточнения произношения гласных звуков и согласных раннего онтогенеза, автоматизации и дифференциации поставленных звуков, подборки игр для совершенствования грамматического строя речи, картинки и игрушки для накопления словаря по всем лексическим темам, достаточное количество игрушек и пособий для работы над дыханием, серий картинок и опорных картинок для обучения детей рассказыванию.

  Хорошая речь – важное условие развития личности ребенка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче высказывать ему свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающего мира, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Речь необходимо формировать и развивать в комплексе с общим развитием ребенка. Гораздо успешнее это осуществлять, используя игры. Как известно, игра – ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Игра способствует созданию заинтересованной, непринужденной обстановки, помогает сделать любой учебный материал увлекательным, повышает речевую мотивацию, побуждает детей к общению друг с другом, процесс мышления протекает быстрее, новые навыки усваиваются прочнее. Чем разнообразнее игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровыезадачи.

Большое влияние на развитие речи дошкольников оказывают дидактические

игры. Дидактическая игра содержит в себе большие возможности в обучении и

воспитании дошкольников. Она может быть использована и как форма обучения, и как

самостоятельная игровая деятельность.

Перечень дидактических игр для развития лексико-грамматического строя речи:

Дидактическая игра: «Угощение для Маши и медведя»

Цель: формировать умение образовывать относительные прилагательные.

прилагательные от существительного Объединять в обобщающие понятия «фрукты», «овощи», «ягоды»

Ход игры:

Вариант 1. Маша пришла в гости к Медведю. Медведь угощает Машу конфетами (Какими?) ,чаем (каким?), предлагает ей варенье (какое?)

Вариант 2. Медведь попросил Машу собрать урожай фруктов, овощей и ягод и приготовить из них сок. В один стакан овощной, в другой фруктовый или ягодный.

«Волшебный паровозик»

Цель: формировать умение слышать место звука в слове ( начало ,середина .конец), развивать фонематический слух.

Ход игры: Детям предлагается расставить картинки с заданным звуком в окошки в соответствии с позицией звука в слове.

Дидактическая игра: «Собери цветок»

Цель: закреплять умения обобщать понятия «домашние животные», «дикие животные»,

«домашние птицы», «насекомые»,, «профессии».

Дидактическая игра: «Составь портрет»

Цель: формировать умение давать правильное название частей лица человека в единственном и множественном числе (ухо- уши, глаз – глаза и т.д.)

Развивать зрительное и слуховое внимание, обогащать словарный запас детей.

Ход игры: Детям предлагается составить портрет человека из частей.

 Дидактическая игра: «Составь предложение»

Цель: формировать умение составлять предложения по картинке или образцу с

заданным предлогом.

Ход игры:Ребенок бросает кубик на игровое поле. Сектор куда упал кубик указывает на предлог, с которым нужно составить предложение. Воспитатель предлагает ребенку схему или образец в помощь.

Дидактическая игра: «Рассели по домикам»

Цель: формировать понятия одушевленного предмета и неодушевленного (живое, неживое)

Дидактическая игра: «Почтальон»

Цель: формировать навык употребления существительных в падежах.

Формировать и развивать умение грамматически правильно строить

предложения, четко произносить слова.

Ход игры:

Лесной почтальон попросил нас помочь ему разнести письма. Вы будете

брать письмо, смотреть картинки и говорить, кому оно и от кого.

При затруднении педагог оказывает помощь наводящими вопросами. Игра

продолжается до тех пор, пока почтальон не «разнесет» все письма и

открытки. По открыткам можно составлять предложения, рассказы; задавать

ребенку наводящие вопросы по теме открытки. Например: Кто на ней

изображен? Для кого цветы? Какой праздник скоро будем отмечать? И т.п.

Дидактическая игра: «Собери одежду для папы и мамы »

Цель: закреплять обобщающие понятия «одежда», «обувь». Дифференциация мужской и женской одежды. Обогащение словаря по теме «Одежда». Развитие связной речи.

Ход игры:  детям предлагается разложить в два чемодана одежду для папы и мамы в отпуск. Ребенок берет картинку, называет предмет. Определяет, что это одежда или обувь. И рассказывает  в чей чемодан он положит эту картинку и почему.

Дидактическая игра: «Ты чей, малыш? »

Цель: закреплять названия детенышей диких и домашних животных и птиц. Согласование числительных с существительными в роде, числе, падеже. Развитие связной речи.

Ход игры:  на ковролин вывешиваются домики с мамами животных и птиц. На столе, перед детьми выкладываются детеныши животных и птиц. Ребенок берет картинку, с детенышем называет его и рассказывает, в какой домик с мамой он посадит детеныша. Это картинка с медвежонком. Я его посажу в домик, где живет мама-медведица.



Предварительный просмотр:

Кабинет учителя-логопеда в детском саду: требования ФГОС ДО

    Так как ФГОС ДО подразумевает создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, мой кабинет представляет собой специально оборудованное помещение для подгрупповых и индивидуальных занятий с детьми. Он оснащен наглядно-дидактическим материалом и мебелью.

Организуя РППС кабинета в соответствии с требованиями ФГОС ДО, руководствовалась принципами:

  • доступности: материал для самостоятельных игр расположен на нижних открытых полках, методическая литература и документация логопеда – на верхних полках;
  • системности: весь материал систематизирован по разделам; каждому разделу отведена отдельная полка; составлен паспорт кабинета с перечислением всего имеющегося оборудования;
  • здоровьесбережения: имеется основное и дополнительное освещение; проведена пожарная сигнализация; столы и стулья для детей разной группы мебели; стены кабинета теплого, спокойного светлого цвета, мебель также имеет светлый пастельный тон;
  • учета возрастных особенностей: размеры мебели, наглядно-дидактический материал и игры подобраны в соответствии с возрастом детей группы;
  • мобильности: дидактическое пособие «Волшебная азбука» легко снимается со стены и переносится во время занятий и игры.
  • вариативности: наглядно-методический материал и многие пособия многовариантны.

