Информационно-компьютерные технологии в коррекционной работе с детьми
статья по логопедии

Осадчая  Марина Николаевна

Рассматривается использование  информационно-компьютерных  технологий  в коррекционной работе  с детьми ОВЗ, в  различных видах деятельности с учётом современных методов и средств обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx33.07 КБ

Предварительный просмотр:

Марина  Николаевна Осадчая,

                                   учитель-логопед

                                   МАДОУ ДСКВ «Солнышко»,

                                   г.Покачи

                                 

Информационно-компьютерные

технологии в коррекционной работе  с детьми

  Аннотация.  Рассматривается использование  информационно-компьютерных  технологий  в коррекционной работе  с детьми ОВЗ, в  различных видах деятельности с учётом современных методов и средств обучения.

Одним из приоритетных стратегических направлений модернизации образования в нашей стране является внедрение и активное использование средств информационно- коммуникационных технологий в работе детского сада, обеспечивающих становление образования нового типа, направленного на развитие и саморазвитие личности (национальный проект «Информатизация системы образования» (ИСО).

Особенное значение данное направление имеет в случае обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения.

Информационно – коммуникативные технологии (ИКТ) -это комплекс учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формах и методах их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждений образования и детей.

     Современные информационно-коммуникационные технологии предоставляют для обучения принципиально новые возможности, их коррекционно-развивающий потенциал заключается в повышении производительности обучения за счет:

– реализации принципа модальности (совместной координированной работы моторного, слухового и зрительного анализаторов при выполнении заданий),

– реализации принципа комплексности (использование разнообразных методов и приемов коррекционной педагогики и современных средств обучения),

– увеличения плотности занятия (интеграция рациональности, динамичности и информативности),

– повышения учебной мотивации воспитанников (моделирование интерактивной коррекционно-развивающей учебной среды),

– раскрытия резервных возможностей ребенка с особыми образовательными потребностями (соответствие способу восприятия информации, которым отличается современное поколение детей).

Система коррекционно-образовательной работы с применением ИКТ, предполагает решение следующих задач:

- обеспечение развивающего обучения дошкольников: всестороннее развитие их интеллектуально-волевых качеств, формирование у воспитанников психических функций и личностных качеств за счет насыщения обучения продуктивными видами деятельности: сравнение, классификация, конструирование, прогнозирование;

– создание дополнительных условий психолого-педагогической поддержки ребенка-дошкольника, стимулирующих их интеллектуальное и личностное развитие.

– повышение психолого-педагогической культуры и воспитательной компетентности родителей, побуждение их к активной и сознательной деятельности по закреплению в условиях семьи новых навыков у детей.

– оптимизация процедуры изучения речевых и психических функций у детей.

– объединение усилий специалистов, родителей и воспитанников в целях коррекции проблем развития у детей с ОВЗ.

Эти задачи решаются с помощью различных средств: аппаратных (компьютер, принтер, сканер, копир, проектор, интерактивная доска, фото- и видеотехника,  звукозаписывающие устройства, мультимедиа и т.п.) и программных (виртуальные конструкторы, тренажеры, комплексные обучающие пакеты, поисковые системы, интернет).

Работа с детьми включает:

– индивидуальные специализированные занятия с использованием компьютерных технологий;

– НОД, индивидуальная образовательная деятельность с использованием мультимедиа презентаций;

– праздники и развлечения с использованием слайд-шоу и презентаций;

– диагностика речевых и психических функций с использованием возможностей компьютера (создание системы мониторинга).

Работа с родителями:

– интерактивные формы взаимодействия с использованием компьютерных программ и сети Интернет;

– видеотека на переносных накопителях информации (флеш-дисках);

–консультативно-методическое сопровождение (буклеты, памятки, информация для уголка родителей, родительский лекторий);

Работа с педагогами:

– мастер-классы и педагогические советы с использованием мультимедийных презентаций;

– семинары-практикумы с просмотром видео-зарисовок, видеороликов на интерактивном оборудовании;

– презентация опыта работы с электронным сопровождением на различных областных и районных мероприятиях;

 – творческие недели (просмотр интегрированных коррекционных занятий с их последующим анализом).

Использование ИКТ в работе с детьми с ОВЗ, предусматриваетих внедрение в следующие направления коррекционно – развивающей работы с дошкольниками:

  • Коррекционно-оздоровительное  направление - игры на развитие общей, мелкой моторики рук;
  • Занятия по ознакомлению с окружающим миром;
  • Занятия по формированию математических представлений;
  • Работа над развитием и коррекцией познавательных процессов (восприятие, память, внимание, мышление, воображение);
  • Формирование зрительно-пространственных отношений;
  • Сенсорное развитие (цвет, форма, величина);
  • Развитие связной речи – пересказ (составление) текста с опорой на серию сюжетных картинок;
  • Обучение грамоте – формирование навыков фонематического анализа;
  • Работа над звукопроизношением – артикуляционная гимнастика, автоматизация звуков, дифференциация звуков и букв;
  • Формирование лексико-грамматических категорий – словообразование, словоизменение.

Успешно применять ИКТ позволяют следующие средства:

Специализированные компьютерные программы, комплексы, тренажеры:  

  • «Игры для Тигры» (авт. Л. Р. Лизунова).Специализированная компьютерная технология адресована, прежде всего, специалистам – логопедам и дефектологам детских учреждений, но может использоваться и в домашних условиях под руководством педагога. Предназначена для коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста.
  • Логопедический тренажер «Дэльфа-…» представляет собой комплексную программу по коррекции разных сторон речи детей, помогает работать над произносительными навыками и решать разнообразные задачи: от коррекции речевого дыхания и голоса до развития лексико-грамматической стороны речи.

.

Интерактивные дидактические материалы, образовательные ресурсы:

  • https://mersibo.ru – Развивающие игры для детей от 2 до 8 лет;
  • http://window.edu.ru- Единое окно доступа к образовательным ресурсам;
  • https://solnet.ee/ - Детский портал «Солнышко»;
  • http://logoportal.ru/- Логопедический портал. Всероссийский образовательный сайт;
  • http://www.logoped.ru/- Электронный портал для логопедов, дефектологов;
  • https://dohcolonoc.ru/- сайт для воспитателей детских садов   и т.д.

Мультимедийные презентации(MicrosoftPowerPoint ):

При проведении непосредственной образовательной деятельности (НОД) используются компьютерные презентации, в соответствии с лексической темой и планом занятия. В сюжетно-игровой форме дети знакомятся с временами года, животными, птицами, профессиями.

Разработаны авторские презентации  по  лексическим темам («Времена года», «Цветы», «Космос», «Птицы», «Животные» и др.). Презентации озвучены, включают клипы, сказки, стихи по теме, ребусы, кроссворды, изографы.

Презентации используются на различных этапах совместной организованной деятельности, обеспечивая методическую и дидактическую поддержку:

  • В начале для обозначения темы с помощью наводящих вопросов, создавая проблемную ситуацию;
  • Как сопровождение объяснения определенного материала (схемы, рисунки, видеофрагменты и т. д.);
  • Как информационно-обучающее пособие;
  • Для контроля усвоения материала детьми;
  • На праздниках и развлечениях как анимационный фон (видеоролики, фотошоу для создания праздничной атмосферы) или часть сюжетной линии (например, к детям с экрана может обращаться мультипликационный герой с какой-либо просьбой и т.п.).

    Презентации можно транслировать с помощью компьютера, интерактивной доски, проектора.

На индивидуальных  и групповых занятиях со специалистом презентации используются как дидактический материал дляобобщении и систематизации пройденного материала. 

Каждая непосредственно-образовательная деятельность должна быть комплексной, представлять собой оптимальную комбинацию традиционных и компьютерных средств обучения, отвечающую индивидуальным образовательным потребностям ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Использование ИКТ требует соблюдения определенных условий для сохранения здоровья ребенка (соблюдение СанПиНов):

Гигиенические нормы и рекомендации при организации занятий:

  • Максимальная одноразовая  длительность работы:

Для детей 6 лет 1 -2 групп здоровья                15 минут в день

Для детей  6 лет 3 группы здоровья                 10 минут в день

Для детей 5 лет  1 – 2 группы здоровья           10 минут в день

Для детей 5 лет 3 группы здоровья                   7 минут в день

  • В течение одного дня допускается проведение не более одного занятия с использованием компьютера.
  • Рекомендуемое время для занятий с использованием компьютера:

- первая половина дня – оптимальна

-вторая половина дня – допустима, но занятие следует проводить в интервале  от 15 ч.30 мин. до 16 ч. 30 мин., после дневного сна и полдника.