По оснащению и применению кабинет разделен на центры:

  • индивидуальной работы;
  • речевого и креативного развития;
  • хранения наглядно-дидактических пособий и документации;
  • рабочее место учителя-логопеда;

Центр индивидуальной работы

    Находится в наиболее освещенном месте, свет слева. Оборудован дидактическим столом с встроенным зеркалом с дополнительной подсветкой. В закрытых контейнерах хранятся инструментарии для постановки звуков (зонды логопедические и массажные, шпатели, спиртовые салфетки, перчатки, спирт  и т.п.)

Центр речевого и креативного развития

Находится в доступном для детей месте и содержит материал для самостоятельных игр на развитие мелкой моторики,  (мозаики, шнуровки, пазлы, кубики, пирамидки),  Дыхательные тренажеры, игрушки и пособия для развития дыхания (свистки, свистульки,  вертушки  и  другие  надувные  игрушки,  «Мыльные  пузыри»,  перышки, сухие листочки, лепестки цветов и т.д.).  Объекты для исследования в действии (доски-вкладыши, палочки Кюизенера, и др.)Дидактические игры на развитие психических функций - мышления, внимания, памяти, воображения

Центр хранения наглядно-дидактических пособий и документации

Находится на верхних полках. Весь материал систематизирован по разделам, пособия пронумерованы по темам: звукопроизношение, развитие фонематического восприятия, лексико-грамматического строя, связной речи, обучение грамоте. Перечень материалов:

1.  Картотека  материалов  для  автоматизации  и  дифференциации  звуков  всех  групп  (слоги,  слова,  словосочетания,  предложения,  потешки,  чистоговорки,  тексты,  словесные  игры).  

2. Логопедический альбом для обследования звукопроизношения 156 .  

3.  Логопедический  альбом  для  обследования  фонетико-фонематической  системы  речи 157 .  

4.  Предметные  картинки  по  изучаемым  лексическим  темам,  сюжетные  картинки,  серии сюжетных картинок.  

5. Алгоритмы, схемы описания предметов и объектов, схемы для обучения рассказыванию, мнемотаблицы

6. Лото, домино по изучаемым лексическим темам.  

7.  «Играйка  1»,  «Играйка  2»

8.  Небольшие  игрушки  и  муляжи  по  изучаемым  темам,  разнообразный  счетный  материал.  

9. Предметные и  сюжетные картинки  для автоматизации  и дифференциации звуков  всех групп.

10. Настольно-печатные дидактические игры для автоматизации и дифференциации  звуков всех групп.  

11. Настольно-печатные игры для совершенствования грамматического строя речи.  

12.  Раздаточный  материал  и  материал  для  фронтальной  работы  по  формированию  навыков звукового и слогового анализа и синтеза, навыков  анализа и синтеза предложений

 (  светофорчики  красного, синего, зеленого цветов для  определения  места  звука  в  слове,  пенальчики трех цветов.)  

13.  Настольно-печатные  дидактические  игры  для  развития  навыков  звукового  и  слогового анализа и синтеза

14. Разрезной алфавит, азбука для коврографа, индивидуальные кассы с буквами

15. Наборы с полосками для анализа и синтеза предложений

16. Геометрическое лото, геометрическое домино  (для формирования и активизации математического словаря).  

17. Дидактические пособия для инсценирования нескольких сказок.  

18.  Игры  и  пособия  для  обучения  грамоте  и  формирования  готовности  к  школе.  

19. Тетради для подготовительной к школе логопедической группы

20. Образно-символический материал (головоломки, лабиринты,ребусы, кроссворды).  

Рабочее место учителя-логопеда

  Оборудовано столом, стулом. Документация логопеда и паспорт логопедического кабинета хранятся в шкафу рядом с рабочим местом. Имеется ТСО: ноутбук.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация проектной деятельности в детском саду» (из опыта работы воспитателя)

Необходимы новые наиболее эффективные пути и средства решения поставленных задач перед образовательным учреждением и нами - педагогами. Сегодня одним из наиболее ярких, развивающих, интересных, значим...

Статья «Организация проектной деятельности в детском саду» (из опыта работы воспитателя)

В современном мире необходимы новые наиболее эффективные пути и средства решения поставленных задач перед образовательным учреждением и нами - педагогами. Сегодня одним из наиболее ярких, развивающих,...

Организация проектной деятельности в детском саду (из опыта работы музыкального руководителя)

Организация проектной деятельности в детском саду (из опыта работы музыкального руководителя)...

Организация проектной деятельности в детском саду (из опыта работы)

статья будет интересна дошкольным работникам, тем кто шагает в ногу со временем!...

Статья. "Организация проектной деятельности в детском саду (из опыта работы)"

Проектная деятельность дошкольников является уникальным средством обеспечения сотрудничества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию....

Организация проектной деятельности в детском саду (из опыта работы)

Проект - это комплекс действий, специально организованный педагогами и выполняемый детьми и взрослыми участниками проекта. В проектной деятельности в ДОУ принимают участие дети, педагоги, семья. Проек...

Организация проектной деятельности в детском саду(из опыта работы воспитателя)

Со вступлением в силу Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, заметно возрос интерес педагогов дошкольного образования к проектной деятельности. Исследователи...