  • Рекомендуемая максимальная кратность работы для детей 6 лет – 2 раза в неделю.
  • Рекомендуемые дни недели для занятий с компьютером: вторник, среда, четверг – оптимальные; понедельник – допустимый. В первый день недели  работоспособность ещё не достигает желаемого уровня ( нарушение режима в выходные). В пятницу заниматься на компьютере  нежелательно, происходит резкое снижение работоспособности в силу накопившейся недельной усталости.
  • Недопустимо проводить занятия с компьютером во время, отведённое

           для прогулок и дневного отдыха.

Работа с родителями ребенка с ограниченными возможностями здоровья с использованием ИКТ осуществляется  в детском саду  в двух направлениях:

  • просветительское (информация, предоставляемая на сайте МАДОУ, родительские собрания и родительский лекторий с применением презентаций в качестве зрительного сопровождения новой информации.У родителей есть возможность взять электронный материал по интересующей теме у педагога – («Артикуляционная гимнастика», «Релаксация с музыкальным сопровождением», и т.д. ИКТ используются для оформления информационных стендов, создания памяток, буклетов для родителей.
  • организация совместной деятельности семьи и педагогов МАДОУ: создание проектов на заданные темы.

Работа с педагогами: В целях методического и организационного обновления профессиональной деятельности педагогический коллектив МАДОУ использует формы работы, в состав которых также включены ИКТ:

  • семинары-практикумы, мастер-классы, педагогические советы, с использованием презентаций
  • видео  конференции и вебинары в режиме онлайн;
  • создание и ведение личного сайта педагога.

Таким образом, использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе значительно расширяет и обогащает учебно-информационное пространство и обеспечивает качество дошкольного образования, органично встраивается в организацию помощи дошкольникам с ОВЗ, с учетом индивидуальных возможностей и коррекционно-образовательных потребностей ребенка, не требует дополнительных затрат учебного времени, не ведет к перегрузке внепрограммными знаниями.  А вместе с тем стимулирует индивидуальную деятельность и развитие познавательных процессов воспитанников, расширяет кругозор ребенка, воспитывает творческую личность, адаптированную к жизни в современном обществе.

Литература:

  1. Гаркуша Ю. Ф., Черлина Н. А., Манина Е. В. Новые информационные технологии в логопедической работе. // Научно-методический журнал “Логопед”, - 2004.- № 2 (22).
  2. Емченко С. А. Интеграция информационных и компьютерных ресурсов в коррекционно-образовательный процесс ДОУ. // Составитель Емченко С. А. - Южно-Сахалинск, Издательство ГОУ ДПО ИРОСО, 2012.
  3. Методические рекомендации для педагогов, специалистов образовательных учреждений, родителей Сост.: Алещенко С. В. , Воронкова И. А., Потапова М. А. Использование средств ИКТ для дистанционного образования детей с ОВЗ.. - г. Томск , 2010 г., 62 стр.

  1. Соломахина Т. Н., Михалева И. М., Шевченко Е. В. Использование коммуникационных технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ // Молодой ученый. - 2017. - №16. - С. 496-498.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование здоровьесберегающих технологий в работе в работес дошкольниками".

Здоровьесберегающая технология - это система мер,включающая взаимосвязь и взаимодействие  всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обуче...

Программа коррекционно-развивающей направленности «Использование методов песочной терапии в коррекционной работе с детьми группы компенсирующей направленности»

Современные условия работы педагогов предъявляют высокие требования к их профессионализму.  Изменения в системе образования – принятие новых стандартов, определяющих результаты обучения как...

Коррекционно-развивающий проект «Использование артикуляционной и пальчиковой гимнастики в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ 4-5 лет»

Коррекционно-развивающий проект«Использование артикуляционной и пальчиковой гимнастики в коррекционно-развивающей работес детьми с ОВЗ 4-5 лет» Тема...

Основные (классические) методы работы коррекционного педагога с детьми дошкольного возраста. Структура коррекционного занятия.

Консультация для педагогов: "Основные (классические) методы работы коррекционного педагога с детьми дошкольного возраста. Структура коррекционного занятия."...